Пулково (аэропорт)

Multi tool use
Аэропорт Пулково | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
ИАТА: LED – ИКАО: ULLI– Внутр. код: ПЛК |
||||||||||
Информация | ||||||||||
Тип | гражданский |
|||||||||
Страна | Россия |
|||||||||
Расположение | Санкт-Петербург и Ленинградская область |
|||||||||
Дата открытия | 24 июня 1932 |
|||||||||
Владелец/Эксплуатант | ВТБ Капитал, Фрапорт АГ, Суверенный фонд Катара |
|||||||||
Хаб для |
|
|||||||||
Высота НУМ |
24 м |
|||||||||
Часовой пояс | UTC+3 |
|||||||||
Время работы | круглосуточно |
|||||||||
Сайт | pulkovoairport.ru |
|||||||||
Карта | ||||||||||
Расположение аэропорта на карте Европы |
||||||||||
Взлётно-посадочные полосы | ||||||||||
|
||||||||||
Статистика (2017) | ||||||||||
Годовой пассажиропоток | ▲ 16 125 520 чел. |
|||||||||
Взлётов/Посадок | ▲ 152 280 |
|||||||||
Источники: Статистика[1] |
Аэропорт Пулково (IATA: LED, ICAO: ULLI) — международный аэропорт федерального значения [2] в Северо-Западном федеральном округе России, единственный аэропорт Санкт-Петербурга, обслуживающий официальные рейсы. Расположен в 15 км от центра Санкт-Петербурга в Московском районе Санкт-Петербурга (бо́льшая часть аэропорта) и Ломоносовском районе Ленинградской области (часть одной из взлётно-посадочных полос).
В декабре 2018 года аэропорту Пулково было присвоено имя великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
Содержание
1 Общая информация
2 История
2.1 XX век
2.2 XXI век
3 Расположение по отношению к ближайшим крупным аэропортам
4 Авиакомпании и направления
4.1 Пассажирские рейсы
4.2 Грузовые рейсы
5 Статистика
5.1 Статистика перевозок
5.2 Самые загруженные направления
6 Транспортная инфраструктура
6.1 Автомобильный транспорт
6.2 Автобус
6.3 Рельсовый транспорт
7 Происшествия
8 Интересные факты
9 Примечания
10 Ссылки
Общая информация |
По итогам 2017 года аэропорт Пулково занимает четвёртое место среди аэропортов России по числу перевезенных пассажиров, уступая трём московским аэропортам[3]. Пулково является базовым для авиакомпании «Россия».
С февраля 2015 года в аэропорту пассажиров обслуживает централизованный аэровокзал, включающий в себя здания 1973 и 2013 годов постройки. С марта 2014 года прекратил свою работу аэровокзал «Пулково-2», использовавшийся для международных рейсов. Решение о его дальнейшем использовании должна принять администрация Санкт-Петербурга[4]. Также в аэропорту работает центр деловой авиации «Пулково-3» со своим аэровокзалом[5].
Имущество аэропорта с 2010 года по государственно-частному партнерству находится в управлении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», долю в котором имеет, в том числе, и немецкий аэропортовый холдинг Fraport[6][7].
История |
![]() |
Эта статья или раздел нуждается в переработке. |
XX век |
Здание первого аэровокзала
- 1932, 24 июня — считается днём рождения авиапредприятия. В этот день был сдан в эксплуатацию аэродром «Шоссейная» (получивший наименование по названию ближайшей железнодорожной станции).
- 1933 год. Из Москвы в Ленинград прилетел флагман агитэскадрильи «Правда». Ленинградцы собрали миллион рублей для постройки супергиганта — самолёта «Максим Горький». Началось активное развитие региональных перевозок. 18 августа страна впервые отметила День Воздушного Флота.
- 1934 год. Создан 31-й транспортный авиаотряд, его первым командиром стал Л. Г. Крузе. Авиаотряд летал на самолётах У-2, Р-1, Р-5. Особенно важной задачей отряда стали перевозка почты и грузов[8].
- 1936 год. Заложено здание аэровокзала, самолётный парк обновился новыми, более вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84.
- 1941 год. Линия Ленинград—Москва стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской. С началом Великой Отечественной войны аэродром «Шоссейная» оказался на линии фронта и был закрыт.
- 1944, 27 января. Снята блокада Ленинграда, лётчики транспортной авиации приступают к мирным перевозкам. В 1945 году авиаторы Северного управления перевезли 12 000 пассажиров и сотни тонн грузов.
- 1948, 15 февраля. Начало послевоенной работы аэропорта «Шоссейная».
- 1949 год. Аэропорт Шоссейная обслуживает 14 союзных и 15 местных авиалиний. Перевезено 6305 пассажиров, свыше 333 тонн почты и 708 тонн грузов.
- 1950 год. Аэропорт, одним из первых в стране, оснащён курсо-глиссадной системой посадки СП-50.[9]
- 1951 год. Открыто новое здание аэровокзала Шоссейная, строительство которого началось ещё в 1936 году по проекту архитектора Г. В. Майзеля, по окончании строительства автором проекта числился А. И. Гегелло.[10] В эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14.
- С середины 1950-х годов начинается переход на эксплуатацию реактивной техники, освоение новой техники — турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104.
- 1959 год, 15 марта, пассажирским рейсом с бортовым номером 42419 самолёта Ту-104Б на авиалиниях Северного управления началась эксплуатация реактивной техники.
- 1964 год. Построена другая ВПП с новым курсом 10/28[11].

