Катастрофа DC-9 над Тирренским морем

Multi tool use
Multi tool use





















































































Рейс 870 Itavia
Массовое убийство на Устике
Museo per la memoria di Ustica 2.png
Собранные обломки рейса 870
Общие сведения
Дата
27 июня 1980 года
Время
20:59 CET (19:59 UTC)
Характер
Падение с эшелона, разрушение в воздухе
Причина
Террористический акт
Место
Италия Тирренское море, в 25 км от Устики (Италия)
Координаты
38°50′22″ с. ш. 13°25′31″ в. д.HGЯO
Погибшие
81 (все)
Воздушное судно

Itavia DC-9 I-TIGI.jpg
Разбившийся самолёт за 7 лет до катастрофы
Модель
McDonnell Douglas DC-9-15
Авиакомпания
Италия Itavia
Пункт вылета
Италия Международный аэропорт имени Гульельмо Маркони, Болонья
Пункт назначения
Италия Палермо
Рейс
IH870
Бортовой номер
I-TIGI
Дата выпуска
18 января 1966 года (первый полёт)
Пассажиры
77
Экипаж
4
Выживших
0
Commons-logo.svg Рейс 870 Itavia
Массовое убийство на Устике на Викискладе

Катастрофа DC-9 над Тирренским морем (также известная как Массовое убийство на Устике и Устика[1]) — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 27 июня 1980 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-15 итальянской авиакомпании Itavia выполнял внутренний рейс IH870 по маршруту Болонья—Палермо, но через 51 минуту после взлёта рухнул в Тирренское море в 25 километрах от острова Устика, разрушившись на две части. Погибли все находившиеся на его борту 81 человек — 77 пассажиров и 4 члена экипажа.




Содержание






  • 1 Самолёт


  • 2 Экипаж


  • 3 Катастрофа


  • 4 Расследование


  • 5 Судебное разбирательство


  • 6 Культурные аспекты


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Ссылки


  • 10 Литература





Самолёт |


McDonnell Douglas DC-9-15 (регистрационный номер I-TIGI, заводской 45724, серийный 022) был выпущен в 1966 году (первый полёт совершил 18 января). 29 марта того же года с б/н N902H был передан американской авиакомпании Hawaiian Airlines. 27 февраля 1972 года был куплен итальянской авиакомпанией Itavia и получил бортовой номер I-TIGI. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-7. На день катастрофы совершил 45 032 цикла «взлет-посадка» и налетал 29 544 часа[1][2][3].



Экипаж |


Состав экипажа рейса IH870 был таким[4]:




  • Командир воздушного судна (КВС) — 44-летний Доменико Гатти (итал. Domenico Gatti). Налетал 7430 часов.


  • Второй пилот — 32-летний Энцо Фонтана (итал. Enzo Fontana). Налетал 2873 часа.


В салоне самолёта работали два бортпроводника:



  • Паоло Моричи (итал. Paolo Morici), 39 лет.

  • Розария де Доминичис (итал. Rosaria De Dominicis), 21 год.



Катастрофа |


Рейс IH870 вылетел из Болоньи в 20:08 CET (19:08 UTC) и взял курс на Палермо. На его борту находились 4 члена экипажа и 77 пассажиров (из них 13 детей).


В 20:59 CET (19:59 UTC), через 51 минуту после взлёта, авиалайнер внезапно упал в Тирренское море в 25 километрах от Устики. Все 81 человек на его борту погибли.


В 21:00 два истребителя Lockheed F-104 Starfighter ВВС Италии обследовали район падения рейса 870, но выживших не обнаружили из-за плохой видимости.



Расследование |


Почти сразу же после катастрофы была создана комиссия по расследованию причин катастрофы.


Были выдвинуты четыре версии катастрофы:



  • Техническая неисправность.

  • Столкновение с другим самолётом.

  • Поражение ракетой «воздух-воздух».

  • Взрыв бомбы.


Техническая неисправность и столкновение были через некоторое время исключены. Но следователи не могли понять, что именно произошло: попадание в самолёт ракеты или взрыв бомбы. Так как доказательства говорили в пользу обеих версий, первая комиссия выпустила отчёт, в котором говорилось, что падение самолёта произошло из-за взрыва неустановленного происхождения. Но родственники погибших добились проведения второго расследования.


Как раз когда началось повторное расследование, в мае 1987 года удалось найти бортовой самописец рейса 870. В самом конце записи следователи услышали, как КВС прокричал: Garda!!!… (Смотри!!!…). Следователи решили, что командир увидел ракету и хотел сообщить об этом второму пилоту. Однако некоторые говорили, что он хотел сказать: Смотри на авиагоризонт!!!, то есть фраза не имела отношения к ракете, если она была. Также был найден обломок, края которого были вогнуты внутрь. Такое обычно бывает, когда в самолёт попадает ракета.


