Airbus A310
Airbus A310 | |
---|---|
Airbus А310-300 авиакомпании Air Transat | |
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Airbus |
Производитель | Airbus |
Первый полёт | 3 апреля 1982 года |
Начало эксплуатации | апрель 1983 года (Swissair) |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | Mahan Air (8) Air Transat (7) FedEx (4) |
Годы производства | 1983 — 1998 |
Единиц произведено | 255 |
Базовая модель | Airbus A300 |
Изображения на Викискладе |
Airbus A310 (англ. Эйрбас А310, франц. Эрбюс А310, рус. Аэробус А310) — широкофюзеляжный средне- и дальнемагистральный пассажирский самолёт. Наряду с Boeing 767-200 является самым маленьким широкофюзеляжным самолётом в мире.
В середине 1975 года Airbus приступил к разработке проекта самолёта Airbus А300В10, представлявшего собой вариант А300В4 с укороченным фюзеляжем. Крыло фирмы ВАе уменьшенного размаха и горизонтальное оперение были новыми. Три года спустя программа получила обозначение А310, и ей дали официальный старт, предложив авиакомпаниям два варианта: Airbus А310-100 с дальностью полёта 3700 км, к которому практически никто не проявил интереса, и Airbus A310-200 с дальностью полёта 5500 км, ставший исходной моделью.
Содержание
1 Аэродинамическая схема
2 История самолёта
3 Модификации
4 Эксплуатация в России
5 Эксплуатация в других странах
6 Конструкция
7 Лётно-технические характеристики
8 Аварии и катастрофы
9 Примечания
Аэродинамическая схема |
Двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
История самолёта |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Модификации |
Первый полёт опытного самолёта Airbus A310-200 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 3 апреля 1982 года, а первый полёт самолёта с двигателями General Electric CF6-80A — в августе 1982 года. В марте 1983 года была завершена сертификация во Франции и ФРГ, в январе 1984 года — в Великобритании, а в феврале 1985 года — в США.
В апреле 1983 года первые компании — Lufthansa и Swissair — начали эксплуатацию Airbus A310-200. Весной 1986 года конструкцию A310-200 усовершенствовали.
На основе пассажирского самолёта разработали и грузопассажирский вариант Airbus A310-200С, оснащённый боковой грузовой дверью и рассчитанный на перевозку грузов массой до 40 300 кг, и грузовой самолёт Airbus A310-200F с полезной нагрузкой 43 000 кг.
Но основным вариантом, проектные работы по которому начались в 1982 году, стал самолёт Airbus A310-300, предназначенный для эксплуатации на маршрутах большей протяжённости, чем Airbus A310-200. Официально разработка машины началась в марте 1983 года после начала поставок Airbus A310-200. Первый полёт опытного Airbus A310-300 состоялся 8 июля 1985 года. Сертификация завершилась в декабре 1985 года, и в этом же месяце швейцарская авиакомпания Swissair получила свой первый самолёт.
Эксплуатация в России |
В конце 1980-х годов у Аэрофлота появилась потребность в широкофюзеляжном лайнере для авиалиний большой протяженности, так как узкофюзеляжные Ил-62 более не удовлетворяли требованиям комфорта на дальних рейсах. Кроме того, в годы перестройки повышенное внимание стало уделяться экономическим характеристикам. Поскольку отечественный широкофюзеляжный Ил-96 находился только в стадии разработки, было принято решение о закупке самолётов за рубежом. Несмотря на потепление отношений с США, приобрести продукцию Boeing советские чиновники не решились. В итоге выбор пал на А310.
24 января 1990 года Международное коммерческое управление гражданской авиации СССР и компания Airbus подписали договор о лизинге пяти лайнеров A310 для Аэрофлота. К моменту поступления самолётов в парк авиакомпании СССР распался, и Airbus A310 не суждено было стать первым с 50-х годов зарубежным лайнером, эксплуатирующимся на советских авиалиниях. В октябре 1991 года Airbus A310-300 сертифицировал «Авиарегистр» СССР, в результате чего он получил право на эксплуатацию в Аэрофлоте. В это же время машины уже были готовы к поставке. Однако из-за политической и экономической неразберихи, связанной с распадом СССР, их поставка состоялась только летом 1992 года уже в независимую Россию, а первый коммерческий рейс А310 специально образованной компании «Российские авиалинии (РАЛ)» совершил в августе того же года. С 2014 года в России не осталось эксплуатантов этого типа самолёта.