Аэровокзал Пулково-1. На переднем плане один из двух сателлитов для посадки пассажиров; с аэровокзалом они соединялись подземными тоннелями
- 1965 год. Введено в эксплуатацию оборудование для посадки самолётов в автоматическом режиме по метеоминимуму 1-й категории ИКАО. Аэропорт занимает второе место в СССР по пассажиропотоку (после московского аэропорта Внуково). На авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости, города Мурманск, Архангельск, Петрозаводск стали обслуживать Ан-24 и Як-40. Открылись рейсы в Петропавловск-Камчатский и Владивосток.
- 1971 год, 8 февраля. Аэропорт «Шоссейная» награждён орденом Октябрьской Революции.
- 1973 год. Открыт новый аэровокзал (архитектор А. В. Жук), пропускной способностью до 2650 пассажиров в час – на момент открытия он являлся крупнейшим в стране.[12][13] Впоследствии аэровокзал стал называться Пулково-1.
- 1973 год, 25 апреля. Аэропорт получил новое наименование «Пулково». На смену самолётам Ту-104, Ил-18, Ту-124 поступили более современные самолёты Ан-24, Як-42, Ту-134, Ту-154, транспортный Ан-12.
- 1980 год. Открылся второй аэровокзальный комплекс Пулково-2, который расположился в отремонтированном здании первого аэровокзала 1951 года постройки, туда перевели обслуживание международных направлений.[14]
- 1983 год. Сооружена вторая ВПП на курсе 10/28 (10П/28Л), параллельная действующей.[15] Полоса 14/32 была выведена из лётной эксплуатации и стала использоваться для стоянки самолётов.[источник не указан 1535 дней]
- 11 апреля 1986 года был обновлён аэровокзал Пулково-2: справа и слева от старого здания пристроили два павильона. Ввод аэровокзального комплекса позволил обслуживать в 2 раза больше пассажиров международных рейсов. Аэропортом начал эксплуатироваться широкофюзеляжный Ил-86.
XXI век |
В 2007 году Транспортный совет при Правительстве Санкт-Петербурга утвердил план развития аэропорта Пулково. Для претворения данного плана в жизнь Правительством Санкт-Петербурга был проведён международный конкурс на разработку архитектурной концепции Централизованного пассажирского терминала аэропорта Пулково, победителем которого была признана компания Grimshaw Architects[16].
25 сентября 2007 года президент В. В. Путин подписал указ о передаче в собственность города Санкт-Петербурга 100 % акций аэропорта, находившихся в федеральной собственности.[17].
В 2008 году был запущен конкурс по отбору участников государственно-частного партнёрства на реконструкцию петербургского аэропорта Пулково.[18] При этом, по условиям конкурса в нём не могли участвовать компании, управляющие аэропортами, расположенными ближе 800 км к «Пулкову», в частности, все компании московского авиаузла[19]. 25 июня 2009 года консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы», в состав которого входят VTB Bank Europe, управляющая аэропортом Франкфурта компания Fraport и греческая Copelouzos Group, стал победителем открытого конкурса.[20] 30 октября 2009 года ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», ОАО "Аэропорт «Пулково» и Правительство Санкт-Петербурга заключили Соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнёрства объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково до 2039 года. В соответствии с соглашением, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» занимается эксплуатацией, реконструкцией и созданием новых объектов, входящих в состав аэропорта, и, начиная с 2013 года, выплачивает Правительству Санкт-Петербурга и ОАО "Аэропорт «Пулково» 11,5 % от доходов, полученных от использования аэропорта, помимо налогов, отчисляемых в бюджеты всех уровней. Общие инвестиции в проект были оценены в 1,2 млрд евро[21] .
В 2013 году было построено здание централизованного пассажирского терминала и северной посадочной галереи общей площадью 105 600 м². При его строительстве было снесено старое здание авиакомпании «Россия». Стройка велась три года, генеральным подрядчиком выступал итало-турецкий консорциум IC/Astaldi[22]. Аэровокзал открылся без разрешительных документов со стороны Росавиации и Ростехнадзора и формально являлся строительной площадкой. К тому же в здании использовались несущие конструкции с заниженными по сравнению с проектными характеристиками прочности[23]. Заключение Ростехнадзора о соответствии техническим регламентам было получено лишь спустя почти 2 месяца после работы аэровокзала.[24][25] Также случился конфуз с внутренним убранством здания. В нём были выставлены работы петербургского художника, представляющие четыре скульптуры, изображающие ангелов с самолётными крыльями. Как оказалось, ранее они уже выставлялись и были посвящены разбившимся в авиакатастрофах самолётам.[26]
При реконструкции также были сооружены крытая автостоянка, гостиница и деловой-центр. Увеличена площадь перрона № 1, с 250 тыс. м² до 400 тыс. м². Был произведён ремонт в Пулково-1. В частности, были снесены подземные тоннели и сателлиты ведущие на посадку, к зданию были пристроены телетрапы.
26 августа 2013 года была открыта трасса, напрямую связавшая аэропорт и кольцевую автодорогу, однако её использование возможно только правительственными делегациями, свободное движение по дороге закрыто. [значимость факта?]

