Триллер







Кадр из фильма «Безопасность прениже всего!» (1923)


Три́ллер (от англ. thrill — трепет, волнение) — жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также боевики [1].




Содержание






  • 1 Определение


  • 2 История кинотриллера


  • 3 Развитие жанра


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Определение |


По тематике триллеры разделяют на судебные, шпионские, детективные, приключенческие, медицинские, полицейские, романтические, исторические, политические, корпоративные, религиозные, мистические, научно-фантастические, «хай-тек» и военные.






«
Что их всех объединяет — интенсивность порождаемых эмоций… Если триллер не в состоянии щекотать нервы, значит, он не справляется со своей работой.

пишет в книге «Триллер» Джеймс Паттерсон[2]

»

По определению Росса Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке; в триллере — вперёд, к катастрофе. Разграничить эти жанры не всегда легко, и один часто содержит элементы другого. По мнению Дэйва Кера, триллер является по преимуществу жанром американским[3]:






«
Американскому кино свойственны непосредственность и сила воздействия, которые редко встречаются в европейском, — прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы.

Росс Макдональд

»

Владимир Набоков отмечал, что хотя по законам жанра добро должно восторжествовать, а хитроумный злодей должен быть наказан, читателю свойственно в глубине души таить надежду, что «романтический злодей всё-таки останется безнаказанным, а туповатый добряга так и не заполучит своенравную девчонку»[4].



История кинотриллера |


Яркие образцы триллера в киноискусстве 1-й половины XX века создали Альфред Хичкок и Фриц Ланг («Шпионы», 1928; «Город ищет убийцу», 1931), с 1936 года работавший в Голливуде («Женщина в окне», 1944 и др.).


Хичкок мастерски использовал технику кино для нагнетания сюжетного напряжения («саспенса») и управления эмоциями зрителей. Для его картин характерен тонкий чёрный юмор и вторичность сюжета по отношению к виртуозной разработке ключевых эпизодов. Хичкок ввёл в жанр понятие «макгаффина» — повода или предлога для развития действия (например, вымышленный агент в фильме «На север через северо-запад»).


Если в 30-е годы для голливудского триллера были характерны комедийные элементы («Это удивительный мир», 1939 и др.), то с началом войны жанр приобрёл более мрачные тона: «Наёмный убийца» (1942), «Большие часы» (1948) и др. Традиции триллера были переработаны в стилистике «чёрного фильма» (нуар).


Зародился поджанр — фильмы об ограблениях (англ. heist movie, например, «Асфальтовые джунгли» (1950). В Великобритании Т. Дикинсон снял классический фильм «Газовый свет» (1940), ставший основой для голливудского ремейка 1944 года. В жанре комедийного триллера работали Ф. Лондер и С. Гиллиат: «Я вижу незнакомца» (1946), «Государственная тайна» (1950). Кэрол Рид поставил картину «Третий человек» (1949) — один из лучших триллеров в мировом кино.


Среди разновидностей жанра также можно выделить шпионский триллер, лучшие образцы которого связаны со Второй мировой войной: «Пять пальцев» (1952), «Я был двойником Монти» (Великобритания, 1958); или холодной войной: «Шпион, пришедший с холода» (1965, Великобритания, по Джону Ле Карре).



Развитие жанра |


В 60—70-е годы, во многом в связи с такими событиями, как убийство Кеннеди и Уотергейт, приобрёл популярность политический триллер, «золотым стандартом» которого можно считать фильм Джона Франкенхаймера «Маньчжурский кандидат» (1962).



  • Картина «День шакала» (Англия, 1973) рассказывала о заговоре с целью убийства Шарля де Голля;

  • «Три дня Кондора» (1975) — о закулисной деятельности американских спецслужб;

  • «Вся президентская рать» (1976) — о расследовании Уотергейтского скандала.


Однако в этот же период жанр всё чаще использовался для эксплуатации острых или просто модных тем, выигрывая в актуальности, но порой теряя в качестве. Выделялись работы Брайана Де Пальмы, которого критики называли преемником Хичкока («Одетый для убийства», 1980 и др.). Элементы триллера присутствуют во многих фильмах Романа Полански: «Нож в воде» (Польша, 1962), «На грани безумия» (США, 1988) и др.


Во Франции одним из первых мастеров жанра был Анри-Жорж Клузо: «Ворон» (1943), «Плата за страх» (1953). С начала 50-х годов приобрёл популярность французский гангстерский цикл, во многом связанный с именем актёра Жана Габена. Среди первых и лучших фильмов этого цикла была картина Ж. Беккера «Не тронь добычу» (1953). К жанру триллера обращались такие режиссёры, как Луи Маль («Лифт на эшафот», 1957), Рене Клеман («На ярком солнце», 1960, по Патриции Хайсмит) и Франсуа Трюффо («Невеста была в чёрном», 1968).




  • Жан-Пьер Мельвиль развивал традиции американского «чёрного фильма»: «Красный круг» (1970) и др. Многочисленные гангстерские, приключенческие и психологические триллеры снимали Анри Верней («Сицилийский клан», 1969), Жак Дерэ («Бассейн», 1969) и Жорж Лотнер («Седьмой присяжный», 1964).

  • В романтическом ключе решал свои триллеры Клод Лелуш: «С новым годом!» (1973) и др. Клод Шаброль, которого наряду с Клузо называли «французским Хичкоком», предпочитает глубокую психологическую разработку сюжетов, сочетающуюся с сатирическими штрихами: «Мясник» (1969) и др.

  • Своеобразным эпилогом к гангстерскому циклу была лента Алена Делона «Неукротимый» (1982).

  • Ведущий режиссёр современного французского кино Патрис Леконт поставил блестящие триллеры «Специалист» (1985) и «Месье Ир» (1989).

  • В Германии ряд режиссёров обращались к триллеру ради осмысления воздействия американской культуры на европейское сознание: «Американский солдат» (1970, Райнера Вернера Фасбиндера) и «Американский друг» (1977, Вима Вендерса, по Патриции Хайсмит).

  • В англоязычном кино в последние полтора десятилетия традиции жанра авторски перерабатывали Питер Уир («Свидетель», 1985); братья Коэны («Просто кровь», 1984 и «Перекресток Миллера», 1990); Д. Мэмет («Игорный дом» / «Дом игр», 1987 и «Убийство» / «Отдел убийств», 1992); Брайан Сингер («Подозрительные лица», 1995); Д. Бойл («Неглубокая могила», 1995). Безусловным мастером триллера является Дэвид Линч. Его наследником в современном швейцарском кино стал Матьё Сейлер («Подарок Стефании», 1995; «В ожидании настоящей любви», 2014).



См. также |



  • Ужасы (жанр) (хоррор)


Примечания |





  1. Thriller/Suspense Subgenres


  2. Patterson, James, ed. Thriller. Ontario, Canada: MIRA Books (2006) at p. iii. ISBN 0-7783-2299-8.


  3. Dave Kehr. When Movies Mattered: Reviews from a Transformative Decade. University of Chicago Press, 2011. ISBN 9780226429410. Pages 174-175.


  4. Набоков В. В. , лекция «Русские писатели, цензоры и читатели».




Литература |


  • Ю. А. Кравцов. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. — СПБ, 2006.


Ссылки |


  • Лучшие триллеры по рейтингу IMDb








Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район