Пулково (аэропорт)
Аэропорт Пулково | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ИАТА: LED – ИКАО: ULLI– Внутр. код: ПЛК | ||||||||||
Информация | ||||||||||
Тип | гражданский | |||||||||
Страна | Россия | |||||||||
Расположение | Санкт-Петербург и Ленинградская область | |||||||||
Дата открытия | 24 июня 1932 | |||||||||
Владелец/Эксплуатант | ВТБ Капитал, Фрапорт АГ, Суверенный фонд Катара | |||||||||
Хаб для |
| |||||||||
Высота НУМ | 24 м | |||||||||
Часовой пояс | UTC+3 | |||||||||
Время работы | круглосуточно | |||||||||
Сайт | pulkovoairport.ru | |||||||||
Карта | ||||||||||
Расположение аэропорта на карте Европы | ||||||||||
Взлётно-посадочные полосы | ||||||||||
| ||||||||||
Статистика (2017) | ||||||||||
Годовой пассажиропоток | ▲ 16 125 520 чел. | |||||||||
Взлётов/Посадок | ▲ 152 280 | |||||||||
Источники: Статистика[1] |
Аэропорт Пулково (IATA: LED, ICAO: ULLI) — международный аэропорт федерального значения [2] в Северо-Западном федеральном округе России, единственный аэропорт Санкт-Петербурга, обслуживающий официальные рейсы. Расположен в 15 км от центра Санкт-Петербурга в Московском районе Санкт-Петербурга (бо́льшая часть аэропорта) и Ломоносовском районе Ленинградской области (часть одной из взлётно-посадочных полос).
В декабре 2018 года аэропорту Пулково было присвоено имя великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
Содержание
1 Общая информация
2 История
2.1 XX век
2.2 XXI век
3 Расположение по отношению к ближайшим крупным аэропортам
4 Авиакомпании и направления
4.1 Пассажирские рейсы
4.2 Грузовые рейсы
5 Статистика
5.1 Статистика перевозок
5.2 Самые загруженные направления
6 Транспортная инфраструктура
6.1 Автомобильный транспорт
6.2 Автобус
6.3 Рельсовый транспорт
7 Происшествия
8 Интересные факты
9 Примечания
10 Ссылки
Общая информация |
По итогам 2017 года аэропорт Пулково занимает четвёртое место среди аэропортов России по числу перевезенных пассажиров, уступая трём московским аэропортам[3]. Пулково является базовым для авиакомпании «Россия».
С февраля 2015 года в аэропорту пассажиров обслуживает централизованный аэровокзал, включающий в себя здания 1973 и 2013 годов постройки. С марта 2014 года прекратил свою работу аэровокзал «Пулково-2», использовавшийся для международных рейсов. Решение о его дальнейшем использовании должна принять администрация Санкт-Петербурга[4]. Также в аэропорту работает центр деловой авиации «Пулково-3» со своим аэровокзалом[5].
Имущество аэропорта с 2010 года по государственно-частному партнерству находится в управлении ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», долю в котором имеет, в том числе, и немецкий аэропортовый холдинг Fraport[6][7].
История |
Эта статья или раздел нуждается в переработке. |
XX век |
- 1932, 24 июня — считается днём рождения авиапредприятия. В этот день был сдан в эксплуатацию аэродром «Шоссейная» (получивший наименование по названию ближайшей железнодорожной станции).
- 1933 год. Из Москвы в Ленинград прилетел флагман агитэскадрильи «Правда». Ленинградцы собрали миллион рублей для постройки супергиганта — самолёта «Максим Горький». Началось активное развитие региональных перевозок. 18 августа страна впервые отметила День Воздушного Флота.
- 1934 год. Создан 31-й транспортный авиаотряд, его первым командиром стал Л. Г. Крузе. Авиаотряд летал на самолётах У-2, Р-1, Р-5. Особенно важной задачей отряда стали перевозка почты и грузов[8].
- 1936 год. Заложено здание аэровокзала, самолётный парк обновился новыми, более вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84.
- 1941 год. Линия Ленинград—Москва стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской. С началом Великой Отечественной войны аэродром «Шоссейная» оказался на линии фронта и был закрыт.
- 1944, 27 января. Снята блокада Ленинграда, лётчики транспортной авиации приступают к мирным перевозкам. В 1945 году авиаторы Северного управления перевезли 12 000 пассажиров и сотни тонн грузов.
