Блокбастер




Блокба́стер (англ. blockbuster, от block — квартал и bust — разрушать, букв. «разрушитель квартала»)[1] — очень популярный и коммерчески успешный продукт кино- и театральной индустрии. С середины 1970-х годов термин стал обозначать жанр высокобюджетных фильмов для массового зрителя, чаще голливудских, с участием известных актёров, с предполагаемым высоким (сотни миллионов долларов США) доходом в прокате. Применительно к фильмам синонимом слова блокбастер в русском языке является слово «супербоевик»[2]. С начала XXI века блокбастерами иногда стали называть популярные и высокодоходные произведения в литературе и вообще в поп-культуре.




Содержание






  • 1 Термин


  • 2 Блокбастер как киножанр


  • 3 Прибыль от инвестиций


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Термин |


Неологизм, возникший в период Второй мировой войны для наименования особо мощных фугасных авиабомб весом от 1800 кг, способных при взрыве разрушить или повредить здания на площади, сопоставимой с городским кварталом[2].


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}





…«блокбастер», придуманный в 1942 году неологизм, означающий бомбу для разрушения городов[1]


.mw-parser-output .ts-oq{overflow:auto;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-oq .ref-info{font-size:100%}.mw-parser-output .ts-oq .NavToggle{float:none;position:static;right:auto;text-align:left;margin-left:1em}

.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}



Данный термин, пришедший в театральный сленг, стал означать особенно успешную пьесу. В 1970-х годах блокбастерами в США стали называть фильмы, произведшие фурор (эффект разорвавшейся бомбы) и в результате собравшие большую кассу в прокате. При этом сам фильм по бюджету мог быть вполне скромным.


В кино были использованы ряд терминов для описания успешного фильма («хита»). В 1970-е годы встречались такие определения: «spectacular» (The Wall Street Journal), «super-grosser» (New York Times), и «super-blockbuster» (Variety).


Термин «блокбастер» закрепился в кинематографе в 1975 году после выхода на экраны блокбастера «Челюсти» режиссёра Стивена Спилберга[3] и стал восприниматься как нечто новое: культурное явление, быстро развивающаяся сфера развлечений, почти жанр. Аудитория взаимодействовала с такими фильмами, говорила о них потом и возвращалась, чтобы увидеть их снова только для острых ощущений.



Блокбастер как киножанр |


До фильма «Челюсти», установившего рекорды кассовых сборов летом 1975 года, успешные фильмы, такие как «Quo Vadis», «Десять заповедей», «Унесённые ветром», и «Бен-Гур», назывались блокбастерами на основании исключительно суммы заработанных денег в прокате. «Челюсти» рассматривается как первый фильм «эры блокбастеров» Нового Голливуда в его нынешнем значении, подразумевая жанр фильма[4]. Он также закрепил тренд «летнего блокбастера», согласно которой крупные студии и кинопрокатчики планируют всю их годовую маркетинговую стратегию вокруг большого релиза 4 июля[5].


«Челюсти» заработали в прокате свыше $ 100 млн, и на некоторое время это стало той границей, выше которой фильм мог быть отнесён к категории блокбастера в Северной Америке. Тем не менее, ранние фильмы, такие как «Унесённые ветром» (1939) и «Звуки музыки» (1965) легко прошли этот порог.


После успеха «Челюстей» многие голливудские продюсеры пытались создать подобные «фильмы-события» (event films) широкой коммерческой привлекательности. Кинокомпании дали зелёный свет все более и более высокобюджетным фильмам и опирались широко на массивные рекламные кампании, проводящиеся в период кинопроката таких фильмов.


Хотя термин «блокбастер» первоначально определялся как реакция аудитории, через некоторое время этот термин в русском языке стал означать высокобюджетное производство, направленное на массовые рынки с привлечением соответствующей технологии торговли. Поскольку от успеха картины зависела финансовая судьба киностудии или дистрибьютора, для подобных фильмов появился термин «тентпол»[6] (англоязычный цирковой термин, от tent — купол, pole — шест, то есть стержень, на котором держится купол цирка-шапито). Тентпол стал определяться бюджетом производства и маркетинговыми усилиями, а не его успехом и популярностью. Таким образом, стало возможным ссылаться на такие фильмы, как «Годзилла» (1998) или «Последний киногерой» как на блокбастер, несмотря на кассовый провал. Аналогично в русском языке исказилось первоначальное значение термин «боевик»: в эпоху грампластинок «боевиками» назывались популярные аудиозаписи (хиты), затем — популярные фильмы, а в связи с тем, что во второй половине 1980-х популярность набрали зарубежные остросюжетные фильмы жанра экшн, наполненные «боевыми» сценами, «боевиками» стали называть экшн-фильмы.