Эксплуатация в других странах |
Несколько самолётов Airbus A310-200 и Airbus A310-300 использовали ВВС ряда стран (Канада, ФРГ, Франция и Таиланд) для перевозки высокопоставленных лиц, а также в качестве военно-транспортных. В 1995 году один Airbus A310-300 переоборудовали в транспортный самолёт-заправщик MRTT. Он может перевозить различные грузы военного назначения, а также дополнительное топливо массой 28 000 кг для заправки одного-двух самолётов в полёте.
Airbus A310-300 выпускали серийно с 1985 года. Всего к началу 1997 года было продано 176 самолётов данной модификации. Общее число проданных Airbus A310 к середине 1997 года составляло 261, в эксплуатации находилось 249 машин.
В 2005 году авиакомпании мира эксплуатировали 200 самолётов Airbus A310.
Общее число поставленных Airbus самолётов Airbus A310 составляет 255.
К настоящему моменту все находившиеся в эксплуатации лайнеры Airbus А310 выполнили свыше четырёх миллионов полётов общей продолжительностью около 10,5 миллионов лётных часов. Официально производство Airbus А310 (как и A300) было завершено в 2007 году. Фактически серийный выпуск был прекращен в 1993 году, а последний самолёт был поставлен заказчику в 1998 году.
По состоянию на 2015 год лайнер постепенно выводится из эксплуатации, уступая место более современной и эффективной модели A330. Большинство европейских авиаперевозчиков уже не эксплуатируют A310. В России последний самолёт данного типа летал под флагом компании S7 до конца 2013 года.
Конструкция |
Airbus A310-200 оснащён двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 и General Electric CF6-80A. Весной 1986 года конструкцию Airbus A310-200 усовершенствовали, повысив топливную эффективность: на законцовках крыла появились винглеты, вертикальное оперение стало углепластиковым, а тормоза колёс стали делать из композитов на основе волокон углерода.
Airbus A310-300 — основное отличие «трёхсотки» от исходного варианта заключалось в наличии дополнительного топливного бака ёмкостью 6 100 л в горизонтальном оперении и применении автоматизированной системы перекачки топлива для сохранения оптимальной балансировки самолёта. На законцовках крыла также появились винглеты, которыми позже оснастили и Airbus A310-200. Airbus A310-300 получил цифровой комплекс авионики EFIS с четырьмя цветными многофункциональными дисплеями полётной информации, и цифровой системой контроля за работой бортсистем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Радионавигационное оборудование соответствовало стандарту ARINC 700.
Первый полёт Airbus A310-300 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 8 июля 1985 года, а с двигателями General Electric CF6-80C2 — в сентябре 1985 года.
Экипаж самолёта состоит из двух человек.
Лётно-технические характеристики |
Airbus A310-200/-300 | |
---|---|
Длина | 46,66 м |
Размах крыла | 43,89 м |
Ширина фюзеляжа | 5,60 м |
Высота | 15,80 м |
Площадь крыла | 219 м2 |
Ширина салона | 5,28 м |
Число мест | 205 — 280 |
Дальность с 218 пассажирами и багажом, двигателями PW4152 | 9170 км |
Силовая установка | Два турбовентиляторных двигателя с тягой от 230 кН до 260 кН |
Крейсерская скорость | 860 км/ч |
Длина разбега | 2250 м |
Взлётная масса | 150-164 тонн |
Макс. высота полёта | 12 100 метров |
Аварии и катастрофы |
По состоянию на 1 ноября 2018 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 11 самолётов Airbus 310[1]. Airbus 310 пытались угнать 9 раз, при этом погибло 5 человек[2]. Всего в этих происшествиях погибло 830 человек.
