Сердце пармы








































Сердце пармы
Serdtse pamry.jpg
Автор
Алексей Иванов
Жанр
исторический роман
Язык оригинала
русский
Оригинал издан
2003
Оформление
Вадим Пожидаев
Издатель
«Азбука-классика»
Страниц
576
ISBN
ISBN 2-352-01679-X

«Се́рдце па́рмы»[1] (2003) — исторический роман Алексея Иванова о покорении Великой Перми Москвой в XV веке. Выросший из краеведческих увлечений автора, он принёс начинающему писателю широкую известность. Выдержал несколько переизданий. С 2006 года в окрестностях Чердыни ежегодно проводится фестиваль «Сердце пармы» (с 2010 года после отказа Иванова от участия в нём данное мероприятие называется «Зов пармы»), собирающий тысячи участников.




Содержание






  • 1 Название


  • 2 Сюжет


    • 2.1 Часть 1. 6963 год


    • 2.2 Часть 2. 6969—6977 годы


    • 2.3 Часть 3. 6980 год


    • 2.4 Часть 4. 6981—6990 годы




  • 3 Основные персонажи


  • 4 История создания


  • 5 Историческая основа сюжета


  • 6 Проблематика. Критика


  • 7 Фестиваль


  • 8 Награды


  • 9 Экранизации. Инсценировки


  • 10 Примечания


  • 11 Ссылки





Название |


Роман был опубликован в 2003 году, практически одновременно в родном городе автора и в Москве: в Пермском книжном издательстве он вышел под названием «Чердынь — княгиня гор»[2], а в «Пальмире» — под названием «Сердце пармы. Роман-легенда»[2] (в немного сокращённом варианте). Роман сразу получил множество критических отзывов.


В 2006 году в издательстве «Азбука» появился полный вариант романа под названием «Сердце пармы, или Чердынь — княгиня гор»[2].


Согласно словарю, парма на Северном Урале — это плосковершинные увалы и гряды, покрытые елово-пихтовыми лесами с густым моховым покровом[3]. Автор объяснял в письме своему редактору Олегу Дарку, что теперь такой тип леса мало где сохранился:



Я живу в районе Перми, который называется Закамск <…> примерно напротив Гляденовской горы. Он стоит как раз в этих борах правого берега в 10—20 км от центра города (который находится выше по течению и на левом берегу). Километрах в трёх от Камы чистые сосняки заканчиваются, и начинается смешанный берёзово-елово-сосновый лес на болотистых почвах. Почвы здесь болотистые от того, что эти места приходились на правое русло древней пра-Камы, некогда превратившееся сначала в старицу, потом в болото, а теперь в этот лес. <…>

Но всё-таки это — древняя парма, которой в окрестностях нигде больше нет[4].




Сюжет |


Роман разделён на четыре части, в которых события датируются годами «от сотворения мира».



Часть 1. 6963 год |


В первой части появляются основные персонажи романа. Вогульский князь Асыка готовится изгнать всех русских из Перми. Асыка — хумляльт, колдун, который не может умереть, пока не достигнет своей цели. Знаток пермской земли и храмодел Васька Калина помогает ватаге ушкуйников, нанятой епископом Питиримом, похитить Золотую Бабу — таинственного идола пермяков и вогулов.


Князь Ермолай правит Пермью из Усть-Выма. Его жена давно умерла, у него осталось два сына — Михаил и Василий. Часть заканчивается набегом Асыки на Усть-Вым. Во время набега погибают епископ Питирим и князь Ермолай. Сотник Полюд спасает Михаила и пермскую девочку Тичерть.



Часть 2. 6969—6977 годы |


Михаил уезжает в Великую Пермь, в Чердынь и показывает себя как мудрый правитель, сумев договориться с князьями многочисленных пермских городков о выплате ясака и с татарскими князьями о союзе. При нём остаётся верный сотник Полюд, появляются новые соратники — пермяк Бурмот, татарин Исур. В татарском городке Афкуле Михаил встречает считавшегося погибшим Ваську Калину, который станет верным другом Михаила на долгие годы. Выросшая Тичерть становится женой Михаила. Калина предупреждает его, что Тичерть — ламия, ведьма. У князя рождается сын — Матвей.


