Документальное кино





Документа́льное кино́ (или неигрово́е кино́) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.


Термин «документальный» (англ. documentary) применительно к таковому жанру/виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном (под псевдонимом «Кинозритель» англ. The Moviegoer) в рецензии на фильм Роберта Флаэрти «Моана южных морей», опубликованной 8 февраля 1926 года в The New York Sun.[1] До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как «творческую разработку действительности»[2].


Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.


Реконструкции подлинных событий в игровом (англ. fiction) кинематографе (например, исторический фильм, байопик, и т. п.) не относятся к документальному кино.




Содержание






  • 1 Общая систематика


    • 1.1 Задачи документалистики


    • 1.2 Техника


    • 1.3 Средства проката




  • 2 Особенности документального кино


  • 3 Поджанры документального кино


    • 3.1 Образовательные фильмы




  • 4 Мимикрия под документальное кино


    • 4.1 Художественно-документальное кино


    • 4.2 Докудрама


    • 4.3 Псевдодокументальное кино




  • 5 Советское и российское документальное кино


  • 6 Кинофестивали документальных фильмов


    • 6.1 Прочие




  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





Общая систематика |


В систематике продукции экранных искусств (таких как кино, телевидение, мультимедиа), независимо от темы и изображаемого объекта, принято основное разделение на игровые и неигровые фильмы.


К первым относят продукты драматического действия, ко вторым — все остальные (то есть те, основа, сущность, «движущая сила» которых не является драматическим действием).


Соответственно, они также отличаются и драматургически.


Игровые фильмы в английской терминологии называются англ. fiction.


Документальное кино относится к неигровому кино. При этом в произведениях документалистики могут использоваться как фрагменты игровых фильмов, так и инсценировки, провокации, другие постановочные элементы, придуманные специально к случаю.


Первые документальные фильмы были сняты ещё на заре кинематографа. Например, «Выход рабочих с фабрики» или «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» 1895 года Огюста и Луи Люмьеров — это репортажная хроника, а их же «NY broadway at UNION square» 1896 года — другой вид документального наблюдения, так называемые «жанровые сценки».



Задачи документалистики |



  • Средство обучения и просвещения (учебные фильмы).

  • Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое и так далее).

  • Пропаганда (науки, товара, технологии, религии и так далее).

  • Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж и тому подобные).

  • Публицистика.


Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (Хью Бэдли).



Техника |



  • Кинематографическая (оптический носитель, киноплёнка).


  • Видео (аналоговые и цифровые носители).


  • Компьютер (мультимедиа).


Современное фильмопроизводство чаще всего использует комбинацию доступных техник, однако в итоге продукт представляется для проката на каком-либо одном носителе («переводится в формат»).



Средства проката |




  • Телефильм (для телевещательной сети; на видеоносителе)


  • Кинофильм (для проката в сети кинотеатров)

  • так называемое «Сетевое видео» (для трансляции в Интернете)



Особенности документального кино |


Документальное кино — это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создаётся сценарий. Структура документального фильма многообразна: используются как постановочная, так и репортажная съёмка, натурные и интерьерные съёмки, архивные видео- и фотоматериалы.



Поджанры документального кино |



Образовательные фильмы |


Ещё одна категория фильмов, которую по распространенной и уже укоренившейся ошибке относят к документальному кино — это образовательные (учебные) фильмы, предназначенные для показа в школах и других учебных заведениях. Исследования показывают, что учебный материал, преподнесённый в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем тот же материал, пересказанный учителем[источник не указан 2255 дней]. Возможная причина кроется в наглядности и отшлифованности подачи материала (неудивительно, ведь в кино возможно много дублей). Практика показа учебных фильмов широко распространена на Западе и особенно в США[источник не указан 2255 дней]. В СССР и России показ учебных фильмов не был так распространён вплоть до конца прошлого века. Возможно, это связано с высокой стоимостью оборудования для таких показов. В настоящее время существуют специальные телевизионные каналы, круглосуточно показывающие только образовательные и научно-популярные документальные фильмы (24 DOC, 365 дней ТВ, Наука 2.0 и др.)



Мимикрия под документальное кино |



Художественно-документальное кино |


Художественно-документальное кино является смешанным жанром на основе документалистики. Большую часть таких фильмов составляют документальные кадры, но при этом часть отсутствующего или недоступного документального материала заменяется реконструкцией событий в исполнении профессиональных или непрофессиональных актёров. Ярким примером такого кино является знаменитый фильм Романа Кармена «Вьетнам», в котором из-за того, что вьетнамские власти опасались за безопасность советских кинооператоров, многие исторические сцены недавних боёв были сделаны постановочными. В этом случае в начальных титрах Роман Кармен честно указал, что фильм «художественно-документальный». В наше время художественно-документальных фильмов с игровой реконструкцией событий силами драматических актёров появляется всё больше, но современные кинорежиссёры уже не считают нужным утруждать себя предупреждением зрителя о наличии в «документальном» фильме постановочных кадров, что постепенно сближает такое кино с псевдодокументалистикой.



