Чистяков, Фёдор Валентинович
Фёдор Чистяков | |
---|---|
Фёдор Чистяков в 2010 году | |
Основная информация | |
Полное имя | Фёдор Валентинович Чистяков |
Дата рождения | 28 декабря 1967(1967-12-28) (50 лет) |
Место рождения | Ленинград, СССР |
Страна | СССР Россия |
Профессии | певец, автор песен, мультиинструменталист |
Годы активности | 1986—1992, 1997—2005, 2009—настоящее время |
Инструменты | баян, гитара, балалайка, бас-гитара, клавишные |
Жанры | рок, фолк-панк |
Псевдонимы | Дядя Фёдор |
Коллективы | «Scrap» «Ноль» «Чёрные Индюки» «Bayan, Harp & Blues» «Чистяков-Бэнд» «F4Band» |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Фёдор Валенти́нович Чистяко́в (28 декабря 1967 года, Ленинград, СССР) — советский и российский рок-музыкант, композитор, автор песен, баянист и гитарист, лидер, а также основатель группы «Ноль» (1986—1999). Имеет неформальное прозвище «Дядя Фёдор»
Содержание
1 Биография
1.1 1980-е годы
1.2 1990-е годы
1.3 2000-е годы
1.4 2010-е годы
2 Дискография
2.1 Сольная дискография
2.1.1 Студийные альбомы
2.1.2 Концертные альбомы
2.1.3 Сборники
2.2 В составе разных групп
2.2.1 Студийные альбомы
2.2.2 Концертные альбомы
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Биография |
Родился Фёдор Чистяков 28 декабря 1967 года в Ленинграде. В возрасте 8 лет начал заниматься в музыкальном кружке при общеобразовательной школе по классу баяна. Позже продолжил обучение в музыкальной школе им. Н. А. Римского-Корсакова. В 6-м классе Фёдор очень увлёкся современной музыкой, стал учиться играть на гитаре и загорелся идеей организовать группу.
1980-е годы |
В 1985 году, оказавшись после переезда в новой школе, Фёдор знакомится с Алексеем «Николсом» Николаевым и Анатолием «Люлей» Платоновым (ныне лидер группы «Самые Неприятные Кавалеры»). Втроём они создали группу «Scrap» (с англ. — «мусор, металлолом») и даже записали дома у Фёдора магнитоальбом «Scrap», воспользовавшись отсутствием родителей[1]. В этом же году друзья начинают посещать кружок звукозаписи в доме Юного Техника на Панфиловой улице, где знакомятся с создателем и руководителем кружка, Андреем Тропилло. С осени 1985-го до весны 1986 года ребята записывают так называемый «учебный альбом».
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Фёдор пел, играл на гитаре и басу, Николс — на барабане и гитаре. Находившийся в соседней комнате Тропилло в творческий процесс особо не вмешивался, обучая, по его воспоминаниям, «игре на испанской гитаре каких-то девочек-десятиклассниц».mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Александр Кушнир, «100 магнитоальбомов советского рока» [2].
На самом деле кружок звукозаписи был прикрытием для полуподпольной студии Тропилло «АнТроп», в которой неофициально записывались как уже ставшие известными группы Ленинградского Рок-клуба — такие, как «Алиса», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино» — так и совсем юные исполнители (вроде школьных групп «Соседи», «Младшие братья» и тот самый чистяковский «Scrap»). Там, в студии, Чистяков и Николаев познакомились с бас-гитаристом Дмитрием «Монстром» Гусаковым («Medium», «Вымысел», «Цветные сны»), который заменил Толика Платонова.
В середине 1986 года на студии Тропилло был записан первый альбом Чистякова сотоварищи — «Музыка драчёвых напильников» — и встал вопрос о новом названии группы. Оно пришло из песни «Инвалид нулевой группы»; так коллектив получил название «Нулевая группа» (к осени сократившееся до простого «Ноль»). Альбом позднее был включён в каталог подпольной звукозаписи в СССР — в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»[2].