Из Перми Старой, где правит брат Михаила Василий, приезжает новый епископ Иона, который решает крестить пермяков. Неожиданно пропадает Полюд: он успел зажечь сигнальный огонь, предупреждающий о нападении вогулов, и погиб. Василий с войском направляется на Югру, вместе с ним идут ушкуйник Васька Скряба и Зырян (так его называет Василий, который не может выговорить его настоящее имя). Во время похода Василий погибает, пойдя в тайгу на поиски Золотой Бабы. Зырян возвращается в Чердынь и остаётся там служить. Михаил собирает поход на Югру. Войско успешно захватывает город Асыки — Пелым, а самого Асыку берёт в плен. Михаил хочет везти Асыку в Москву, но в Кае узнает, что татары осадили Вятку, и отпускает Асыку, который увозит Тичерть с собой.


Брат великого князя Ивана III Юрий Дмитровский прибывает в Чердынь и требует изгнать татар из Перми. Михаил не соглашается, фактически объявляя Москве войну.



Часть 3. 6980 год |


Из Москвы на Пермь идёт большое войско, возглавляемое Фёдором Пёстрым Стародубским. Михаил созывает пермяков на борьбу, но не все откликаются. Московское войско захватывает городок за городком. К Пёстрому присоединяется епископ Иона, который совершил поджог в Чердыни и сбежал оттуда. Михаил уходит из сгоревшей крепости в город Искор, где правит отец его друга Бурмота — Качаим. Часть завершается разгромом Искора и пленением Михаила.



Часть 4. 6981—6990 годы |


Фёдор Пёстрый пленяет Михаила и его ближайших соратников и отправляет их в Москву. После разговора с Иваном III Михаил решает ему подчиниться, и его отпускают в Пермь. Между тем Матвей подрос, он вступает в новую чердынскую дружину, собранную Пёстрым. Он ненавидит отца за трусость, за безволие, за то, что он не смог побороть судьбу и смирился со своим положением «князя без княжества». И действительно, кажется, что Михаил оставил мысли о княжении: он не оспаривает власти князя Пестрого и епископа Филофея, а поселяется у крестьянина Нифонта, которому вместе с Калиной помогает растить хлеб.


Матвей пытается хотя бы внешне стать князем — он пытается найти поддержку у татар, но хотя ему и удаётся внушить уважение к себе, он невольно становится причиной несчастья незнакомой ему русской девочки-рабыни Маши — её жестоко наказывают плетьми на глазах у Матвея. Матвей обещает Маше выкупить её летом на рынке рабов в татарском городе Ибыре. Чтобы сдержать слово, Матвей вместе с Калиной отправляется туда, но трудная поездка в самый последний момент завершается неудачей. Матвею горько, что он не сдержал данного слова, но он, наконец, понимает, что не всегда человек может переломить судьбу. Он осознает, что был несправедлив к отцу, который знал ещё большие потери. Матвей просит отца вернуться к княжению. Михаил отстраивает Чердынь и пытается объяснить пермякам то, что слышал от Ивана III:



Русский народ по-настоящему ещё не родился, хотя мы и называем всех московитов «роччиз» — «русские». Русский народ ещё только рождается, принимая в себя многие малые народы — и нас, и зырян, и печору, и вотяков, и черемисов, и новгородцев… Мы — ещё пермяки, но дети наши будут называть себя русскими.



Асыка, следуя своей цели, снова нападает на Пермь. Сначала его сын Юмшан захватывает Покчу, где княжит Матвей. Матвею удаётся бежать в Чердынь. Следует долгая осада крепости, но тут к Михаилу на помощь из Перми Старой приходит войско. В финале романа Михаил отбивает нападение и спасает свою землю. Но стрелы Асыки Михаилу избежать не удается.



Основные персонажи |




  • Михаил — князь Перми Великой Камской


  • Асыка — хакан (князь) вогульского города Пелыма, враг Михаила


  • Васька Калина — строитель храмов, знаток пермской земли


  • Тичерть — жена Михаила, ламия (колдунья)


  • Исур — шибан (князь) татарского города Афкуль, друг Михаила


  • Бурмот — пермский князь, друг Михаила


  • Полюд — воевода Чердыни


  • Иона — пятый епископ Перми


  • Фёдор Пёстрый Стародубский — глава московского войска


  • Василий — князь Перми Старой Вычегодской, брат Михаила


  • Матвей — сын Михаила



История создания |


После того, как Алексей Иванов в начале 1990-х опубликовал несколько фантастических повестей и рассказов, он фактически ушёл из литературы, работал журналистом, учителем в школе, гидом в турфирме. Путешествуя по пермской земле вместе с группами туристов, он заинтересовался её историей. После этого он создал краеведческий кружок во Дворце пионеров и тогда задумал роман. В письме Олегу Дарку Иванов рассказывает о мистическом переживании, которое подтолкнуло его к написанию книги[4]. Начиная писать, Иванов не ждал быстрой публикации. Он писал для себя, стараясь делать так, как ему хочется. Роман был закончен в 2000 году. Иванов пытался опубликовать его в Перми. В 2002 году он был выдвинут на конкурс «Российский сюжет» издательства «Пальмира», но не был допущен к участию. Позднее издательство передумало. Большую роль в публикации сыграл земляк Иванова — писатель Леонид Юзефович.



