Airbus A310
















































Airbus A310
Airbus A310-304, Air Transat AN1571009.jpg
Airbus А310-300 авиакомпании Air Transat
Тип
пассажирский самолёт
Разработчик
Франция Airbus
Производитель
Франция Airbus
Первый полёт
3 апреля 1982 года
Начало эксплуатации
апрель 1983 года
(Swissair)

Статус
эксплуатируется
Эксплуатанты
Гонконг Mahan Air (8)
Канада Air Transat (7)
Соединённые Штаты Америки FedEx (4)

Годы производства
1983 — 1998
Единиц произведено
255
Базовая модель
Airbus A300
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Airbus A310 (англ. Эйрбас А310, франц. Эрбюс А310, рус. Аэробус А310) — широкофюзеляжный средне- и дальнемагистральный пассажирский самолёт. Наряду с Boeing 767-200 является самым маленьким широкофюзеляжным самолётом в мире.


В середине 1975 года Airbus приступил к разработке проекта самолёта Airbus А300В10, представлявшего собой вариант А300В4 с укороченным фюзеляжем. Крыло фирмы ВАе уменьшенного размаха и горизонтальное оперение были новыми. Три года спустя программа получила обозначение А310, и ей дали официальный старт, предложив авиакомпаниям два варианта: Airbus А310-100 с дальностью полёта 3700 км, к которому практически никто не проявил интереса, и Airbus A310-200 с дальностью полёта 5500 км, ставший исходной моделью.




Содержание






  • 1 Аэродинамическая схема


  • 2 История самолёта


  • 3 Модификации


  • 4 Эксплуатация в России


  • 5 Эксплуатация в других странах


  • 6 Конструкция


  • 7 Лётно-технические характеристики


  • 8 Аварии и катастрофы


  • 9 Примечания





Аэродинамическая схема |




А310 в трёх проекциях


Двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.



История самолёта |




Airbus A310-200F авиакомпании FedEx




Airbus А310-300 авиакомпании Interflug




Airbus A310-300 авиакомпании Hapag-Lloyd







Модификации |


Первый полёт опытного самолёта Airbus A310-200 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 3 апреля 1982 года, а первый полёт самолёта с двигателями General Electric CF6-80A — в августе 1982 года. В марте 1983 года была завершена сертификация во Франции и ФРГ, в январе 1984 года — в Великобритании, а в феврале 1985 года — в США.


В апреле 1983 года первые компании — Lufthansa и Swissair — начали эксплуатацию Airbus A310-200. Весной 1986 года конструкцию A310-200 усовершенствовали.


На основе пассажирского самолёта разработали и грузопассажирский вариант Airbus A310-200С, оснащённый боковой грузовой дверью и рассчитанный на перевозку грузов массой до 40 300 кг, и грузовой самолёт Airbus A310-200F с полезной нагрузкой 43 000 кг.


Но основным вариантом, проектные работы по которому начались в 1982 году, стал самолёт Airbus A310-300, предназначенный для эксплуатации на маршрутах большей протяжённости, чем Airbus A310-200. Официально разработка машины началась в марте 1983 года после начала поставок Airbus A310-200. Первый полёт опытного Airbus A310-300 состоялся 8 июля 1985 года. Сертификация завершилась в декабре 1985 года, и в этом же месяце швейцарская авиакомпания Swissair получила свой первый самолёт.



Эксплуатация в России |


В конце 1980-х годов у Аэрофлота появилась потребность в широкофюзеляжном лайнере для авиалиний большой протяженности, так как узкофюзеляжные Ил-62 более не удовлетворяли требованиям комфорта на дальних рейсах. Кроме того, в годы перестройки повышенное внимание стало уделяться экономическим характеристикам. Поскольку отечественный широкофюзеляжный Ил-96 находился только в стадии разработки, было принято решение о закупке самолётов за рубежом. Несмотря на потепление отношений с США, приобрести продукцию Boeing советские чиновники не решились. В итоге выбор пал на А310.


24 января 1990 года Международное коммерческое управление гражданской авиации СССР и компания Airbus подписали договор о лизинге пяти лайнеров A310 для Аэрофлота. К моменту поступления самолётов в парк авиакомпании СССР распался, и Airbus A310 не суждено было стать первым с 50-х годов зарубежным лайнером, эксплуатирующимся на советских авиалиниях. В октябре 1991 года Airbus A310-300 сертифицировал «Авиарегистр» СССР, в результате чего он получил право на эксплуатацию в Аэрофлоте. В это же время машины уже были готовы к поставке. Однако из-за политической и экономической неразберихи, связанной с распадом СССР, их поставка состоялась только летом 1992 года уже в независимую Россию, а первый коммерческий рейс А310 специально образованной компании «Российские авиалинии (РАЛ)» совершил в августе того же года. С 2014 года в России не осталось эксплуатантов этого типа самолёта.