14 декабря 1986 года свежеиспечённая группа «Ноль» дебютировала в клубе «Юность» на Московском.
26 декабря 1986 года группа «Ноль» произвела фурор на Новогоднем концерте в Рок-клубе, выступив с песнями «Сказка о колбасе», «Коммунальные квартиры» и пр.
Проект привлёк внимание публики и критиков благодаря необычной манере игры Фёдора Чистякова на баяне, нехарактерном для рок-музыки инструменте, а также острыми социальными текстами и выразительным сценическим образом парня в русской рубахе с гармошкой, играющего рок-н-ролл.
Это рабочие районы, и сегодня они почти те же, что были сто лет назад. Оттуда родом почти все музыканты «Ноля», включая Фёдора, и эта дореволюционная эстетика «парень-с-гармошкой» откуда-то из «Юности Максима», с которой Федя вышел на рок-подмостки, досталась ему в наследство от этих мест.
— Василий Соловьёв-Спасский, «Крестики-нолики, или Повесть о горе-злосчастии Федьки Чистякова» («Огонёк», 1996) [3]
В марте 1987 года «Ноль» выехал на первые гастроли — в Новгород. С этого момента у группы начинается бурная концертная деятельность. В 1989—1990 годах группа побывала в Финляндии, Чехословакии, Франции, Германии, Ирландии.
1990-е годы |
Творческий пик группы пришёлся на 1991 год, когда был выпущен альбом «Песня о безответной любви к Родине», многие песни из которого стали хитами и по сей день не сходят с эфиров радиостанций «Наше Радио» и «Радио Рокс». «Песня о настоящем индейце» включёна в хит-парад «100 лучших песен русского рока в XX веке» («Наше Радио»).
Альбом из всех, когда-либо выпущенных Дядей Фёдором и компанией, пожалуй, наиболее известный и во всех отношениях «хитовый». Вряд ли найдётся в России человек, которому были бы неизвестны «Человек и кошка», «Улица Ленина» или «Песня о настоящем индейце».
— Дед Звукарь (Соня Соколова), портал «Звуки.Ру» (2003)[4]
В 1991—1992 годах Чистяков проживает в Комарово на даче у своей приятельницы Ирины Левшаковой, в те годы активно общавшейся с представителями рок-тусовки (в том числе Борисом Гребенщиковым, Константином Кинчевым и др.) и которой приписывают вину в гибели Александра Башлачёва и умопомрачении Фёдора Чистякова. В «тусовке» она была известна как «та ведьма».[источник не указан 57 дней] На даче Ирины в Комарово, по свидетельствам современников, в ходу были галлюциногенные грибы и марихуана. В 2010 году на даче уже 51-летней Ирины сотрудниками Госнаркоконтроля была обнаружена самая крупная за последние годы плантация конопли — более 1200 кустов[5].
В это время Фёдор Чистяков знакомится с кинорежиссёром Бахытом Килибаевым, изредка наведывается в Москву в связи со съёмками клипа «Иду, курю». Летом 1992 года Фёдор Чистяков вместе с группой «Ноль» выезжает в Москву для записи альбома «Полундра». Это время тяжёлого личностного кризиса, вызванного различными обстоятельствами, в том числе, употреблением наркотиков. В это же лето Бахыт Килибаев заканчивает свой мистический триллер «Гонгофер». В качестве саундтрека фильма полностью используются треки группы «Ноль» из разных альбомов.
Ноль подходят к своему краю. «Полундра», записанная уже за несколько месяцев до так называемой трагедии Фёдора Чистякова, — это последний его крик души. Слушать его не так просто, потому что налицо полный крах и деградация, альбом раздражает и нервирует… Фёдор создаёт свой гимн суициду … «Последнее, зачем было жить — это записать этот альбом. Больше смысла жить не было». И словно в насмешку: «Нам очень хорошо заплатили за „Полундру“, миллион, или там сто тысяч, я не помню, помню, что это был целый рюкзак денег.»