- 1948, 15 февраля. Начало послевоенной работы аэропорта «Шоссейная».
- 1949 год. Аэропорт Шоссейная обслуживает 14 союзных и 15 местных авиалиний. Перевезено 6305 пассажиров, свыше 333 тонн почты и 708 тонн грузов.
- 1950 год. Аэропорт, одним из первых в стране, оснащён курсо-глиссадной системой посадки СП-50.[9]
- 1951 год. Открыто новое здание аэровокзала Шоссейная, строительство которого началось ещё в 1936 году по проекту архитектора Г. В. Майзеля, по окончании строительства автором проекта числился А. И. Гегелло.[10] В эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14.
- С середины 1950-х годов начинается переход на эксплуатацию реактивной техники, освоение новой техники — турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104.
- 1959 год, 15 марта, пассажирским рейсом с бортовым номером 42419 самолёта Ту-104Б на авиалиниях Северного управления началась эксплуатация реактивной техники.
- 1964 год. Построена другая ВПП с новым курсом 10/28[11].
- 1965 год. Введено в эксплуатацию оборудование для посадки самолётов в автоматическом режиме по метеоминимуму 1-й категории ИКАО. Аэропорт занимает второе место в СССР по пассажиропотоку (после московского аэропорта Внуково). На авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости, города Мурманск, Архангельск, Петрозаводск стали обслуживать Ан-24 и Як-40. Открылись рейсы в Петропавловск-Камчатский и Владивосток.
- 1971 год, 8 февраля. Аэропорт «Шоссейная» награждён орденом Октябрьской Революции.
- 1973 год. Открыт новый аэровокзал (архитектор А. В. Жук), пропускной способностью до 2650 пассажиров в час – на момент открытия он являлся крупнейшим в стране.[12][13] Впоследствии аэровокзал стал называться Пулково-1.
- 1973 год, 25 апреля. Аэропорт получил новое наименование «Пулково». На смену самолётам Ту-104, Ил-18, Ту-124 поступили более современные самолёты Ан-24, Як-42, Ту-134, Ту-154, транспортный Ан-12.
- 1980 год. Открылся второй аэровокзальный комплекс Пулково-2, который расположился в отремонтированном здании первого аэровокзала 1951 года постройки, туда перевели обслуживание международных направлений.[14]
- 1983 год. Сооружена вторая ВПП на курсе 10/28 (10П/28Л), параллельная действующей.[15] Полоса 14/32 была выведена из лётной эксплуатации и стала использоваться для стоянки самолётов.[источник не указан 1535 дней]
- 11 апреля 1986 года был обновлён аэровокзал Пулково-2: справа и слева от старого здания пристроили два павильона. Ввод аэровокзального комплекса позволил обслуживать в 2 раза больше пассажиров международных рейсов. Аэропортом начал эксплуатироваться широкофюзеляжный Ил-86.
XXI век |
В 2007 году Транспортный совет при Правительстве Санкт-Петербурга утвердил план развития аэропорта Пулково. Для претворения данного плана в жизнь Правительством Санкт-Петербурга был проведён международный конкурс на разработку архитектурной концепции Централизованного пассажирского терминала аэропорта Пулково, победителем которого была признана компания Grimshaw Architects[16].
25 сентября 2007 года президент В. В. Путин подписал указ о передаче в собственность города Санкт-Петербурга 100 % акций аэропорта, находившихся в федеральной собственности.[17].
В 2008 году был запущен конкурс по отбору участников государственно-частного партнёрства на реконструкцию петербургского аэропорта Пулково.[18] При этом, по условиям конкурса в нём не могли участвовать компании, управляющие аэропортами, расположенными ближе 800 км к «Пулкову», в частности, все компании московского авиаузла[19]. 25 июня 2009 года консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы», в состав которого входят VTB Bank Europe, управляющая аэропортом Франкфурта компания Fraport и греческая Copelouzos Group, стал победителем открытого конкурса.[20] 30 октября 2009 года ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», ОАО "Аэропорт «Пулково» и Правительство Санкт-Петербурга заключили Соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнёрства объектов, входящих в состав имущества аэропорта Пулково до 2039 года. В соответствии с соглашением, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» занимается эксплуатацией, реконструкцией и созданием новых объектов, входящих в состав аэропорта, и, начиная с 2013 года, выплачивает Правительству Санкт-Петербурга и ОАО "Аэропорт «Пулково» 11,5 % от доходов, полученных от использования аэропорта, помимо налогов, отчисляемых в бюджеты всех уровней. Общие инвестиции в проект были оценены в 1,2 млрд евро[21] .
