Уэллс, Орсон

























































Орсон Уэллс
Orson Welles
Orson Welles 1937.jpg
Орсон Уэллс в 1937 году
Имя при рождении
Джордж Орсон Уэллс
Дата рождения
6 мая 1915(1915-05-06)[1][2][…]
Место рождения
Кеноша, Висконсин, США
Дата смерти
10 октября 1985(1985-10-10)[1][2][…](70 лет)
Место смерти
  • Лос-Анджелес, США[1]

Гражданство
  • Flag of the United States.svg США

Профессия

кинорежиссёр, актёр, сценарист, кинопродюсер

Карьера
1934—1985
Награды
«Оскар» (1942, 1971)
«Золотая пальмовая ветвь» (1952)
«Золотой лев» (1970)

IMDb
ID 0000080
wellesnet.com
Commons-logo.svg Орсон Уэллс на Викискладе

Джордж О́рсон Уэ́ллс (англ. George Orson Welles; 6 мая 1915 — 10 октября 1985) — американский кинорежиссёр, актёр, сценарист, который работал в театре, на радио и в кино. Его фильмы отмечены изобретательностью в технических решениях. Наиболее примечательные картины режиссёра[4] — «Гражданин Кейн», «Печать зла», «Процесс» и «Леди из Шанхая». Уэллс занимает 16-ю строку в списке Американского института киноискусства среди величайших мужчин-легенд экрана классического голливудского кино.


В 2002 году Уэллс был признан величайшим режиссёром всех времён в двух опросах Британского Института Кино, среди режиссёров и критиков[5][6], а исследование мнений критиков, списков лучших режиссёров и исторических ретроспектив назвало его самым известным режиссёром в истории кино[7].




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Творчество


    • 2.1 Работа в театре и радиоспектакли


    • 2.2 Первые фильмы


    • 2.3 «Гражданин Кейн»


    • 2.4 «Великолепные Эмберсоны»


    • 2.5 «Чужестранец»


    • 2.6 «Леди из Шанхая»


    • 2.7 «Макбет»


    • 2.8 «Бессмертная история»


    • 2.9 «Ф как фальшивка» и документальные фильмы


    • 2.10 Нереализованные проекты




  • 3 Режиссёрский почерк


  • 4 Культурное влияние


    • 4.1 На кино


    • 4.2 На музыку




  • 5 Избранная фильмография


    • 5.1 Актёр и режиссёр


    • 5.2 Актёр




  • 6 Награды


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





Биография |


Во время работы в театре он познакомился с актрисой Вирджинией Николсон, они поженились в 1934 году.


В конце 1947 года Уэллс покидает Голливуд и обосновывается в Европе, как он выразился, «ради свободы», но позже неоднократно возвращался в Соединённые Штаты. Первую свою роль в Европе Орсон Уэллс сыграл в американо-итальянском фильме «Чёрная магия». Фильм вышел в прокат в 1949 году.


С 1970-х годов Орсон Уэллс активно продолжал свою карьеру актёра, помимо актёрской карьеры он продолжал писать сценарии и снимает два документальных фильма по своим прошлым фильмам: «Как снимался „Отелло“» (1978) и «Как снимался „Процесс“» (1981). В 1975 году Уэллс был удостоен премии Американского киноинститута «За выдающиеся заслуги в кинематографе».


В 1979 году Орсон Уэллс попытался создать своё шоу и даже снял пилотный выпуск «Шоу Орсона Уэллса», но передача не прошла на телевидении. Также в конце 1970-х годов Орсон снимается в серии реклам винной продукции. Помимо рекламных акций Уэллс продолжал сниматься до 1985 года.
10 октября 1985 года Уэллс дал своё последнее интервью на шоу Мерва Гриффина. Через два часа он скончался от сердечного приступа в своём доме в Голливуде (Лос-Анджелес, штате Калифорния) в возрасте 70 лет[8], в тот же день, что и Юл Бриннер. Останки Орсона Уэллса были кремированы, а пепел Уэллса был захоронен в имении Эль-Рекрео его давнего знакомого, тореадора Антонио Ордоньеса в испанской Ронде.[9]



Творчество |



Работа в театре и радиоспектакли |


Весной 1946 года Уэллс ставит на музыкальной сцене свою версию «Вокруг света за 80 дней», которую в 1956 году экранизирует режиссёр Майкл Андерсон с Дэвидом Нивеном в главной роли.


