Минос
Минос | |
---|---|
Пол | мужской |
Отец | Зевс[1] |
Мать | Европа[1][3] |
Братья и сёстры | Манес и Радамант[1][2] |
Супруга | Пасифая, Дексифея и Crete[d] |
Дети | Катрей[1][4], Ариадна[1], Эвримедон, Nephalion[d], Девкалион[5], Андрогей[1][6], Главк, Акакаллида, Ксенодика[d], Euxantius[d], Chryses[d], Фиолай[d], Asterius[d], Федра, Astraea[d] и Brylle[d] |
Иллюстрации на Викискладе |
Ми́нос (др.-греч. Μίνως) — легендарный царь «столицы» Древнего Крита — Кносса. Сын Зевса и Европы[7], муж дочери Гелиоса Пасифаи, отец Ариадны, Федры и других детей.
Жившему до Троянской войны, ему приписывают введение законодательства на Крите и утверждение морского могущества острова (талассократии)[8][9][10][* 1].
По ряду античных свидетельств, это имя носили два царя, Минос I и его внук Минос II, однако это не было отражено в мифологии[11].mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em}
По его имени была названа Минойская цивилизация (культура)
Содержание
1 Мифология
2 В последующей традиции
3 Минойская цивилизация
4 Комментарии
5 Примечания
6 Ссылки
Мифология |
Верховный бог Олимпа Зевс похитил финикийскую царевну Европу и, доставив её на Крит, овладел ею, от чего родились Минос, Радамант и Сарпедон. Европа вышла замуж за критского царя Астерия (Астериона), который усыновил братьев[12].
После смерти Астерия Минос стал претендовать на царствование, уверяя, что предназначен к этому богами и что всякая его молитва будет исполнена. В итоге ему удалось прийти к власти.
Когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, морской бог выслал ему из моря белоснежного быка, однако, пораженный его великолепием, Минос отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого[13][12]. В наказание за этот обман богов Посейдон внушил его жене Пасифае неестественную страсть к этому быку, от которого у неё родился Минотавр (с греч. — бык Миноса). Сам бык был усмирен Гераклом и затем убит Тесеем.
Минос основал города Кносс, Фест и Кидония[14].
Он раз в девять лет удалялся в пещеру Зевса, чтобы получить от него законы.
Минос считается основателем морского господства критян.
Он отец Андрогея, Девкалиона, Главка, Катрея, Эвримедона и др.
С Кикладских островов Минос изгнал карийцев и вывел туда колонии, поставил правителями своих сыновей[15].
Он также захватил Мегару[16].
Когда его сын Андрогей был убит в Афинах, Минос принудил царя Эгея к дани, по 7 молодых людей и 7 девиц каждый год (по другой версии раз в девять лет)[16]. Их обрекали на съедение Минотавру, жившему в Лабиринте. Так длилось до тех пор, пока герой Тесей не убил Минотавра. Ему помогла это сделать Ариадна, влюблённая в Тесея.
Пасифая, разгневанная частыми изменами Миноса, заколдовала его. Каждый раз, когда Минос сходился с другими женщинами, он напускал на них гнус и женщины погибали. Прокрида дала ему выпить настой корня Кирки и исцелила его[17]. По другому рассказу, Минос испускал при совокуплении змей, скорпионов и сколопендр, и женщины погибали. Тогда Прокрида придумала ввести мочевой пузырь козы в тело женщины, и Минос изверг змей туда[18], после чего исцелился и смог сойтись с женщиной.
Смерть его постигла в Сицилии, в городе Камик, где он преследовал Дедала[11]. Чтобы найти спрятавшегося беглеца, прибывший на Сицилию Минос в каждом городе задавал задачу: пропустить нить сквозь спиральную раковину. Дедал смог решить её, запрягая в нить муравья, чем и выдал себя. Когда Минос потребовал выдать беглеца, кокалиды - дочери царя Кокала (или сам царь) убили его в бане, пустив в ванну по трубам кипящую воду и обварив его насмерть[19][20][16]. Тело его было выдано его спутникам и похоронено ими в Сицилии, которые построили ему пышную гробницу, рядом с которой воздвигли храм Афродиты[21]. Потом кости его были перевезены на Крит, где ему был воздвигнут памятник. Гора Юкта первоначально считалась могилой Миноса, а затем Зевса[22]. По другой версии, жители Коркиры отбили прах Миноса у критян[23].
В последующей традиции |
В подземном царстве он, по «Одиссее», царит над умершими[24]. Минос судит умерших, а они «его приговора, кто сидя, кто стоя, / Ждали в пространном с вратами широкими доме Аида» (Од. XI 570-571)[25]. Настоящим судьёй в царстве теней его вместе с Эаком и Радамантом делает позднейшее сказание[26], вероятно, в воспоминание его деятельности как законодателя. В позднейшее время стали различать двух Миносов, I и II, чтобы иметь возможность разделить приуроченный к Миносу слишком обильный мифологический материал; при этом Минос I считался сыном Зевса и Европы, а Минос II — внуком Миноса I, мужем Пасифаи и отцом Девкалиона, Ариадны и т. д. В «Божественной комедии» Данте Минос предстаёт в виде демона, змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу, указывающего круг ада, в который предстоит душе спуститься.
Действующее лицо трагедий Софокла «Камикийцы» (фр.323-327 Радт) и «Минос» (фр.407 Радт), трагедии Акция «Минос».
Минойская цивилизация |
Артур Эванс, первооткрыватель минойской цивилизации на Крите, дал ей название в честь царя Миноса. В концепции Эванса минойская цивилизация была первой догреческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции. Точку зрения Эванса оспорил Уильям Риджуэй, который рассматривал Миноса как представителя греческих вторженцев, а не коренного населения острова[27].
Дешифровка М. Вентрисом Линейного письма B показала, что по крайней мере последний этап минойской цивилизации — микенская цивилизация — обладал грекоязычной письменностью, а в её населении преобладали греки. В современной археологии термин «минойская цивилизация» обычно не идентичен эвансовскому, а имеет более узкий смысл, охватывая цивилизацию на Крите до переноса центра власти в Микены.
Греческая традиция указывает, что приход греков на Крит предшествовал переносу центра власти в Микены, и какое-то время центр власти находился на Крите, в Кноссе, хотя там уже правили греки и пеласги, а не «минойцы». В археологическом контексте этот период может соответствовать Позднедворцовому периоду II, когда большая часть дворцов была разрушена, а Кносс стал единым политическим центром Крита.
Вопрос об историчности Миноса, а также о том, было ли его имя личным именем или титулом, остаётся открытым[28].
Комментарии |
↑ «Как нам известно из предания, Минос первым из властителей построил флот и приобрел господство над большей частью нынешнего Эллинского моря», - пишет Фукидид цит. по с. 69.
Примечания |
↑ 123456 Любкер Ф. Minos // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 873.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q101490"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1459210"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q694826"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4249594"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24933120"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q30059240"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4135794"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q45186120"></a>
↑ Любкер Ф. Rhadamanthys // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1152.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q101490"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1459210"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q694826"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4249594"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24933120"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q30059240"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4135794"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q45254292"></a>
↑ Любкер Ф. Europa // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 508.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q101490"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1459210"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q694826"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4249594"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24933120"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q30059240"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4135794"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q45180158"></a>
↑ Любкер Ф. Catreus // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 265.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q101490"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q45179198"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q694826"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4249594"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24933120"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q30059240"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1459210"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4135794"></a>
↑ Любкер Ф. Deucalion // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 391.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q101490"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1459210"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q694826"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4249594"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24933120"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q30059240"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q45179098"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4135794"></a>
↑ Любкер Ф. Androgeos // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 88–89.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q101490"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1459210"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q694826"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4249594"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24933120"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q30059240"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q45269972"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4135794"></a>
↑ Гомер. Илиада XIII 450; XI 568
↑ Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия Том 27 - Большая Советская Энциклопедия Второе издание
↑ Минос // СИЭ
↑ Минос - Большой энциклопедический словарь - Энциклопедии & Словари
↑ 12 МИНОС | Энциклопедия Кругосвет
↑ 12 Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Минос и его окружение. МИНОС И ЕГО БРАТЬЯ
↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 1 далее
↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 78, 2
↑ Фукидид. История I 4, 1; 8, 2
↑ 123 МИНОС
↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 15, 1
↑ Антонин Либерал. Метаморфозы 41, 4-5
↑ Каллимах, фр.43 Пфайфер, ст.48-49; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 14-15; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 79, 2; Гигин. Мифы 44
↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 15
↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 79, 4
↑ Схолии к Каллимаху I 8 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.127
↑ Овидий. Ибис 509—510 схолии
↑ Гомер. Одиссея XI 568—571
↑ АИД
↑ Вергилий. Энеида VI 432
↑ Minos the destroyer rather than the creator of the so-called 'Minoan' culture of Cnossus, by William Ridgeway. «From the Proceedings of the British Academy, vol. IV.» «Read May 26, 1909.» 33 p. illus. 25 cm.
↑ Молчанов А. А., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. — М., 1988. Архивировано 12 октября 2008 года.
Ссылки |
Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.152-153