В 2013 году было построено здание централизованного пассажирского терминала и северной посадочной галереи общей площадью 105 600 м². При его строительстве было снесено старое здание авиакомпании «Россия». Стройка велась три года, генеральным подрядчиком выступал итало-турецкий консорциум IC/Astaldi[22]. Аэровокзал открылся без разрешительных документов со стороны Росавиации и Ростехнадзора и формально являлся строительной площадкой. К тому же в здании использовались несущие конструкции с заниженными по сравнению с проектными характеристиками прочности[23]. Заключение Ростехнадзора о соответствии техническим регламентам было получено лишь спустя почти 2 месяца после работы аэровокзала.[24][25] Также случился конфуз с внутренним убранством здания. В нём были выставлены работы петербургского художника, представляющие четыре скульптуры, изображающие ангелов с самолётными крыльями. Как оказалось, ранее они уже выставлялись и были посвящены разбившимся в авиакатастрофах самолётам.[26]
При реконструкции также были сооружены крытая автостоянка, гостиница и деловой-центр. Увеличена площадь перрона № 1, с 250 тыс. м² до 400 тыс. м². Был произведён ремонт в Пулково-1. В частности, были снесены подземные тоннели и сателлиты ведущие на посадку, к зданию были пристроены телетрапы.
26 августа 2013 года была открыта трасса, напрямую связавшая аэропорт и кольцевую автодорогу, однако её использование возможно только правительственными делегациями, свободное движение по дороге закрыто. [значимость факта?]
Расположение по отношению к ближайшим крупным аэропортам |
LED
DME (670 км)
SVO (600 км)
ARN (690 км)
HEL (300 км)
VKO
RIX (490 км)
NYO (770 км)
BMA
VNO
MSQ (670 км)
TLL (310 км)
KGD
LLA (760 км)
OUL (640 км)
UME (690 км)
KUN (650 км)
ARH (760 км)
RVN (790 км)
Авиакомпании и направления |
Пассажирские рейсы |
По состоянию на ноябрь 2018 года аэропорт обслуживает рейсы следующих авиакомпаний[27]:
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Aegean Airlines | Летние: Афины, Ираклион, Керкира, Кос, Родос, Салоники |
Air Astana | Алматы, Астана |
airBaltic | Рига |
Air France | Париж (Шарль-де-Голль) |
Air Malta | Летние: Мальта |
Air Moldova | Кишинёв |
Air Serbia | Летние: Белград |
Alitalia | Летние: Венеция, Катания, Рим (Фьюмичино) |
Austrian Airlines | Летние: Вена |
Avia Traffic Company | Бишкек, Ош |
Azerbaijan Airlines | Баку |
British Airways | Лондон (Хитроу) |
Brussels Airlines | Летние: Брюссель |
Bulgaria Air | Летние: Бургас, Варна |
Buta Airways | Баку |
Croatia Airlines | Летние: Загреб |
China Eastern Airlines | Летние: Сиань, Шанхай |
China Southern Airlines | Летние: Урумчи, Лянчжоу |
Czech Airlines | Прага |
East Air | Летние: Курган-Тюбе |
Ellinair | Летние: Закинф, Ираклион[28], Керкира, Салоники |
Emirates | Дубай (Международный) |
Finnair выполняется N°RRA | Хельсинки (Вантаа) |
Fly One | Летние: Кишинёв |
Georgian Airways | Тбилиси |
Germania | Дрезден |
Hainan Airlines | Пекин (Столичный) |
Iberia выполняется Iberia Express | Летние: Мадрид |
KLM | Амстердам |
Korean Air | Летние: Сеул (Инчхон) |
LOT Polish Airlines | Варшава (Шопен) |
Lufthansa | Мюнхен, Франкфурт-на-Майне |
Montenegro Airlines | Летние: Тиват |
Nordica | Таллинн (до 13 января 2019 года) |
NordStar Airlines | Москва (Домодедово), Норильск Летние чартерные: Бургас, Варна, Ларнака, Римини, Тиват |