Докудрама |



Докудрама или «документальная драма» — современный популярный «гибридный» жанр игрового кино, но не являющийся документальным по сути, делающий упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, но внешне подающийся в форме документального или научно-популярного фильма. Примерами докудрам являются популярные исторические и историко-биографические сериалы BBC, такие как «Древний Рим: Расцвет и падение империи» (Ancient Rome: The Rise and Fall of an Empire) или «Великие воины: Герои и злодеи» (Warriors. Heroes and Villains).



Псевдодокументальное кино |



Псевдодокументальное кино или т. н. «мокьюментари», описывает вымышленные события, выдавая их за действительные: например, телепередача BBC об урожае спагетти в Швейцарии, американский проект «Ведьмы из Блэр», российский фильм «Первые на Луне». Фильмы этого жанра используют сюжетное построение и эстетику, подчёркнуто заимствованные из документального кино.



Советское и российское документальное кино |



В советское время документальное кино было и востребовано властью и пользовалось популярностью. Документальные фильмы не только освещали новости, но и были инструментом коммунистической пропаганды, служили государственным интересам.


Особенную роль сыграли киножурналы, демонстрировавшиеся практически перед каждым сеансом художественного фильма.
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Центральное место в производстве кинопериодики второй половины двадцатых годов занимает еженедельный «Совкино-журнал», напоминающий современные «Новости дня». Журнал монтировался из репортажных снимков наиболее актуальных текущих событий и предназначался для общей киносети. <…> В союзных республиках и наиболее крупных областных центрах выпускаются киножурналы республиканского и областного значения. В Харькове издаётся украинский «Кино-Тыждень», в Минске — белорусский киножурнал, в Тбилиси — грузинский, в Ростове-на-Дону — северокавказский, в Свердловске — уральский.


Более значительным политическим и культурным событиям посвящаются специальные киноочерки, например: «Пятнадцатый партсъезд», «Шахтинский процесс», «Подписание советско-персидского договора», «Приезд Горького», «Всесоюзный праздник физкультуры».[3]


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}



Ряд талантливых советских режиссёров-документалистов, несмотря на все трудности, смогли пробиться и создать несколько фильмов, которые вошли в золотой фонд мирового документального киноискусства. Особенно следует отметить режиссёров Дзигу Вертова, Льва Кулешова, Константина Кереселидзе, Романа Кармена, Артавазда Пелешяна и Михаила Ромма.


Современное российское неигровое кино — это сотни разных студий во многих регионах Российской Федерации. Это тысячи фильмов и документальных телепрограмм, созданных с 1991 года. Этот огромный материал плохо изучен и пока недостаточно востребован (из сотен снятых на государственные деньги в 2010-е д/фильмов на экран попали разве что десяток-другой).



Кинофестивали документальных фильмов |


По состоянию на 2008 год аккредитацию FIAPF имеют три фестиваля документальных фильмов:



  • Кинофестиваль в Бильбао

  • Кинофестиваль в Кракове


  • Международный кинофестиваль «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге



Прочие |




  • DocPoint в Хельсинки


  • Международный кинофестиваль «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге с 1989 года.


  • Открытый фестиваль документального кино «Россия» в Свердловске/Екатеринбурге с 1988 года.


  • Фестиваль документального кино «Флаэртиана» в Перми с 1995 года.

  • Кинофестиваль документальных фильмов «Вертикаль» в Москве с 1998 года.


  • Байкальский международный фестиваль научно-популярных и документальных фильмов «Человек и природа» с 1999 года

  • Фестиваль документального кино «Лавровая ветвь» в Москве с 2000 года.

  • Международный кинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» с 2004 года.


  • Свободная мысль (Московский кинофестиваль) — программы документальных шедевров со всего мира в рамках ММКФ (Московского Международного кинофестиваля) с 2006 года.

  • Фестиваль авторского документального кино «Артдокфест» в Москве с 2007 года.

  • Открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли» в Самаре с 2008 года.



См. также |


  • Псевдодокументальный фильм


Примечания |





  1. Curthoys, Lake, 2004, p. 151.


  2. Бэдли Х. Техника документального кинофильма / Пер. с англ. Ю. Л. Шер. — М.: Искусство, 1972. — 240 с.


  3. Н. А. Лебедев. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918—1934 годы. Глава 4. Расцвет немого кино (1926—1930).




Литература |


  • Curthoys A., Lake M.[en]. Connected worlds: history in transnational perspective. — Australian National University Press[en], 2004. — 278 p.


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Международная ассоциация документалистов

  • Спецвыпуск журнала «Сеанс» про документальное кино. Часть первая: реальности недостаточно

  • Спецвыпуск журнала «Сеанс» про документальное кино. Часть вторая: недостаточно реальности


  • Видеоканал Отечественная Документалистика на YouTube




Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район