Аэропорт
Аэропо́рт (через фр. aéroport; от др.-греч. ἀέριος «воздушный» + лат. portus «гавань», «пристань») — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал (в крупных аэропортах нередко несколько аэровокзалов), один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.
Одним из самых первых аэропортов мира стал кёнигсбергский аэропорт Девау, открывшийся в 1919 году.
Существуют гидроаэропорты для обеспечения авиаперевозок на гидросамолётах. Такие аэропорты не имеют взлётно-посадочной полосы, — её функцию выполняет водная поверхность водоема — речная, озёрная или морская акватория.
Международный аэропорт — аэропорт, открытый для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль[1].
Содержание
1 Аэродром
1.1 Кодовое обозначение аэродромов ИКАО
2 Комплекс обслуживания полезной нагрузки
2.1 Аэровокзальный комплекс (пассажирский терминал)
2.2 Грузовой комплекс
2.3 Контроль доступа
3 Класс аэропорта
4 Региональные особенности аэропортов
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Аэродром |
Аэродром любого аэропорта включает в себя лётное поле (взлётно-посадочные полосы (ВПП) и рулёжные дорожки (РД)), а также перрон (в крупных аэропортах несколько), места стоянки и заправки, склады и комплекс управления воздушным движением (службы: организации воздушного движения, электрорадиотехническая и электросветотехническая, метеорологическая, штурманская и т. д.).
Аэродромы являются источником сильного шумового загрязнения.
Кодовое обозначение аэродромов ИКАО |
(Приложение 14. Аэродромы. Том 1. Проектирование и эксплуатация аэродромов)
КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1 | КОДОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2 | |||
---|---|---|---|---|
Кодовый номер | Длина лётной полосы | Кодовая буква | Размах крыла | Расстояние между внешними колёсами основного шасси |
1 | Менее 800 м | A | < 15 м | Менее 4,5 м |
2 | 800—1200 м ( < 1200 м ) | B | 15—24 м ( менее 24 м ) | 4,5—6 м ( менее 6 м ) |
3 | 1200—1800 м ( < 1800 м ) | С | 24—36 м ( менее 36 м ) | 6—9 м ( менее 9 м ) |
4 | 1800 м и более | D | 36—52 м ( менее 52 м ) | 9—14 м ( менее 14 м ) |
E | 52—65 м ( менее 65 м ) | 9—14 м ( менее 14 м ) | ||
F | 65—80 м ( менее 80 м ) | 14—16 м ( менее 16 м ) |
Комплекс обслуживания полезной нагрузки |
Аэровокзальный комплекс (пассажирский терминал) |
В аэровокзале размещено большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта:
- представительства авиакомпаний;
- служба организации пассажирских перевозок;
- службы безопасности;
- багажная служба;
- службы пограничного, иммиграционного и таможенного контроля;
- различные организации и предприятия, обеспечивающие отдых, питание, досуг пассажиров и т. п.: рестораны и кафе, точки торговли периодикой и сувенирами, магазины, и т. д.
Грузовой комплекс |
Принимает к отправке, оформляет, обрабатывает, загружает на борт воздушных судов груз и почту. Оснащается крытым отапливаемым складом, средствами доставки и механизированной погрузки-разгрузки, средствами обработки груза «в навал» и в контейнерах.
Контроль доступа |
С точки зрения контроля доступа территория аэропорта подразделяется на несколько зон[2]:
- Неконтролируемая зона — свободный доступ любых лиц
- Контролируемая зона — территория, здания или части зданий доступ в которые контролируется
- Зона контроля — место, пункт проверки/досмотра людей и имущества
- Стерильная зона — строго контролируемая зона между воздушным судном и пунктом проверки/досмотра
Неконтролируемая зона и контролируемая зона, известны также соответственно как «общая зона» и «чистая зона»[3].
Класс аэропорта |
Класс аэропорта определяется годовым объёмом пассажирских перевозок (пассажирообменом), то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных пассажиров (с пересадкой из одного воздушного судна в другое).
Классификация аэропортов в зависимости от годового объёма пассажирских перевозок:
Класс аэропорта | Годовой объём пассажирских перевозок, тыс. человек |
I | 10000—7000 |
II | 7000—4000 |
III | 4000—2000 |
IV | 2000—500 |
V | 500—100 |
Аэропорты с годовым объёмом перевозок более 10 млн чел. относятся к внеклассным, а с годовым объёмом перевозок менее 100 тыс. чел. — к неклассифицированным.
Неклассифицированные аэропорты местных воздушных линий располагаются на аэродромах 3-го или 4-го класса, с искусственным или грунтовым покрытием ВПП (искусственное покрытие ВПП в аэропортах 4-го класса нередко автодорожное).
Региональные особенности аэропортов |
Самый напряжённый период работы, пиковое время для перевозок, в России, — с июня по сентябрь включительно [4].
На 1992 год в России было около 1300 аэропортов. В государственном реестре аэропортов РФ на апрель 2011 года зарегистрирован 241 аэропорт, из них 71 — международный. [5]
По данным National Bureau of Statistics of China, число аэропортов в КНР с 1990 по 2010 год увеличилось в 1,9 раза.
Страны с наибольшим количеством аэропортов (по состоянию на 2008 год): США — 14 951, Бразилия — 4176, Мексика — 1848. [6]
См. также |
- Местные воздушные линии
- Список наиболее загруженных аэропортов России
- Список терактов в международных аэропортах
Примечания |
↑ Воздушный кодекс Российской Федерации
↑ Приказ Федеральной авиационной службы России от 29.07.1998 N 239 "Об утверждении и введении в действие Положения по процедурам сертификации авиационной безопасности"
↑ ИАТА предложила сократить время перехода пассажиров в «чистую зону» аэропорта для безопасности. Информационное агентство «Rambler News Service (RNS)» (29 июня 2016).
↑ Штатная численность сотрудников аэропорта Толмачево за 2009 год увеличилась на 18,8 % (рус.). РИА Сибирь (10 февраля 2010). Проверено 5 декабря 2010.
↑ Росавиация
↑ Калабеков И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах. Москва, Русаки, 2010.
Литература |
- Глушков Г.И. и др. Изыскания и проектирование аэродромов. — М.: Транспорт, 1979.
- Ашфорд Н., Файт П. Проектирование аэропортов. — М., 1988.
- Бордунов В.Д. и др. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. — М.: Наука, 1988.
- Ашфорд Н. и др. Функционирование аэропорта. — М., 1990.
- Эксплуатация аэродромов. — М., 1990.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Портал «Авиация» | |
Аэропорт в Викисловаре | |
Аэропорт на Викискладе | |
Аэропорт в Викиновостях |
Аэропорт — статья из энциклопедии «Кругосвет»
Сервис позволяющий наблюдать за передвижением самолётов в воздухе online (англ.)
Крупнейшие аэропорты мира по числу пассажиров (англ.)
База данных по аэропортам мира (поиск) (англ.)
- Аэропорты России и СНГ
- Каталог основных аэропортов России и СНГ
- Основная информация об аэропортах России и Мира
- Справочник основных аэропортов мира
Новости аэропортов (недоступная ссылка)
- Система управления воздушным движением (ATC) аэропорта
- Система топливного обеспечения аэропорта
- Система обработки багажа аэропорта
- Система противообледенительной обработки воздушных судов аэропорта
Канал «Аэропорты» в журнале Авиатранспортное Обозрение | информационно-аналитический ресурс по воздушному транспорту
Василий Бабуров. Московский аэротрополис (недоступная ссылка) // «Архитектурный вестник», № 5 (92) 2006