Волосовская культура




















Волосовская культура
неолит
Локализация
центральная Россия и Поволжье
Датировка
III—II тыс. до н. э.
Преемственность






Льяловская
Верхневолжская



Фатьяновская
Абашевская
Сетчатой керамики


Во́лосовская культу́ра — неолитическая археологическая культура (III—II тысячелетие до н. э.), расположенная на территории центральной России и Поволжья. Выделена В. А. Городцовым на основе раскопанных им Волосовской и Панфиловской стоянок. Название получила по стоянке у села Волосово, возле г. Мурома (близ г. Навашино Нижегородской области в месте слияния Оки и реки Велетьма).


Антропологический тип европеоидный с лапоноидной примесью[1].




Содержание






  • 1 Распространение


  • 2 Происхождение культуры


  • 3 Закат


  • 4 Антропология


  • 5 Культура


  • 6 Хозяйство


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





Распространение |


Московская, Нижегородская, Новгородская, Вологодская, Владимирская, Ивановская, Костромская область, Рязанская[2], Самарская, Саратовская, Тверская, Ярославская области, республики Марий Эл и Мордовия[3] в России, Эстония, Латвия.



Происхождение культуры |


Согласно точке зрения О. Н. Бадера и А. Х. Халикова предки волосовцев мигрировали из Урало-Камского региона. Волосовская и гаринско-борская культуры формируются в результате контактов населения Волго-Камской культурно-исторической общности позднего энеолита с красномостовским типом и новоильинской культурой[4]. По мнению А. Л. Никитина и Д. А. Крайнова носители волосовской культуры пришли с северо-запада, с территории Восточной Прибалтики, о чём свидетельствуют археологические и антропологические материалы[5][6]. По мнению В. В. Сидорова и А. В. Энговатовой, сложение данной культуры произошло на территории Валдайской возвышенности, после чего носители данных древностей расселились по территории Волго-Окского междуречья. В. В. Ставицкий считает, что сложение волосовских древностей было связано с трансформацией керамических традиций населения льяловской культуры[7][8]. Предполагается, что волосовцы говорили на прафинно-угорском или некоем палеоевропейском языке, но антропологически и этногенетически в полиэтносе волосовцев просматриваются элементы позднейшего населения этих территорий — славян и балтов.[источник не указан 1700 дней] Д. А. Крайнов считал, что когда индоевропейские фатьяновские племена, проникли в район междуречья Волги и Оки на территорию, где проживали поздненеолитические волосовские племена, то они попали в частично родственную среду потомков северных индоевропейцев[9]. В составе волосовцев были преимущественно поздненеолитические племена охотников и рыболовов Восточной Европы[10]. С. В. Ошибкина отмечала сходство вещественного материала волосовской культурой с артефактами со свайного поселения Модлона в Вологодской области[11].


Время существования — 2200—1500 года до нашей эры, хотя есть и версии углубления ранней даты на несколько веков. Была распространена в бассейне реки Ока, ниже нынешнего г. Рязань и в низовьях реки Клязьма. В 2000—1500 годах до нашей эры волосовская культура распространилась далеко на северо-запад (стоянка Николо-Перевоз-I на Дубне и другие).



Закат |


В конце своей истории волосовская культура подверглась вторжению племён фатьяновской культуры, а также абашевских племён. По мнению А. В. Уткина и Е. Л. Костылёвой скотоводы фатьяновцы, появившись на территории волосовцев со своими стадами, принесли на эту территорию новые инфекционные заболевания, но и сами получили от волосовцев их инфекции. В результате чего население стало вымирать целыми посёлками. Об этом свидетельствуют хронологически одновременные коллективные захоронения без признаков насильственного умерщвления (до 16 человек) на фатьяновско-балановских и волосовских кладбищах[6].


Финал волосовских древностей связан со сложением местных культур бронзового века лесной полосы.



Антропология |


Северные европеоиды, с четко выраженной мезокранией, сходны с черепами из ряда поздненеолитических захоронений в Прибалтике, а также с представителями верхневолжской культуры, иногда встречаются останки людей с лапоноидными чертами, что объясняется влиянием племён ямочно-гребенчатой керамики[6][12].



Культура |


Орудия волосовцы изготавливали из кремня (фигурки птиц-уточек) и кости (яркие артефакты — роговая маска шамана и нож из лопатки лося). Найдены янтарные подвески. Этот факт приводится в пользу миграции волосовцев с территории Прибалтики[13]). Волосовцы украшали себя бусами из зубов животных[14]. Из оружия были представлены копья, стрелы, дротики, имелись мотыгообразные орудия.


Волосовцам была известна керамика: сосуды из глины (миски, чашки) с примесью раковин. Орнамент волосовской керамики ямочный, сетчатый, ромбовидный, пунктирный.


