Видсид
Видсид | |
---|---|
Widsith | |
Ви́дсид | |
Авторы | аноним |
Дата написания | записан в IX веке |
Язык оригинала | англосаксонский |
Объём | 144 строки |
Содержание | список королей и народов |
Рукописи | The Exeter Book (MS 3501) |
Хранение | Библиотека Кафедрального собора Эксетера |
Оригинал | устная традиция |
Электронный текст произведения |
«Ви́дсид» (др.-англ. Widsith, буквально «широкостранствующий» или «далёкий путь») — древнеанглийская поэма, сложившаяся в основной своей части в VII веке[1], но записанная, предположительно, в IX столетии, при короле Уэссекса Альфреде Великом (871—899). Произведение состоит из 144 строк и опирается на устную традицию древних германских сказаний. Единственная копия произведения сохранилась в созданной не позже 1076 года «Книге Эксетера» (MS 3501) и хранится в библиотеке Кафедрального собора Эксетера.
Видсид — имя скопа (англо-саксонский аналог скальда по др.-англ. scop), от лица которого ведётся рассказ, фактически представляющий собой каталог королей и народов героического века германцев.
Поэма представляет собой своего рода послужной лист и в основном состоит из трех каталогов:
- списка тридцати семи королей и народов, о которых поэт слышал;
- перечисления пятидесяти восьми племен, у которых, по его утверждению, он бывал;
- списка тридцати девяти хозяев, которых он развлекал своим пением.
Эти каталоги перемежаются отрывочными сведениями, в частности, о том, какими подарками поэта награждали.
Данный список нельзя считать реальным отражением личного опыта поэта, который не мог одновременно быть знаком с готским вождем Эрманарихом (Эорманриком), скончавшимся в 375 году н. э., и с лангобардским королем Альбоином (Эльфвином), умершим в 572 году. Выдвигалась гипотеза, что изначально поэма была создана ещё в IV веке, а анахронизмы представляют собой позднейшие вставки. На это возражали, что Эадгильс, играющий в поэме важную роль, был сравнительно незначительной исторической фигурой V века, и подчеркивание поэтом его патронажа скорее должно опираться на нечто реальное.
По мнению С. М. Боуры, Видсид — не настоящий поэт, а некий идеальный образ[2]:
.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
…автор использует этот образ для утверждения важнейших составляющих своего искусства. В нем заключены суть и задачи поэзии. Благодаря своему мастерству поэт узнает весь мир таким, каким он предстает в героической песни, и получает щедрое воздаяние. Перечисленные правители и народы могли бы стать героями песен воображаемого певца; на самом деле, это значит, что он располагает невероятным разнообразием тем. Рисуя своего идеального певца подобным образом, автор, возможно, до некоторой степени опирается на древнее представление о поэте, наделенном особым знанием, недоступным для обычных людей. За этим могло скрываться туманное и неясное ощущение того, что певец подобен шаману… |
Примечания |
↑ Видсид // Древнеанглийская поэзия. / Комм. О. А. Смирницкой. — М.: Наука, 1982. — С. 250.
↑ Боура С.М.. Героическая поэзия = Heroic Poetry. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 808 с. — ISBN 5-86793-207-9. — С. 587.
Ссылки |
- Русский перевод
Это заготовка статьи о средневековой литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |