Хеви-метал





Эта статья об одном из направлений метала. О метале в общем есть отдельная статья

«Тяжёлый металл» перенаправляет сюда. См. также Тяжёлый металл (значения)







































Хеви-метал
Tony Iommi at the New Haven Coliseum.jpg
Тони Айомми из Black Sabbath, основатель жанра. 1978 год
Направление
Метал
Истоки

Хард-рок
Блюз-рок


Психоделик-рок
Место и время возникновения
Конец 1960-х, Начало 1970-х, ВеликобританияFlag of the United Kingdom.svg Великобритания
Годы расцвета
1980-е, весь мир
Поджанры

Глэм-метал · дэт-метал · дум-метал · готик-метал · грув-метал · пауэр-метал · спид-метал · трэш-метал · прогрессивный метал
Родственные

NWOBHM · NWOAHM
Производные

Альтернативный метал · христианский метал · стоунер-рок · дроун-метал · краст-панк · фанк-метал · индастриал-метал · ню-метал · неоклассический метал · фолк-метал сладж-метал · рэп-метал · металкор · пост-метал · симфоник-метал · викинг-метал · блэк-метал

















Silk-film.png Внешние видеофайлы
Примеры хеви-метала
Silk-film.png
Iron Maiden - Fear of the Dark
Silk-film.png
Judas Priest - The Sentinel
Silk-film.png
Black Sabbath - Never Say Die

Хе́ви-ме́тал (англ. heavy metal — «тяжёлый металл») — жанр рок-музыки, первое и изначальное направление метала. Обычно этим словом называют «классический» метал в том его виде, в котором он был создан в 1970-е годы такими группами, как Black Sabbath и Judas Priest. Иногда «хеви-металом» называют весь метал в целом (особенно за рубежом), а его первоначальный вид называют «традиционным хеви», «классическим металом» или «тру-металом».




Содержание






  • 1 Название


  • 2 Черты жанра


  • 3 История


    • 3.1 Хард-н-хеви


    • 3.2 Глэм-метал


    • 3.3 Новая волна британского хеви-метала


    • 3.4 Распространение


    • 3.5 Хеви-метал в наши дни




  • 4 Примечания





Название |


Относительно происхождения названия «тяжёлый металл» — «Heavy metal» — существует много версий. Некоторые считают, что это выражение возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остаётся предметом споров.


Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования жанра, использовал словосочетание «Heavy metal» в романе «Нова Экспресс», описывая инопланетян. («Тяжёлые металлические Люди с Урана, окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот… И Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой…»)[1] Слова «Heavy metal thunder» есть в песне группы «Steppenwolf» — «Born to Be Wild», выпущенной в 1968 году.[2]Эвфемизм «heavy metal» среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард-рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность[3].


Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин был впервые применён к альбому «Kingdom Come»[en] группы «Sir Lord Baltimore»[en] критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о «Led Zeppelin» и «Black Sabbath».[4][5] Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хеви-металом»[6], которые сейчас считаются разными жанрами.



Черты жанра |


Хеви-метал окончательно сформировался к концу 1970-х с приходом так называемой новой волны британского хеви-метала. Для современного хеви характерны: средний или ускоренный темп, значительная агрессия, центральная роль соло-гитариста, продолжительные и техничные гитарные соло. Вокал, как правило, высокий. Тематика текстов достаточно разнообразна — могут быть песни о войне, Апокалипсисе, на общественную и философскую темы, встречаются песни про любовь.

Для музыкантов и поклонников тяжёлой музыки характерна особая эстетика (см. Новая волна британского хеви-метала и Металлисты).

Концерты метал-музыкантов обычно яркие, с применением световых и пиротехнических эффектов.



История |



Хард-н-хеви |


Хард-рок зародился в конце 1960-х в Великобритании и США.




Группа «Judas Priest»



Уже в 1960-е в работах классических рок-групп начали появляться скоростные и тяжёлые композиции. Одним из музыкантов, оказавших решающее влияние на появление хард-рока, был Джимми Хендрикс, выработавший совершенно новый подход к гитарной музыке. Затем начали появляться ранние хард-рок группы (например, американская группа «Iron Butterfly»).





Тони Айомми, прародитель тяжёлого метала


Наибольшего развития хард-рок достиг в первой половине 70-х в музыке таких групп, как «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath» и других. В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и гитарист, вся музыка строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок породил таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж. Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы, такие как «Queen», «Uriah Heep», «Genesis» и «Blue Oyster Cult», с их продолжительными, сложными гитарными соло.