Расположение по отношению к ближайшим крупным аэропортам |




















Авиакомпании и направления |

Airbus A320-200 авиакомпании Россия в аэропорту Пулково

Boeing 737-800 Аэрофлота заходит на посадку в Пулково

Airbus A319-100 Lufthansa в аэропорту Пулково

Boeing 777-300 Emirates заходит на посадку в Пулково

Airbus A321-200 Уральских авиалиний в аэропорту Пулково

Fokker 100 Austrian Airlines в аэропорту Пулково

Airbus A319-100 Azerbaijan Airlines вылетает из аэропорта Пулково

Airbus A320-200 Scandinavian Airlines в аэропорту Пулково

Boeing 767-300 Uzbekistan Airways в аэропорту Пулково

Airbus A321 British Airways вылетает из аэропорта Пулково

Airbus A319-100 S7 Airlines в аэропорту Пулково

Boeing 737-800 Turkish Airlines в аэропорту Пулково
Пассажирские рейсы |
По состоянию на ноябрь 2018 года аэропорт обслуживает рейсы следующих авиакомпаний[27]:
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
![]() |
Летние: Афины, Ираклион, Керкира, Кос, Родос, Салоники |
![]() |
Алматы, Астана |
![]() |
Рига |
![]() |
Париж (Шарль-де-Голль) |
![]() |
Летние: Мальта |
![]() |
Кишинёв |
![]() |
Летние: Белград |
![]() |
Летние: Венеция, Катания, Рим (Фьюмичино) |
![]() |
Летние: Вена |
![]() |
Бишкек, Ош |
![]() |
Баку |
![]() |
Лондон (Хитроу) |
![]() |
Летние: Брюссель |
![]() |
Летние: Бургас, Варна |
![]() |
Баку |
![]() |
Летние: Загреб |
![]() |
Летние: Сиань, Шанхай |
![]() |
Летние: Урумчи, Лянчжоу |
![]() |
Прага |
![]() |
Летние: Курган-Тюбе |
![]() |
Летние: Закинф, Ираклион[28], Керкира, Салоники |
![]() |
Дубай (Международный) |
![]() выполняется ![]() |
Хельсинки (Вантаа) |
![]() |
Летние: Кишинёв |
![]() |
Тбилиси |
![]() |
Дрезден |
![]() |
Пекин (Столичный) |
![]() выполняется ![]() |
Летние: Мадрид |
![]() |
Амстердам |
![]() |
Летние: Сеул (Инчхон) |
![]() |
Варшава (Шопен) |
![]() |
Мюнхен, Франкфурт-на-Майне |
![]() |
Летние: Тиват |
![]() |
Таллинн (до 13 января 2019 года) |
![]() |
Москва (Домодедово), Норильск Летние чартерные: Бургас, Варна, Ларнака, Римини, Тиват |
![]() |
Нальчик, Минеральные Воды[29], Москва (Шереметьево), Симферополь Зимние чартерные: Гоа |
![]() выполняется ![]() |
Нальчик, Оренбург, Саратов |
![]() |
Летние: Монастир, Энфида |
![]() |
Летние: Аланья |
![]() |
Доха |
![]() |
Калининград, Краснодар, Мурманск, Симферополь, Сочи Летние: Тиват |
![]() |
Летние чартерные: Барселона, Макао, Родос, Тайбэй |
![]() |
Аликанте, Белгород, Берлин (Тегель), Брянск, Верона, Калуга, Москва (Домодедово), Мурманск, Новосибирск, Омск, Пермь, Саранск, Сочи (с 24 декабря 2018 года), Ярославль Летние: Калининград, Копенгаген (Каструп), Пиза, Пула, Стокгольм (Арланда) Зимние: Зальцбург, Инсбрук |
![]() ![]() ![]() |
Копенгаген, Стокгольм (Арланда) |
![]() |
Чэнду |
![]() |
Душанбе, Худжанд |
![]() |
Летние: Измир (с 30 мая 2019 года) |
![]() |
Цюрих Зимние: Женева |
![]() |
Душанбе |
![]() |
Стамбул (Ататюрк) (до 31 декабря 2018 года), Стамбул (новый аэропорт) (с 1 января 2019 года) |
![]() |
Ашхабад |
![]() |
Москва (Внуково), Сургут |
![]() |
Андижан, Бухара, Самарканд, Ташкент, Термез, Ургенч, Фергана Летние: Наманган |
![]() |
Барселона Летние: Аликанте |
![]() |
Будапешт |
![]() |
Грозный, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь |
![]() |
Новосибирск — Мирный Летние: Анапа |
![]() |
Москва (Шереметьево) |
![]() выполняется ![]() |
Архангельск, Барселона, Берлин (Шёнефельд), Вена, Гамбург, Дюссельдорф, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Красноярск, Ларнака, Лондон (Гатвик), Милан (Мальпенса), Минеральные Воды, Москва (Внуково), Мурманск, Мюнхен, Ницца, Новосибирск, Омск, Оренбург, Париж (Шарль-де-Голль), Пермь, Прага, Рим (Фьюмичино), Ростов-на-Дону, Самара, Самарканд, Симферополь, Сочи, Стамбул (Ататюрк), Сургут, Сыктывкар, Ташкент, Тель Авив (Бен Гурион), Тюмень, Уфа, Челябинск Летние: Анапа, Бургас, Варна, Римини, Тиват Зимние: Женева |
![]() |
Минск |
![]() |
Барнаул — Иркутск, Санья, Хайкоу, Ханчжоу |
![]() |
Ижевск |
![]() |
Кострома |
![]() |
Усинск Летние: Сыктывкар |
![]() |
Архангельск, Астрахань, Воронеж, Казань, Краснодар, Махачкала, Мурманск, Нальчик, Нарьян-Мар, Самара, Сыктывкар, Тбилиси, Челябинск Летние: Анапа, Батуми, Калининград, Симферополь, Сочи |
![]() |
Бергамо, Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Кёльн/Бонн, Киров, Лондон (Станстед), Махачкала, Минеральные Воды, Москва (Внуково), Набережные Челны, Пиза, Ростов-на-Дону, Сочи (с 22 декабря 2018 года), Стамбул (Сабиха Гёкчен) , Тбилиси, Чебоксары Летние: Гюмри, Жирона, Магас/Назрань |
![]() |
Чартерные: Анталья, Барселона, Ларнака, Пардубице, Сочи, Шарджа Летние чартерные: Бургас, Варна, Ираклион, Корфу, Кос, Подгорица, Родос, Симферополь, Тиват, Энфида |
![]() |
Белгород, Воронеж, Иваново, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Тамбов, Ульяновск Летние: Вильнюс, Киров, Осло, Пенза, Саратов, Чебоксары |
![]() |
Апатиты, Ухта, Череповец Летние: Советский |
![]() |
Душанбе, Екатеринбург, Ереван, Калининград, Москва (Домодедово), Ош, Сочи, Тбилиси, Тель-Авив, Тенерифе, Франкфурт-на-Майне, Худжанд, Эйлат Летние: Барселона, Батуми, Ларнака, Наманган, Симферополь Летние чартерные: Бургас, Варна, Ираклион, Пальма-де-Мальорка, Римини, Родос, Энфида |
![]() |
Казань |
![]() |
Якутск Летние: Новосибирск — Магадан |
![]() |
Красноярск, Москва (Домодедово), Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Сочи, Тюмень Летние: Симферополь |
Грузовые рейсы |
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
![]() |
Вена, Гётеборг (Ландветтер), Сеул (Инчхон)[30] |
![]() |
Лейпциг, Хельсинки |
![]() |
Волгоград |
Статистика |
Статистика перевозок |
Статистика перевозок по 1990 год: | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
год | 1950 | 1957 | 1958 | 1960 | 1962 | 1965 | 1968 | 1970 | 1973 | 1975 | 1980 | 1990 |
||||||||
Отправлено тыс. пассажиров | 11,56 | 57,00 | 100,0 | 362,0 | 629,0 | 1130 | 1738 | 2215 | 2113 | 2947 | 3219 | 4838 |
||||||||
Источник:[31] |
Статистика перевозок за 1990-2007: | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
|||
Пассажиропоток млн пассаж. | 10 | 8,8 | 5,5 | 3,4 | 3,0 | 2,9 | 2,7 | 2,6 | 2,5 | 2,5 | 2,6 | 2,9 | 3,2 | 3,8 | 4,3 | 4,7 | 5,1 | 6,1 |
||
Взлётов-посадок тыс. | 50,4 | 48,0 | 45,1 | 43,6 | 42,5 | 41,8 | 40,1 | 39,6 | 43,7 | 47,1 | 53,9 | 61,2 | 64,3 | 72,4 | 86,9 |
|||||
Обработано грузов тыс. т | 53,6 | 31,5 | 1,4 | 1,0 | 19,7 | 18,9 | 20,4 | 17,0 | 17,2 | 20,1 | 21,2 | 23,1 | 26,0 | 22,3 | 24,0 | 25,8 | 29,7 |
|||
Источник:[32] |
Объём перевозок с 2008 года: | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
|||||||||||
Пассажиропоток млн пассаж. | 7,072 | 6,758 | 8,444 | 9,611 | 11,16 | 12,85 | 14,26 | 13,50 | 13,26 | 16,12 |
||||||||||
Взлётов-посадок тыс. | 94,04 | 87,59 | 101,5 | 116,0 | 125,7 | 137,5 | 147,4 | 138,3 | 133,1 | 152,3 |
||||||||||
Обработано грузов тыс. т | 22,6 | 19,5 | 25,36 | 22,54 | 25,38 | 28,75 |
||||||||||||||
Источники:[3][1][33] |
Самые загруженные направления |
Пункт назначения | Регион | Аэропорт | Авиакомпании | Число пассажиров |
|
---|---|---|---|---|---|
1 | Москва | ![]() ![]() |
Аэропорт Шереметьево Аэропорт Домодедово Аэропорт Внуково |
Аэрофлот, Россия, S7 Airlines, UTair, Трансаэро |
3,742,144 |
2 | Симферополь | ![]() |
Аэропорт Симферополь | Red Wings Airlines, Россия, Трансаэро |
578,200 |
3 | Калининград | ![]() |
Аэропорт Храброво | Нордавиа, Россия, Уральские авиалинии |
294,842 |
4 | Сочи | ![]() |
Аэропорт Сочи | Россия, Уральские авиалинии, Трансаэро |
293,969 |
5 | Екатеринбург | ![]() |
Аэропорт Кольцово | Россия, Уральские авиалинии, Победа |
252,398 |
6 | Архангельск | ![]() |
Аэропорт Талаги | Нордавиа, Россия |
250,958 |
7 | Краснодар | ![]() |
Аэропорт Пашковский | Донавиа, Россия, Победа |
246,697 |
8 | Мурманск | ![]() |
Аэропорт Мурманск | Нордавиа, Россия |
232,884 |
9 | Минеральные Воды | ![]() |
Аэропорт Минеральные Воды | Донавиа, Россия |
197,204 |
10 | Новосибирск | ![]() |
Аэропорт Толмачёво | Россия, S7 Airlines, Уральские авиалинии |
187,176 |
Источник: ООО «ВВСС»[3] |
Пункт назначения | Страна | Аэропорт | Авиакомпании | Число пассажиров |
|
---|---|---|---|---|---|
1 | Минск | ![]() |
Национальный аэропорт Минск | Белавиа, Россия |
162,712 |
2 | Киев | ![]() |
Аэропорт Борисполь Аэропорт Жуляны |
Россия, Трансаэро, Международные авиалинии Украины |
162,103 |
3 | Ташкент | ![]() |
Аэропорт Ташкент-Южный | Россия, Uzbekistan Airways |
123,268 |
4 | Алма-Ата | ![]() |
Аэропорт Алма-Ата | Air Astana, Россия |
118,300 |
5 | Душанбе | ![]() |
Аэропорт Душанбе | Россия, Somon Air, Tajik Air |
88,66 |
6 | Самарканд | ![]() |
Аэропорт Самарканд | Россия, Uzbekistan Airways |
87,108 |
7 | Кишинёв | ![]() |
Аэропорт Кишинёв | Air Moldova, Россия |
79,106 |
8 | Астана | ![]() |
Аэропорт Астана | Air Astana, Россия |
75,381 |
9 | Ургенч | ![]() |
Аэропорт Ургенч | Россия, Uzbekistan Airways |
49,839 |
10 | Баку | ![]() |
Аэропорт Баку имени Гейдара Алиева | Azerbaijan Airlines, Россия |
47,542 |
Источник: ООО «ВВСС»[3] |
Пункт назначения | Страна | Аэропорт | Авиакомпании | Число пассажиров |
|
---|---|---|---|---|---|
1 | Анталья | ![]() |
Аэропорт Анталья | Россия, Уральские авиалинии |
460,392 |
2 | Франкфурт-на-Майне | ![]() |
Аэропорт Франкфурт-на-Майне | Lufthansa, Россия |
268,795 |
3 | Париж | ![]() |
Аэропорт Париж — Шарль-де-Голль | Air France, Россия |
216,483 |
4 | Хургада | ![]() |
Аэропорт Хургада | Уральские авиалинии, Metrojet |
206,471 |
5 | Ларнака | ![]() |
Аэропорт Ларнака | Россия, Трансаэро |
179,738 |
6 | Шарм-эш-Шейх | ![]() |
Аэропорт Шарм-эш-Шейх | Уральские авиалинии, Metrojet |
170,557 |
7 | Стамбул | ![]() |
Аэропорт Стамбул имени Ататюрка | Россия, Turkish Airlines |
151,657 |
8 | Мюнхен | ![]() |
Аэропорт Мюнхен | Lufthansa, Россия |
150,517 |
9 | Рим | ![]() |
Аэропорт Фьюмичино — Леонардо-да-Винчи | Alitalia, Россия |
134,930 |
10 | Дубай | ![]() |
Аэропорт Дубай | Emirates | 124,709 |
Источник: ООО «ВВСС»[3] |
Транспортная инфраструктура |
Автомобильный транспорт |
С восточной стороны аэропорта к терминалу проведены съезды к Пулковскому шоссе, дорога по которому до центра Санкт-Петербурга составляет примерно 30-60 минут. Подъезд к терминалу разделен на два уровня: нижний — прилёт, верхний — вылет.[значимость факта?]
На территории аэропорта работают 4 парковки (краткосрочные P2 и P3, долгосрочная P4 и парковка для такси P7) и трёхуровневое здание паркинга P1. Стоимость размещения автомобиля на парковке зависит от времени пребывания автомобиля на стоянке и расстояния самой парковки от терминала. Между долгосрочной парковкой и терминалом курсирует бесплатный автобус-шатл[34].
Автобус |

