Офорт







Рембрандт. Проповедь Христа. Офорт, сухая игла, резец, 28,2x39,5 см, 1648 г.






История печатания
Вехи и основные изобретения




  • Ксилография (200)


  • Ручной набор (1040)


  • Ручной типографский станок (1454)


  • Офорт (ок. 1500)


  • Меццо-тинто (1642)


  • Акватинта (1768)


  • Литография (1796)


  • Хромолитография (1837)


  • Ротационная печатная машина (1843)


  • Гектограф (1869)


  • Офсетная печать (1875)


  • Горячий набор[en] (1886)


  • Ротатор, мимеограф (1890)


  • Трафаретная печать (1907)


  • Спиртовой дупликатор[en] (1923)


  • Сублимационная печать (1957)


  • Фотонабор (1960-е)

  • Флексографическая печать


  • Матричная печать (1964)


  • Лазерная печать (1969)


  • Термопечать[en] (ок. 1972)


  • Струйная печать (1976)


  • Трёхмерная печать (1986)


  • Цифровая печать (1993)




Офо́рт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.[1]




Содержание






  • 1 История


  • 2 Техника


  • 3 Нетоксичные техники


  • 4 Мастера офорта


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





История |





Даниэль Хопфер. Три ландскнехта. XVI в.


Первые датированные оттиски со стальных травлёных досок относятся к 1501—1507 годам — работы мастера из Аугсбурга Даниэля Хопфера. Приблизительно в это же время швейцарским резчиком и гравёром У. Графом было исполнено несколько офортов, самый известный из которых относится к 1513 году. В 1515—1518 годах Альбрехт Дюрер создал шесть офортов на стальных досках, в числе которых и его знаменитая «Большая пушка».[1]



Техника |


Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальными инструментами процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, которая вытравливает металл в открытых от лака областях. После травления остальной лак снимается с пластины. Перед печатью на пластину наносится краска, а затем гладкая поверхность печатной формы очищается от неё, в результате чего краска задерживается только в протравленных углублениях. При печати эта краска из углублённых печатающих элементов переносится на бумагу. Таким образом, офорт является разновидностью глубокой печати.


Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера, именуемая также штриховым, игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Технологически является основной в этом виде станковой графики глубокой печати, поскольку даже за счёт сравнительно несложных подготовительных работ, выполнения рисунка на металлической доске достаточно простыми инструментами и, что основное — травления, эта техника в оттисках позволяет достигать очень ёмкого валёрного разнообразия, дающего, в свою очередь, богатые средства выразительности как по характеру линий, так и в фактурности, тональной глубине широкого диапазона.



Нетоксичные техники |


В конце XX века растущая озабоченность о влиянии кислот и растворителей на здоровье художников и печатников, работающих в этой технике, привела к разработке менее токсичных методов создания офорта[2]. Ранним новшеством стало применение полотёрного воска в качестве твёрдого основания для покрытия пластины, а позже, с этой же целью — акрилатов[3].



Мастера офорта |





Вильгельм Лейбль. Портрет матери Гертруды Лейбль. Офорт, 16,5x15 см, 1879 г.



  • Альбрехт Дюрер

  • Харменс Рембрандт

  • Сальватор Роза

  • Жак Калло

  • Г. Ф. Захаров

  • Е. П. Чемесов

  • Франсиско Гойя

  • Георг Эмануэль Опиц

  • Теофиль Стейнлен

  • А. Л. Цорн

  • Василий Матэ

  • Кете Кольвиц

  • Елизавета Краснушкина

  • Г. С. Верейский

  • Дмитрий Митрохин

  • Джорджо Моранди

  • В. М. Звонцов

  • И. И. Шишкин

  • Сальвадор Дали

  • Юрий Яковенко

  • Борис Французов



См. также |




  • Игра в китайские шахматы — офорт Дж. Инграма по рисунку Ф. Буше (1741—1763)


  • Игра в шахматы: Ленин с Гитлером — Вена 1909 (офорт Эммы Ловенстрамм)


  • Офортные манеры

    • Травлёный штрих

    • Акватинта

    • Резерваж

    • Лавис

    • Мягкий лак

    • Сухая игла

    • Меццо-тинто {чёрная манера}

    • Карандашная манера

    • Пунктирная манера

    • Резцовая гравюра



  • Гравюра

  • Эстамп



Примечания |





  1. 12 Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб.: Аврора, 2004 ISBN 5-7300-0717-5


  2. Environmental Health & Safety. Stction 13: Lithography and Relief Printing / Princeton University.


  3. Table of traditional etching methods, their dangers, subsititute safe electrolytic and electrochemical methods / Green Art Guide.




Литература |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб: Аврора, 2004 ISBN 5-7300-0717-5










Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район