— Василий Соловьёв-Спасский, «Крестики-нолики, или Повесть о горе-злосчастии Федьки Чистякова» («Огонёк», 1996) [3]
8 октября 1992 года Чистяков в Комарово вышел на прогулку с Ириной Левшаковой и напал на неё с ножом, нанеся ей несколько ножевых ранений в области шеи (впоследствии на допросе объяснял свой поступок тем, что по его мнению, она ведьма, и что он хотел избавить человечество от её чёрной ауры). Был осуждён по статье 15,103 УК РСФСР. Во время следствия Чистяков провёл около года в заключении в «Крестах». На суде был признан невменяемым. С диагнозом параноидная шизофрения был отправлен на лечение в Городскую психиатрическую больницу № 3 имени И. И. Скворцова-Степанова, где находился с августа 1993 по сентябрь 1994 года.
В 1995 году Фёдор Чистяков стал Свидетелем Иеговы, коим остаётся по сей день. Библейские знания, по его словам, буквально спасли его. Став глубоко религиозным человеком, Фёдор кардинально изменил свой образ жизни: бросил пить, курить, сквернословить и исполнять свои прежние песни, основанные на этих пороках.
В 1997 году музыкант начал сольную карьеру. Был записан альбом «Когда проснётся Бах». Альбом большей частью состоял из инструментальных переработок И. С. Баха. Был холодно принят как слушателями, так и критиками. Впоследствии музыка из этого альбома была оценёна и использована режиссёром Александром Барановым в сериале «Участок»
В отсутствие концепции единственным сколько-нибудь интересным номером может считаться вольное переложение темы Doors «Реорlе Аrе Strange», — хотя бы самим выбором источника. Можно предположить, что Фёдор Чистяков больше не «Дядя Фёдор» и уже не Инвалид Нулевой Группы, а совершенно здоровый член общества…
— Андрей Бурлака. Рецензия: Фёдор Чистяков «Когда проснётся Бах» (1997)[6]
В 1998 году состоялась попытка воссоединения группы «Ноль». Совместно был дан ряд концертов, на основании которых был создан концертный альбом «Что так сердце растревожено». На студии «Мелодия» были записаны три композиции.
2000-е годы |
В 2000 году Фёдор Чистяков познакомился с московским блюзовым исполнителем на губной гармошке Владимиром Кожекиным («Станция Мир») и петербургским блюзовым гитаристом Иваном Жуком («Наеховичи»). Был образован совместный проект «Bayan, Harp & Blues», ориентированный на инструментальную музыку. Был записан альбом, носящий такое же название, и дана серия совместных концертов.
Одновременно с этим возник Питерский акустический проект «Зелёная комната», в котором участвовал Игорь Рудик — клавишник, известный по группе «Дети». При его участии был записан альбом «Бармалей инкорпорейтедъ», с песнями на детские стихи Корнея Чуковского, Тима Собакина, Григория Кружкова, Даниила Хармса, и др., выпущенный фирмой «Мистерия звука» в 2001 году. В записи альбома принял участие как аранжировщик и звукооператор Пётр Струков, известный ранее как один из основателей и авторов группы «Дети», ставшей известной благодаря песням «Три аккорда», «Пол Маккартни» и «Всё, я сказал!».
Если «Бибигон» был написан Чуковским для того, чтобы мягко приучить детей к классическим формам мировой поэзии, а «Времена года» — пособие для игры на фо-но, то «Бармалей Инкорпорейтедъ», созданный «дядей Фёдором» Чистяковым, экс-лидером ломовой группы «Ноль», может считаться наиболее комфортным способом обучения детей и взрослых лучшим образцам мирового рока. За литературную основу взята книжка детских стихов «Всё Наоборот»: Чуковский, Сапгир, Милн и другие любимые детские поэты. За музыкальную основу взяты Deep Purple, Chuck Berry, James Johnson и прочие мастера прошлого века.
— Соня Соколова, портал «Звуки.Ру» (2001)[7]
В 2003 году фирмой «Отделение Выход» был выпущен альбом «Ондатр». Наиболее известные песни из альбома — «Ондатр», «Старый Джон Белл», «Медведь», «Цвет моей мечты» — до сих пор занимают прочное место в репертуаре артиста.
Дядя Фёдор в гордом одиночестве продолжает разрабатывать золотые жилы, которые его старшие товарищи обменяли на гарантированную миску радиопохлёбки. При этом того же «Медведя» не брезгуют крутить по радио… Что ж, хоть кто-то продолжает держать марку настоящего питерского рока. Кустарного и экстравагантного, забавного и ни от чьих прихотей особо не зависящего.
— Дмитрий Бебенин, портал «Звуки.Ру» (2003)[8]
Примерно в это же время Фёдор Чистяков вместе с клавишником Игорем Рудиком объединились с известной питерской ритм-секцией Юрия Николаева (барабаны) и Наиля Кадырова (бас), образовав так называемый «Чистяков-Бэнд». В этом составе группа просуществовала до 2005 года. В этом году Фёдор Чистяков объявил об окончательном уходе со сцены и закрытии проекта.
В течение периода молчания Фёдор Чистяков совсем отошёл от музыки и занимался видеопроизводством. Первым заметным результатом этого стал концертный DVD, отснятый на концертах «Чистяков-Бэнд» в 2003—2004 году «Ондатра брать живым». Это видео было полностью подготовлено Фёдором Чистяковым.
Несмотря на заявление Чистякова в 2005 году, о том, что он не планирует больше записывать альбомы и возобновлять концертную деятельность, осенью 2009 года им был выпущен альбом-саундтрек «Кинопробы», включающий в себя музыку к сериалам «Громовы» и «Синдром Феникса».
В декабре 2008 года в кинотеатрах России состоялась премьера музыкального фильма «Стиляги», в саундтрек которого вошла сделанная Константином Меладзе свинговая аранжировка песни из альбома «Песня о безответной любви к Родине» (1991) — «Человек и кошка», в исполнении Сергея Гармаша.
23 октября 2009 года музыкант в своём блоге официально заявил о возвращении на сцену, уточнив, что это произойдёт не в составе группы «Ноль», а совместно с музыкантами петербургской группы «Кафе».
Всё произошло довольно неожиданно, тем любопытнее будет результат. Началось всё со съёмок клипа для группы «Кафе» и совместной записи версии песни «Цвет моей мечты». Сейчас мы с музыкантами «Кафе» начали совместные репетиции. В середине декабря, если всё будет идти по плану, состоятся наши совместные концерты. В программе композиции с моих сольных альбомов и песни из репертуара группы «Ноль», которые последний раз звучали со сцены более 17 лет назад («Улица Ленина», «Человек и кошка» и другие)
Первые же выступления в декабре 2009 года прошли с большим успехом на больших концертных площадках обеих столиц. Особенностью концертной программы под названием «Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя», стало исполнение блока песен из репертуара группы «Ноль», действительно не исполнявшихся на сцене около 20 лет («Улица Ленина», «Инвалид нулевой группы», «Человек и кошка»).
2010-е годы |
В течение 2010—2011 г. Фёдор Чистяков в сопровождении музыкантов группы Кафе активно гастролировал с программой «Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя».
Летом 2010 года Чистяков с этой программой появился на фестивале «Нашествие».
Летом 2010 года Фёдор Чистяков работал над созданием концертного альбома, основанного на записях сделанных на представлениях программы «Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя». Одноимённый DVD+CD увидел свет в ноябре 2010 года.
В 2010 году Чистяков вместе с группой записал студийный альбом «Дежавю», изданный ограниченным тиражом на виниле. Альбом был записан и сведён в Санкт-Петербурге осенью 2010 года.
Результат не удовлетворил музыканта и в течение 2011 года Фёдор Чистяков продолжил работу над записанным студийным материалом в своей студии.
Осенью 2011 года был опубликован альбом «Updated2012».
