Ситуационная комедия
Портал Телевидение |
---|
История |
Телевидение в США Телевидение в России Телевидение в СССР |
Термины |
Телевизионная сеть Телевизионная синдикация Апфронт · Рейтинг Нильсена Замена в середине сезона Премьера сезона · Финал сезона Телесериал · Клиффхэнгер Прайм-тайм · Закадровый смех Шоураннер |
Жанры и форматы |
Теленовелла Мыльная опера Ситком · Антология Процедурная драма Подростковая драма Ток-шоу Мини-сериал Реалити-шоу Новости |
Оформление статей Категории |
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. |
Коме́дия положе́ний[1][2], также ситуацио́нная коме́дия[1][3], ситуативная комедия[3][4], или ситко́м (англ. situation comedy, sitcom), — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах.
Для телевизионных ситкомов характерен определённый временной формат — как правило, 20—30 минут, включая титры и рекламу (если она есть).
Первые ситкомы, как правило, снимались в студии перед зрителями, поэтому для них характерен закадровый смех.
Содержание
1 История жанра
2 Характерные особенности
2.1 Контрасты
2.2 Юношеское понимание
2.3 Пародия
2.4 Политический ситком
3 США
3.1 Ситкомы 1940—1950 годов
3.1.1 Я люблю Люси
3.2 1960
3.3 1970
3.4 1980
3.5 1990
3.6 2000 — настоящее время
4 Канада
5 Индия
6 Китай
7 Новая Зеландия
8 Дания
9 Великобритания
10 Япония
11 Россия
12 См. также
13 Примечания
14 Ссылки
История жанра |
Ситуационные комедии появились в 1920-х годах на американском радио.
Согласно двенадцатому изданию Merriam-Webster Collegiate Dictionary, ситком как термин появился в 1951 году, с показом комедии «Я люблю Люси».
Ситуационные комедии стали частью культуры уже в свои первые дни. Канал BBC в Великобритании начал показ сериала «Прогресс Пинрайта
С 1983 года ситкомы в Америке столкнулись с конкуренцией в лице «мыльных опер». Шоу «Кейт и Элли
Постепенно этот жанр стал популярным и во многих других странах мира.
Характерные особенности |
Традиционно в ситкомах серии имеют очень слабую связь между собой. Персонажи практически не меняются на протяжении всего сериала. Большинство ситкомов придерживаются этого формата. Изредка присутствуют двойные серии; школьные друзья или любимые родственники могут появиться из ниоткуда и исчезнуть в никуда, как в ситкоме «Семейка Брейди»; часто присутствуют киноляпы.
В ситкомах часто пародируются или используются элементы мыльной оперы. Элементы мыльной оперы встречаются даже в «Друзьях», например продолжение сюжетных линий на длительное время. Это встречалось и во многих ситкомах, например в «Папиных дочках» или в «Деревенщине в Беверли-Хиллз» (англ. The Beverly Hillbillies).
Многие ситкомы имеют ярко выраженную социальную направленность. Примерами могут служить ситкомы Нормана Лира, например «Все в семье» и «Maude[en]», которые транслировались в США. В Британии режиссёром подобных ситкомов является Джонни Спейт с его «Till Death Us Do Part» («Пока смерть не разлучит нас», на нём и базировался сериал «All in the Family»), а также Рэй Гэлтон и Алан Симпсон. Их комедия «Steptoe and Son» до сих пор является классикой социального ситкома.
Общественный аспект семейных ситкомов состоит в том, что рано или поздно в семье должен появиться ребёнок. Исключение составляют ситкомы с Бобом Ньюхартом (Bob Newhart). Новый ребёнок изменяет ситком, но в большинстве случаев действие переносится на несколько лет вперёд, как это было с Эндрю Китоном в «Семейных узах» и Крисси Сивер в Growing Pains[en]. Временного скачка нет с персонажами Эрин Мёрфи в роли Табаты Стивенс («Моя жена меня приворожила») и с сёстрами Олсен, играющими Мишель Таннер («Полный дом»).
Многие семейные и офисные ситкомы использовали технологию многокамерной съемки, то есть съемки сцен несколькими камерами и последующий монтаж. Но с 60-х ситуационные комедии, такие как The Munsters, «Семейка Аддамс», «Я мечтаю о Джинни
Также характерной особенностью ситкомов является закадровый смех. Однако в таких ситкомах, как: «Клиника», «Меня зовут Эрл», «В Филадельфии всегда солнечно» и «Офис» закадровый смех не используется, а комедия «Замедленное развитие» использует его лишь частично. В старых ситкомах, как «Я люблю Люси», использовались готовые записи смеха, но в наше время чаще всего устраивают просмотр сериала и записывают живой зрительский смех.
Контрасты |
Некоторые ситкомы базируются на контрастах. В драматических сериалах и «мыльных операх» под этим термином подразумевается то, что главному герою противостоит злодей. В ситкоме это понятие расширено и не имеет чётких границ. Контраст в ситкоме — не столько общее направление, «хороший-плохой», сколько подчёркивание особенностей. Примерами могут служить «Я женат на Джоане», «Я люблю Люси», «Дарма и Грег». В этих сериалах прямой, приземлённый, рациональный муж женится на ветреной, смешной, эмоциональной женщине. Это и создаёт абсурдные ситуации.
