Аэропорт






Аэропорт Внуково



Аэропо́рт (через фр. aéroport; от др.-греч. ἀέριος «воздушный» + лат. portus «гавань», «пристань») — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал (в крупных аэропортах нередко несколько аэровокзалов), один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.


Одним из самых первых аэропортов мира стал кёнигсбергский аэропорт Девау, открывшийся в 1919 году.
Существуют гидроаэропорты для обеспечения авиаперевозок на гидросамолётах. Такие аэропорты не имеют взлётно-посадочной полосы, — её функцию выполняет водная поверхность водоема — речная, озёрная или морская акватория.


Международный аэропорт — аэропорт, открытый для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль[1].




Содержание






  • 1 Аэродром


    • 1.1 Кодовое обозначение аэродромов ИКАО




  • 2 Комплекс обслуживания полезной нагрузки


    • 2.1 Аэровокзальный комплекс (пассажирский терминал)


    • 2.2 Грузовой комплекс


    • 2.3 Контроль доступа




  • 3 Класс аэропорта


  • 4 Региональные особенности аэропортов


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Аэродром |




Аэропорт Далласа, вид сверху



Аэродром любого аэропорта включает в себя лётное поле (взлётно-посадочные полосы (ВПП) и рулёжные дорожки (РД)), а также перрон (в крупных аэропортах несколько), места стоянки и заправки, склады и комплекс управления воздушным движением (службы: организации воздушного движения, электрорадиотехническая и электросветотехническая, метеорологическая, штурманская и т. д.).


Аэродромы являются источником сильного шумового загрязнения.



Кодовое обозначение аэродромов ИКАО |


(Приложение 14. Аэродромы. Том 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов)
























































КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1
КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2
Кодовый
номер
Длина лётной
полосы
Кодовая
буква
Размах
крыла
Расстояние между внешними
колёсами основного шасси
1 Менее 800 м A < 15 м Менее 4,5 м
2 800—1200 м
( < 1200 м )
B 15—24 м
( менее 24 м )
4,5—6 м
( менее 6 м )
3 1200—1800 м
( < 1800 м )
С 24—36 м
( менее 36 м )
6—9 м
( менее 9 м )
4 1800 м
и более
D 36—52 м
( менее 52 м )
9—14 м
( менее 14 м )
E 52—65 м
( менее 65 м )
9—14 м
( менее 14 м )
F 65—80 м
( менее 80 м )
14—16 м
( менее 16 м )



Комплекс обслуживания полезной нагрузки |



Аэровокзальный комплекс (пассажирский терминал) |





Телескопический трап, пристыкованный к борту. Под трапом видна система вентилирования салона.


В аэровокзале размещено большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта:



  • представительства авиакомпаний;

  • служба организации пассажирских перевозок;

  • службы безопасности;

  • багажная служба;

  • службы пограничного, иммиграционного и таможенного контроля;

  • различные организации и предприятия, обеспечивающие отдых, питание, досуг пассажиров и т. п.: рестораны и кафе, точки торговли периодикой и сувенирами, магазины, и т. д.



Грузовой комплекс |


Принимает к отправке, оформляет, обрабатывает, загружает на борт воздушных судов груз и почту. Оснащается крытым отапливаемым складом, средствами доставки и механизированной погрузки-разгрузки, средствами обработки груза «в навал» и в контейнерах.



Контроль доступа |


С точки зрения контроля доступа территория аэропорта подразделяется на несколько зон[2]:



  • Неконтролируемая зона — свободный доступ любых лиц

  • Контролируемая зона — территория, здания или части зданий доступ в которые контролируется

  • Зона контроля — место, пункт проверки/досмотра людей и имущества

  • Стерильная зона — строго контролируемая зона между воздушным судном и пунктом проверки/досмотра


Неконтролируемая зона и контролируемая зона, известны также соответственно как «общая зона» и «чистая зона»[3].



Класс аэропорта |



Класс аэропорта определяется годовым объёмом пассажирских перевозок (пассажирообменом), то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных пассажиров (с пересадкой из одного воздушного судна в другое).


Классификация аэропортов в зависимости от годового объёма пассажирских перевозок:



























Класс аэропорта Годовой объём
пассажирских перевозок,
тыс. человек
I 10000—7000
II 7000—4000
III 4000—2000
IV 2000—500
V 500—100

Аэропорты с годовым объёмом перевозок более 10 млн чел. относятся к внеклассным, а с годовым объёмом перевозок менее 100 тыс. чел. — к неклассифицированным.


Неклассифицированные аэропорты местных воздушных линий располагаются на аэродромах 3-го или 4-го класса, с искусственным или грунтовым покрытием ВПП (искусственное покрытие ВПП в аэропортах 4-го класса нередко автодорожное).



Региональные особенности аэропортов |


Самый напряжённый период работы, пиковое время для перевозок, в России, — с июня по сентябрь включительно [4].


На 1992 год в России было около 1300 аэропортов. В государственном реестре аэропортов РФ на апрель 2011 года зарегистрирован 241 аэропорт, из них 71 — международный. [5]


По данным National Bureau of Statistics of China, число аэропортов в КНР с 1990 по 2010 год увеличилось в 1,9 раза.


Страны с наибольшим количеством аэропортов (по состоянию на 2008 год): США — 14 951, Бразилия — 4176, Мексика — 1848. [6]



См. также |



  • Местные воздушные линии

  • Список наиболее загруженных аэропортов России

  • Список терактов в международных аэропортах



Примечания |





  1. Воздушный кодекс Российской Федерации


  2. Приказ Федеральной авиационной службы России от 29.07.1998 N 239 "Об утверждении и введении в действие Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности"


  3. ИАТА предложила сократить время перехода пассажиров в «чистую зону» аэропорта для безопасности. Информационное агентство «Rambler News Service (RNS)» (29 июня 2016).


  4. Штатная численность сотрудников аэропорта Толмачево за 2009 год увеличилась на 18,8 % (рус.). РИА Сибирь (10 февраля 2010). Проверено 5 декабря 2010.


  5. Росавиация


  6. Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. Москва, Русаки, 2010.




Литература |



  • Глушков Г.И. и др. Изыскания и проектирование аэродромов. — М.: Транспорт, 1979.

  • Ашфорд Н., Файт П. Проектирование аэропортов. — М., 1988.

  • Бордунов В.Д. и др. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. — М.: Наука, 1988.

  • Ашфорд Н. и др. Функционирование аэропорта. — М., 1990.

  • Эксплуатация аэродромов. — М., 1990.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}




















  • Аэропорт — статья из энциклопедии «Кругосвет»


  • Сервис позволяющий наблюдать за передвижением самолётов в воздухе online (англ.)


  • Крупнейшие аэропорты мира по числу пассажиров (англ.)


  • База данных по аэропортам мира (поиск) (англ.)

  • Аэропорты России и СНГ

  • Каталог основных аэропортов России и СНГ

  • Основная информация об аэропортах России и Мира

  • Справочник основных аэропортов мира


  • Новости аэропортов (недоступная ссылка)



  • Система управления воздушным движением (ATC) аэропорта

  • Система топливного обеспечения аэропорта

  • Система обработки багажа аэропорта

  • Система противообледенительной обработки воздушных судов аэропорта




  • Канал «Аэропорты» в журнале Авиатранспортное Обозрение | информационно-аналитический ресурс по воздушному транспорту


  • Василий Бабуров. Московский аэротрополис (недоступная ссылка) // «Архитектурный вестник», № 5 (92) 2006









Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район