альбом «Updated 2012» — квинтэссенция чистяковского перфекционизма, … памятник и приговор самому себе. Недовольный качеством записи альбома «Дежавю», Фёдор набело переписывает пластинку, создавая удивительную по нерву и откровенности запись — может быть, самый сильный из русских релизов 2011-го года."
— (Звуки.ру)[9]
11 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге в ДК имени Ленсовета состоялся концерт презентация альбома Updated2012. На саундчеке в день концерта Фёдор Чистяков узнал о смерти собственной матери. В 2012 году он работал над записью этого концерта. Эта запись была опубликована под названием Updatedlive в мае 2012 года.
В конце 2012 года Фёдор Чистяков работает над альбомом Правило игры. Этот альбом за исключением одного трека полностью создан Фёдором Чистяковым в его собственной студии.
Релиз состоялся в феврале 2013 года. Альбом был тепло принят слушателями и критиками.
С выходом альбома «Updated2012» творчество нового проекта вышло на новый виток развития. Музыкант улучшил аранжировки и стал записывать многослойные музыкальные произведения. В последние годы Федор Чистяков увлекся компьютерными программами по обработке звука, и в рамках свежего релиза немалого достиг на этом поприще.
— (Newsmuz.com - Новости шоу-бизнеса и музыки )[10]
В 2013-14 году Фёдор Чистяков выступал с программой «Искусство», включившей в себя новые треки из альбома Правило игры и названой по одноимённой песне из него.
В конце 2014 года Фёдор Чистяков вместе с музыкантами группы «Puttin' on the Beatles Style» образовал новый инструментальный баянный проект «Аккордеон Рок».
В апреле 2015 года проект был представлен в обеих столицах.
"Звучало красиво, величаво и победоносно. Совершенно невозможно было усидеть на месте во время исполнения аккордеонистами песни «Битлз» «Васк in USSR» — настолько задорно, танцевально она прозвучала."
— Людмила Андреева. Звуки Музыки // Смена, 13.04.2015</ref>
20 апреля 2016 года вышел новый сольный альбом Чистякова «Без дураков», материал которого полностью состоит из авторского материала. Он был встречен большинством критиков достаточно позитивно и, по мнению некоторых из них, по силе звучания и харизме стоит в одном ряду с творчеством Чистякова времён группы «Ноль».
10 февраля 2016 Фёдор Чистяков сообщил об отмене концертов в Крыму[11]:
Я не собираюсь обсуждать вопрос о правомерности присоединения Крыма. Решение не ехать не связано с моим отношением к этому вопросу. Просто я — не хочу, чтобы хоть у кого-нибудь был повод думать, что я имею хоть малейшее отношение ко всей этой истории. Вот поэтому я не поеду с концертами в Крым. Лучше, я предпочту выплатить все неустойки за отмену мероприятий. Петь там сейчас, я просто не смогу. Желаю всем мира, счастья. И уже поскорее бы", — отметил Чистяков[12].
24 апреля 2017 года Чистяков выпускает сингл «Сорвало башню», посвящённый памяти Александра Башлачёва. Представляя его, он вспоминает «в разное время с небольшим разрывом мы были с ним на одной и той же даче с очень плохой репутацией», и говорит, что писал эту песня, пройдя через очень похожий опыт[13].
В ноябре того же года был представлен сборник перезаписанных хитов «Ноля» под названием «Ноль+30», посвящённый юбилею выхода первого альбома группы.
В июле 2017 года Фёдор Чистяков во время тура в США объявил об эмиграции из России. Такое решение он принял после получения известий о том, что в России запретили «Свидетелей Иеговы»[14].
Позднее, в августе 2017, через своего директора он объявил, что отказываться от российского паспорта не собирается, но будет больше времени проводить вне РФ.
1 марта 2018 года был выпущен новый студийный альбом Фёдора Чистякова «Нежелательная песня».