Юношеское понимание |
Часть существующих ситкомов рассказывает историю с точки понимания главного героя-подростка (то есть использует ненадёжного рассказчика). Этот вариант используют такие ситкомы, как «Gidget», «Leave It To Beaver», «Лиззи Магуайер», и, частично, «Семейка Брэди». В этих шоу главными героями являются подростки или дети со своим видением мира, раздражённым и ласковым одновременно. На мир они смотрят чистыми, наивными глазами и порой не понимают смысла некоторых событий. Часто они делают ситуацию ещё хуже, и тогда их родителям или кому-нибудь ещё, мудрому и любящему, нужно расхлёбывать ситуацию. А юный герой становится немного мудрее и взрослее.
Пародия |
Такие ситкомы, как «Бэтмен» и «Напряги извилины», строятся на пародировании более серьёзных жанров и иногда некоторых социальных факторов. Звезда «Бэтмена» Адам Уэст так шутил над американским обществом, что выносился вопрос об ограничении показа его комедии. Сериал был снят с трюками и драками в стиле комиксов, с соответствующим звуковым сопровождением и динамично развивающимся действием. Таким же образом ситком «Напряги извилины» (Дон Адамс, Барбара Фелдон, Эдвард Платт) пародировал приключения секретных агентов, таких как Джеймс Бонд, которые были популярны в середине 60-х.
Политический ситком |
Колоссом среди всех ситкомов стоит английский политический ситком «Да, господин министр» и его продолжение «Да, господин премьер-министр». Он реализован в классическом английском жанре политической сатиры и живописует функционирование вымышленного министерства. Несмотря на остроту, сериал получил признание политических сторон Соединённого Королевства. Кроме того, поклонницей сериала была Маргарет Тэтчер.
США |
Большинство североамериканских ситкомов, как правило, получасовые в общей сложности состоящие из 22 минуты самого шоу, а восемь минут отдаются под рекламу.
Шоу, сделанные за пределами США, как правило, длиннее или короче 22 минут и американские вещательные сети крайне редко покупают права на их трансляцию. Таким образом ситкомы Великобритании практически никогда не показываются в США.
Ситкомы в США как правило насчитывают в сезоне от 13 до 24 эпизодов. Канадские ситкомы обычно насчитывают не более 14 эпизодов, а Британские шесть.
Сценарии к ситкомам в США пишутся большими группами сценаристов, а также продюсеры часто приглашают к написанию отдельных эпизодов известных сценаристов.
История американских ситкомов началась в 1947 году и продолжается по настоящее время. Часто снимаются шоу, направленные на определённую аудиторию: на детей или подростков. С начала 1950-х годов, и получивший известность в 1970-х, появляется жанр «чёрная комедия»: ситком с участием преимущественно афро-американских актеров.
Ситкомы 1940—1950 годов |
В конце 1940-х комедии были одним из первых форматов шоу для телевидения. Большая часть их выходила еженедельно в получасовом формате. Многие из ранних комедий были адаптациями существующих радио-шоу, к примеру «Программа Джека Бенни» или хитовое шоу «Джорджа Бернса и Грейси Аллен», перешедшее от радио к телевидению и шоу кинодуэта «Эбботта и Костелло». Ранние комедии транслировались в прямом эфире и не были сняты на плёнку.
«Мэри Кей и Джонни» и позже «Голдбергс» были сняты без живой аудитории или закадрового смеха. В начале пятидесятых производство ситкомов стало более активным, их начали снимать на пленку и они получали большие успехи, чем их предшественники. В тот же период была организована премия «Эмми», которая награждала как сами шоу, так и актеров и производителей. Первой комедийной актрисой, получившей премию за роль в ситкоме стала Бетти Уайт в 1952 году.
Я люблю Люси |
«Я люблю Люси» стал революционным ситкомом в плане многокамерной съемки. Каждая сцена в шоу снималась одновременно тремя камерами, и в итоге режиссёр отбирал наиболее выгодные кадры. Звезда шоу Люсиль Болл впоследствии стала телевизионной иконой.
1960 |
1970 |
1980 |
В 80-х популярный комик Бил Косби, снялся в ситкоме «Шоу Косби», который стал первым среди успешных ситкомов, действия в которых строятся вокруг одного сценического образа. Комедийная актриса Розанна Барр продолжила эту тенденцию в конце 80-х со своим одноимённым ситкомом, как делал и Гарри Шендлинг (Шоу Гарри Шенлдинга и Ларри Сандерса).
1990 |
Сериал «Друзья» 1994—2004 , неоднократно номинирован на «Золотой глобус» и «Эмми», является одним из самых популярных ситкомов того времени, став своеобразной эпохой.
Главные герои — шестеро друзей — Рейчел, Моника, Фиби, Джоуи, Чендлер и Росс. Три девушки и три парня, которые дружат, живут по соседству, вместе убивают время и противостоят жестокой реальности, делятся своими секретами и иногда очень сильно влюбляются.