Примерно в этот период появился термин «хеви-метал», которым поначалу обозначали просто самые громкие хард-рок-группы. До появления «новой волны» британского метала эти термины использовались критиками как взаимозаменяемые. Многие группы, относимые в то время к хеви-металу, например, «Led Zeppelin», позднее стали считаться преимущественно хард-рок-группами. Иногда сами музыканты некоторых хард-рок-групп, например, участники «Deep Purple» и «AC/DC», не любят, когда их называют «металлистами» или «хеви-металом». Критики пользуются термином «хард-н-хеви» (хард-рок энд хеви-метал) для обозначения таких пограничных групп[7].


Английский хард-н-хеви породил «волну подражания» в США, где появились группы «Kiss», «Aerosmith», «Guns'n'Roses», «Bon Jovi». В Австралии сформировалась группа «AC/DC». В Германии стиль «хард-н-хеви» прививала группа «Scorpions», в Швеции — «Europe», Yngwie Malmsteen.



Глэм-метал |




«Kiss» в своей знаменитой раскраске



В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким элементом шоу, вызывающими костюмами и откровенно сексуальным поведением исполнителей. При этом, музыка американских хард-н-хеви-групп становилась более энергичной, дальше от импровизаций и виртуозности хард-рока и мелодики блюза, хотя в основном оставалась в рамках хард-н-хеви. Это направление, смешение хард-н-хеви с глэм-роком, назвали глэм-метал, или хэйр-метал (металл волосатых). Первопроходцами направления стали «Kiss» и Элис Купер, а такие группы, как «Mötley Crüe», «Twisted Sister» и «Cinderella», подняли глэм на вершину мейнстрима своего времени, в особенности в США. Глэм-метал-команды отличались своеобразным чувством юмора, создавая вызывающе непристойный имидж (губная помада, макияж, обтягивающая одежда) и исполняли вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и прожигании жизни.


В 1984 году вышел псевдодокументальный фильм «Это — Spinal Tap», пародирующий стилистику раннего хеви-метала и глэм-метала.



Новая волна британского хеви-метала |






Брюс Дикинсон, вокалист «Iron Maiden»


В конце 1970-х гг. стремительно набравший популярность панк-рок потеснил металлическую сцену в андеграунд как в Англии, так и в США, где метал-песни надолго исчезли из хит-парадов. Однако вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела изменения. Вдохновлённые панковским «самиздатовским» подходом многие молодые и талантливые металлические группы принялись сами организовывать свои концерты, издавать альбомы за свой счёт.


Культурный прорыв на британской сцене получил название «Новая Волна Британского Хеви-Метала» (англ. New wave of British Heavy metal, сокращённо NWoBHM). Название было дано корреспондентом журнала Sounds Джеффом Бартоном. Самыми популярными группами эры НВБХМ стали Iron Maiden и Motörhead. Помимо вышеназванных флагманов движения в своё время известность приобрели «Saxon», «Sledgehammer», «Diamond Head» и др.


Эти группы отличались от хард-н-хеви-групп гораздо более скоростным и резким звучанием. Ключевой приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» ритм, на котором держались их композиции. Вокал стал более резким, гитарные соло — более скоростными. Некоторые группы испытывали влияние панк-рока.


Ещё одно отличие групп НВБХМ от их предшественников заключалось в мелодике. Если у таких групп, как «Deep Purple» и «Led Zeppelin», мелодии, риффы и вокальные партии в основном были построены на блюзовой пентатонике, то представители НВБХМ все шире начали использовать натуральный минор, этнические лады, то есть гаммы, не свойственные хард-року. При сочинении мелодий стали применяться ходы, более свойственные популярной музыке, нежели хард-року. Вокал также претерпел изменения. Он стал более чистым и менее блюзовым.


Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав ту, что сейчас привычна для хеви-метала. Группы НВБХМ пели о войне, Апокалипсисе, смерти и «ужастиках», устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал Эдди, зомби-талисман «Iron Maiden»), рисовали вызывающие обложки альбомов с черепами и дьяволами. Музыканты появлялись на сцене в новом имидже. Вместо джинсов и широких рубашек эпохи хиппи, характерных для хард-рок-групп 70-х, они одевались в обтягивающие трико и отращивали длинные волосы. Многие также начали использовать в своём имидже кожаные куртки «косухи», цепи, и стали выезжать на сцену на мотоциклах. Первопроходцем в этом отношении стал Роб Хэлфорд, вокалист «Judas Priest».




