Реставрация







Реставрация станковой масляной живописи. Национальный музей, Варшава


Реставра́ция (лат. restauratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства[1].


Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.


Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.


Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






«§ 4. Сущность консервации монументов в том, чтобы поддерживать их в неизменном состоянии.»


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.




Содержание






  • 1 История реставрации


  • 2 Этические проблемы реставрации


  • 3 Материалы, применяемые в реставрации


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





История реставрации |


Реставрация династии Стюартов в Англии в 1660 году.



Этические проблемы реставрации |




Реставрационная мастерская. Впервые посетители через стеклянную стену могут наблюдать за процессами консервации и реставрации. The Lunder Conservation Center, USA.


Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет своё историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.


По Ю. Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.



  • Первая — восстановление произведения в его первоначальном виде;

  • Вторая — сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности,

  • Третья — выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта»[2]


По А. Ф. Лосеву, «Реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле, подчиняется его закономерностям»[3].


Основные принципы научной реставрации и консервации:



  • минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;

  • обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;

  • научность;

  • археологическая реставрация;

  • стилистическая реставрация;

  • историзм;


Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем»[4].


  • правовое урегулирование взаимоотношений в реставрационной деятельности.

По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от многих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип «не навреди».[5]


Для России сферу охраны памятников регулируют:



  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — М., 2002;

  • «Положение об охране и использовании памятников истории и культуры». — М., 1982;

  • «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры». — М., 1986;

  • «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».(приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33).






Реставрация Феодоровского собора в Санкт-Петербурге



Материалы, применяемые в реставрации |



  • Алкидные лаки

  • Грунт

  • Диметилформамид

  • Животные клеи: костный клей, мездровый клей, рыбий клей, столярный клей, казеиновый клей

  • Краски

  • Левкас

  • Масляный лак

  • Наждачная бумага

  • Пастель

  • Поталь

  • Скипидар

  • Сусальное золото

  • Шеллак



См. также |



  • Редактирование изображений

  • Обмеры помещений

  • Памятниковедение

  • Памятники культуры. Новые открытия

  • Реставрация ванн

  • Раскрытие (метод реставрации культурного наследия)



Примечания |





  1. Выгонная А., Калнин В., Цейтлина М. Основы реставрации… Мн. Дизайн ПРО 2000 с. 6—7.


  2. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия // Российская Академия Художеств, Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — СПб., 1997. −102 с.


  3. Лосев А. Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973. — С. 9


  4. Виолле-ле-Дюк реставрировал Собор Парижской Богоматери, с 1845 г., совместно с Ж. Б. Лассю; собор Сен-Назер и укрепления крепостные стены Каркассонна; замок Пьерфон; аббатство Сен-Дени, соборы в Амьене и Клермон-Ферране; церкви Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Мадлен в Везле; собор в Лозанне и многие другие здания.


  5. Публикации немецкого реставратора Ю. Генс «Restaurierung München»




Литература |




  • Кедринский А. А. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. — М.: Изобразительное искусство, 1999. — 184 с. — ISBN 5-85200-119-8.

  • Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архитектурной реставрации / под общ. ред. д-ра арх-ры А. С. Щенкова; сост. указат. А. С. Щенков, А. Л. Баталов, Т. А. и В. А. Куликовы. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2002. — 528 с. — ISBN 5-275-00664-0.

  • Бессонов Г. Б., Подъяпольский С. С., Беляев Л. А., Постникова Т. М. Реставрация памятников архитектуры: Учебное пособие. — М.: Архитектура-С, 2014. — 288 с. — (Специальность «Архитектура»). — ISBN 978-5-9647-0247-4.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}






  • Проект Каталог Реставраторов России.


  • Энциклопедия реставратора.


  • Европейский Институт Реставрации.







Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район