После Уэллс приступил к созданию двух новых радиопостановок «The Mercury Summer Theatre» для компании CBS и «Orson Welles Commentaries» для ABC. «The Mercury Summer Theatre» представлял собой создания классических радиоспектаклей 30-х годов. Их нашумевший радиоспектакль по роману Г. Уэллса «Война миров», выдержанный в стиле радиорепортажей, вызвал панику среди слушателей, заставив поверить в реальность вторжения марсиан[10]. «Orson Welles Commentaries» представляла политические комментарии событий в радиоэфире.



Первые фильмы |


В 1935 году Орсон Уэллс снял первый любительский фильм «Сердца эпохи» (The Hearts of Age). В фильме снялся сам Уэллс и его жена.


В 1938 году Орсон Уэллс снял немой художественный фильм-буффонаду «Слишком много Джонсона» — три киноновеллы, предназначенные для показа во время театральной постановки одноимённой комедии. После провала премьеры спектакля Уэллс отказался от завершения фильма и положил его на полку. Долгое время считалось, что в 1970 году фильм безвозвратно погиб при пожаре в доме режиссёра[11], но в 2008 году позитив фильма был обнаружен в Италии, а затем восстановлен американскими и голландскими реставраторами. Премьера «Слишком много Джонсона» была запланирована на 9 октября 2013 года[12][13][14].



«Гражданин Кейн» |



В 2000 году Американский Киноинститут (American Film Institute) огласил список из 100 лучших американских фильмов, в котором фильм «Гражданин Кейн» занял первое место[15].



«Великолепные Эмберсоны» |



Второй фильм Орсона Уэллса, «Великолепные Эмберсоны», беспощадно порезанный продюсерами и отчасти даже переснятый, шедевром вне времени не стал, но оставил неизменно узнаваемый стиль Орсона Уэллса, неподвластный никаким студийным ограничениям. Фильм был поставлен для компании «РКО-рэдио пикчерз» в 1942 году и рассказывал историю юного Джорджа Эмберсона, которому после смерти отца достались огромные деньги.


Фильм номинировался на премию Оскар 1943 года в четырёх категориях, но не получил ни одной статуэтки. После роли в «Великолепных Эмберсонах» Орсона Уэллса в 1943 году пригласили исполнить одну из ролей в фильме «Путешествие в страх». Именно эта роль стала отправной точкой карьеры молодого актёра.



«Чужестранец» |



Третий и последний фильм, созданный Уэллсом для «РКО-рэдио пикчерз», вышел в 1946 году. Орсон Уэллс согласился на некоторые уступки перед компанией «РКО-рэдио пикчерз», фильм носил название «Чужестранец» и рассказывал о военных преступниках Второй мировой войны после её окончания.


Действие фильма происходит в 1946 году. Мистер Уилсон, член Комиссии по военным преступлениям, охотится за нацистским преступником Францем Киндлером, который приехал в США и живёт в Коннектикуте. Получив документы на имя Чарльза Рэнкина, Киндлер находит работу в университете и женится на Мэри Лонгстрит, дочери члена Верховного суда Адама Лонгстрита. Уилсон должен убедить жену Рэнкина, что её муж — военный преступник. Но фильм «Чужестранец» провалился в прокате, после чего «РКО-рэдио пикчерз» расторгло контракты с Уэллсом.



«Леди из Шанхая» |






Рита Хейворт в роли Эльзы в фильме «Леди из Шанхая»


Художественный фильм «Леди из Шанхая», съёмки которого длились с конца 1946 по 1947 год, вышел на экраны во Франции 24 декабря 1947 года, а в США появился на экране 9 июня 1948 года. В одной из главных ролей (в роли Эльзы) Уэллс снял свою вторую жену — Риту Хейворт. «Леди из Шанхая» стала первой работой молодого режиссёра для студии Columbia Pictures. Большинство сцен фильма было снято в Акапулько и в Сан-Франциско. После первого редактирования фильма Уэллс утвердил саундтрек и подготовил фильм к показу.