Дискография |
Сольная дискография |
Студийные альбомы |
№ | Год выпуска | Год записи | Название | Лейбл | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1997 | 1996 | «Когда проснётся Бах» | ||
2 | 1999 | 1997-98 | «За седьмым перевалом» | ||
3 | 1999 | 1998 | «Песня для друга, который любит рок»[15] | ||
4 | 2000 | 1999 | «Bayan, Harp & Blues. Подмосковные вечера»[16] | ||
5 | 2001 | 2000 | «Бармалей Инкорпорейтедъ» | ||
6 | 2003 | 2003 | «Ондатр» | ||
7 | 2004 | 2004 | «Блюз кубинского негра» | ||
8 | 2010 | 2010 | «Дежавю» | ||
9 | 2011 | 2011 | «Updated2012» | ||
10 | 2013 | 2012-2013 | «Правило игры» | ||
11 | 2016 | 2016 | «Без дураков» | ||
12 | 2016 | 2016 | «Ноль+30» | ||
13 | 2017—2018 | 2018 | «Нежелательная песня» |
Концертные альбомы |
№ | Год выпуска | Год записи | Название | Лейбл | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2002 | 2000 | «Баян с гармошкой в зоопарке» | ||
2 | 2002 | 2001 | «Акустические свойства зелёной комнаты» | ||
3 | 2007 | 2004 | «Ондатра брать живым» | ||
4 | 2010 | 2010 | «Концерт на улице Ленина» | ||
5 | 2010 | 2010 | «Житие Цикория» | ||
6 | 2012 | 2012 | «UPDATEDLIVE» |
Сборники |
№ | Год выпуска | Год записи | Название | Лейбл | Комментарий |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2003 | 1997-2002 | «Концерт для баяна с ансамблем» | ||
2 | 2009 | 2005-2009 | «Кинопробы» |
В составе разных групп |
Студийные альбомы |
№ | Год выпуска | Год записи | Название | Лейбл | Группа | Инструменты |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2000 | 1984 | «Scrap» | «Scrap» | ||
2 | 1986 | 1985-1986 | «Музыка драчёвых напильников» | «Ноль» | вокал, баян, гитара, бас | |
3 | 1989 | 1989 | «Сказки» | «Ноль» | вокал, баян, акустическая гитара, балалайка, клавишные | |
4 | 1990 | 1990 | «Северное буги» | «Ноль» | вокал, баян, балалайка, клавиши, акустическая гитара, электрогитара, бас. | |
5 | 1995 | 1990 | «Говнорок» | «Чёрные индюки» | ||
6 | 1991 | 1990 | «Песня о безответной любви к Родине» | «Ноль» | вокал, баян | |
7 | 1992 | 1992 | «Полундра» | «Ноль» | вокал, баян, фузз, акустическая гитара, электрогитара | |
8 | 1992 | 1991-1992 | «Созрела дурь» | «Ноль» | вокал, баян, клавишные | |
9 | 2004 | 2001 | «Блюз кубинского негра» | «F4Band» | ||
10 | 2010 | 2009-2010 | «Дежавю» | «F4Band» | ||
11 | 2011 | 2010 | «Updated2012» | «F4Band» |
Концертные альбомы |
№ | Год выпуска | Год записи | Название | Лейбл | Группа | Инструменты |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1990 | 1987-1990 | «Школа жизни» | «Ноль» | вокал, баян | |
2 | 1999 | 1997-1998 | «Что так сердце растревожено» | «Ноль» | вокал, баян | |
3 | 2010 | 1988 | «6 Ленинградский Рок-фестиваль» | «Ноль» | ||
4 | 2011 | 1987-1988 | «Горбушка 5» | «Ноль» | ||
6 | 2010 | 2009-2010 | «Концерт на улице Ленина» | «F4Band» | ||
7 | 2010 | 2010 | «Житие Цикория» | «F4Band» | ||
8 | 2012 | 2011 | «Updatedlive» | «F4Band» |
Примечания |
↑ Бурлака А. «Ноль» // Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965—2005. — М.: Амфора, 2007. — Т. 2. — С. 333. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-367-00458-8.
