Гастингс, Фрэнк




































Фрэнк Эбни Гастингс
англ. Frank Abney Hastings
Frank Abney Hastings by Krazeisen.jpg
Фрэнк Эбни Гастингс, автор литографии Крацайзен, Карл
Дата рождения
14 февраля 1794(1794-02-14)
Место рождения
Эшби-де-ла-Зуш, Лестершир, Англия
Дата смерти
1 июня 1828(1828-06-01) (34 года)
Место смерти
о. Закинф, Греция
Принадлежность
ВеликобританияFlag of the United Kingdom.svg Великобритания
ГрецияFlag of Greece.svg Греция
Род войск
военно-морской флот
Сражения/войны
Трафальгарское сражение
Греческая революция



Фрэнк Эбни Гастингс (англ. Frank Abney Hastings, греч. Φραγκίσκος Άστιγξ; 14 февраля 1794 (1794-02-14), Эшби-де-ла-Зуш (англ.) — 20 мая (1 июня) 1828, остров Закинф) — британский морской офицер и филэллин, герой Греческой войны за независимость 1821—1829 годов.


Как и Байрон, Гастингс отдал делу освобождения Греции свою жизнь и состояние.




Содержание






  • 1 Карьера


  • 2 Первый этап в Греции


  • 3 «Картериа»


  • 4 Второй этап в Греции


  • 5 Современники о Гастинге


  • 6 Память


  • 7 Примечания


  • 8 Источники




Родился в семье с аристократическими корнями: его отцом был генерал баронет Чарльз Гастингс (1752—1823), внебрачный сын 10-го графа Хантингдона (англ.).



Карьера |


Гастингс поступил на службу в Королевский флот в 1805 году и участвовал в Трафальгарском сражении на борту HMS Neptune, но в 1820 году после ссоры с капитаном подал в отставку и поселился во Франции. Революционная ситуация тех лет предоставила ему возможность поступить в иностранный флот. В 1821 году в Греции разразилась революция, положившая начало долгой и кровопролитной Освободительной войне.


Гастингс отправился в Грецию из Марселя 12 марта 1822 года и 3 апреля прибыл на остров Идра.



Первый этап в Греции |


По приезде в Грецию поступил добровольцем и служил артиллеристом на борту корвета греческого капитана и судовладельца Яковоса Томбазиса. Когда войска Драмали Паша вторглись на Пелопоннес, защищал крепость Бурдзи, Нафплион. В 1823 году воевал на острове Крит.


Гастингс видел, что флоту греческих повстанцев, состоящему из лёгких вооружённых коммерческих судов, тяжело противостоять оттоманскому флоту, состоящему из больших линейных кораблей, и в 1823 году показал лорду Байрону детальный меморандум, который был представлен греческому правительству в 1824 году. Этот меморандум содержал революционные предложения в вопросах артиллерии и тактики. Суть предложений Гастингса заключалась в использовании появившихся недавно паровых кораблей, вместо парусных, и использовании артиллерийского огня и калёных ядер вместо проблематичных брандеров.



«Картериа» |


В 1824 году Гастингс поехал в Англию и заказал маленькое парусно-паровое судно «Картериа» (греч. Καρτερια — Выдержка, Настойчивость) — первое паровое судно греческого флота. «Картериа» стала первым паровым судном во всемирной военно-морской истории, принявшее участие в военных действиях. Его водоизмещение было всего 233 тонны, мощность паровой машины 80 л. с., и без помощи паруса скорость «Картерии» в лучшем случае достигала 6 узлов. Но 4 его орудия 68-фунтового, самого мощного, калибра были новейшего образца. По заказу Гастингса судно было оборудовано установкой, позволяющей накаливать ядра и использовать их как зажигательные ракеты. Строительство корабля шло под непосредственным надзором Гастингса и, чтобы не задерживать строительство, Гастингс потратил своих £7000, пока не пришли деньги из займа, полученного греческим правительством. В конце 1825 года строительство было завершено, и Гастингс перегнал судно в Грецию с помощью смешанного экипажа англичан, шведов и греков.



Второй этап в Греции |




Битва при Итее


«Картериа» прибыла в Нафплион 3 сентября 1826 года.


Командуя «Картериа», Гастингс 24-25 января 1827 года принял участие в боях у маленького тогда города Пирей (высадка десанта на полуостров Кастелла и войдя в естественную бухту Пирея обстрел турецких и албанских отрядов).


В апреле 1827 года «Картериа» в составе малой флотилии принимала участие в обстреле Волос (город), но при выходе из залива Пагаситикос обнаружила в местечке Трикери 4 турецких боевых корабля под прикрытием береговых батарей. Гастингс, используя впервые в мировой военно-морской истории калёные ядра, сжёг их. По этому поводу английский историк Финлей писал:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Гастингс совершил революцию в морской войне.



Он также доказал, что греческие экипажи могут применять эти опасные снаряды с полной безопасностью.


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}



11 сентября «Картериа» уничтожает прямым попаданием турецкий боевой корабль и захватывает 3 австрийских торговых судна с военной контрабандой. Затем на рейде города Патры топит австрийский галет после дипломатического демарша австрийского консула об освобождении австрийских судов.


29 сентября с флотилией малых парусных судов топит в Коринфском заливе в бухте Итеа недалеко от города Салона, (Амфисса) 9 из 11 участвующих в сражении турецких судов.


11 мая 1828 года «Картериа» приняла участие в попытке отвоевать город Миссолонги. Во время высадки на шлюпах на мелководье у городка Этолико Гастингс был ранен в руку. Ранение было несерьёзным, но последовало заражение. Гастингс был увезён на остров Закинф, где он и умер 20 мая 1828 года.


Ровно через год, 20 мая 1829 года, Гастингс был перезахоронен на острове Порос[1].



Современники о Гастинге |


Английский генерал Чарльз Джордж Гордон, участник войны и написавший её историю, сказал о Гастингсе:








Если и был бескорыстный и действительно полезный филэллин, то это был Гастингс. Он не получал жалования и вся его энергия была направлена на то, чтобы держать на плаву «Картериа». Его корабль был также единственным на греческом флоте, где поддерживалась дисциплина.




[2]


Гордон был генералом сомнительной славы, проводил в Греции политику английской дипломатии и его оценку как англичанина можно было бы посчитать необъективной. Вот что пишет французский адмирал Жюрьен де ла Гравьер, не забыв и о франко-британском антагонизме:








Под командованием опытного и бесстрашного капитана Гастингса «Картериа» принесла Греции больше славы, чем построенный в США дорогостоящий роскошный фрегат «Ellas» (греч.), хотя Гастингсу не удалось затмить славу капитанов греческих брандеров.




[3]


Гастингс, вероятно, самый популярный после Байрона филэллин.



Память |


Именем капитана Гастингса были названы:




  • Канонерская лодка, построенная в 1833 году на базе ВМФ Греции на острове Порос. Оставалась в составе флота до 1853 года.

  • Эсминец D-14 типа HUNT-II, бывший британский HMS Catterick (L81). Передан ВМФ Греции в 1946 году. Участвовал в греческой гражданской войне 1946-49 гг. Был возвращён Британии в 1963 году



Примечания |





  1. George Finlay. History of the Greek Revolution. — Edinburgh, 1861.


  2. Thomas Gordon. History of the Greek Revolution. — London, 1832.


  3. Δημητρης Φωτιαδης. Η Επανασταση. — ΜΕΛΙΣΣΑ, 1971. —. — Vol. 21.




Источники |


  • Δημητρης Φωτιαδης. Ιστορια. — ΜΕΛΙΣΣΑ, 1971. —. — Vol. 21.







Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район