Автобус 39-го маршрута у входа в аэровокзал
Между аэропортом Пулково и самим Санкт-Петербургом проложены три автобусных маршрута до станции метро Московская ():
№ 39 — автобусы Пассажиравтотранса, следующие со всеми остановками до улицы Костюшко. Время в пути составляет 20-25 минут.
№ 39Э — экспресс-вариант 39-го маршрута без остановок, также обслуживаемый Пассажиравтотрансом. Время в пути составляет 15-20 минут.
№ К-39 — микроавтобусы, работающие в режиме маршрутного такси со всеми остановками. Время в пути составляет 10-15 минут.
Остановка для посадки в автобусы расположена на нижнем ярусе подъезда к терминалу напротив выхода из зала прибытия[35].
Рельсовый транспорт |
Долгие годы властями Санкт-Петербурга разрабатывается проект строительства железнодорожного транспорта в аэропорт, поскольку пассажиры зачастую испытывают сложности, добираясь в Пулково из города. С учетом проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, матчи которого будут проходить и в Санкт-Петербурге, эта проблема становится актуальнее. Для её решения предполагается несколько вариантов с использованием разных видов транспорта.
Первый вариант предусматривает строительство линии скоростного трамвая к аэропорту Пулково от станции метро Звёздная и Купчино. В июне 2016 года был объявлен конкурс на проектирование линии. Стоимость проекта и межевания участка для строительства линии составляет 27 миллионов рублей[36].
Также существует вариант строительства железнодорожной ветки в аэропорт от Балтийского или Витебского вокзала для использования электрички. Летом 2016 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что при текущем пассажиропотоке аэропорта потребности в данной ветке в Пулково нет, и она будет востребована не раньше 2019 года и в случае роста пассажиропотока Пулково[37]. Ни проект трамвая, ни проект электрички больше не имеют привязки к чемпионату мира[36].
Происшествия |
5 октября 1952 года — из-за ошибки диспетчера в небе близ аэропорта столкнулись Ил-12 и ТС-62. Погибли все находящиеся в обоих самолётах 31 человек (24 в Ил-12 и 7 в ТС-62)[38].
25 ноября 1960 года — при выполнении учебного полёта около аэропорта разбился Ил-14ФК. Экипаж отрабатывал имитацию отказа двигателя, когда самолёт сорвался в непроизвольное пике. Погибли все находящиеся на борту 9 человек[39].- 21 августа 1963 года — В результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. Один из первых в мире случаев посадки гражданского самолёта в экстренной ситуации на воду.
17 февраля 1970 года — при взлёте из аэропорта Ли-2 из-за перегруза не смог набрать высоту и разбился в двухстах метрах за полосой. Погиб бортрадист[40].
31 декабря 1970 года — почти сразу после вылета разбился Ил-18В. Спеша с вылетом (рейс Ленинград — Ереван), экипаж забыл выпустить закрылки и включить противообледенительную систему. В результате после вылета самолёт быстро потерял скорость и высоту, после чего врезался в землю. Погибли все находящиеся в пилотной кабине — 5 членов экипажа и сопровождающий милиционер[41].
27 апреля 1974 года — при заходе на посадку разбился Ил-18В. Самолёт должен был выполнять рейс Ленинград — Краснодар, когда почти сразу после вылета командир доложил о пожаре крайнего правого двигателя. Самолёт совершил полёт по кругу для возврата в аэропорт, но на посадочной глиссаде пожар разрушил крыло, и Ил-18В врезался в землю. Погибли все находящиеся на борту 109 человек[42].
23 мая 1991 года — при посадке в грозу разбился Ту-154Б-1, выполнявший рейс Сухуми — Ленинград. Из-за ошибок экипажа самолёт коснулся земли за пределами полосы и на высокой вертикальной скорости, что привело к разрушению фюзеляжа. Погибли 13 пассажиров и 2 работника аэропорта[43]
Интересные факты |
- За внешнюю форму старый терминал Пулково-1 пассажиры в шутку называют «Пять стаканов»[44].
- По версии британского издательства "Дейли Телеграф" в 2016 году аэровокзал Пулково вошёл в десятку самых красивых зданий подобного назначения в мире[45][46][47].
Примечания |
↑ 12 Показатели перевозок аэропортов компании Фрапорт (неопр.). www.fraport.com. Проверено 15 января 2018.
↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»
↑ 12345 Основные производственные показатели аэропортов (неопр.). pulkovoairport.ru. Проверено 2 июня 2015.
↑ Официальный сайт аэропорта «Пулково». Терминал Пулково-2 прекратил операционную деятельность по обслуживанию пассажиров (неопр.) (27 марта 2014 г.).
↑ Центр Бизнес Авиации «Пулково-3» (неопр.). jetport.ru. Проверено 25 января 2016.