После релиза фильм имел грандиозный успех в Европе, но провалился в США, хотя позже большинство американских критиков признало «Леди из Шанхая» одним из лучших фильмов Орсона Уэллса.


После съёмок фильма Уэллс решил поставить фильм про жизнь французского серийного убийцы Анри Ландру. На главную роль он решил пригласить английского актёра и режиссёра Чарльза Чаплина. Но Чаплин заявил, что фильмы со своим участием он ставит сам без исключений. Он выкупил сценарий и основательно переделал его, оставив Уэллса как автора идеи. Фильм «Месье Верду» режиссёра Чаплина вышел в 1947 году.



«Макбет» |



В 1948 году Орсон Уэллс был утверждён компанией Republic Pictures как режиссёр картины «Макбет». Фильм больше был похож на театральную постановку, из-за небольшого бюджета в фильме были использованы декорации из картона и папье-маше. Republic Pictures не была озабочена саундтреком к фильму, и Уэллс, взяв инициативу в свои руки, отправился в Европу для изменения и перезаписи звуковых дорожек. Вскоре Уэллс вернулся в Америку и отредактировал и урезал пленку по просьбе Republic Pictures. В конце 1970-х годов была выпущена полная версия фильма.





«Бессмертная история» |


В 1966 году Уэллс после переезда во Францию снимает для французского телевидения телефильм «Бессмертная история» («Вечная история»), поставленный по одноимённому рассказу Карен Бликсен. В 1968 году была завершена работа над часовым фильмом, который после первого показа обрёл популярность среди французской публики.



«Ф как фальшивка» и документальные фильмы |



Этот свой последний полнометражный фильм Уэллс выпустил в том же 1975 году. Над ним Уэллс работал в перерывах между работой над другими фильмами. Картина представляла собой псевдодокументальную ленту и являлась одновременно автобиографией и ироническим исследованием всевозможнейших проявлений феномена фальсификации.


В процессе съёмок фильма «Ф как Фальшивка» Уэллс использовал настоящий документальный фильм об Элмире де Хори (крупнейшем мастере художественной подделки) заново смонтировав материал, сделав многозначительные стоп-кадры и мимические диалоги. Уэллс сыграл себя, сидя за монтажным столом или в компании друзей, он не прекращал свой монолог. Получился своеобразный синтез художественного и документального фильма с открытой нарративной структурой, которая состояла из концентрических кругов, вращающихся вокруг темы фальсификации.



Нереализованные проекты |






После окончания фильма «Гражданин Кейн» режиссёр планировал создать экранизацию жизни Христа, где он сам должен был играть Иисуса.


За фильм «Дон Кихот» режиссер пытался взяться несколько раз, начиная с середины 1950-х. Он планировал перенести действие картины в современность, однако он так и не смог найти достаточно средств, чтобы закончить фильм[16].


После работы во Франции, в 1967 году Орсон Уэллс приступил к съёмкам фильма «Глубина» по новелле Чарлза Уильямса «Мёртвый омут». Но работа над фильмом была остановлена после смерти Лоуренса Харви, исполнителя одной из ключевых ролей, задолго до конца съёмок. Позже сохранившиеся материалы фильма были отредактированы и показаны Мюнхенским киномузеем.


По возвращении в США Уэллс начинает снимать свой новый фильм «Другая сторона ветра», сценарий для которого был написан в конце 1960-х годов. В 1972 году сам Уэллс объявил, что работа над фильмом завершена примерно на 96 %. Но проект не был завершён, и премьера фильма не состоялась.


С 1980 по 1982 годы Уэллс снимает фильм «Мечтатели», сценарий фильма был основан на двух новеллах Карен Бликсен, но проект так и не был завершён. В период с 1982 по 1983 Уэллс записал свой голос для хэви-метал-рок-группы Manowar. Уэллс подарил свой голос короткому телесериалу «Сцены преступления» и герою телесериала «Частный детектив Магнум». Его последней ролью в кино стало появление в телесериале «Детективное агентство «Лунный свет»» и озвучивание Юникрона в мультфильме «Трансформеры».



Режиссёрский почерк |








Орсон Уэллс и Сергей Бондарчук на премьере фильма «Битва на Неретве» в Сараево (ноябрь 1969)


Характерным для творчества Уэллса является частое использование зеркальных отражений и теней.



  • «Я хочу представить вам фильм о мошенничестве, о фальсификации, о лжи. Любая история, будь она рассказана на рынке, у камина или в кино, почти наверняка лжива, но обещаю вам, что на этот раз всё будет иначе. Всё, что вы услышите от нас в течение следующего часа, будет правдой, основанной на проверенных фактах».— о фильме «Ф как Фальшивка».

  • «Уже в „Гражданине Кейне“, но ещё с большей силой в последующих картинах Орсона Уэллса выражено его чрезвычайно личное, открытое и благородное видение мира». — Франсуа Трюффо.

  • «Орсон Уэллс, этот капризный гений, везде соблюдает личный интерес и прямо говорит нам следующее: „прошу прощения за то, что я негодяй; моей вины нет в том, что я гений; я умираю, любите меня“». — Франсуа Трюффо.



Культурное влияние |







На кино |



  • "…"Великолепных Эмберсонов" я посмотрел на несколько лет раньше и долго был под сильным впечатлением. А увидев «Гражданина Кейна», был столь же ошарашен, сколь и все вокруг". — Федерико Феллини.

  • «Мои любимые фильмы Уэллса — „Леди из Шанхая“ и, конечно же, „Печать зла“. Потрясающий фильм! Я часто возвращаюсь к нему, мы несколько раз пересматривали его вместе с Томом Эллингом. А ещё я питаю слабость к „Леди из Шанхая“, наверное, из-за всех этих фокусов с зеркальными отражениями. Сцена в зале с зеркалами просто гениальна, её цитирует Вуди Аллен в фильме „Загадочное убийство в Манхеттене“». — Ларс фон Триер.



На музыку |


Кроме кинофильмов, вклад Уэллса есть и в музыке. Американский хэви-метал-коллектив Manowar вставил его голос в свои песни «Dark Avenger» и «Defender». В этих песнях Уэллс выступает как повествователь. «Dark Avenger» вышел в 1982-м году в альбоме «Battle Hymns». «Defender» же существует в 2-х версиях. Оригинальная версия была записана ориентировочно в 1983-м, а альбомная, переделанная, вышла уже в 1987-м с альбомом «Fighting The World», уже после смерти самого Уэллса.


Кроме того, голос Орсона Уэллса можно услышать и на альбоме известной арт-рок группы Alan Parsons Project Tales of Mystery and Imagiation (обновлённое CD-переиздание 87-го года), где он также выступил в роли повествователя.



Избранная фильмография |




Актёр и режиссёр |




  • 1938 — Слишком много Джонсона / Too much Johnson


  • 1941 — Гражданин Кейн / Citizen Kane


  • 1942 — Великолепные Эмберсоны / The Magnificent Ambersons


  • 1946 — Чужестранец / The Stranger


  • 1947 — Леди из Шанхая / The Lady from Shanghai


  • 1948 — Макбет / Macbeth


  • 1952 — Отелло / The Tragedy of Othello: The Moor of Venice


  • 1955 — Мистер Аркадин / Mr. Arkadin


  • 1958 — Печать зла / Touch of Evil


  • 1963 — Процесс / Le procès


  • 1965 — Полуночные колокола (Фальстаф) / Campanadas a medianoche


  • 1968 — Бессмертная история / The Immortal Story


  • 1969 — Дон Кихот / Don Quijote de Orson Welles


  • 1975 — Ф как фальшивка / F for Fake

  • 2018 — Другая сторона ветра / The Other Side of the Wind



Актёр |




  • 1943 — Джейн Эйр / Jane Eyre — Эдвард Рочестер


  • 1949 — Третий человек / The Third Man — Гарри Лайм


  • 1950 — Чёрная роза / The Black RoseБаян


  • 1954 — Тайны Версаля / Si Versailles m'était conté — Бенджамин Франклин


  • 1956 — Моби Дик / Moby Dick — отец Мэппл


  • 1959 — Насилие / Compulsion — Джонатан Уилк


  • 1961 — Татары / The Tartars — татарский хан Бурундай


  • 1966 — Горит ли Париж? / Paris brûle-t-il? — консул Швеции Рауль Нордлинг


  • 1966 — Человек на все времена / A Man for All Seasons — кардинал Уолси


  • 1967 — Казино «Рояль» — Ле Шифр


  • 1967 — Моряк с Гибралтара / Le Marin de Gibraltar


  • 1969 — Один из тринадцати — Морис Маркау


  • 1970 — Письмо из Кремля / The Kremlin Letter — Брезнавич


  • 1970 — Ватерлоо / Waterloo — Людовик XVIII


  • 1980 — Тайна Николы Теслы / Tajna Nikole Tesle — Дж. П. Морган



Награды |




Звезда Уэллса на голливудской «Аллее славы»




  • Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий 1941 года за фильм «Гражданин Кейн» (вместе с Херманом Манкевичем)

  • «Золотая пальмовая ветвь» в 1952 году за фильм «Отелло»

  • Награда Французского общества кинокритиков в 1964 году за фильм «Процесс»

  • Почётный «Оскар» за выдающуюся карьеру (1971).

  • Премия Американского киноинститута «За выдающиеся заслуги в кинематографе» в 1975 году



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • «Я и Орсон Уэллс» — фильм 2008 года.


  • Стэнли Кубрик — американский кинорежиссёр и продюсер.


  • Чарли Чаплин — американский режиссёр, киноактёр, сценарист и композитор, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — бродяжки Чарли.

  • «Война миров» — радиопостановка 1938 года под руководством Орсона Уэллса.



Примечания |





  1. 123 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118630822 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>



  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  3. 12 SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  4. 10 Essential Orson Welles Films You Need To Watch


  5. Sight & Sound |Top Ten Poll 2002 – The Directors' Top Ten Directors. BFI (September 5, 2006). Проверено 30 декабря 2009.


  6. Sight & Sound |Top Ten Poll 2002 – The Critics' Top Ten Directors. BFI (September 5, 2006). Проверено 30 декабря 2009.


  7. «TSPDT — The 1,000 Greatest Films: The Top 250 Directors». They Shoot Pictures, Don’t They? Theyshootpictures.com. January 2012. Retrieved July 27, 2015.


  8. McBride, Joseph. What Ever Happened to Orson Welles?: A Portrait of an Independent Career. — University Press of Kentucky, 2006. — P. 223. — ISBN 0-813-12410-7.


  9. Botham, Noel. The Book of Useless Information: An Official Publication of the Useless Information Society. — Perigee, 2006. — P. 25. — ISBN 0-399-53269-2.


  10. Орсон Уэллс / Orson Welles


  11. Brady, Frank. The Lost Film of Orson Welles // American Film Magazine. — 1978. — № November 1978.


  12. Kehr, David. Early Film by Orson Welles Is Rediscovered. The New York Times (2013, August 7).


  13. McKenna, Josephine. Unfinished Orson Welles film found in Italy. The Telegraph (2013, August 08). Архивировано 29 августа 2013 года.


  14. Eastman House restores lost Welles film [documentary]. George Eastman House. (2013, August 7). Проверено 15 августа 2013.


  15. 100 лучших американских фильмов двадцатого века


  16. Кристиан Бловель Би-би-си. 10 величайших фильмов, которые так и не были сняты. BBC Русская служба. Проверено 15 октября 2017.




Литература |




  • Юткевич С. От гражданина Кейна до сэра Джона Фальстафа, или краткая история величия и падения мистера Орсона Уэллса // Юткевич С. Шекспир и кино. М.: Наука, 1973. С.71—113.

  • Уэллс об Уэллсе / Сост., комментарий, перевод Н. Цыркун. М.: Радуга, 1990.


  • Знакомьтесь — Орсон Уэллс / [ Орсон Уэллс и Питер Богданович]; пер. с англ. С. Ильина. — М.: Rosebud Publishing. Пост Модерн Текнолоджи, 2011.



Ссылки |




  • The Mercury Theatre on the Air: аудиозаписи радиоспектаклей Mercury Theatre и Campbell Playhouse с участием Орсона Уэллса, список постановок, краткая история радиошоу (англ.)

  • А. Истомина Быть Орсоном Уэллсом. Биография. Этапные фильмы. (рус.)


  • Интервью с Ойей Кодар о последних годах жизни Орсона Уэллса Опубликовано на Синематеке (рус.)

  • Орсон Уэллс и его мысли о своих коллегах












Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район