Домострой








Андрей Рябушкин. Купеческая семья XVII века


Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам[1]) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века,, приписываемой протопопу Сильвестру. С точки зрения лингвистики интересен как опыт синтеза литературно-книжной речи (церковно-славянского языка) и народно-разговорного языка[2][3].




Содержание






  • 1 История


  • 2 Структура


    • 2.1 О строении духовном («Как веровати»)


    • 2.2 О строении мирском («Как царя чтити»)


    • 2.3 О поведении в гостях и за столом


    • 2.4 О поведении в храме


    • 2.5 Об управлении хозяйством («О строении домовном»)


    • 2.6 Об организации семьи («Как жить с женами и с детьми, и с домочадцами»)


    • 2.7 О соблюдении вещей


    • 2.8 Кулинарная группа




  • 3 Восприятие


  • 4 Значение


  • 5 В культуре


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


    • 7.1 Издания


    • 7.2 Аналитические материалы




  • 8 Ссылки





История |


По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников[4]. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.


Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских: «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных: «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими[5]. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты[3][4][2].


В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю[3][2]. Однако некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя»[4].


Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшим справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истоминым) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.



Структура |





















































































































































































































































































В сильвестровской версии «Домострой»[6] состоит из предисловия, 67 глав и «Послания и наказания ото отца к сыну»[7], сгруппированных по следующим основным направлениям:



О строении духовном («Как веровати») |


Веровать предписывается в «Нераздѣлную Троицу» в воплощение Иисуса Христа, особую честь рекомендуется воздавать иконам Иисуса Христа, «Пречистой Матери Его» и «всѣмъ святымъ». Описывается необходимость молитв, крестных знамений, целований икон и «многоцѣлебная мощи», причастия «лжицею». Во время причастия запрещено «чавкать», чмокать и грызть просвиру зубами.



О строении мирском («Как царя чтити») |


Царя и князя следует бояться и служить им как представителям Бога на Земле (Рим. 13:1).



О поведении в гостях и за столом |


При входе в помещение рекомендуется снять шапку, «носъ высмаръкати», грязные ноги вытереть, помолиться и постучаться. При выборе места за столом рекомендуется учитывать социальный статус — свой и других приглашенных гостей и, руководствуясь этим, садиться ближе или дальше от хозяина. В гостях не следует ковырять в носу («носа не копать перстомъ»), глядеть по сторонам, есть без спросу. Во время трапезы в гостях со стола без разрешения ничего нельзя с собой уносить. Также не следует начинать есть без приглашения и хулить угощение. Перед едой рекомендуется восславить «Отца и Сына и Святаго Духа».



О поведении в храме |


В церкви не следует ни с кем вести бесед, прислоняться к стене, опаздывать к началу богослужения и уходить до его окончания.



Об управлении хозяйством («О строении домовном») |


В каждом доме следует иметь иконы («честныя образы»), перед которыми во время молитв возжигаются свечи. Пыль необходимо «чистым крылышкомъ омѣтати и мяхкою губою вытирати», чтобы дом был в чистоте. Молиться необходимо не реже двух раз в день: утром и вечером. Дело следует всякое начинать с чистыми руками, молитвой («Господи благослови») и крестным знамением. Жить рекомендуется по средствам, имея запасы — съестные в погребе, а инвентарь (метлы и лопаты) и прочее (мыло) в амбаре.



Об организации семьи («Как жить с женами и с детьми, и с домочадцами») |


«Домострой» призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты» и наставлены в Страхе Божьем. Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж — работать и добывать пропитание, жена — управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) — во всём подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Детей предписывается воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия — «не ослабляли, бия младенца»), дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всём слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель «лютою смертью от гражданской казни».



О соблюдении вещей |


Следует иметь нарядную рубашку и сапоги, которые надеваются в хорошую погоду, в праздники или для хороших людей. Рабочую одежду следует отделять от праздничной. Одежду (кафтаны, сарафаны, терлики, шубы) следует держать в чистоте, при необходимости высушивать, чистить и уложить в сундук. Также следует держать в чистоте («чистенько и беленко») и скатерть, убрусы, платки («ширинки»), полотенца и постели. Женские украшения (монисто) лучше и вовсе держать в сундуках или коробах под замком, а ключи в ларце. Из посуды упомянуты братина, блюда, ложка, ковш, корыто, сковорода, котел, таганы, квашня, сито, решето. Посуда должна быть накрыта.



Кулинарная группа |


Щи, студень, ботвинья, лапша, каша (овсяная, гречневая и ячневая), мясо (свинина, телятина, баранина, курятина, гусятина, утятина), рыба (осетрина копченая, белужина, сельдь), икра сиговая и черная, кундюмы, ветчина, колбаса, фаршированный сычуг, кишки чиненые, яйца, сыр, сметана, масло, молоко, грибы (рыжики, грузди), капуста, репа, свёкла, горох, огурцы, чеснок, морковь, пироги (в том числе сочни), калачи, блины, вишнёвый и малиновый морс, квас, кисель, брага, пиво, яблоки, груша, дыни, орешки, арбузы.