↑ Соглашение о государственно-частном партнерстве (неопр.). pulkovoairport.ru. Проверено 1 июля 2016.
↑ Управляющая компания аэропорта Пулково (неопр.). pulkovoairport.ru. Проверено 1 июля 2016.
↑ Владимир Быков. ГУАП Пулково. Предыстория (неопр.). «Авиакомпании мира» (18 июня 2011). Проверено 15 марта 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
↑ Никитин Д. А. Курсо-глиссадные системы посадки в гражданской авиации СССР // Научный вестник МГТУ ГА. — 2006. — № 101.
↑ // Архитектура Ленинграда. — 1936. — № 2.
↑ Ключников Г. Я., Подкин А. Л., Михайлов А. В., Куржумов О. В. История строительства и эксплуатации ВПП № 2 «Пулково» // Аэропорт Партнёр : журнал. — Москва, 2007. — № 6. — С. 29-32.
↑ Котов Н. А. глава 8.1 // История гражданской авиации России. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, 2007.
↑ Король В. В. Воздушная гавань Петербурга. — Санкт-Петербург: Политехника, 1996. — С. 144. — 174 с. — ISBN 5-7325-0405-2.
↑ Король В. В. Воздушная гавань Петербурга. — Санкт-Петербург: Политехника, 1996. — С. 151. — 174 с. — ISBN 5-7325-0405-2.
↑ // Ленинградская панорама : журнал. — 1987. — Ноябрь. — С. 9.
↑ Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. Транспорт (неопр.).
↑ «Президент подписал „Пулково“» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «Эхо Петербурга», 27 сентября 2007 года
↑ Победителя конкурса на реконструкцию аэропорта «Пулково» назовут 25 июня 2009 года // АвиаПорт. Дайджест
↑ Д. Лебедев. Долгожданный конкурс // РБК daily : газета. — 2008.
↑ «Реконструкцией Пулково займутся ВТБ и Fraport Group» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на РИА «Новости», 25 июня 2009 года
↑ Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. 30 октября 2009 года. Церемония подписания Соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково» (неопр.) (30 октября 2009 г).
↑ Официальный сайт аэропорта «Пулково». Открытие Терминала-1 аэропорта «Пулково» (неопр.) (4 декабря 2013 г).
↑ «Пулково построили не по проекту»
↑ Новый терминал Пулково получил заключение Ростехнадзора
↑ Официальный сайт аэропорта «Пулково». Новый терминал Пулково получил заключение от Ростехнадзора (неопр.) (29 января 2014 г).
↑ Украсили ли Пулково авиакатастрофы
↑ Расписание рейсов (неопр.). Pulkovoairport.ru. Проверено 10 декабря 2014.
↑ Mouzenidis Расписание авиарейсов (неопр.). Mouzenidis.ru. Проверено 10 декабря 2014.
↑ Прямой рейс в Санкт-Петербург вместе с авиакомпанией Nordwind
↑ ▒▒ Korean Air Cargo - To be a respected leader in the world airline community ▒▒ (неопр.). cargo.koreanair.com. Проверено 1 февраля 2016.
↑ Король В. В. Воздушная гавань Петербурга. — Санкт-Петербург: Политехника, 1996. — С. 105-161. — 174 с. — ISBN 5-7325-0405-2.
↑ Проект развития аэропорта Пулково
↑ Федеральное агентство воздушного транспорта. Объём перевозок через аэропорты России
↑ Аэропорт Пулково - На машине (неопр.). Pulkovoairport.ru. Проверено 2 июля 2016.[значимость факта?]
↑ Аэропорт Пулково - Общественный транспорт (неопр.). Pulkovoairport.ru. Проверено 2 июля 2016.
↑ 12 Смольный начал подготовку ППТ для линии легкорельсового транспорта в Пулково (неопр.). gazeta.bn.ru (26 мая 2016). Проверено 2 июля 2016.
↑ Власти: аэроэкспресс из Пулково будет востребован не раньше 2019 года (неопр.). РИА Новости (15 июня 2016). Проверено 2 июля 2016.
↑ Столкновение Ил-12 и ТС-62 в районе аэропорта Шоссейная (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ил-14ФК Северного территориального управления ГВФ близ а/п Шоссейная (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ли-2 Киевского авиазавода МАП СССР в а/п Шоссейная (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ил-18В Армянского УГА в районе а/п Пулково (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ил-18В Ленинградского ОАО в районе а/п Пулково (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ту-154Б-1 Ленинградского УГА в а/п Пулково (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Останется ли в Пулкове творение Жука? // Вечерний Петербург, 6 августа 2009
↑ The world's most beautiful airport terminals? //The Telegraph, 16 Sep 2016
↑ Пулково стал одним из самых красивых аэропортов мира по версии The Telegraph //ТАСС, 19 сентября 2016
↑ The Telegraph включил Пулково в список самых красивых аэропортов мира //Аэропорт Пулково Санкт-Петербург, 19 сентября 2016
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() |
Пулково (аэропорт) на Викискладе |
---|---|
![]() |
Пулково (аэропорт) в Викиновостях |
- Официальный сайт
9oIzsq