В конце концов, акцент на создании тентполов — плановых блокбастеров стал настолько интенсивным, что это вызвало негативную реакцию кинокритиков и некоторых кинематографистов, осуждающих преобладание «блокбастерского менталитета» и оплакивших смерть более скромных авторских и «более художественных» фильмов эпохи Нового Голливуда. Представителем такой точки зрения был журналист Питер Бискинд, который писал, что все студии хотели ещё одни «Челюсти», а затраты на производство выросли, они были менее готовы взять на себя риски и поэтому основывали блокбастеры на «самых низких общих знаменателях» массового рынка[7]. В своей книге «Длинный хвост» Крис Андерсон по поводу фильмов-блокбастеров говорит, что общество, которое управляемо хитовыми продуктами, и даёт зелёный свет только тем фильмам, которые, как ожидается, станут хитами, на самом деле является ограниченным обществом[8]. Противоположную точку зрения высказал кинокритик Том Шоун, по мнению которого Лукас и Спилберг заново изобрели блокбастеры как быстро развивающуюся отрасль развлечений, активизировав киноиндустрию США, и заслуживают таким образом большего художественного и критического признания.



Прибыль от инвестиций |


Финансовые требования широкого маркетинга и дистрибуции блокбастера (помимо собственно съёмок и гонораров артистам и съёмочной группе) таковы, что он должен заработать значительно больше, чем было потрачено на производство собственно фильма-блокбастера для получения прибыли. Это привело к явлению, при котором такие блокбастеры, как «Супермен возвращается» (2006), «Повелитель стихий» (2010) и «Морской бой» (2012) были расценены как неудачи, несмотря на кассовые сборы более $ 300 миллионов по всему миру. Как следствие некоторые производители фильма обратились к дистрибуции небольших, но перспективных малобюджетных фильмов, надеясь на то, что при скромных затратах они принесут значительную отдачу.


Когда низкобюджетный фильм становится успешным или превышает ожидания для фильмов в своем жанре, то этот фильм становится блокбастером в первоначальном значении этого слова. Такой фильм не может получить титул «блокбастер» в текущем значении этого слова и значится как «hit» или «sleeper».


Примерами этого являются документальный фильм 2003 года «Проклятие», бюджет которого составил $ 218 и чей кассовый сбор составил $ 1,16 млн, обеспечив таким образом прибыль в размере 266416 %. Более известным примером является триллер 2009 года «Паранормальное явление», бюджет которого составил $ 15 000, а кассовый сбор — более 196 млн долларов по всему миру.


Другие малобюджетные, кассовые фильмы: «Ведьма из Блэр», «Хэллоуин», «Криминальное чтиво», «Американские граффити», «Наполеон Динамит» и «Дэдпул».



См. также |



  • Хит

  • Бестселлер

  • Мокбастер



Примечания |





  1. 12 Signs of the Zeitgeist. The vain battle to promote German


  2. 12 Мюллер, 1981, с. 84.


  3. Кино, не вызывающее эмоций, не может быть массовым


  4. Neale, Steve. «Hollywood Blockbusters: Historical Dimensions.» Ed. Julien Stinger. Hollywood Blockbusters. London: Routeledge, 2003. pp. 48-50. Print.


  5. Shone (2004), Chapter 1.


  6. Голливуд: итоги десятилетия, часть 2 (неопр.). Проверено 8 августа 2016.


  7. Peter Biskind: Easy Riders, Raging Bulls: How the Sex-Drugs-And Rock 'N Roll Generation Saved Hollywood. Simon and Schuster, 1998.


  8. Anderson, Chris The Long Tail (неопр.). Chris Anderson. Проверено 20 апреля 2011.




Литература |


  • Мюллер В. К. Англо-русский словарь: 53000 слов. — 18 изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1981. — 888 с.


Ссылки |



  • Кино, не вызывающее эмоций, не может быть массовым, сокращённый вариант лекции Олега Иванова «Феномен блокбастеров: за что мы любим массовое кино»



Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район