Nordwind Airlines | Нальчик, Минеральные Воды[29], Москва (Шереметьево), Симферополь Зимние чартерные: Гоа |
Nordwind Airlines выполняется Pegas Fly | Нальчик, Оренбург, Саратов |
NouvelAir | Летние: Монастир, Энфида |
Onur Air | Летние: Аланья |
Qatar Airways | Доха |
Red Wings Airlines | Калининград, Краснодар, Мурманск, Симферополь, Сочи Летние: Тиват |
Royal Flight | Летние чартерные: Барселона, Макао, Родос, Тайбэй |
S7 Airlines | Аликанте, Белгород, Берлин (Тегель), Брянск, Верона, Калуга, Москва (Домодедово), Мурманск, Новосибирск, Омск, Пермь, Саранск, Сочи (с 24 декабря 2018 года), Ярославль Летние: Калининград, Копенгаген (Каструп), Пиза, Пула, Стокгольм (Арланда) Зимние: Зальцбург, Инсбрук |
Scandinavian Airlines | Копенгаген, Стокгольм (Арланда) |
Sichuan Airlines | Чэнду |
Somon Air | Душанбе, Худжанд |
SunExpress | Летние: Измир (с 30 мая 2019 года) |
Swiss International Air Lines | Цюрих Зимние: Женева |
Tajik Air | Душанбе |
Turkish Airlines | Стамбул (Ататюрк) (до 31 декабря 2018 года), Стамбул (новый аэропорт) (с 1 января 2019 года) |
Turkmenistan Airlines | Ашхабад |
Utair | Москва (Внуково), Сургут |
Uzbekistan Airways | Андижан, Бухара, Самарканд, Ташкент, Термез, Ургенч, Фергана Летние: Наманган |
Vueling | Барселона Летние: Аликанте |
Wizz Air | Будапешт |
Азимут | Грозный, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь |
Алроса | Новосибирск — Мирный Летние: Анапа |
Аэрофлот | Москва (Шереметьево) |
Аэрофлот выполняется Россией | Архангельск, Барселона, Берлин (Шёнефельд), Вена, Гамбург, Дюссельдорф, Екатеринбург, Казань, Калининград, Краснодар, Красноярск, Ларнака, Лондон (Гатвик), Милан (Мальпенса), Минеральные Воды, Москва (Внуково), Мурманск, Мюнхен, Ницца, Новосибирск, Омск, Оренбург, Париж (Шарль-де-Голль), Пермь, Прага, Рим (Фьюмичино), Ростов-на-Дону, Самара, Самарканд, Симферополь, Сочи, Стамбул (Ататюрк), Сургут, Сыктывкар, Ташкент, Тель Авив (Бен Гурион), Тюмень, Уфа, Челябинск Летние: Анапа, Бургас, Варна, Римини, Тиват Зимние: Женева |
Белавиа | Минск |
ИрАэро | Барнаул — Иркутск, Санья, Хайкоу, Ханчжоу |
Ижавиа | Ижевск |
Костромское авиапредприятие | Кострома |
Комиавиатранс | Усинск Летние: Сыктывкар |
Нордавиа | Архангельск, Астрахань, Воронеж, Казань, Краснодар, Махачкала, Мурманск, Нальчик, Нарьян-Мар, Самара, Сыктывкар, Тбилиси, Челябинск Летние: Анапа, Батуми, Калининград, Симферополь, Сочи |
Победа | Бергамо, Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Кёльн/Бонн, Киров, Лондон (Станстед), Махачкала, Минеральные Воды, Москва (Внуково), Набережные Челны, Пиза, Ростов-на-Дону, Сочи (с 22 декабря 2018 года), Стамбул (Сабиха Гёкчен) , Тбилиси, Чебоксары Летние: Гюмри, Жирона, Магас/Назрань |
Россия | Чартерные: Анталья, Барселона, Ларнака, Пардубице, Сочи, Шарджа Летние чартерные: Бургас, Варна, Ираклион, Корфу, Кос, Подгорица, Родос, Симферополь, Тиват, Энфида |
РусЛайн | Белгород, Воронеж, Иваново, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Тамбов, Ульяновск Летние: Вильнюс, Киров, Осло, Пенза, Саратов, Чебоксары |
Северсталь | Апатиты, Ухта, Череповец Летние: Советский |
Уральские авиалинии | Душанбе, Екатеринбург, Ереван, Калининград, Москва (Домодедово), Ош, Сочи, Тбилиси, Тель-Авив, Тенерифе, Франкфурт-на-Майне, Худжанд, Эйлат Летние: Барселона, Батуми, Ларнака, Наманган, Симферополь Летние чартерные: Бургас, Варна, Ираклион, Пальма-де-Мальорка, Римини, Родос, Энфида |