Волосовцы жили оседло в посёлках по 25—30 человек, состоящих из полуземлянок c двускатной крышей. По мнению И. К. Цветковой, волосовские поселения состояли из 50—60 взрослых людей, составлявших род, а расположенные недалеко друг от друга несколько поселений составляли племя[15]. Мастерские стояли отдельно от жилищ. Имелись святилища со следами огня и черепов. Предполагается, что у волосовцев существовал культ медведя[16], аналогичный культу медведя у юхновцев, и, возможно, других животных (лосихи, куницы). В 10 волосовских погребениях вместе с ямами-святилищами и с помещением трупа в грунт, выявлены ритуальные клады с артефактами (наконечники стрел, янтарными и костяными изделиями). Это свидетельствует о сложном погребальном обряде, существовавшем у энеолитического населения[17][18]. Захоронения волосовцы производили вблизи жилищ в вытянутом положении, позже — скорченном положении[19].



Хозяйство |


Основным занятием волосовцев была охота (лось, кабан, куница, бобр, медведь) и рыбная ловля (сом, осетр, язь, щука), о чём свидетельствуют находки гарпунов и рыболовных крючков[20]. Зафиксировано наличие домашней собаки, наличие свиноводства дискуссионно.



Примечания |





  1. Спиридонова Е. В. История. Древнейшее прошлое Ярославского края (неопр.). Портал органов государственной власти Ярославской области. Проверено 4 декабря 2011. Архивировано 4 марта 2012 года.


  2. Костяные изображения птиц финала каменного века Мещерской низменности


  3. Королёв А. И. Средневолжская археологическая экспедиция: история и итоги изучения энеолита // 40 лет Средневолжской археологической экспедиции: Краеведческие записки / Отв.ред Л. В. Кузнецова. – Самара: ООО «Офорт», 2010. – 280 с.: ил. – (Выпуск XV).


  4. Королёв А. И. Энеолитические материалы лесостепи и вопросы происхождения средневолжских волосовских и гаринско-борских древностей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №3, 2012


  5. Никитин А. В. Существовала ли «волосовская» культура? // Советская археология. № 2 1974.


  6. 123 Уткин А. В., Костылёва Е. Л. «Рождение» и «гибель» волосовской культуры // Археологическое изучение Центральной России: Тез. международной конференции, посвященной столетию со дня рождения В. П. Левенка. Липецк, 2006. С. 124-126.


  7. Каменный век. Развитие волосовской культуры


  8. Патрушев В. С. Этногенез финно-угров России


  9. Крайнов Д. А. Фатьяновская культура. Эпоха бронзы лесной полосы СССР, с. 58-76. // Серия: Археология СССР. М.: 1987. 472 с.


  10. Поздненеолитические племена охотников и рыболовов в Азии и Восточной Европе


  11. Неолит северной Евразии // Серия «Археология», отв. ред. тома С. В. Ошибкина. – М.: «Наука», 1996 г.


  12. Волосовская культура // БРЭ. Т.5. М.,2006.


  13. Волосовская культура


  14. Древние рыболовы плели сети из конопли


  15. Цветкова И. К. Волосовские неолитические племена, в сб.: Труды Государственного исторического музея, в. 22, М., 1953.


  16. Волосовская культура


  17. Цветкова И. К. Волосовский клад // Тр. ГИМ. Вып. XXIII. М., 1957.


  18. Костылева Е. А., Уткин А. В. Волосовские ритуальные клады в составе погребальных комплексов (хронология и типология) // Тверской археологический сборник. Тверь: ООО «Триада», 2011. Вып. 8. Т. I. С. 340-360


  19. Волосовская культура


  20. История южской земли




Литература |



  • Волосовская культура // БРЭ. Т.5. М.,2006.


  • Крайнов Д. А. Волосовская культура // Археология СССР: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М.1987.


  • Крайнов Д. А., Костылева Е.Л., Уткин А.В. Волосовская антропоморфная фигурка со стоянки Сахтыш IIА // Российская археология. М. № 3. 1994


  • Никитин В. В. Основные итоги изучения волосовской культуры в XX веке // Тверской археологический сборник. Тверь. Вып.5, 2002.


  • Сидоров В. В. Волосовская культура во II тысячелетии до н.э. // Тверской археологический сборник. Тверь. Вып.5. 2002.


  • Уткин А. В., Костылева Е. Л. К вопросу о волосовских коллективных погребениях // Тверской археологический сборник. Тверь. Вып.2, 1996.


  • Уткин А. В., Костылева Е. Л. Волосовские погребения с янтарем могильника Сахтыш IIA // Тверской археологический сборник. Тверь. Вып.4. Т.I. 2000



Ссылки |



  • Публикации на сайте Археологического музея ИвГУ


  • Алексеева Т. И. Неолит лесной полосы Восточной Европы (антропология Сахтышских стоянок)


  • Крайнов Д. А. О религиозных представлениях племён волосовской культуры


  • Сидоров В. В. Локальные варианты волосовской культуры // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции, 2012










Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район