Историческая основа сюжета |


Основа сюжета — реальные исторические события второй половины XV века. Вычегодско-Вымская летопись отмечает, что в 1451 году Василий II Тёмный отправил в Пермь верейского князя Ермолая с детьми Михаилом и Василием. Роман следует этой версии: автор противопоставляет русского Михаила и его пермское окружение. Однако в последние годы было выяснено, что род Ермоличей принадлежит, скорее, к местной, то есть пермской знати[5].


Другие персонажи романа также исторически достоверны: вогул Асыка и его сын Юмшан, пермские князья Качаим, Бурмот, Зырян и Мичкин, епископы Питирим, Иона и Филофей. Описанное в романе крещение пермяков епископом Ионой произошло в 1472 году. Важную роль в романе играет поход московского войска под руководством воеводы Василия Скрябы на Югру в 1465 году. Поход Фёдора Пёстрого на Пермь (1472) показан в романе как большая война, во время которой Михаил защищает Пермь. Однако исторический князь Михаил, вероятно, не вступал в активные боевые действия, именно поэтому Иван III отпустил его из плена[5]. Михаил действительно погиб при нападении Асыки на Чердынь в 1481 году. За границами текста остаётся дальнейшая судьба Матвея: он продолжал княжение после отца и был свергнут московским наместником Василием Ковром в 1505 году.


О соотношении исторических фактов и художественного вымысла сам писатель говорил:



Я действовал по одной и той же модели. Вот князя Михаила, например, как я делал: выписал столбиком события, в которых принимал участие реальный князь Михаил в реальном XV веке, и попытался представить себе духовный мир человека, которому эти поступки были бы органичны[6].



Летоисчисление в книге ведется по Константинопольской эре.



Проблематика. Критика |


Критика заметила роман сразу после выхода в свет. Положительные рецензии написали Борис Кузьминский, Лев Данилкин, Сергей Кузнецов и др. Похвалы вызвала достоверность описаний. По мнению Бориса Кузьминского, автор «убедительно реконструировал ментальность великой северной цивилизации, навсегда канувшей в Лету»[7].


Многими отмечался необычный язык: «Варево из славянских, финно-угорских и тюркских протословес» (Лев Данилкин)[8]. Поскольку роман описывает малоизвестную страницу истории и представляет действие глазами средневекового человека, для которого мир полон духов, то критики видели в романе элементы фэнтези[9][10]. При этом Иванов многократно указывал на то, что он оставил фантастику и что «Сердце пармы» не имеет отношения к этому жанру[6].


Несмотря на исторический жанр в романе есть и актуальная для сегодняшнего времени проблематика. Сергей Кузнецов писал:



Разговор о России как об империи стал общим местом за последние десять лет — но Иванов показывает Русь не просто как силу, создающую империю, а — буквально — как глобализирующую силу. История покорения Урала сохраняет главный парадокс глобализации: безжалостные пришельцы объективно выступают как гуманизирующая сила. Христианство менее кроваво, чем язычество. Демократия американского образца менее кровава, чем саддамовская диктатура[10].



Автор не отрицает актуальности, но для него это не такой глобальный вопрос:



Вы знаете, я не имел в виду никаких прямых аллюзий, аллюзии напрашивались сами. Я старался, наоборот, этих аллюзий избегать, но поскольку истории вопиющие, этого сделать не удалось[6].




Фестиваль |



В 2006 году был основан Центр культурных проектов «Сердце пармы», который организовал одноимённый фестиваль. Фестиваль прошёл в Чердынском районе Пермского края в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах. Основная идея фестиваля (по словам его организаторов) «полное погружение участников в атмосферу XV века»[2]. Идейной основой фестиваля стал роман «Сердце пармы»[2].


В рамках фестиваля проводились ролевые игры по мотивам романа, состязания лучников, выступления фольклорных коллективов, экскурсии по историческим местам, катание на лошадях, водные прогулки на катамаранах и лодках, выставки народных ремёсел и т. д.


