Губайдулина, София Асгатовна
София Губайдулина | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Основная информация | |||||||
Полное имя | София Асгатовна Губайдулина | ||||||
Дата рождения | 24 октября 1931(1931-10-24) (87 лет) | ||||||
Место рождения | Чистополь, Татарская АССР, СССР | ||||||
Страна | СССР Россия | ||||||
Профессии | композитор, кинокомпозитор | ||||||
Лейблы | Deutsche Grammophon | ||||||
Награды | |||||||
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Софи́я Асга́товна Губайду́лина (тат. Софья (Сания) Әсгать кызы Гобәйдуллина;Sofiya (Saniya) Äsğät qızı Ğobäydullina; род. 24 октября 1931, Чистополь, Татарская АССР) — российский композитор, с 1991 года живёт в Германии. Автор более ста симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989).
Содержание
1 Биография
2 Оценка творчества
3 Сочинения
3.1 Музыка для кино
4 Награды и звания
5 Цитаты
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Биография |
София Губайдулина родилась в городе Чистополе Татарской АССР. Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать — Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой[1]. В 1932 году семья переехала в Казань.
В 1935 София поступила в музыкальную школу № 1 имени П. И. Чайковского. С 1946 по 1949 училась в казанской музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у профессора Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 году поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка[2]. В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём»[3].
В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое — неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Вертикаль» (1967), «Маугли» (мультфильм, 1971), «Человек и его птица» (мультфильм, 1975), «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983), «Мария — королева Шотландии» (2013). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992[4]), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на численные расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной[5]. С 1975 года выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым.
В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» семи отечественных композиторов, в течение ряда лет не могла выступать на радио и телевидении.
В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живёт в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
"Тогда было трудно, жизнь в Германии была проще. Но я никогда не считала себя изгнанником. Я часто возвращаюсь в Россию. Пока я не приехала сюда, я всегда жила в городах, но это становится все более невозможным. Мне нужна тишина, чтобы писать. Здесь вокруг меня лес, в котором я могу бродить. Я живу в деревне только с двумя дорогами. /смеется/. "Получается, что это не достаточно далеко : Гюнтер Грасс говорит, что он живёт в деревне только с одной дорогой.[6]
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
В 2005 году провела мировое турне, посвящённое Тысячелетию Казани.
В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдуллиной, в том числе два фестиваля её имени и объявление её почётным гражданином Казани.
В 2013 году 82-летняя композитор участвовала в фестивале «The rest is noise» в Лондоне, посвящённом политике и духовности в искусстве.[7].
В 2011 году с личным патронатом и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «Конкордия», в котором выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. Художественный руководитель фестиваля — заслуженный артист России Александр Сладковский.
В Казани проводится международный конкурс пианистов её имени с участием студентов Казанской и других консерваторий.
Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела свои детские годы.
Оценка творчества |
Творчество Губайдуллиной стремилось к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.
Сочинения |
Фацелия, вокальный цикл на слова М. Пришвина (1957)
Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965)
Ночь в Мемфисе, кантата для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968)
Рубайят, кантата на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма (1969)- Пять пьес для домры и фортепиано по мотивам татарского фольклора (1977)
De profundis (Из глубины), пьеса для баяна соло (1978), впервые исполнена Ф. Липсом
Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982)
Offertorium (Жертвоприношение), концерт для скрипки с оркестром (1980/1982/1986), посвящение Гидону Кремеру
Et expecto (И чаю воскрешения мёртвых), соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф. Липсу (1986)
Слышу… Умолкло…, симфония в 12 частях под названием (1986)
Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990
Из Часослова, кантата на стихи Райнера Марии Рильке, (1991)
Теперь всегда снега, кантата на стихи Геннадия Айги (1993)
Музыка для флейты, струнных и ударных (1994)- Симфония Фигуры времени (1994)
Висельные песни (15 песен) на стихи К. Моргенштерна для голоса и ансамбля инструментов (контрабас, ударные и др., 1996).
Ночная песнь рыбы, концерт для альта с оркестром (1996), по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвященный Ю. Башмету
Кватернион для четырёх виолончелей (1996)
Страсти по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха (2000).
Пасха по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, (2001).
«In Tempus Praesens», второй концерт для скрипки с оркестром, (2007).
So Sei Es (Да будет так), камерная пьеса, посвященная Суслину (2013).