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
08.09.1987 | 5N-AUG | Порт-Харкорт | 0/109 | Выкатился за пределы ВПП. Сломались обе стойки шасси. |
26.03.1991 | 9V-STP | Сингапур | 4/123 | Был захвачен террористами. Взят штурмом, во время которого все угонщики были убиты. |
31.07.1992 | HS-TID | Катманду | 113/113 | Сбился с курса из-за недопонимания между диспетчерами и экипажем и врезался в гору. |
04.09.1992 | н.д. | Хошимин | 0/167 | Захват самолёта. Во время полёта угонщик выпрыгнул из самолёта на парашюте, но был арестован. |
11.02.1993 | D-AIDM | Нью-Йорк | 0/104 | Был захвачен угонщиком, потребовавшим лететь в Нью-Йорк. После приземления в Нью-Йорке угонщик сам сдался полиции и был приговорён к 20 годам тюрьмы. |
25.10.1993 | н.д. | Ниамей | 1/149 | Захвачен террористами. В Ниамее самолёт был взят штурмом, угонщики были арестованы, но был убит второй пилот. |
23.03.1994 | F-OGQS | Междуреченск | 75/75 | КВС посадил за штурвал своего сына, который случайно отключил автопилот, а из-за конструктивных особенностей самолёта экипаж сразу этого не заметил. |
31.03.1995 | YR-LCC | Бухарест | 60/60 | КВС не управлял самолётом при отключённом автопилоте. |
26.08.1996 | F-GKTD | Лондон | 0/199 | Был захвачен семью иракцами. После приземления в Лондоне угонщики сами сдались полиции. |
14.09.1998 | TC-JCL | Трабзон | 0/84 | Был угнан террористом, вооружённым игрушечным пистолетом. |
11.12.1998 | HS-TIA | Сураттхани | 101/146 | Разбился, заходя на посадку в штормовую погоду. |
27.12.1999 | JY-AGK | Корк | 0/198 | Жёсткая посадка после попадания в сдвиг ветра. |
30.01.2000 | 5Y-BEN | Абиджан | 169/179 | Упал в море вскоре после взлёта из-за ошибок экипажа. |
12.07.2000 | D-AHLB | Швехат | 0/151 | Заклинило шасси, совершил аварийную посадку в поле. |
28.09.2000 | н.д. | Амман | 0/199 | Попытка угона. После приземления угонщик сдался полиции, взрывное устройство оказалось фальшивым. |
07.02.2003 | TC-JDA | Стамбул | 0/229 | Попытка угона. |
28.03.2003 | TC-JCZ | Афины | 0/204 | Был угнан 20-летним турком, который хотел улететь к отцу в Германию после ссоры с отчимом. После приземления самолёта в Афинах (для дозаправки) сдался полиции. |
06.03.2005 | C-GPAT | Варадеро | 0/271 | Вскоре после взлёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор. |
07.03.2005 | F-OJHH | Тегеран | 0/91 | После посадки разрушился двигатель №1. |
09.07.2006 | F-OGYP | Иркутск | 125/203 | Выкатился за пределы ВПП и врезался в наземные сооружения из-за ошибок экипажа[3]. |
12.03.2007 | S2-ADE | Дубай | 0/236 | Прерванный взлёт, самолёт остановился в конце ВПП, подломилась носовая стойка шасси. |
10.06.2008 | ST-ATN | Хартум | 30/214 | При посадке выкатился за ВПП и сгорел. |
30.06.2009 | 7O-ADJ | Морони | 152/153 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибки пилотов. |
13.12.2009 | C-GTSF | Рио-де-Жанейро | 0/н.д. | Получил повреждения во время буксировки. |
31.10.2010 | TC-JCV | Касабланка | 0/н.д. | Грузовой рейс. При посадке мимо оси ВПП повредил левые двигатель и стойку шасси. Списан. |
02.03.2013 | CS-TGU | Понта-Делгада | 0/125 | После посадки ударился хвостовой частью о ВПП. |
13.06.2014 | EP-MNX | Тегеран | 0/н.д. | Списан после повреждения фюзеляжа аэродромным автобусом. |
24.06.2014 | AP-BGN | Пешавар | 1/190 | Во время посадки был обстрелян с земли из автоматов. |
24.12.2015 | EP-MNP | Стамбул | 0/166 | Выкатился за пределы ВПП и врезался в стену и ограждение аэропорта. |
24.12.2015 | 9Q-CVH | Мбужи-Майи | 8+0/5 | Грузовой рейс. Выкатился за пределы ВПП и разрушил несколько домов. |
Примечания |
↑ Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Airbus 310 > Accident list: Airbus 310
↑ Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Airbus 310 > Airbus 310 Statistics
↑ МАК Архивировано 27 июня 2011 года.