↑ 12 Кушнир А. Ноль: Музыка драчёвых напильников (1986) // 100 магнитоальбомов советского рока. Избранные страницы истории отечественного рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи. — М.: ЛЕАН, АГРАФ, КРАФТ +, 1999. — С. 247—249. — 400 с.: ил. с. — 2500 экз. — ISBN 5-85929-061-6.
↑ 12 Соловьёв-Спасский В. Крестики-нолики, или Повесть о горе-злосчастии Федьки Чистякова (рус.) // «Огонёк» : журнал. — 1996. — № 9 (4440).
↑ Соня Соколова. Фёдор ЧИСТЯКОВ. Альбом «Песня о безответной любви к Родине» (рус.) (9 февраля 2003). Проверено 13 ноября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
↑ Женщина, из-за которой судили Фёдора Чистякова, задержана за марихуану)
↑ Андрей Бурлака. Рецензия: Фёдор Чистяков «Когда проснётся Бах» (1997)
↑ Соня Соколова. Фёдор ЧИСТЯКОВ. Альбом «Бармалей Инкорпорейтедъ» (рус.) (10 мая 2001). Проверено 13 ноября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
↑ Дмитрий Бебенин. Фёдор ЧИСТЯКОВ. Альбом «Ондатр» (рус.) (19 декабря 2003). Проверено 13 ноября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
↑ Павел Сурков, Фёдор Чистяков, Альбом дня: UPDATED 2012. Zvuki.ru. 24.09.2011
↑ Дмитрий Прочухан, Федор Чистяков-Правило Игры. 29.07.2013 Newsmuz.com
↑ Российский рок-музыкант отказался от концертов в Крыму. Украинские новости. ukranews.com (12 февраля 2016).
↑ Концерты в Крыму отменёны. fedorchistyakov.com (10 февраля 2016).
↑ Ян Шенкман. Памяти Башлачева. Премьера песни Федора Чистякова «Сорвало башню». Новая газета (24 апреля 2017).
↑ Рок-музыкант Чистяков заявил о желании эмигрировать из-за запрета «Свидетелей Иеговы» (рус.). vz.ru. Проверено 31 июля 2017.
↑ Звуки.Ру - Федор ЧИСТЯКОВ - Песня для друга, который любит рок
↑ Звуки.Ру - Федор ЧИСТЯКОВ - Альбом: Bayan, Harp And Blues - Подмосковные вечера
Литература |
- .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке. — М. : АСТ : Астрель : Харвест, 2009. — С. 534. — ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). — ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). — ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).
Ссылки |
- Официальный сайт Фёдора Чистякова (рус.). Проверено 13 ноября 2011. Архивировано 19 мая 2012 года.
- Официальный сайт Фёдора Чистякова:. Краткая история творчества Фёдора Чистякова (рус.). Проверено 14 ноября 2011. Архивировано 19 мая 2012 года.
Фёдор Чистяков (англ.) на сайте Discogs (Проверено 13 ноября 2011)
Фёдор Чистяков на сервисе «Яндекс.музыка»
Домашняя страница рок-группы «Ноль» (Проверено 14 ноября 2011)
История группы «Ноль» (Проверено 14 ноября 2011)
Видеоканал Фёдора Чистякова на YouTube (Проверено 11 ноября 2011)
Официальная страница Фёдора Чистякова в социальной сети Facebook (Проверено 11 ноября 2011)
Фёдор Чистяков на сайте Звуки.ру
- Интервью
- Дядя Фёдор ушёл в Зелёную Комнату. — FUZZ, 1999. — № 09.
- Мною выбрано направление движения. — FUZZ, 1996. — № 12.
- Я слишком много занят собственной музыкой. FUZZ. Проверено 19 января 2014.
- дор Чистяков. — FUZZ, 1995. — № 12.
- Реквием настоящему индейцу. — FUZZ, 2004. — № 01.
- И я выжил. OpenSpace.ru (08/02/2010). Проверено 19 января 2014.
- Шура Буртин. Верещагин ушедший с баркаса. Русский репортёр (21 февраля 2013, №07 (285)).
- Задача художника — отражать этот мир — Интервью изданию Сова