Uber Liebe Und Hass (О любви и ненависти), для сопрано, тенора, баритона, баса, двух смешанных хоров и оркестра (на тексты псалмов и молитв на русском, немецком, французском и итальянском) (2015-2016)
Музыка для кино |
1964 — «Хотите — верьте, хотите — нет…»
1967 — «Вертикаль»
1967 — «Кузнец-колдун» (мультипликационный)
1968 — «День ангела»
1969 — «Белый взрыв»
1973 — «Маугли» (мультипликационный)
1974 — «Каждый день доктора Калинниковой»
1975 — «Человек и его птица» (мультипликационный)
1981 — «Великий самоед»
1982 — «Кафедра»
1983 — «Чучело»
1987 — «Крейцерова соната»
1988 — «Кошка, которая гуляла сама по себе» (мультипликационный)
1988 — «Балкон»
1989 — «Личное дело Анны Ахматовой» (документальный)
2011 — «Картонная деревня»
2013 — «Мария — королева Шотландии»
Награды и звания |
- Премия князя Монако (1987)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989)- Член Комитета по присуждению Ленинских премий (1990)[8]
Премия имени Кусевицких, США (1990, 1994)
Премия Франко Аббиато, Италия (1991)- Премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992)
Государственная премия России (1992)
Премия имени Людвига Шпора, Германия (1995)- Член Шведской королевской музыкальной академии (1995)
Императорская Премия (Praemium Imperiale), Япония (1998)- Член ордена «Pour le Mérite» («За заслуги») Германия (1999)
премия фонда «Библия и культура», Германия (1999)- Музыкальная премия Леони Соннинг, Дания (1999)
- Большой Крест ордена «За заслуги», Германия (2002)
Медаль Гёте, Германия (2001)
Премия ''Silenzio'', Москва (2001)
Премия Polar Music, Стокгольм (2002)- «Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»», Германия (2002)
«Living Composer», Франция (2003)- Премия «Триумф» (2006)
- Почётная награда Правительства Москвы и Международного Совета российских соотечественников «Соотечественник года — 2007»
- Почётный доктор Йельского университета (2009)
Орден Дружбы (30 декабря 2010) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[9]
- Почётный доктор Чикагского университета (2011)
- Почётный гражданин Казани (2011)
- «Золотой лев» музыкального фестиваля Венеции (Music and Theatre sectors of the Biennale di Venezia) (2013)
- Орден «Дуслык» (Татарстан, 2016)[10]
BBVA Foundation Frontiers of Knowledge Awards (2016)
Цитаты |
«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки» (цит. по: В. Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3-4).
«В Древней Греции все арфисты были мужчинами, а теперь это „женский“ инструмент. Времена меняются, и слова Брамса о том, что „скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку“, звучат уже несерьёзно» (цит. из интервью МК 16 февраля 2007 года).
«Все, что я пишу, — всего лишь попытка. Для нас, человеческих существ, ничто никогда не будет достигнуто так, как мы себе это представляем. Что мы делаем, это — только попытки. Это наша судьба. Пусть будет так». (цит. из интервью The Guardian 31 октября 2013 года).
Примечания |
↑ Биография.ру | Biografija.ru | Г | Губайдулина Софья (София) Азгатовна
↑ Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. — Издат «Аркаим», 2003. — С. 40.
↑ Ян Смирницкий. Свекольный блюз (София Губайдулина: "Комсомольская увертюра? Нет! Стоит только дать пальчик и… вместе с ним продашь душу")..
↑ Западные источники ошибочно дают другую дату (третьего) замужества Губайдулиной. См. [1].
↑ См. об этом книгу В. Ценовой «Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной». — Москва, 2000 (на нем. яз. — Берлин, 2001), глава II.
↑ Stuart Jeffries. Sofia Gubaidulina: unchained melodies (англ.). The Guardian (Thursday 31 October 2013). Проверено 31 октября 2013.
↑ The rest is noise.Politics and Spirituality.In the late 20th Century.- Programm and Announcement, October-November 2013..
↑ Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. — С. 215
↑ Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2010 года № 1649 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Архивная копия от 2 января 2014 на Wayback Machine
↑ Рустам Минниханов вручил орден «Дуслык» композитору Софии Губайдулиной
Литература |
- Холопова В. Н., Рестаньо Э. София Губайдулина. — М., 1996. (на ит. яз. — Турин, 1991).
- Ценова В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. — М., 2000 (на нём. яз. — Берлин, 2001).
- Холопова В. Н. София Губайдулина: Путеводитель. — М., 2001.
- Кудряшов А. Ю. Об особенностях ладогармонического устройства «Сада радости и печали» С. Губайдулиной // Проблемы музыкознания. Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. Вып. 5. / Отв. ред.-сост.: В. Г. Карцовник. — Л.: ЛГИТМиК, 1990. — С. 179—192.
Петров В. О Инструментальный театр Софии Губайдулиной // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. — 2011. — № 4 (20). —С. 49-55.
Петров В. О. «Сад радости и печали» Софии Губайдулиной (о концепции сочинения) // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып 9: сентябрь — декабрь 2010. — Астрахань: Новая линия, 2010. — С. 28-30.- M. Kurtz. Sofia Gubaidulina. — Stuttgart, 2001.
Ссылки |
- София Губайдулина на сайте Биограф
- София Губайдулина на сайте Кругосвет
- София Губайдулина на сайте Образовательный портал
- София Губайдулина, интервью на сайте Aposition
- София Губайдулина на сайте Дмитрия Смирнова
София Губайдулина: «Человечество может потерять измерение высоты». Интервью «Нашей газете» от 31.08.2011. Автор Надежда Сикорская
«Мы сейчас на краю пропасти»: Интервью газете «Газета», № 229, 2.12.2008.- София Губайдулина на сайте первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева
Мария Коренева. Лидеры русского мира. — Вечерняя Москва, 27 февраля 2008 г. (недоступная ссылка)
- Gubaidulina Sofia
- София Губайдулина стала почётным гражданином Казани
- Интервью интернет-порталу «Русское поле» (Германия) 2014 года.
- "Sofia Gubaidulina's orientalism in chamber music" by Razia Sultanova in in Orientality: Cultural Orientalism and Mentality, Volume 1, Orientalist Museum, Doha, Qatar, 2015