Катастрофа DC-9 над Тирренским морем





















































































Рейс 870 Itavia
Массовое убийство на Устике
Museo per la memoria di Ustica 2.png
Собранные обломки рейса 870
Общие сведения
Дата
27 июня 1980 года
Время
20:59 CET (19:59 UTC)
Характер
Падение с эшелона, разрушение в воздухе
Причина
Террористический акт
Место
Италия Тирренское море, в 25 км от Устики (Италия)
Координаты
38°50′22″ с. ш. 13°25′31″ в. д.HGЯO
Погибшие
81 (все)
Воздушное судно

Itavia DC-9 I-TIGI.jpg
Разбившийся самолёт за 7 лет до катастрофы
Модель
McDonnell Douglas DC-9-15
Авиакомпания
Италия Itavia
Пункт вылета
Италия Международный аэропорт имени Гульельмо Маркони, Болонья
Пункт назначения
Италия Палермо
Рейс
IH870
Бортовой номер
I-TIGI
Дата выпуска
18 января 1966 года (первый полёт)
Пассажиры
77
Экипаж
4
Выживших
0
Commons-logo.svg Рейс 870 Itavia
Массовое убийство на Устике на Викискладе

Катастрофа DC-9 над Тирренским морем (также известная как Массовое убийство на Устике и Устика[1]) — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 27 июня 1980 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-15 итальянской авиакомпании Itavia выполнял внутренний рейс IH870 по маршруту Болонья—Палермо, но через 51 минуту после взлёта рухнул в Тирренское море в 25 километрах от острова Устика, разрушившись на две части. Погибли все находившиеся на его борту 81 человек — 77 пассажиров и 4 члена экипажа.




Содержание






  • 1 Самолёт


  • 2 Экипаж


  • 3 Катастрофа


  • 4 Расследование


  • 5 Судебное разбирательство


  • 6 Культурные аспекты


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки


  • 10 Литература





Самолёт |


McDonnell Douglas DC-9-15 (регистрационный номер I-TIGI, заводской 45724, серийный 022) был выпущен в 1966 году (первый полёт совершил 18 января). 29 марта того же года с б/н N902H был передан американской авиакомпании Hawaiian Airlines. 27 февраля 1972 года был куплен итальянской авиакомпанией Itavia и получил бортовой номер I-TIGI. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-7. На день катастрофы совершил 45 032 цикла «взлет-посадка» и налетал 29 544 часа[1][2][3].



Экипаж |


Состав экипажа рейса IH870 был таким[4]:




  • Командир воздушного судна (КВС) — 44-летний Доменико Гатти (итал. Domenico Gatti). Налетал 7430 часов.


  • Второй пилот — 32-летний Энцо Фонтана (итал. Enzo Fontana). Налетал 2873 часа.


В салоне самолёта работали два бортпроводника:



  • Паоло Моричи (итал. Paolo Morici), 39 лет.

  • Розария де Доминичис (итал. Rosaria De Dominicis), 21 год.



Катастрофа |


Рейс IH870 вылетел из Болоньи в 20:08 CET (19:08 UTC) и взял курс на Палермо. На его борту находились 4 члена экипажа и 77 пассажиров (из них 13 детей).


В 20:59 CET (19:59 UTC), через 51 минуту после взлёта, авиалайнер внезапно упал в Тирренское море в 25 километрах от Устики. Все 81 человек на его борту погибли.


В 21:00 два истребителя Lockheed F-104 Starfighter ВВС Италии обследовали район падения рейса 870, но выживших не обнаружили из-за плохой видимости.



Расследование |


Почти сразу же после катастрофы была создана комиссия по расследованию причин катастрофы.


Были выдвинуты четыре версии катастрофы:



  • Техническая неисправность.

  • Столкновение с другим самолётом.

  • Поражение ракетой «воздух-воздух».

  • Взрыв бомбы.


Техническая неисправность и столкновение были через некоторое время исключены. Но следователи не могли понять, что именно произошло: попадание в самолёт ракеты или взрыв бомбы. Так как доказательства говорили в пользу обеих версий, первая комиссия выпустила отчёт, в котором говорилось, что падение самолёта произошло из-за взрыва неустановленного происхождения. Но родственники погибших добились проведения второго расследования.


Как раз когда началось повторное расследование, в мае 1987 года удалось найти бортовой самописец рейса 870. В самом конце записи следователи услышали, как КВС прокричал: Garda!!!… (Смотри!!!…). Следователи решили, что командир увидел ракету и хотел сообщить об этом второму пилоту. Однако некоторые говорили, что он хотел сказать: Смотри на авиагоризонт!!!, то есть фраза не имела отношения к ракете, если она была. Также был найден обломок, края которого были вогнуты внутрь. Такое обычно бывает, когда в самолёт попадает ракета.


