Демон































Демон
δαίμων
Schongauer Anthony.jpg
Святой Антоний Великий, избиваемый демонами, желающими прогнать его с места отшельнического подвига. Картина Мартина Шонгауэра, 1480

Дух места, собирательное имя различных мифических существ;
У античных философов даймон — гений, ангел-хранитель, совесть;
В христианстве - обзывание всех языческих божеств, синоним беса
Мифология
греческая мифология, христианство
Имя на других языках
англ. demon, daemon, daimon;
в Библии переводилось как devil[1][2], нем. teufel[2]
Связанные персонажи
даймоний, архонты, ангелы, дьявол, чёрт
В иных культурах
дьявол, джинн, дивы, гений, дух, нечистая сила
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе

Де́мон (ст.‑слав. де́монъ[3] от др.-греч. δαίμων — даймон, «дух, божество»[4][5]) — собирательное название сверхъестественных существ или духов, занимающих низшее по сравнению с богами положение[5], и бывающих как хорошими, так и плохими[5].


У древних греков существовало философское понятие Даймоний. Сократ и его последователи — Платон, стоики и другие, отождествляли с даймонием «внутренний голос» человека, совесть. В римской мифологии им соответствует гений[5], в христианстве — ангел-хранитель[6][7][8].


У славян в христианстве демон — синоним слова бес[9], которым с XI века[10] на Руси христиане собирательно называли всех языческих богов. Также при переводе Библии с греческого языка на церковнославянский и русский языки греческое слово демон переводилось словом бес[11], а в английской и немецкой Библии переводилось словом дьявол — англ. devil, нем. teufel[2][1].




Содержание






  • 1 Природа демонов


    • 1.1 Даймоны в древнегреческой литературе


    • 1.2 В иудаизме и Талмуде


    • 1.3 В христианской традиции




  • 2 Иерархия демонов


  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





Природа демонов |



Даймоны в древнегреческой литературе |





«Демон» (1900) работы С. А. Оссовской в Екатеринбургском музее изобразительных искусств


В ранней античности различие между терминами «даймон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь даймонов исключительно с силами зла или добра. Считалось, что даймоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро.


Основные сведения о даймонах (рим. «гениях», синоним христианских ангелов[6][7][8]) в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона «Послезаконие», «Пир», «Апология Сократа». Сократ в диалогах говорит, что им руководит «добрый демон» или гений, отвращающий ото зла, и направляющий к добру. Далее этот «демон Сократа» отождествляется с Богом Платона и неоплатоников. Апулей — древнеримский философ-платоник прокомментировал идею о «даймоне Сократа» в книге «О боге Сократа» (De deo Socratis). Это рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми[12].


В диалоге «Послезаконие» (984d-985) Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти[13] (ср. ангел). Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».


Всех даймонов Платон называет «толкователями и интерпретаторами всех вещей между собой и высочайшими из богов, учитывая то, что средний разряд созданий может легко парить над землёй и во всей вселенной». Даймоны «бесспорно должны существовать, когда речь заходит о верованиях отдельных личностей или целых обществ, имеющих происхождение в общении с некоторыми из них — через явление в ночных снах, оракулы и пророческие голоса, улавливаемые как больными, так и здоровыми, или через открываемое при конце жизни — и они были, и ещё будут впоследствии истоками многих распространённых культов». Таким образом, отдельные даймоны могут выступать в роли божеств различных культов[14].


Последователи Платона и стоики отождествляли с даймоном душу человека, возвращающуюся после смерти в свою стихию.


Ямвлих в своём сочинении «О Египетских Мистериях» отличает даймонов от видимых (понятых) и невидимых (превосходящих рациональное восприятие) богов, и от смертных полубогов-героев. По своей природе даймоны ниже богов.



В иудаизме и Талмуде |


В Библии демонам не отводится никакой самостоятельной роли. В Талмуде содержатся упоминания о существовании веры в демонов уже в эпоху таннаев[15].


Согласно талмудическому преданию, демоны были созданы Богом в сумерки перед первой субботой. Прежде чем он успел доделать их, наступила ночь, и потому демонам не досталось тел[источник не указан 1510 дней]. Они занимают промежуточное положение между ангелами и людьми[16], обитая в воздухе между землёй и луной[источник не указан 1510 дней], предпочитая нечистые и пустынные места.


См. также: Диббук.



В христианской традиции |


В христианской традиции с XI века[10] на Руси произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами (это греческое слово переводилось как бес и было синонимом[9]) стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческим традициям[17] . К этой же категории были отнесены все зловредные духи и различные мифические существа.


Христианская традиция считает демонов (бесов) злыми слугами Сатаны, обитающими в аду, но способными бродить по свету, разыскивая готовые к падению души.


И демоны и ангелы играют важную роль в магической традиции Запада. Многочисленные гримуары пронизаны оккультной демонологией и ангелологией, восходящими своими корнями к гностицизму и каббале. В магических книгах указаны имена, печати и подписи духов, их обязанности и возможности, а также способы их вызывания и подчинения воле мага.



