Борис Годунов (трагедия)





























Борис Годунов
Иллюстрация Б. В. Зворыкина (1925)
Иллюстрация Б. В. Зворыкина (1925)
Жанр
трагедия
Автор
Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала
русский
Дата написания
1825
Дата первой публикации
1831

Логотип Викитеки Текст произведения в Викитеке

«Бори́с Годуно́в» («Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве») — историческая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское.




Содержание






  • 1 История создания произведения


  • 2 Содержание


  • 3 Действующие лица


  • 4 Значение произведения


  • 5 Постановки


  • 6 Экранизации


  • 7 Оценка произведения автором


  • 8 См. также


  • 9 Примечания





История создания произведения |


"Борис Годунов" был написан под влиянием чтения «Истории государства Российского» и посвящена периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. На встрече с императором Николаем I (которая положила конец ссылке) Пушкин читал ему отрывки из «Бориса Годунова».


Драма написана в подражание историческим хроникам Шекспира — преимущественно белым стихом с несколькими прозаическими сценами. Послужила протекстом ряда произведений не только русской литературы, но и европейской (в искусстве постмодерна образ Бориса не раз обыгрывается у Роб-Грийе).


Полностью пьеса была впервые опубликована (с цензурными сокращениями) в конце декабря 1830 с датой издания 1831, но поставлена на сцене только в 1866. Причиной тому — предполагаемая несценичность произведения. Но главное — до 1866 трагедия была запрещена для представления на сцене. С цензурными изъятиями и сокращениями была поставлена впервые 17 сентября 1870 на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра[1].


Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей. Тем не менее, в письме к П. А. Вяземскому от 13 июля 1825 года из Михайловского в Царское Село Пушкин называет своё произведение «романтической трагедией», как предполагает И. Семенко, «прежде всего за свободу изобретения, решительное ниспровержение канонов классической драматургии»[2].


Пушкин использовал для сюжета версию об убийстве царевича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, которая оспаривается, см. Угличское дело.


По мнению С. Бонди главным героем трагедии «Борис Годунов» является народ, Бонди писал: «О народе, его мнении, его любви и ненависти, от которых зависит судьба государства, все время говорят действующие лица пьесы»[3].


Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Проблема искушения властью обрисовывается на примере Бориса Годунова, Григория Отрепьева, князя Шуйского, Петра Басманова, Марины Мнишек.



Содержание |



  • 1598 год. После смерти царя Федора Иоанновича народ умоляет его шурина Бориса, затворившегося в монастыре, принять корону. Тот не сразу, но соглашается. На фоне этого происходит диалог князей Шуйского и Воротынского.

  • 1603 год. Чудов монастырь. Келейник Гришка Отрепьев узнает от своего старца Пимена подробности убийства царевича Дмитрия Угличского и сбегает, планируя выдать себя за последнего. В Кремле узнают о нем и объявляют розыск. Отрепьев пытается перейти литовскую границу, перед этим его чуть не ловят в корчме. В доме боярина Шуйского последний вместе с другим боярином, Афанасием Пушкиным, зачитывают письмо о появлении чудесно спасшегося царевича, после чего Шуйский отправляется с известием к царю. Борис Годунов в ужасе от известия мучается совестью и угрозами допытывается от Шуйского, действительно ли царевич умер. В Кракове в доме Вишневецкого Самозванец начинает собирать свиту. Затем в замке воеводы Мнишека в Самборе он ухаживает за дочерью хозяина Мариной и даже признаётся ей, что он — всего лишь беглый инок. Для Марины же оказывается важным лишь то, возведёт ли её Лжедмитрий на московский трон.

  • 1604 год. Войско Самозванца переходит границу. В Кремле на совете Патриарх подаёт совет перенести мощи царевича Дмитрия из Углича в Москву: открылось, что Димитрий святой и чудотворец, и выставление мощей для общего почитания поможет обличить в Лжедмитрии самозванца. Однако Шуйский, видя смятение Бориса, витиевато отклоняет это предложение.

  • В декабре близ Новгорода-Северского происходит битва, где войска Годунова проигрывают. На Соборной площади юродивый обвиняет Бориса в убийстве. В Севске Лжедмитрий допрашивает пленного дворянина, вскоре после чего его войско бывает разбито. В Москве царь Борис внезапно умирает, успев благословить сына Федора на царство. Гаврила Пушкин подталкивает основного из воевод Годунова, обласканного царём, но безродного Басманова, на измену. Затем на Лобном месте Пушкин провозглашает власть Лжедмитрия и провоцирует на бунт против детей Годунова. Бояре входят в дом, где заточены царь Фёдор с сестрой и их мать, и душат их. Боярин Мосальский объявляет народу (последние слова трагедии): «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (пауза) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!». Народ безмолвствует.



Действующие лица |







  • князь Шуйский, Василий Иванович

  • князь Воротынский

  • думный дьяк Щелкалов, Андрей Яковлевич

  • царь Борис Годунов

  • монах-летописец Пимен

  • Гришка Отрепьев

  • патриарх (Иов)

  • игумен Чудова монастыря (Пафнутий)

  • Мисаил и Варлаам, бродяги-чернецы

  • хозяйка корчмы на литовской границе, приставы

  • Пушкин, Афанасий Михайлович

  • царевна Ксения Годунова

  • царевич Федор Годунов

  • Годунов, Семен Никитич





  • pater Черниковский (польский иезуит Николай Черниковский)

  • Гаврила Пушкин

  • князь Курбский, шляхтич Собаньский, Хрущов, донской казак Иван Карела, поэт

  • Мнишек, Ежи

  • Мнишек, Марина Юрьевна

  • князь Вишневецкий, Адам

  • польские дамы и кавалеры

  • Басманов, Пётр Фёдорович

  • Диана Рита

  • капитаны Маржерет, Вальтер Розен

  • юродивый Николка Железный Колпак[4]

  • Рожнов, московский дворянин (пленник)

  • бояре Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов

  • народ

  • прочие бояре

  • стрельцы




Значение произведения |


В 1869 году Модестом Мусоргским на текст драмы была написана одноименная опера.


Среди последующих драматургов, пытавшихся пойти по стопам Пушкина, следует особенно отметить А. К. Толстого. В своей исторической трилогии («Смерть Иоанна Грозного» (1865), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870)) Толстой как бы повторяет основное противопоставление бояр, возглавляемых Бельскими, Шуйскими, Мстиславскими, безродному выскочке — Годунову.



Постановки |



  • 17 сентября 1870 — самая первая постановка на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра (реж. Александр Яблочкин, декорации Матвея Шишкова; Борис — Леонид Леонидов, Лжедимитрий — Василий Самойлов, Пимен — Пётр Григорьев, Марина Мнишек — Елена Струйская, Шуйский — Петр Зубров).

  • 19 ноября 1880 — в той же редакции первая постановка в Москве в Малом театре (реж. Сергей Черневский; Борис — Николай Вильде, Лжедимитрий — Александр Ленский, Пимен — Иван Самарин, Марина Мнишек — Мария Ермолова, Шуйский — Осип Правдин, Басманов — Михаил Лентовский).

  • 14 октября 1899 — Малый театр (Борис — Фёдор Горев, Лжедимитрий — Александр Южин, Пимен — Рябов, Варлаам — Владимир Макшеев, Мисаил — Михаил Садовский, Хозяйка корчмы — Ольга Садовская, Юродивый — Николай Музиль).

  • 10 октября 1907 — МХТ впервые в наиболее полной редакции (22 из 24 сцен трагедии) (реж. Владимир Немирович-Данченко и Лужский, худ. Виктор Симов; Борис — Александр Вишневский, Лжедимитрий — Москвин, Пимен — Качалов, Марина Мнишек — Германова, Шуйский — Лужский, Варлаам — Илья Уралов).

  • 13 февраля 1905 — общедоступный театр Лиговского народного дома. Петербург (реж. П. Гайдебуров)

  • 1908 — Александринский театр — два эпизодических спектакля в пользу сооружения памятника Пушкину в Петербурге (Борис — Ге, Лжедимитрий — Ходотов, Шуйский — К. Яковлев, Варлаам — Давыдов, Мисаил — Варламов).


До революции 1917 года в провинциальных театрах трагедия ставилась крайне редко (иногда ставились отрывки-сцены к юбилейным датам). Известны лишь постановки:



18 ноября 1871 — Казань, антреприза Медведева, бенефис Давыдова, исполнявшего роль Лжедимитрия.

1899 — Петинский (Воронежская губерния) деревенский театр Бунакова.



  • 13 ноября 1934 — Ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Сушкевич, худ. Руди; Борис — Симонов, Лжедимитрий — Бабочкин, Пимен — Яков Малютин, Марина — Евгения Вольф-Израэль, Варлаам — Николай Черкасов), там же (1949; реж. Леонид Вивьен, худ. Попов)

  • 1937 — Малый театр (реж. Хохлов, худ. Щуко; Борис — Ленин, Лжедимитрий — Анненков, Пимен — Подгорный, Марина Мнишек — Гоголева, Шуйский — Яковлев, Варлаам — Зражевский, Юродивый — Лебедев)

  • 1937 — колхозно-совхозный театр Леноблисполкома (реж. Гайдебуров).

  • 1937 (к столетию смерти Пушкина): Оренбургский, Воронежский, Смоленский, Новосибирский театр «Красный факел», Орехово-Зуевский, Свердловский, Рязанский, Краснодарский, Башкирский академич. театр (Уфа), Таджикский театр им. Лахути (Сталинабад), Коми драм. театр (Сыктывкар) и мн. др.

  • 1938 — Ленинградский Новый театр юных зрителей (реж. Зон и Сойникова, худ. Григорьев)

  • 1949 — Театр им. Франко, Киев (Борис — Юрий Шумский, Марина — Наталия Ужвий).

  • 1957 — Театр им. Руставели (Тбилиси), Центральный детский театр (Москва).

  • 1982 — Театр на Таганке. Спектакль был запрещен. Возобновлен в 1988 г.

  • 2014 — «Ленком», Москва (реж. Константин Богомолов).

  • 2015 — «Et Cetera», Москва (реж. Петер Штайн)


С чтением отрывков из трагедии неоднократно выступал по радио и на эстраде В. И. Качалов.



Экранизации |




  • Борис Годунов (фильм, 1907); режиссёр И. Шувалов. Фильм не сохранился


  • Борис Годунов (фильм, 1986); Режиссёр Сергей Бондарчук


  • Борис Годунов (фильм, 2011); режиссёр Владимир Мирзоев.


экранизация спектакля


  • 1970 — Борис Годунов (сцены из трагедии) — телеспектакль. Режиссёр Анатолий Эфрос

  • 1999 — видеозапись Театра на Таганке; режиссёр Юрий Любимов. Дирижёр — Валерий Гергиев. В ролях: Виталий Шаповалов, Валерий Золотухин, Юрий Беляев, Алексей Граббе, Александр Трофимов, Иван Бортник и др.


экранизации оперы


  • 1955 — Борис Годунов (фильм, 1954); режиссёр В. Строева

  • 1980 — Борис Годунов/Boris Godounov (ТВ) (Франция) Режиссёр Дирк Сандерс[fr]. Руджеро Раймонди — Борис; Виорика Кортес — Марина

  • 1989 — Борис Годунов (фильм, 1989); режиссёр А. Жулавский, дирижёр М. Ростропович; Р. Раймонди — Борис, Г. Вишневская — Марина.

  • 1990 — видеозапись Мариинского (Кировского) театра, режиссёр Андрей Тарковский. Дирижёр — Валерий Гергиев. Борис — Роберт Ллойд, Марина — Ольга Бородина, Самозванец — Алексей Стеблянко, Рангони — Сергей Лейферкус. Полная (прижизненная) версия 1872 года.

  • 2007 — видеозапись Большого театра; режиссёр Александр Сокуров — см. раздел: Видеозаписи.

  • 2011 — экранизация на современный манер; режиссёр Владимир Мирзоев.

  • 2012 — видеозапись Мариинского театра; режиссёр Андрей Тарковский. Дирижёр — Валерий Гергиев. Борис — Евгений Никитин, Пимен — Михаил Кит, Самозванец — Сергей Семишкур. Первая версия 1869 года.



Оценка произведения автором |


Именно после завершения работы над «Борисом Годуновым» Пушкин писал Петру Вяземскому около 7 ноября 1825 года, из Михайловского в Москву: «Трагедия моя кончена; я перечел её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»[5].



См. также |



  • И мальчики кровавые в глазах

  • Дом Веневитинова



Примечания |





  1. Театральная энциклопедия


  2. Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 10-ти томах. — М.: Художественная литература, 1977. — Т. 9. Письма 1815—1830 годов. Примечания И. Семенко. — С. 157, 422. — 500 000 экз.


  3. Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 10-ти томах. — М.: Художественная литература, 1975. — Т. 4. Евгений Онегин. Драматические произведения. Примечания Д. Д. Благого, С. М. Бонди. — С. 492. — 500 000 экз.


  4. Вымышленный персонаж


  5. Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 10-ти томах. — М.: Художественная литература, 1977. — Т. 9. Письма 1815—1830 годов. Примечания И. Семенко. — С. 200. — 500 000 экз.










Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район