В 1989 году комиссия выпускает отчёт, в котором говорилось, что взрыв был вызван предположительно ракетой, выпущенной с неидентифицированного самолёта. Но в 1991 году дело рассыпается, когда два итальянских следователя в связи с недостатком улик отзывают свои утверждения о том, что рейс IH870 был сбит ракетой.


Началось третье расследование. Одного из следователей, Фрэнка Тейлора (англ. Frank Taylor), насторожил тот факт, что от рейса 870 удалось собрать мало обломков. В 1988-1989 годах Тейлор был одним из следователей, проводивших расследование катастрофы рейса Pan American-103 над Локерби. Тогда он создал компьютерную программу, которая могла показать местоположение каждого обломка. Тейлор решил использовать эту программу в расследовании. В результате следователи получили 92% самолёта. Следователи увидели, что в хвостовой части самолёта есть дыра, которая выглядела как от взрыва бомбы. Следователи заключили, что бомба взорвалась в хвостовой части самолёта (в туалете). Взрыв привёл к отрыву двигателя №2 (правого), а затем всей хвостовой части. Неуправляемый самолёт вошёл в пикирование, в салоне произошла взрывная декомпрессия. Примерно через минуту изуродованный самолёт, вращаясь, упал в Тирренское море.


На протяжении многих лет получили распространение теории о том, что рейс 870 стал непреднамеренной жертвой воздушного боя между самолетами НАТО и ВВС Ливии. По сообщениям СМИ, существуют данные радиолокационного слежения, свидетельствующие о том, что во время катастрофы в том же районе находились истребители из нескольких стран НАТО, которые вероятно преследовали ливийский истребитель МиГ, который, пытаясь уклониться от радиолокационного контроля, пролетел рядом с гражданским авиалайнером.


В 2008 году бывший президент Италии и председатель Совета министров Франческо Маурицио Коссига (итал. Francesco Maurizio Cossíga) заявил, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя[1][5].



Судебное разбирательство |


После окончания третьего расследования правительство Италии отказалось публиковать отчёт.


В 2013 году, на судебном слушанье, посвящённом финансовой ответственности за крушение рейса 870, Верховный суд Италии вынес распоряжение, чтобы государство выплатило 100 млн долларов семьям погибших.


8 апреля 2015 года Апелляционный суд Палермо отклонил жалобу и оставил в силе постановление суда о выплатах компенсаций семьям погибшим[6].



Культурные аспекты |



  • Катастрофа рейса 870 показана в 13 сезоне телесериала Расследования авиакатастроф в серии Бойня над Средиземным морем.

  • Также она упоминается в книге И. А. Муромова «100 великих авиакатастроф» в главе Самолет DC-9 упал в Тирренское море.

  • В 2016 году на экраны вышел художественный фильм режиссёра Ренцо Мартинелли «Ustica», посвященный этой катастрофе.



См. также |



  • Катастрофа DC-9 под Палермо — также рухнул в Тирренское море

Аналогичные авиакатастрофы


  • Катастрофа SE-210 под Ниццей

  • Катастрофа A321 над Синайским полуостровом



Примечания |





  1. 123 Aircraft accident Douglas DC-9-15 I-TIGI Ustica // Aviation Safety Network


  2. I-TIGI Itavia McDonnell Douglas DC-9-15 - cn 45724 / 22 Архивная копия от 17 сентября 2016 на Wayback Machine


  3. REGISTRATION DETAILS FOR I-TIGI (ITAVIA) DC-9-15 — PlaneLogger


  4. Экипаж рейса IH870 BLQ/PMO // История итальянской авиакомпании Itavia


  5. Italy reopens probe into 1980 plane crash-media // Рейтер, 22 июня 2008


  6. Strage di Ustica, la Corte d'appello: aereo abbattuto da un missile (итал.). la Repubblica (8 aprile 2015). Проверено 8 апреля 2015.




Ссылки |



  • Описание катастрофы на Aviation Safety Network


  • Spur der Gewalt. Vor 31 Jahren wurden 81 Passagiere einer italienischen DC 9 Opfer eines barbarischen NATO-Verbrechens (перевод)


  • The mystery of flight 870 — Guardian Newspaper.

  • (Video) The truth about Ustica’s disaster (6/27/1980)


  • Lessons from the Ustica investigations // Aviation Safety Network


  • Il Muro di gomma (англ.) на сайте Internet Movie Database — «Невидимая стена», итальянский фильм о катастрофе рейса 870



Литература |



  • И. А. Муромов «100 великих авиакатастроф» — глава Самолет DC-9 упал в Тирренское море








Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район