Эксплуатация в других странах |


Несколько самолётов Airbus A310-200 и Airbus A310-300 использовали ВВС ряда стран (Канада, ФРГ, Франция и Таиланд) для перевозки высокопоставленных лиц, а также в качестве военно-транспортных. В 1995 году один Airbus A310-300 переоборудовали в транспортный самолёт-заправщик MRTT. Он может перевозить различные грузы военного назначения, а также дополнительное топливо массой 28 000 кг для заправки одного-двух самолётов в полёте.


Airbus A310-300 выпускали серийно с 1985 года. Всего к началу 1997 года было продано 176 самолётов данной модификации. Общее число проданных Airbus A310 к середине 1997 года составляло 261, в эксплуатации находилось 249 машин.


В 2005 году авиакомпании мира эксплуатировали 200 самолётов Airbus A310.
Общее число поставленных Airbus самолётов Airbus A310 составляет 255.
К настоящему моменту все находившиеся в эксплуатации лайнеры Airbus А310 выполнили свыше четырёх миллионов полётов общей продолжительностью около 10,5 миллионов лётных часов. Официально производство Airbus А310 (как и A300) было завершено в 2007 году. Фактически серийный выпуск был прекращен в 1993 году, а последний самолёт был поставлен заказчику в 1998 году.


По состоянию на 2015 год лайнер постепенно выводится из эксплуатации, уступая место более современной и эффективной модели A330. Большинство европейских авиаперевозчиков уже не эксплуатируют A310. В России последний самолёт данного типа летал под флагом компании S7 до конца 2013 года.



Конструкция |


Airbus A310-200 оснащён двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 и General Electric CF6-80A. Весной 1986 года конструкцию Airbus A310-200 усовершенствовали, повысив топливную эффективность: на законцовках крыла появились винглеты, вертикальное оперение стало углепластиковым, а тормоза колёс стали делать из композитов на основе волокон углерода.


Airbus A310-300 — основное отличие «трёхсотки» от исходного варианта заключалось в наличии дополнительного топливного бака ёмкостью 6 100 л в горизонтальном оперении и применении автоматизированной системы перекачки топлива для сохранения оптимальной балансировки самолёта. На законцовках крыла также появились винглеты, которыми позже оснастили и Airbus A310-200. Airbus A310-300 получил цифровой комплекс авионики EFIS с четырьмя цветными многофункциональными дисплеями полётной информации, и цифровой системой контроля за работой бортсистем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Радионавигационное оборудование соответствовало стандарту ARINC 700.


Первый полёт Airbus A310-300 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 8 июля 1985 года, а с двигателями General Electric CF6-80C2 — в сентябре 1985 года.


Экипаж самолёта состоит из двух человек.



Лётно-технические характеристики |




























































Airbus A310-200/-300
Длина
46,66 м
Размах крыла
43,89 м
Ширина фюзеляжа
5,60 м
Высота
15,80 м
Площадь крыла
219 м2
Ширина салона
5,28 м
Число мест
205 — 280
Дальность с 218 пассажирами и багажом, двигателями PW4152
9170 км
Силовая установка
Два турбовентиляторных двигателя с тягой от 230 кН до 260 кН
Крейсерская скорость
860 км/ч
Длина разбега
2250 м
Взлётная масса
150-164 тонн
Макс. высота полёта
12 100 метров


Аварии и катастрофы |


По состоянию на 1 ноября 2018 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 11 самолётов Airbus 310[1]. Airbus 310 пытались угнать 9 раз, при этом погибло 5 человек[2]. Всего в этих происшествиях погибло 830 человек.




























































































































































































































Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
08.09.1987

Флаг Нигерии 5N-AUG

Флаг Нигерии Порт-Харкорт
0/109
Выкатился за пределы ВПП. Сломались обе стойки шасси.
26.03.1991

Флаг Сингапура 9V-STP

Флаг Сингапура Сингапур
4/123
Был захвачен террористами. Взят штурмом, во время которого все угонщики были убиты.

31.07.1992

Флаг Таиланда HS-TID

Флаг Непала Катманду
113/113
Сбился с курса из-за недопонимания между диспетчерами и экипажем и врезался в гору.
04.09.1992

Флаг Вьетнама н.д.

Флаг Вьетнама Хошимин
0/167
Захват самолёта. Во время полёта угонщик выпрыгнул из самолёта на парашюте, но был арестован.
11.02.1993

Флаг Германии D-AIDM

Флаг США Нью-Йорк
0/104
Был захвачен угонщиком, потребовавшим лететь в Нью-Йорк. После приземления в Нью-Йорке угонщик сам сдался полиции и был приговорён к 20 годам тюрьмы.
25.10.1993

Флаг Нигерии н.д.

