Кинопродюсер
Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Функции продюсера могут выполнять также режиссёры, актёры, сценаристы.
Основная задача продюсера — обеспечить съёмочной группе условия для съёмок фильма, создать ей условия для успешной реализации творческой задачи (сверхзадачи).
Содержание
1 Разновидности
2 История
3 Особенности профессии
4 Литература
Разновидности |
Продюсер — создает условия для создания фильма. Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Продюсер участвует во всех стадиях создания фильма, от начала разработки до начала проката.
Исполнительный продюсер — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах роль исполнительного продюсера может выполнять автор/сценарист.
Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и обеспечивает финансирование фильма. Вовлечен в ежедневное производство в большей мере, чем просто продюсер.
Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах кинопроизводства человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.
Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.
Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.
Административный продюсер — докладывает совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.
История |
Система продюсеров зародилась в конце 1910-х годов в Голливуде и стала естественным шагом к введению персональной ответственности за комплекс творческих, организационных и финансовых вопросов, без решения которых невозможны производство и прокат игрового кинофильма. Облик довоенного американского кино продюсеры определяли в гораздо большей степени, чем режиссёры. Хрестоматийным примером продюсера в классическом Голливуде был Ирвинг Тальберг; сразу после его смерти Американская киноакадемия учредила награду его имени, которая вручается лучшим кинопродюсерам.
Особенности профессии |
Неизбежной издержкой деятельности продюсеров стали их претензии на диктат в творческих и кадровых вопросах (хрестоматийный пример — деятельность Д. Селзника на проекте «Унесённые ветром», где в процессе создания одного фильма сменилось четыре режиссёра). Вместе с тем известно немало случаев, когда продюсер не просто способствует реализации режиссёрского замысла, но и выводит в жизнь целую плеяду молодых талантливых режиссёров.
Литература |
- Ю. А. Кравцов, Основы киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006 г.
- А. Роднянский, Выходит продюсер. М., «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Это заготовка статьи о кинематографе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |