Катастрофа DC-9 над Тирренским морем
Рейс 870 Itavia Массовое убийство на Устике | |
---|---|
Собранные обломки рейса 870 | |
Общие сведения | |
Дата | 27 июня 1980 года |
Время | 20:59 CET (19:59 UTC) |
Характер | Падение с эшелона, разрушение в воздухе |
Причина | Террористический акт |
Место | Тирренское море, в 25 км от Устики (Италия) |
Координаты | 38°50′22″ с. ш. 13°25′31″ в. д.HGЯO |
Погибшие | 81 (все) |
Воздушное судно | |
Разбившийся самолёт за 7 лет до катастрофы | |
Модель | McDonnell Douglas DC-9-15 |
Авиакомпания | Itavia |
Пункт вылета | Международный аэропорт имени Гульельмо Маркони, Болонья |
Пункт назначения | Палермо |
Рейс | IH870 |
Бортовой номер | I-TIGI |
Дата выпуска | 18 января 1966 года (первый полёт) |
Пассажиры | 77 |
Экипаж | 4 |
Выживших | 0 |
Рейс 870 Itavia Массовое убийство на Устике на Викискладе |
Катастрофа DC-9 над Тирренским морем (также известная как Массовое убийство на Устике и Устика[1]) — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 27 июня 1980 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-15 итальянской авиакомпании Itavia выполнял внутренний рейс IH870 по маршруту Болонья—Палермо, но через 51 минуту после взлёта рухнул в Тирренское море в 25 километрах от острова Устика, разрушившись на две части. Погибли все находившиеся на его борту 81 человек — 77 пассажиров и 4 члена экипажа.
Содержание
1 Самолёт
2 Экипаж
3 Катастрофа
4 Расследование
5 Судебное разбирательство
6 Культурные аспекты
7 См. также
8 Примечания
9 Ссылки
10 Литература
Самолёт |
McDonnell Douglas DC-9-15 (регистрационный номер I-TIGI, заводской 45724, серийный 022) был выпущен в 1966 году (первый полёт совершил 18 января). 29 марта того же года с б/н N902H был передан американской авиакомпании Hawaiian Airlines. 27 февраля 1972 года был куплен итальянской авиакомпанией Itavia и получил бортовой номер I-TIGI. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-7. На день катастрофы совершил 45 032 цикла «взлет-посадка» и налетал 29 544 часа[1][2][3].
Экипаж |
Состав экипажа рейса IH870 был таким[4]:
Командир воздушного судна (КВС) — 44-летний Доменико Гатти (итал. Domenico Gatti). Налетал 7430 часов.
Второй пилот — 32-летний Энцо Фонтана (итал. Enzo Fontana). Налетал 2873 часа.
В салоне самолёта работали два бортпроводника:
- Паоло Моричи (итал. Paolo Morici), 39 лет.
- Розария де Доминичис (итал. Rosaria De Dominicis), 21 год.
Катастрофа |
Рейс IH870 вылетел из Болоньи в 20:08 CET (19:08 UTC) и взял курс на Палермо. На его борту находились 4 члена экипажа и 77 пассажиров (из них 13 детей).
В 20:59 CET (19:59 UTC), через 51 минуту после взлёта, авиалайнер внезапно упал в Тирренское море в 25 километрах от Устики. Все 81 человек на его борту погибли.
В 21:00 два истребителя Lockheed F-104 Starfighter ВВС Италии обследовали район падения рейса 870, но выживших не обнаружили из-за плохой видимости.
Расследование |
Почти сразу же после катастрофы была создана комиссия по расследованию причин катастрофы.
Были выдвинуты четыре версии катастрофы:
- Техническая неисправность.
- Столкновение с другим самолётом.
- Поражение ракетой «воздух-воздух».
- Взрыв бомбы.
Техническая неисправность и столкновение были через некоторое время исключены. Но следователи не могли понять, что именно произошло: попадание в самолёт ракеты или взрыв бомбы. Так как доказательства говорили в пользу обеих версий, первая комиссия выпустила отчёт, в котором говорилось, что падение самолёта произошло из-за взрыва неустановленного происхождения. Но родственники погибших добились проведения второго расследования.
Как раз когда началось повторное расследование, в мае 1987 года удалось найти бортовой самописец рейса 870. В самом конце записи следователи услышали, как КВС прокричал: Garda!!!… (Смотри!!!…). Следователи решили, что командир увидел ракету и хотел сообщить об этом второму пилоту. Однако некоторые говорили, что он хотел сказать: Смотри на авиагоризонт!!!, то есть фраза не имела отношения к ракете, если она была. Также был найден обломок, края которого были вогнуты внутрь. Такое обычно бывает, когда в самолёт попадает ракета.
В 1989 году комиссия выпускает отчёт, в котором говорилось, что взрыв был вызван предположительно ракетой, выпущенной с неидентифицированного самолёта. Но в 1991 году дело рассыпается, когда два итальянских следователя в связи с недостатком улик отзывают свои утверждения о том, что рейс IH870 был сбит ракетой.
Началось третье расследование. Одного из следователей, Фрэнка Тейлора (англ. Frank Taylor), насторожил тот факт, что от рейса 870 удалось собрать мало обломков. В 1988-1989 годах Тейлор был одним из следователей, проводивших расследование катастрофы рейса Pan American-103 над Локерби. Тогда он создал компьютерную программу, которая могла показать местоположение каждого обломка. Тейлор решил использовать эту программу в расследовании. В результате следователи получили 92% самолёта. Следователи увидели, что в хвостовой части самолёта есть дыра, которая выглядела как от взрыва бомбы. Следователи заключили, что бомба взорвалась в хвостовой части самолёта (в туалете). Взрыв привёл к отрыву двигателя №2 (правого), а затем всей хвостовой части. Неуправляемый самолёт вошёл в пикирование, в салоне произошла взрывная декомпрессия. Примерно через минуту изуродованный самолёт, вращаясь, упал в Тирренское море.
На протяжении многих лет получили распространение теории о том, что рейс 870 стал непреднамеренной жертвой воздушного боя между самолетами НАТО и ВВС Ливии. По сообщениям СМИ, существуют данные радиолокационного слежения, свидетельствующие о том, что во время катастрофы в том же районе находились истребители из нескольких стран НАТО, которые вероятно преследовали ливийский истребитель МиГ, который, пытаясь уклониться от радиолокационного контроля, пролетел рядом с гражданским авиалайнером.
В 2008 году бывший президент Италии и председатель Совета министров Франческо Маурицио Коссига (итал. Francesco Maurizio Cossíga) заявил, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя[1][5].
Судебное разбирательство |
После окончания третьего расследования правительство Италии отказалось публиковать отчёт.
В 2013 году, на судебном слушанье, посвящённом финансовой ответственности за крушение рейса 870, Верховный суд Италии вынес распоряжение, чтобы государство выплатило 100 млн долларов семьям погибших.
8 апреля 2015 года Апелляционный суд Палермо отклонил жалобу и оставил в силе постановление суда о выплатах компенсаций семьям погибшим[6].
Культурные аспекты |
- Катастрофа рейса 870 показана в 13 сезоне телесериала Расследования авиакатастроф в серии Бойня над Средиземным морем.
- Также она упоминается в книге И. А. Муромова «100 великих авиакатастроф» в главе Самолет DC-9 упал в Тирренское море.
- В 2016 году на экраны вышел художественный фильм режиссёра Ренцо Мартинелли «Ustica», посвященный этой катастрофе.
См. также |
Катастрофа DC-9 под Палермо — также рухнул в Тирренское море
- Аналогичные авиакатастрофы
- Катастрофа SE-210 под Ниццей
- Катастрофа A321 над Синайским полуостровом
Примечания |
↑ 123 Aircraft accident Douglas DC-9-15 I-TIGI Ustica // Aviation Safety Network
↑ I-TIGI Itavia McDonnell Douglas DC-9-15 - cn 45724 / 22 Архивная копия от 17 сентября 2016 на Wayback Machine
↑ REGISTRATION DETAILS FOR I-TIGI (ITAVIA) DC-9-15 — PlaneLogger
↑ Экипаж рейса IH870 BLQ/PMO // История итальянской авиакомпании Itavia
↑ Italy reopens probe into 1980 plane crash-media // Рейтер, 22 июня 2008
↑ Strage di Ustica, la Corte d'appello: aereo abbattuto da un missile (итал.). la Repubblica (8 aprile 2015). Проверено 8 апреля 2015.
Ссылки |
- Описание катастрофы на Aviation Safety Network
Spur der Gewalt. Vor 31 Jahren wurden 81 Passagiere einer italienischen DC 9 Opfer eines barbarischen NATO-Verbrechens (перевод)
The mystery of flight 870 — Guardian Newspaper.- (Video) The truth about Ustica’s disaster (6/27/1980)
Lessons from the Ustica investigations // Aviation Safety Network
Il Muro di gomma (англ.) на сайте Internet Movie Database — «Невидимая стена», итальянский фильм о катастрофе рейса 870
Литература |
И. А. Муромов «100 великих авиакатастроф» — глава Самолет DC-9 упал в Тирренское море