Группа «Земляне», фото журнала
«Soviet Life» (США) октябрь 1984



Распространение |




«Ария» стала самой успешной метал-группой в России


В Америке хеви-метал «новой волны» был менее популярен, многие американские группы, такие как «Manowar», «Virgin Steele», «Savatage», предпочитали издаваться на английских лейблах, и выступать в Британии. Мода на хеви достигла и США, но вскоре его затмила американская волна трэш-метала. «Manowar» подхватили и окончательно привили «металлическую» моду в одежде: кожаные аксессуары, цепи, чёрные майки с логотипами групп[источник не указан 2938 дней].


Вслед за «Scorpions», в Германии появились свои группы, такие как «Accept», «Warlock», «Running Wild» и др.


В СССР первые тяжёлые группы появились ещё в начале 80-х, но из-за цензурных ограничений, введенных Брежневым, Андроповым и Черненко в 1980-85 годах, настоящее развитие метал-сцены началось только во второй половине 80-х, с началом перестройки.


Музыкальный критик Артемий Троицкий писал по поводу первых метал-групп СССР начала 1980-х годов:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




Практикующим металлическим группам — «Круиз», «Группа Гуннара Грапса» и «Земляне» — удалось замечательно сплавить каноны хеви-метал и массовой эстрадной песни, что обеспечило им стабильное положение. Остальные существовали на грани (а иногда и за гранью) запрета….mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


— (Из книги «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990)[8][9]


Группы «Чёрный кофе», «Ария», «Легион», «Мастер», «Круиз» и «Чёрный Обелиск» стали первопроходцами стиля. Благодаря их популярности, особенно группы «Ария», хеви-метал стал самым распространённым метал-жанром России на десятилетия.


Во Франции хеви-метал был представлен группами «ADX», «Trust», «Shakin' Street», «Mystery Blue». В Испании существовала целая плеяда метал-групп, среди которых, прежде всего, целесообразно отметить «Muro» (представлявших спид-метал).



Метал породил субкультуру своих поклонников — так называемых металлистов. Им присущ имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп.[10][11] «Коза», жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки.




Йоаким Канс из «HammerFall» — представителей хеви в XXI веке


Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю.[12] Впервые был применен Ронни Джеймсом Дио, одним из отцов-основателей хеви-метала, на своих концертах.



Хеви-метал в наши дни |


Хеви-метал послужил основой для последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хеви-метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла. Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные создали трэш-метал, из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального металла. В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к размеренному ритму хард-н-хеви, создали дум-метал и готик-метал.


С появлением многочисленных ответвлений металла, новых групп, играющих классический хеви-метал, стало появляться меньше. В основном элементы традиционного хеви сохранились у некоторых пауэр-метал-групп, снизивших скорость и увеличивших тяжесть, таких как «HammerFall», «Edguy», и др., стиль которых можно теперь определить как мелодик-метал. Многие группы, начинавшие с трэш-метал, такие как «Metallica», «Megadeth» и «Iced Earth», позднее начали склоняться к хеви-металу. Играющая хард-н-хеви группа «Lordi» в 2006 году выиграла конкурс песни «Евровидение».



Примечания |





  1. Уильям Берроуз. «Нова Экспресс» — Lib.ru


  2. Heavy Metal — Истоки и направления. Журнал «Хулиган»


  3. Walser Robert Heavy Metal // Encyclopaedia Britannica


  4. Lester Bangs 1949 −1982


  5. Рок-энциклопедия — Heavy Metal


  6. 1983 Rolling Stone Encyclopedia of Rock & Roll


  7. Gromko.ru. Елена Савицкая: Терминология «металлической» музыки


  8. Книга «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990 // Источник: Свободная библиотека, maxima-library.org


  9. Книга «Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии», 1990 // Источник: История советской рок-музыки (СМИ СССР)


  10. Григорьев Олег — Советская Россия, Москва, № 10, 28.1.1999. Подшивка Лэймара


  11. «Марсианский Словарь» — «Бумеранг», апрель 2006.


  12. Oodyssey of the Devil Horns by Steve Appleford Архивировано 22 ноября 2007 года.










Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район