В 2010 году Иванов отказался от проведения фестиваля. Однако фестиваль продолжает ежегодно проходить с 2010 года под названием «Зов пармы»[2]. Филолог, защитивший кандидатскую диссертацию по творчеству А. Иванова, А. С. Подлесных отметила, что хотя популярность фестиваля обусловлена популярностью романа «Сердце пармы», но «Зов пармы» стал определять привлекательность Чердыни с других сторон[11].



Награды |



  • 2003 — Премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка

  • 2006 — Премия «Странник» (в номинации «историческое фэнтези»).



Экранизации. Инсценировки |



  • В 2005 году права на экранизацию купила компания «Централ Партнершип», режиссёром должен был стать режиссёр сериала «Бригада» Алексей Сидоров. В июле 2008 года стало известно, что компания не намерена снимать фильм[12]. В 2014 году Компания «Star Media» приобрела у Алексея Иванова права на экранизацию романа. Режиссёром картины станет Сергей Бодров. Подготовка сценария предположительно продлится до конца 2015 года[13].

  • В конце 2018 года Антон Мегердичев начнёт снимать одноимённый фильм по историческому роману Алексея Иванова «Сердце пармы», сообщил глава кинокомпании «Профит» Игорь Толстунов[14]. Фильм будут снимать в Губахе[15].

  • В 2008 году Пермский академический театр драмы планирует поставить мюзикл по роману[16].



Примечания |





  1. Сергей Рыбик. Интервью газете «Свобода», февраль 2004 (рус.). Сайт Алексея Иванова. Проверено 11 августа 2017.


  2. 123456 Подлесных А. С. Фестиваль как способ продвижения территории // Актуальные вопросы современной науки. — 2013. — № 1. — С. 114


  3. Словарь по естественным наукам (недоступная ссылка с 14-06-2016 [924 дня])


  4. 12 Олег Дарк. «Поручение Мяндаша»


  5. 12 Семенов О. В. К вопросу о времени вхождения в состав Московского государства Перми Великой // Известия Уральского государственного университета. — 2004. — № 31. — С. 34-45.


  6. 123 Алексей Иванов: «Все мы изнасилованы Голливудом»


  7. Борис Кузьминский. «Алексей Иванов. „Чердынь — княгиня гор“» (неопр.) (недоступная ссылка — история). Проверено 23 февраля 2008. Архивировано 25 октября 2016 года.


  8. Лев Данилкин. «Сердце пармы»


  9. Олег Дарк. «Где живёт хумляльт» (недоступная ссылка)


  10. 12 Сергей Кузнецов. «Кровь империи и печень врага»


  11. Подлесных А. С. Фестиваль как способ продвижения территории // Актуальные вопросы современной науки. — 2013. — № 1. — С. 115—116


  12. Фильм «Сердце пармы» снят не будет Архивировано 12 июля 2008 года.


  13. Сергей Бодров снимет фильм по роману Алексея Иванова «Сердце пармы» — Новости — 66.ru


  14. Режиссёр фильма «Движение вверх» снимет фильм «Сердце Пармы», 03.03.2018


  15. В Губахе началась подготовка к съемке фильма «Сердце Пармы»


  16. Елизавета Сентебова, Сергей Дмитриев. «Парму — в мюзикл» (недоступная ссылка)




Ссылки |




  • Кузьминский Б. Н.. Алексей Иванов. «Чердынь — княгиня гор»  (Проверено 9 марта 2009)


  • Дарк О. Где живёт хумляльт (недоступная ссылка)  (Проверено 23 июля 2008)


  • Данилкин Л. А.. Сердце пармы (недоступная ссылка с 27-10-2018 [59 дней])


  • Кузнецов С. Кровь империи и печень врага  (Проверено 23 июля 2008)


  • Дарк О. Поручение Мяндаша  (Проверено 23 июля 2008)


  • «Алексей Иванов: „Все мы изнасилованы Голливудом“»  (Проверено 23 июля 2008)


  • Максим Кронгауз М. А. Раздвигающие язык: «эффект хонтуя»  (Проверено 23 июля 2008)


  • «Алексей Иванов: „Время покажет, кто Гомер, а кто хрен с горы“»  (Проверено 23 июля 2008)


  • Ребель Г. «Пермское колдовство», или роман о парме Алексея Иванова  (Проверено 23 июля 2008)




Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район