Нигер Ниамей
1/149
Захвачен террористами. В Ниамее самолёт был взят штурмом, угонщики были арестованы, но был убит второй пилот.

23.03.1994

Флаг России F-OGQS

Флаг России Междуреченск
75/75
КВС посадил за штурвал своего сына, который случайно отключил автопилот, а из-за конструктивных особенностей самолёта экипаж сразу этого не заметил.

31.03.1995

Флаг Румынии YR-LCC

Флаг Румынии Бухарест
60/60
КВС не управлял самолётом при отключённом автопилоте.
26.08.1996

Флаг Судана F-GKTD

Флаг Великобритании Лондон
0/199
Был захвачен семью иракцами. После приземления в Лондоне угонщики сами сдались полиции.
14.09.1998

Флаг Турции TC-JCL

Флаг Турции Трабзон
0/84
Был угнан террористом, вооружённым игрушечным пистолетом.

11.12.1998

Флаг Таиланда HS-TIA

Флаг Таиланда Сураттхани
101/146
Разбился, заходя на посадку в штормовую погоду.
27.12.1999

Флаг Иордании JY-AGK

Флаг Ирландии Корк
0/198
Жёсткая посадка после попадания в сдвиг ветра.

30.01.2000

Флаг Кении 5Y-BEN

Флаг Кот-д’Ивуара Абиджан
169/179
Упал в море вскоре после взлёта из-за ошибок экипажа.
12.07.2000

Флаг Германии D-AHLB

Флаг Австрии Швехат
0/151
Заклинило шасси, совершил аварийную посадку в поле.
28.09.2000

Флаг Иордании н.д.

Флаг Иордании Амман
0/199
Попытка угона. После приземления угонщик сдался полиции, взрывное устройство оказалось фальшивым.
07.02.2003

Флаг Турции TC-JDA

Флаг Турции Стамбул
0/229
Попытка угона.
28.03.2003

Флаг Турции TC-JCZ

Флаг Греции Афины
0/204
Был угнан 20-летним турком, который хотел улететь к отцу в Германию после ссоры с отчимом. После приземления самолёта в Афинах (для дозаправки) сдался полиции.
06.03.2005

Флаг Канады C-GPAT

Флаг Кубы Варадеро
0/271
Вскоре после взлёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор.
07.03.2005

Флаг Ирана F-OJHH

Флаг Ирана Тегеран
0/91
После посадки разрушился двигатель №1.

09.07.2006

Флаг России F-OGYP

Флаг России Иркутск
125/203
Выкатился за пределы ВПП и врезался в наземные сооружения из-за ошибок экипажа[3].
12.03.2007

Флаг Бангладеш S2-ADE

Флаг ОАЭ Дубай
0/236

Прерванный взлёт, самолёт остановился в конце ВПП, подломилась носовая стойка шасси.

10.06.2008

Флаг Судана ST-ATN

Флаг Судана Хартум
30/214
При посадке выкатился за ВПП и сгорел.

30.06.2009

Флаг Йемена 7O-ADJ

Флаг Комор Морони
152/153
Разбился при заходе на посадку из-за ошибки пилотов.
13.12.2009

Флаг Канады C-GTSF

Флаг Бразилии Рио-де-Жанейро
0/н.д.
Получил повреждения во время буксировки.
31.10.2010

Флаг Турции TC-JCV

Флаг Марокко Касабланка
0/н.д.
Грузовой рейс. При посадке мимо оси ВПП повредил левые двигатель и стойку шасси. Списан.
02.03.2013

Флаг Португалии CS-TGU

Флаг Португалии Понта-Делгада
0/125
После посадки ударился хвостовой частью о ВПП.
13.06.2014

Флаг Ирана EP-MNX

Флаг Ирана Тегеран
0/н.д.
Списан после повреждения фюзеляжа аэродромным автобусом.
24.06.2014

Флаг Пакистана AP-BGN

Флаг Пакистана Пешавар
1/190
Во время посадки был обстрелян с земли из автоматов.
24.12.2015

Флаг Ирана EP-MNP

Флаг Турции Стамбул
0/166
Выкатился за пределы ВПП и врезался в стену и ограждение аэропорта.
24.12.2015

Демократическая Республика Конго 9Q-CVH

Демократическая Республика Конго Мбужи-Майи
8+0/5
Грузовой рейс. Выкатился за пределы ВПП и разрушил несколько домов.


Примечания |





  1. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Airbus 310 > Accident list: Airbus 310


  2. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Airbus 310 > Airbus 310 Statistics


  3. МАК Архивировано 27 июня 2011 года.










Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район