Иерархия демонов |





М. Врубель. Демон сидящий


По мнению мистиков и оккультистов средневековой Европы демоны подразделяются на девять чинов. Это первым описал голландский врач и оккультист Иоганн Вейер в своей оккультной книге «Pseudomonarchia Daemonum» (1588), где привёл подробную классификацию демонов и инструкции для желающих вызывать их. Есть и другие описания иерархии демонов[18].


В целом можно выделить несколько основных групп:




  • Гении — демоны-хранители, приставленные к человеку, предмету или местности. Сюда могут быть отнесены различные персонажи фольклора[17] вроде леших, водяных, домовых, домашних духов, ведьм (фамилиары), нимф и дриад, хранители дворцов древних культур, наподобие шеду.

  • Не привязанные к конкретному месту духи, вроде стихийных духов, гномов, эльфов, русалок, сатиров, чертей, суккубов и т. п.


  • Архонты — демоны, выступающие в роли персонификации сил природы и космоса, которые поддерживают неизменным порядок естественных вещей или служат бессмертными прототипами для всех существ на земле (что роднит их с понятием архетипа и идей в философии). К такого рода существам могут быть отнесены деканы.



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
























  • Демонология

  • Иерархия демонов Вейера

  • Одержимость

  • Они


  • Яогуай




Примечания |





  1. 12 Мюллер В. К. devil ; бес // Полный англо-русский русско-английский словарь : 300 000 слов и выражений. — М.: Эксмо, 2013. — С. 250, 931. — 1328 с. — (Библиотека словарей Мюллера). — ISBN 978-5-699-56298-5.


  2. 123 греч. Δαίμον — даймон, демон, переведённое в рус. Библии как бес, в англ. и нем. Библии переводилось как дьявол. Например, ср. рус. текст Марка. 5:12 — бесы, с англ. Марка 5:12 — devils (дьяволы) и нем. Марка 5:12 — teufel, teuffel.


  3. Демон // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 498.


  4. Демон // Толковый словарь иноязычных слов. / авт.сост. Крысин Л. П. ;
    Демон // Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. / авт.-сост. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М.: Дрофа, 2003.



  5. 1234 Лосев, Иванов, 1987.


  6. 12 Байков Э. Символика сновидений, мифов и мистицизма. — Litres, 2014. — ISBN 978-5-457-28374-9.


  7. 12 Смагина Е. Б. Кефалайа // Памятники письменности Востока (Том 115). — «Восточная литература» РАН, 1998. — ISBN 978-5-02-017988-2. — С. 394.


  8. 12 Гетевские чтения. // Научный совет по истории мировой культуры (Академия наук СССР). Комиссия по изучению творчества Гёте и культуры его времени. — Наука, 1991. — С. 82


  9. 12 Бес / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 164. — ISBN 5-7133-0704-2.



  10. 12 «Слово о законе и благодати» XI века, «Слово о полку Игореве» XII века и в древнерусских летописях


  11. Ветхий завет: Втор. 32:17, Вар. 4:7.
    Новый завет: Лук. 4:33,35,41,7:33, 8:2,27,29-30, 33,35-36,38, 9:1,42,49,10:17, 11:14-15 ; Матфея. 4:24,7:22, 8:16,28,31,33, 9:32-34, 10:8, 11:18, 12:22,24,27-28, 15:22, 17:15,18 ; Иоан. 7:20, 8:48-49,52, 10:20-21 ; Марка. 1:32; Иак. 2:19; 1Кор. 10:20-21; Отк. 9:20, 16:14, 18:2



  12. О божестве Сократа | Симпосий Συμπόσιον


  13. «К нашему благополучию приставлен даймон; некоторым поворотам в нашей судьбе даймоны противостоят как чему-то чрезмерно высокому». Диалог «Законы», 732c.



  14. В этой связи интересно упоминание в гримуаре «Лемегетон» о Белиале, который после освобождения из кувшина Соломона принял некий образ, и в этом образе отвечал всем тем, кто приходил поклониться ему как богу, и приносил жертвы.



  15. Еврейская электронная энциклопедия Демонология


  16. myfhology.info Демоны иудаизма


  17. 12 Левкиевская Е. Е., 1995.


  18. The Demonic Hierarchies. from various sources as cited. Проверено 5 февраля 2014.




Литература |



  • Демон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Демон / Лосев А. Ф., Иванов В. Вс. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 366–367.

  • Демонология народная / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 51-56. — ISBN 5-7133-0704-2.


  • Фоссе Ш. Ассирийская магия. Пер. с франц. В. Л. Санина; пер. с аккадск. и шумерск. В. В. Емельянова. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — 336 с. — ISBN 5-8071-0082-4


  • Гуили Р. Э. Энциклопедия ангелов . — М.: Вече, 2008. — 416 с.: ил. — ISBN 978-5-9533-1941-6


  • Королев А., Майер И., Шамин С. Сочинение о демонах из архива Посольского приказа: К вопросу о культурных контактах России и Европы в последней трети XVII столетия // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009 г. № 4 (38). С. 108—121.



Ссылки |


  • Иерархии демонов по разным источникам. The Demonic Hierarchies. from various sources as cited. Проверено 5 февраля 2014.








Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район