Иша-упанишада





















Статья по тематике
Литература индуизма
Aum
Веды


  • Риг

  • Яджур

  • Сама

  • Атхарва



Деление

Самхиты

Брахманы

Араньяки

Упанишады


Упанишады


  • Айтарея

  • Брихадараньяка

  • Иша

  • Тайттирия

  • Чхандогья

  • Кена

  • Мундака

  • Мандукья

  • Катха

  • Прашна

  • Шветашватара


Веданга


  • Шикша

  • Чхандас

  • Вьякарана

  • Нирукта

  • Джьотиша

  • Калпа


Итихасы


  • Махабхарата

  • Рамаяна


Пураны


  • Бхагавата

  • Брахмавайварта

  • Ваю

  • Вишну

  • Маркандея

  • Нарада

  • Падма


Другие писания


  • Смрити

  • Шрути

  • Бхагавадгита

  • Агама

  • Панчаратра

  • Тантры

  • Кавача

  • Сутры

  • Стотры

  • Дхармашастры

  • Дивья-прабандха

  • Теварам

  • Чайтанья-чаритамрита

  • Рамачаритаманаса

  • Йога-Васиштха


Портал «Индуизм»

«И́ша-упа́нишада» (īśa upaniṣad IAST, также «Ишопа́нишад» īśopaniṣad IAST, «Ишавасья-упанишада» īśāvāsya upaniṣad IAST) — одна из самых малых по объёму Упанишад канона мукхья; состоит из 18 текстов. Также как и другие основные тексты веданты, данная Упанишада принимается в индуизме как священное писание категории шрути. Название текста происходит от санскритского īśā IAST, «Господь» (Иша).


«Иша-упанишада» является последней главой (адхьяя) «Шукла-Яджурведы» и рассматривается учёными как одна из более ранних Упанишад канона мукхья, датируемая временами империи Маурьев.


В тексте обсуждаются философия, религия, ритуализм и метафизика.


«Иша-упанишада» имеет особое значение среди всех Упанишад — в ней описывается природа Всевышнего Ишвары, который представлен как[1] «бестелесный, всеведущий, безупречный, не имеющий вен, чистый и неосквернённый» (мантра 8),[2] который «оставаясь в Своей обители, передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих». «Он ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и всё же Он вне всего» (мантры 4 и 5).[3][4]


Последующие мантры представляют собой серию молитв, в которых просящий просит о возможности заглянуть по ту сторону сияния Всевышнего с целью осознать истинную природу Верховного Господа.


В двух шакхах «Шукла-Яджурведы» (Мадхьяндиния-шакхе и Канва-шакхе) мантры 1-8 представлены в одном и том же порядке, однако мантры 9—14 Канва-шакхи соответствуют мантрам 12, 13, 14, 9, 10, 11 Мадхьяндиния-шакхи, причём мантра 17 представляет собой вариацию мантры 15 Канвы, а мантра 16 Канвы отсутствует в Мадхьяндинийи, 17—18 Канвы соответствуют 15—16 Мадхьяндинийи. Порядок стихов, цитируемых в этой статье соответствует Канва-шакхе:













































Канва 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Мадхьяндиния 1 2 3 4 5 6 7 8 12 13 14 9 10 11 (17) 15 16

Мантра 18 представляет собой текст из «Ригведы» (РВ 1.189.1), в котором призывается Агни.



Примечания |





  1. Weber 1878:103


  2. Шри Ишопанишад Мантра восьмая (неизв.) (недоступная ссылка — история). Проверено 2 сентября 2008. Архивировано 26 октября 2007 года.


  3. Шри Ишопанишад Мантра четвёртая (неизв.) (недоступная ссылка — история). Проверено 2 сентября 2008. Архивировано 26 октября 2007 года.


  4. Шри Ишопанишад Мантра пятая (неизв.) (недоступная ссылка — история). Проверено 2 сентября 2008. Архивировано 26 октября 2007 года.




Литература |



  • Фалев Е. В. Некоторые спорные места Иша Упанишады // Философские науки.- М., 2003.- № 1.- С.110-124.

  • A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupada, Śrī Īśopaniṣad IAST, The Bhaktivedanta Book Trust, 1969.

  • Sri Aurobindo, The Upanishads. Sri Aurobindo Ashram, Pondicherry. 1972.

  • S. Radhakrishnan. The Principal Upanishads. George Allen and Unwin Ltd. New York. 1969.

  • Swami Gambhirananda, Eight Upanishads, Vol.1. with the commentary of Shankaracharya. Tr. Advaita Ashrama, Calcutta, 2nd edn. 1989.

  • Albrecht Weber, The History of Indian Literature (1878).

  • N.Srinivasagopalan, Isa Upanisad Revisited,Oupanisada Publications, 16, Vayupuri, Secunderabad 500 094. 2004 ISBN 978-81-7525-831-0 The Subtitle is 'The Recipe for an Enlightened and Joyful Life of High Effectiveness and All-round success'

  • Sri Aurobindo, Isha Upanisad, Sri Aurobindo Asram, Pondichery. 1986

  • Swami Satyananda Saraswati,Ishavasya Upanishad,Bihar School of Yoga, Monghyr, Bihar, India.1973

  • Sri Ganapati Sachchidanada Swamiji, Sri Sachchidananda Avadh00ta Datta Peetham, Mysore. 1992



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





Логотип Викитеки


В Викитеке есть оригинал текста по этой теме.
См. Упанишады




  • GRETIL etext


  • Isha Upanishad translation and commentary by Swami Paramananda


  • Isa Upanishad A translation by Swami Nikhilananda


  • Isha Upanishad as Shukla Yajurveda Adhyaya 40 (White Yajurveda Chapter 40) A translation by Ralph T.H. Griffith, 1899


  • Isa Upanishad translation by Max Muller


  • Isha Upanishad translation by Sri Aurobindo Gosh, 1910.
    Also see this. Similar to the previous, but with slight grammatical variations.


  • Isha Upanishad Commentary by Sri Aurobindo Gosh


  • Isha Upanishad Commentary by Dr. CS Shah


  • Isha Upanishad translation and commentary by P.K. Hari Hara Subramanian.


  • Isha Upanishad (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 11-05-2013 [2049 дней]) translated by Swami Prabhavananda and Frederick Manchester.


  • Isha Upanishad Invocation Translations Several translations of Purna, the Isha Upanishad Invocation.


  • Аудиокнига перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады.









Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район