Запасы еды обыкновенно предписывалось хранить в погребе.



Восприятие |



Отрицательно оценивал влияние «Домостроя» на христианскую мораль Н. А. Бердяев.


Понимание христианства было рабье. Трудно представить себе большее извращение христианства, чем «Домострой». Ив. Аксаков даже отказывался понять, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя», мог породить русский народный характер. Идеология Москвы, как Третьего Рима, способствовала укреплению и могуществу Московского государства, царского самодержавия, а не процветанию церкви, не возрастанию духовной жизни. Христианское призвание русского народа было искажено[8].



Значение |


Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Стоглавом, Великими Четьими-Минеями и другими, однако превосходит их по выразительности и образности языка[4].


Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени[9].


В среде исследователей существует точка зрения, согласно которой «Домострой» пропагандирует высшие ценности, но при этом отражает реальную жизнь, в связи с чем у читателя появляется возможность узнать о нелицеприятных сторонах русской жизни того времени[10]. К примеру, по мнению А. П. Богданова, настойчивые повторения о том, что женщинам запрещено собираться в компании и распивать крепкие спиртные напитки свидетельствует о том, что в реальности подобная практика была весьма распространена[11].



В культуре |



  • А. П. Чехов в 1886 году написал короткий рассказ «Мой Домострой», в котором описал свой обычный день по мотивам «Домостроя».


Примечания |





  1. Комментарий Митрополита Иоанна (Снычева)


  2. 123 Издание В. В. Колесова и В. В. Рождественской, 1994.


  3. 123 Домострой


  4. 1234 Статья «Домострой» в онлайн-энциклопедии «Кругосвет»


  5. Мандель Б. Р. История отечественной литературы X-XVI веков.. — Directmedia, 2014-02-10. — 468 с. — ISBN 9785445867364.


  6. Домострой. СПб.: Наука, 1994. (Серия «Литературные памятники».) Издание подготовили В. В. Колесов, В. В. Рождественская


  7. «Послание и наказание ото отца к сыну» на сайте проекта «Хронос»


  8. Русская идея - Русская идея - Бердяев Николай Александрович | Предание.Ру — крупнейшая православная медиатека рунета (рус.), Предание.Ру — крупнейшая православная медиатека рунета. Проверено 28 октября 2018.


  9. .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}


    «Это памятник неоценимого значения для нашей истории, это цвет и плод, с одной стороны, писанаго учения.., с другой стороны, это цвет и плод исконивечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой есть зеркало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни».mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


    Иван Забелин Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. Москва. Типография Грачёва. 1869. С. 39.





  10. Cколько женщин по доброй воле могло приближаться к идеалу, начертанному Домостроем; скольких надобно было заставлять приближаться к нему силою и скольких нельзя было заставить приблизиться к нему никакою силою; сколько женщин предавалось названным неприличным удовольствиям?


    Соловьёв С. М. История России с древнейших времён (ссылка) : в 29 т.. — СПб. : Изд. Товарищество «Общественная польза», 1851—1879. — Т. 7. — С. 525-526.



  11. "Домострой" Передача 1 (на 7м 50с) Передача из цикла "Час истины" на канале 365 дней ТВ с участием к.и.н. Л. П. Найдёновой и д.и.н. А. П. Богдановым




Литература |



Издания |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}












  • Сильвестра середины XVI века

    • Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В. В. Рождественская; Отв. ред. Л.А. Дмитриев. — СПб.: Наука, 1994. — С. 88—133.; Зеркала: в электронной библиотеке Исторических ресурсов МГУ им. Ломоносова, с комментариями митрополита Иоанна (Снычева)



  • Голохвастова Д. П. во «Временнике» Московского общества истории и древностей Российских, и отдельной книгой, М. 1849 год.

    • Домострой благовещенского попа Сильвестра. — 1849

    • Благовещенский иерей Сильвестр и его писания. — 1874



  • Домострой. По рукописям Императорской публичной библиотеки / В. Яковлев. — Санкт-петербург: Издание Д. Е. Кожанчикова, 1867.

  • Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В.В. Рождественская; Отв. ред. Л.А. Дмитриев. — СПб. : Наука, 1994. — Содерж.: Домострой: [Древнерусский текст]. – С. 5—87; Сильвестровская редакция. – С. 88—133; Перевод. – С. 134—268.



Аналитические материалы |



  • Михайлов А. В. К вопросу о редакциях домостроя, его составе и происхождении.

  • Чумакова Т. В. Человек и его мир в «Домострое» // Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 132—146.


  • Хорихин В. В. Списки домостроя XVI—XVIII вв.: история издания и изучения: Дисс. кандидата исторических наук. М., 2003.



Ссылки |




  • Домострой в переводе на современный язык Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Перевод и комментарии В. В. Колесова

  • Домострой на сайте Тверской епархии




Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район