2000 — настоящее время |
В 2007 году на экранах появилась новый ситком «Теория большого взрыва» про гениев физиков и про их неудачные попытки с женщинами. У ситкома 12 сезонов 264 серии по 18-22 минут. Ситком был номинирован на «Эмми», «Золотой глобус» и «People’s Choice».
Канада |
Канадские комедии в основном получали отрицательные отзывы от критиков и не имели успеха у зрителей. Известный пример, ситком 1971 года «Проблемы с Трейси», по мнению многих канадцев одно из худших когда-либо снятых ТВ-шоу.[6] Прочие канадские шоу, такие как «Snow Job», «Check It Out!», «Mosquito Lake» и «Not My Department» также никогда не достигали признания критиков.
В настоящее время канадское телевидение производит один-два ситкома в год, хотя с ростом популярности кабельного телевидения их качество улучшилось. Несмотря на провалы игровых ситкомов, канадское телевидение смогло привлечь к себе внимание, делая анимационные ситкомы в 21 веке. В 2004 году анимационный ситком «6teen» выиграл премию «Эмми».
Индия |
Ситкомы в Индии стали очень популярны в середине 1980-х. Одним из самых популярных шоу в стране считается «Sarabhai vs Sarabhai» 2005 года.
Китай |
Ситкомы в Китае отличаются большим количеством эпизодов в год. Первым успешным «конвейерным» ситкомом стал «Я люблю свою семью», который насчитывает 120 серий в сезоне. Другой известный китайский ситком «Home with Kids» насчитывает более чем 350 эпизодов.
Новая Зеландия |
Новая Зеландия начала производить телевизионные программы позже, чем многие другие развитые страны. Из-за небольшой численности населения Новой Зеландии два основных телеканала страны редко показывали более одного-двух ситкомов в год.
Дания |
Первым успешным ситкомом Дании стало шоу «Far From Las Vegas», выходившее с 2001 по 2003 год.
Великобритания |
Великобритания выпустила на международный рынок множество ситкомов, имевших успех у зрителей и у критиков. В их ситкомах часто присутствуют элементы чёрного юмора.
Встречаются также ситкомы о быте и укладе жизни британцев, например «Джем и Иерусалим», рассказывающий в комическом жанре о типичной жизни английской сельской глубинки.
Япония |
Существуют множество дорам-ситкомов, но аниме-ситкомы популярнее. Самые известные — «Ранма 1/2», «Urusei Yatsura» и «Maison Ikkoku».
Преобладает метажанр сёнен.
Россия |
Первым российским ситкомом был сериал «Клубничка» (по формату напоминал испанскую «Дежурную аптеку»), который транслировался в 1996—1997 годах на канале РТР. Однако «бум» российских ситкомов начался только в 2000-х — после того, как в 2004 году на СТС появился телесериал «Моя прекрасная няня» (адаптация американского ситкома «Няня»). С тех пор ситкомы в России стали выходить, в основном, на двух телеканалах — СТС и ТНТ.
В 2007 году СТС выпустил первый оригинальный отечественный ситком — «Папины дочки» (до него были только адаптации).
16 ноября 2009 года вышла первая серия ситкома «Воронины».[7]
В начале 2010-х годов стали появляться ситкомы «нового поколения», построенные в большей степени по законам полнометражных фильмов, и отличающиеся отсутствием закадрового смеха («Интерны», «Кухня», «Светофор»).
Самым долгоиграющим российским ситкомом, на данный момент, является сериал «Универ» (телесериал) и его продолжение «Универ. Новая общага».
См. также |
- Комедия положений
Примечания |
↑ 12 Лексикографические штудии 2013. — ООО ДиректМедиа, 20 April 2015. — P. 130–. — ISBN GGKEY:XQ4X6UUYQD1.
↑ Владимир Мюллер. Англо-русский словарь. Русско-английский словарь. 250 000 слов. — ЛитРес, 5 September 2017. — P. 588–. — ISBN 978-5-457-98308-3.
↑ 12 Журнал «Логос». — ЛитРес, 23 July 2017. — P. 98–. — ISBN 978-5-457-59435-7.
↑ Культура и мир: Восток-Запад : тезисы докладов участников международной научной конференции, 19-22 сентября 1995 г. — Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 1995.
↑ Lewisohn, Mark. Radio Times Guide to TV Comedy, BBC Worldwide Ltd (2003).
↑ Wedge, Pip The Trouble With Tracy (неопр.). Canadian Communications Foundation (July 2002). Проверено 8 июля 2007. Архивировано 16 февраля 2012 года.
↑ Сериал "Воронины" попал в Книгу рекордов Гиннесса (рус.), Life.ru. Проверено 19 января 2018.
Ссылки |
- On the buses fan forum
- American Sitcoms on Warner TV
- Classic British Sitcoms Forum
Situation Comedy Bibliography (via UC Berkeley) — mostly USA programs.- Sitcoms Online
- The Classic TV Database
- British Sitcom Guide
- Russian Sitcom Guide