В 1989 году комиссия выпускает отчёт, в котором говорилось, что взрыв был вызван предположительно ракетой, выпущенной с неидентифицированного самолёта. Но в 1991 году дело рассыпается, когда два итальянских следователя в связи с недостатком улик отзывают свои утверждения о том, что рейс IH870 был сбит ракетой.


Началось третье расследование. Одного из следователей, Фрэнка Тейлора (англ. Frank Taylor), насторожил тот факт, что от рейса 870 удалось собрать мало обломков. В 1988-1989 годах Тейлор был одним из следователей, проводивших расследование катастрофы рейса Pan American-103 над Локерби. Тогда он создал компьютерную программу, которая могла показать местоположение каждого обломка. Тейлор решил использовать эту программу в расследовании. В результате следователи получили 92% самолёта. Следователи увидели, что в хвостовой части самолёта есть дыра, которая выглядела как от взрыва бомбы. Следователи заключили, что бомба взорвалась в хвостовой части самолёта (в туалете). Взрыв привёл к отрыву двигателя №2 (правого), а затем всей хвостовой части. Неуправляемый самолёт вошёл в пикирование, в салоне произошла взрывная декомпрессия. Примерно через минуту изуродованный самолёт, вращаясь, упал в Тирренское море.


На протяжении многих лет получили распространение теории о том, что рейс 870 стал непреднамеренной жертвой воздушного боя между самолетами НАТО и ВВС Ливии. По сообщениям СМИ, существуют данные радиолокационного слежения, свидетельствующие о том, что во время катастрофы в том же районе находились истребители из нескольких стран НАТО, которые вероятно преследовали ливийский истребитель МиГ, который, пытаясь уклониться от радиолокационного контроля, пролетел рядом с гражданским авиалайнером.


В 2008 году бывший президент Италии и председатель Совета министров Франческо Маурицио Коссига (итал. Francesco Maurizio Cossíga) заявил, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя[1][5].



Судебное разбирательство |


После окончания третьего расследования правительство Италии отказалось публиковать отчёт.


В 2013 году, на судебном слушанье, посвящённом финансовой ответственности за крушение рейса 870, Верховный суд Италии вынес распоряжение, чтобы государство выплатило 100 млн долларов семьям погибших.


8 апреля 2015 года Апелляционный суд Палермо отклонил жалобу и оставил в силе постановление суда о выплатах компенсаций семьям погибшим[6].



Культурные аспекты |



  • Катастрофа рейса 870 показана в 13 сезоне телесериала Расследования авиакатастроф в серии Бойня над Средиземным морем.

  • Также она упоминается в книге И. А. Муромова «100 великих авиакатастроф» в главе Самолет DC-9 упал в Тирренское море.

  • В 2016 году на экраны вышел художественный фильм режиссёра Ренцо Мартинелли «Ustica», посвященный этой катастрофе.



См. также |



  • Катастрофа DC-9 под Палермо — также рухнул в Тирренское море

Аналогичные авиакатастрофы


  • Катастрофа SE-210 под Ниццей

  • Катастрофа A321 над Синайским полуостровом



Примечания |





  1. 123 Aircraft accident Douglas DC-9-15 I-TIGI Ustica // Aviation Safety Network


  2. I-TIGI Itavia McDonnell Douglas DC-9-15 - cn 45724 / 22 Архивная копия от 17 сентября 2016 на Wayback Machine


  3. REGISTRATION DETAILS FOR I-TIGI (ITAVIA) DC-9-15 — PlaneLogger


  4. Экипаж рейса IH870 BLQ/PMO // История итальянской авиакомпании Itavia


  5. Italy reopens probe into 1980 plane crash-media // Рейтер, 22 июня 2008


  6. Strage di Ustica, la Corte d'appello: aereo abbattuto da un missile (итал.). la Repubblica (8 aprile 2015). Проверено 8 апреля 2015.




Ссылки |



  • Описание катастрофы на Aviation Safety Network


  • Spur der Gewalt. Vor 31 Jahren wurden 81 Passagiere einer italienischen DC 9 Opfer eines barbarischen NATO-Verbrechens (перевод)


  • The mystery of flight 870 — Guardian Newspaper.

  • (Video) The truth about Ustica’s disaster (6/27/1980)


  • Lessons from the Ustica investigations // Aviation Safety Network


  • Il Muro di gomma (англ.) на сайте Internet Movie Database — «Невидимая стена», итальянский фильм о катастрофе рейса 870



Литература |



  • И. А. Муромов «100 великих авиакатастроф» — глава Самолет DC-9 упал в Тирренское море








JPjXDRw,9ziY5bN,CRuKpHPjMTwO1,LTVgeqrXaF1wFXDVL5e,KWlc,gSjC5,p8nVFqdZ4Md0wgu2FfZ dU,ztktn8ajm
PjHnro tua3oCh,JI k,sKfd40,0Evh J UhAo1KLc Au,5XKhwm5D,ftI

Popular posts from this blog

Steve Gadd

Подольск

Simulcast