ЮВТ Аэро | Казань |
Якутия | Якутск Летние: Новосибирск — Магадан |
Ямал | Красноярск, Москва (Домодедово), Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Сочи, Тюмень Летние: Симферополь |
Грузовые рейсы |
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Korean Air Cargo | Вена, Гётеборг (Ландветтер), Сеул (Инчхон)[30] |
Псковавиа | Лейпциг, Хельсинки |
РусЛайн | Волгоград |
Статистика |
Статистика перевозок |
Статистика перевозок по 1990 год: | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
год | 1950 | 1957 | 1958 | 1960 | 1962 | 1965 | 1968 | 1970 | 1973 | 1975 | 1980 | 1990 | ||||||||
Отправлено тыс. пассажиров | 11,56 | 57,00 | 100,0 | 362,0 | 629,0 | 1130 | 1738 | 2215 | 2113 | 2947 | 3219 | 4838 | ||||||||
Источник:[31] |
Статистика перевозок за 1990-2007: | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||
Пассажиропоток млн пассаж. | 10 | 8,8 | 5,5 | 3,4 | 3,0 | 2,9 | 2,7 | 2,6 | 2,5 | 2,5 | 2,6 | 2,9 | 3,2 | 3,8 | 4,3 | 4,7 | 5,1 | 6,1 | ||
Взлётов-посадок тыс. | 50,4 | 48,0 | 45,1 | 43,6 | 42,5 | 41,8 | 40,1 | 39,6 | 43,7 | 47,1 | 53,9 | 61,2 | 64,3 | 72,4 | 86,9 | |||||
Обработано грузов тыс. т | 53,6 | 31,5 | 1,4 | 1,0 | 19,7 | 18,9 | 20,4 | 17,0 | 17,2 | 20,1 | 21,2 | 23,1 | 26,0 | 22,3 | 24,0 | 25,8 | 29,7 | |||
Источник:[32] |
Объём перевозок с 2008 года: | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |||||||||||
Пассажиропоток млн пассаж. | 7,072 | 6,758 | 8,444 | 9,611 | 11,16 | 12,85 | 14,26 | 13,50 | 13,26 | 16,12 | ||||||||||
Взлётов-посадок тыс. | 94,04 | 87,59 | 101,5 | 116,0 | 125,7 | 137,5 | 147,4 | 138,3 | 133,1 | 152,3 | ||||||||||
Обработано грузов тыс. т | 22,6 | 19,5 | 25,36 | 22,54 | 25,38 | 28,75 | ||||||||||||||
Источники:[3][1][33] |
Самые загруженные направления |
Пункт назначения | Регион | Аэропорт | Авиакомпании | Число пассажиров | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Москва | Москва Московская область | Аэропорт Шереметьево Аэропорт Домодедово Аэропорт Внуково | Аэрофлот, Россия, S7 Airlines, UTair, Трансаэро | 3,742,144 |
2 | Симферополь | Крым | Аэропорт Симферополь | Red Wings Airlines, Россия, Трансаэро | 578,200 |
3 | Калининград | Калининградская область | Аэропорт Храброво | Нордавиа, Россия, Уральские авиалинии | 294,842 |
4 | Сочи | Краснодарский край | Аэропорт Сочи | Россия, Уральские авиалинии, Трансаэро | 293,969 |
5 | Екатеринбург | Свердловская область | Аэропорт Кольцово | Россия, Уральские авиалинии, Победа | 252,398 |
6 | Архангельск | Архангельская область | Аэропорт Талаги | Нордавиа, Россия | 250,958 |
7 | Краснодар | Краснодарский край | Аэропорт Пашковский | Донавиа, Россия, Победа | 246,697 |
8 | Мурманск | Мурманская область | Аэропорт Мурманск | Нордавиа, Россия | 232,884 |
9 | Минеральные Воды | Ставропольский край | Аэропорт Минеральные Воды | Донавиа, Россия | 197,204 |
10 | Новосибирск | Новосибирская область | Аэропорт Толмачёво | Россия, S7 Airlines, Уральские авиалинии | 187,176 |
Источник: ООО «ВВСС»[3] |
Пункт назначения | Страна | Аэропорт | Авиакомпании | Число пассажиров | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Минск | Белоруссия | Национальный аэропорт Минск | Белавиа, Россия | 162,712 |
2 | Киев | Украина | Аэропорт Борисполь Аэропорт Жуляны | Россия, Трансаэро, Международные авиалинии Украины | 162,103 |
3 | Ташкент | Узбекистан | Аэропорт Ташкент-Южный | Россия, Uzbekistan Airways | 123,268 |
4 | Алма-Ата | Казахстан | Аэропорт Алма-Ата | Air Astana, Россия | 118,300 |
5 | Душанбе | Таджикистан | Аэропорт Душанбе | Россия, Somon Air, Tajik Air | 88,66 |
6 | Самарканд | Узбекистан | Аэропорт Самарканд | Россия, Uzbekistan Airways | 87,108 |
7 | Кишинёв | Молдова | Аэропорт Кишинёв | Air Moldova, Россия | 79,106 |
8 | Астана | Казахстан | Аэропорт Астана | Air Astana, Россия | 75,381 |
9 | Ургенч | Узбекистан | Аэропорт Ургенч | Россия, Uzbekistan Airways | 49,839 |
10 | Баку | Азербайджан | Аэропорт Баку имени Гейдара Алиева | Azerbaijan Airlines, Россия | 47,542 |
Источник: ООО «ВВСС»[3] |
Пункт назначения | Страна | Аэропорт | Авиакомпании | Число пассажиров | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Анталья | Турция | Аэропорт Анталья | Россия, Уральские авиалинии | 460,392 |
2 | Франкфурт-на-Майне | Германия | Аэропорт Франкфурт-на-Майне | Lufthansa, Россия | 268,795 |
3 | Париж | Франция | Аэропорт Париж — Шарль-де-Голль | Air France, Россия | 216,483 |
4 | Хургада | Египет | Аэропорт Хургада | Уральские авиалинии, Metrojet | 206,471 |
5 | Ларнака | Кипр | Аэропорт Ларнака | Россия, Трансаэро | 179,738 |
6 | Шарм-эш-Шейх | Египет | Аэропорт Шарм-эш-Шейх | Уральские авиалинии, Metrojet | 170,557 |
7 | Стамбул | Турция | Аэропорт Стамбул имени Ататюрка | Россия, Turkish Airlines | 151,657 |
8 | Мюнхен | Германия | Аэропорт Мюнхен | Lufthansa, Россия | 150,517 |
9 | Рим | Италия | Аэропорт Фьюмичино — Леонардо-да-Винчи | Alitalia, Россия | 134,930 |
10 | Дубай | ОАЭ | Аэропорт Дубай | Emirates | 124,709 |
Источник: ООО «ВВСС»[3] |
Транспортная инфраструктура |
Автомобильный транспорт |
С восточной стороны аэропорта к терминалу проведены съезды к Пулковскому шоссе, дорога по которому до центра Санкт-Петербурга составляет примерно 30-60 минут. Подъезд к терминалу разделен на два уровня: нижний — прилёт, верхний — вылет.[значимость факта?]
На территории аэропорта работают 4 парковки (краткосрочные P2 и P3, долгосрочная P4 и парковка для такси P7) и трёхуровневое здание паркинга P1. Стоимость размещения автомобиля на парковке зависит от времени пребывания автомобиля на стоянке и расстояния самой парковки от терминала. Между долгосрочной парковкой и терминалом курсирует бесплатный автобус-шатл[34].
Автобус |
Между аэропортом Пулково и самим Санкт-Петербургом проложены три автобусных маршрута до станции метро Московская ():
№ 39 — автобусы Пассажиравтотранса, следующие со всеми остановками до улицы Костюшко. Время в пути составляет 20-25 минут.
№ 39Э — экспресс-вариант 39-го маршрута без остановок, также обслуживаемый Пассажиравтотрансом. Время в пути составляет 15-20 минут.
№ К-39 — микроавтобусы, работающие в режиме маршрутного такси со всеми остановками. Время в пути составляет 10-15 минут.
Остановка для посадки в автобусы расположена на нижнем ярусе подъезда к терминалу напротив выхода из зала прибытия[35].
Рельсовый транспорт |
Долгие годы властями Санкт-Петербурга разрабатывается проект строительства железнодорожного транспорта в аэропорт, поскольку пассажиры зачастую испытывают сложности, добираясь в Пулково из города. С учетом проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, матчи которого будут проходить и в Санкт-Петербурге, эта проблема становится актуальнее. Для её решения предполагается несколько вариантов с использованием разных видов транспорта.
Первый вариант предусматривает строительство линии скоростного трамвая к аэропорту Пулково от станции метро Звёздная и Купчино. В июне 2016 года был объявлен конкурс на проектирование линии. Стоимость проекта и межевания участка для строительства линии составляет 27 миллионов рублей[36].
Также существует вариант строительства железнодорожной ветки в аэропорт от Балтийского или Витебского вокзала для использования электрички. Летом 2016 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что при текущем пассажиропотоке аэропорта потребности в данной ветке в Пулково нет, и она будет востребована не раньше 2019 года и в случае роста пассажиропотока Пулково[37]. Ни проект трамвая, ни проект электрички больше не имеют привязки к чемпионату мира[36].
Происшествия |
5 октября 1952 года — из-за ошибки диспетчера в небе близ аэропорта столкнулись Ил-12 и ТС-62. Погибли все находящиеся в обоих самолётах 31 человек (24 в Ил-12 и 7 в ТС-62)[38].
25 ноября 1960 года — при выполнении учебного полёта около аэропорта разбился Ил-14ФК. Экипаж отрабатывал имитацию отказа двигателя, когда самолёт сорвался в непроизвольное пике. Погибли все находящиеся на борту 9 человек[39].- 21 августа 1963 года — В результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. Один из первых в мире случаев посадки гражданского самолёта в экстренной ситуации на воду.
17 февраля 1970 года — при взлёте из аэропорта Ли-2 из-за перегруза не смог набрать высоту и разбился в двухстах метрах за полосой. Погиб бортрадист[40].
31 декабря 1970 года — почти сразу после вылета разбился Ил-18В. Спеша с вылетом (рейс Ленинград — Ереван), экипаж забыл выпустить закрылки и включить противообледенительную систему. В результате после вылета самолёт быстро потерял скорость и высоту, после чего врезался в землю. Погибли все находящиеся в пилотной кабине — 5 членов экипажа и сопровождающий милиционер[41].
27 апреля 1974 года — при заходе на посадку разбился Ил-18В. Самолёт должен был выполнять рейс Ленинград — Краснодар, когда почти сразу после вылета командир доложил о пожаре крайнего правого двигателя. Самолёт совершил полёт по кругу для возврата в аэропорт, но на посадочной глиссаде пожар разрушил крыло, и Ил-18В врезался в землю. Погибли все находящиеся на борту 109 человек[42].
23 мая 1991 года — при посадке в грозу разбился Ту-154Б-1, выполнявший рейс Сухуми — Ленинград. Из-за ошибок экипажа самолёт коснулся земли за пределами полосы и на высокой вертикальной скорости, что привело к разрушению фюзеляжа. Погибли 13 пассажиров и 2 работника аэропорта[43]
Интересные факты |
- За внешнюю форму старый терминал Пулково-1 пассажиры в шутку называют «Пять стаканов»[44].
- По версии британского издательства "Дейли Телеграф" в 2016 году аэровокзал Пулково вошёл в десятку самых красивых зданий подобного назначения в мире[45][46][47].
Примечания |
↑ 12 Показатели перевозок аэропортов компании Фрапорт (неопр.). www.fraport.com. Проверено 15 января 2018.
↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»
↑ 12345 Основные производственные показатели аэропортов (неопр.). pulkovoairport.ru. Проверено 2 июня 2015.
↑ Официальный сайт аэропорта «Пулково». Терминал Пулково-2 прекратил операционную деятельность по обслуживанию пассажиров (неопр.) (27 марта 2014 г.).
↑ Центр Бизнес Авиации «Пулково-3» (неопр.). jetport.ru. Проверено 25 января 2016.
↑ Соглашение о государственно-частном партнерстве (неопр.). pulkovoairport.ru. Проверено 1 июля 2016.
↑ Управляющая компания аэропорта Пулково (неопр.). pulkovoairport.ru. Проверено 1 июля 2016.
↑ Владимир Быков. ГУАП Пулково. Предыстория (неопр.). «Авиакомпании мира» (18 июня 2011). Проверено 15 марта 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
↑ Никитин Д. А. Курсо-глиссадные системы посадки в гражданской авиации СССР // Научный вестник МГТУ ГА. — 2006. — № 101.
↑ // Архитектура Ленинграда. — 1936. — № 2.
↑ Ключников Г. Я., Подкин А. Л., Михайлов А. В., Куржумов О. В. История строительства и эксплуатации ВПП № 2 «Пулково» // Аэропорт Партнёр : журнал. — Москва, 2007. — № 6. — С. 29-32.
↑ Котов Н. А. глава 8.1 // История гражданской авиации России. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, 2007.
↑ Король В. В. Воздушная гавань Петербурга. — Санкт-Петербург: Политехника, 1996. — С. 144. — 174 с. — ISBN 5-7325-0405-2.
↑ Король В. В. Воздушная гавань Петербурга. — Санкт-Петербург: Политехника, 1996. — С. 151. — 174 с. — ISBN 5-7325-0405-2.
↑ // Ленинградская панорама : журнал. — 1987. — Ноябрь. — С. 9.
↑ Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. Транспорт (неопр.).
↑ «Президент подписал „Пулково“» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «Эхо Петербурга», 27 сентября 2007 года
↑ Победителя конкурса на реконструкцию аэропорта «Пулково» назовут 25 июня 2009 года // АвиаПорт. Дайджест
↑ Д. Лебедев. Долгожданный конкурс // РБК daily : газета. — 2008.
↑ «Реконструкцией Пулково займутся ВТБ и Fraport Group» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на РИА «Новости», 25 июня 2009 года
↑ Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. 30 октября 2009 года. Церемония подписания Соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково» (неопр.) (30 октября 2009 г).
↑ Официальный сайт аэропорта «Пулково». Открытие Терминала-1 аэропорта «Пулково» (неопр.) (4 декабря 2013 г).
↑ «Пулково построили не по проекту»
↑ Новый терминал Пулково получил заключение Ростехнадзора
↑ Официальный сайт аэропорта «Пулково». Новый терминал Пулково получил заключение от Ростехнадзора (неопр.) (29 января 2014 г).
↑ Украсили ли Пулково авиакатастрофы
↑ Расписание рейсов (неопр.). Pulkovoairport.ru. Проверено 10 декабря 2014.
↑ Mouzenidis Расписание авиарейсов (неопр.). Mouzenidis.ru. Проверено 10 декабря 2014.
↑ Прямой рейс в Санкт-Петербург вместе с авиакомпанией Nordwind
↑ ▒▒ Korean Air Cargo - To be a respected leader in the world airline community ▒▒ (неопр.). cargo.koreanair.com. Проверено 1 февраля 2016.
↑ Король В. В. Воздушная гавань Петербурга. — Санкт-Петербург: Политехника, 1996. — С. 105-161. — 174 с. — ISBN 5-7325-0405-2.
↑ Проект развития аэропорта Пулково
↑ Федеральное агентство воздушного транспорта. Объём перевозок через аэропорты России
↑ Аэропорт Пулково - На машине (неопр.). Pulkovoairport.ru. Проверено 2 июля 2016.[значимость факта?]
↑ Аэропорт Пулково - Общественный транспорт (неопр.). Pulkovoairport.ru. Проверено 2 июля 2016.
↑ 12 Смольный начал подготовку ППТ для линии легкорельсового транспорта в Пулково (неопр.). gazeta.bn.ru (26 мая 2016). Проверено 2 июля 2016.
↑ Власти: аэроэкспресс из Пулково будет востребован не раньше 2019 года (неопр.). РИА Новости (15 июня 2016). Проверено 2 июля 2016.
↑ Столкновение Ил-12 и ТС-62 в районе аэропорта Шоссейная (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ил-14ФК Северного территориального управления ГВФ близ а/п Шоссейная (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ли-2 Киевского авиазавода МАП СССР в а/п Шоссейная (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ил-18В Армянского УГА в районе а/п Пулково (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ил-18В Ленинградского ОАО в районе а/п Пулково (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Катастрофа Ту-154Б-1 Ленинградского УГА в а/п Пулково (неопр.). Проверено 19 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
↑ Останется ли в Пулкове творение Жука? // Вечерний Петербург, 6 августа 2009
↑ The world's most beautiful airport terminals? //The Telegraph, 16 Sep 2016
↑ Пулково стал одним из самых красивых аэропортов мира по версии The Telegraph //ТАСС, 19 сентября 2016
↑ The Telegraph включил Пулково в список самых красивых аэропортов мира //Аэропорт Пулково Санкт-Петербург, 19 сентября 2016
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Пулково (аэропорт) на Викискладе | |
Пулково (аэропорт) в Викиновостях |
- Официальный сайт