Откровение Иоанна Богослова














































Откровение Иоанна Богослова
др.-греч. Αποκάλυψη του Ιωάννη
Cloisters Apocalypse - Met 68.174 f3r (John on the Island of Patmos).jpg
Название на других языках:
лат. Apocalypsis Ioannis;
Язык оригинала
греческий
Местность
Патмос, Пещера Апокалипсиса
Жанр
апокалиптическая литература
Связанные персонажи
Прохор, Антихрист, Архангел Михаил, Четыре апокалиптических существа, Четыре всадника Апокалипсиса, Абаддон, Зверь, вышедший из моря, Звери Апокалипсиса, Жена, облечённая в солнце, Вавилонская блудница
Связанные события
Армагеддон, Второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд
Связанные понятия
Небесный Иерусалим, Вавилон великий, Печать антихриста, Число зверя
Предыдущая (православие)
Послание к Евреям
Следующая
нет

Логотип Викитеки Текст в Викитеке
Commons-logo.svg Откровение Иоанна Богослова на Викискладе


«Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва» (др.-греч. Αποκάλυψη του Ιωάννη, лат. Apocalypsis Ioannis) — название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как «Апокалипсис» (редк. Апока́липс, с прописной буквы, от первого слова в книге на греческом койне (греч. ἀποκάλυψις — раскрытие, откровение)). Также известна как Апокалипсис Иоанна, (по отношению к её автору), или Книга Откровения Иисуса Христа (по отношению к источнику откровения), или просто Откровение. Слово «апокалипсис» используется также для других работ схожего характера в литературном жанре апокалиптической литературы. Для такой литературы имеются отличительные особенности жанра, в частности, предсказание будущих событий и наличие визионерского опыта или путешествия на небо, часто с участием яркой символики. Книга Откровения — единственная апокалиптическая книга в каноне Нового Завета, хотя имеются короткие апокалиптические пассажи в различных местах Евангелий и Посланий.


В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые, согласно ранее записанным пророчествам Библии, будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и бедствиями, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой-либо глобальной катастрофы, соответственно. Книга описывает также Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.




Содержание






  • 1 Авторство


    • 1.1 Традиционная версия


    • 1.2 Современные версии




  • 2 Датировка


  • 3 Каноничность


  • 4 Богослужебное использование


  • 5 Содержание


    • 5.1 Последовательность видений


    • 5.2 Текст




  • 6 Значение


  • 7 В культуре


  • 8 Интересные факты


  • 9 См. также


  • 10 Примечания


  • 11 Литература


  • 12 Ссылки





Авторство |


Автор Откровения несколько раз называет себя Иоанном[1]. Кроме того, автор упоминает, что он был на острове Патмос, когда получил своё первое видение[2]:



Я, Иоанн… был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. …и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу…[3]

Поэтому автора книги Откровение иногда называют Иоанном Патмосским.



Традиционная версия |


Традиционная версия приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Хотя язык Апокалипсиса отличается от написанного Иоанном Богословом Евангелия в силу того, что, по словам патролога и богослова митрополита Илариона (Алфеева), Апокалипсис говорит языком ветхозаветных символов о новозаветных реалиях[4], в то же время анализ языковых образов, словаря и синтаксиса, выполненный Вильгельмом Буссе, позволяет Лопухину говорить в пользу Иоанна Богослова как автора Откровения[5].



Современные версии |


Традиционная версия подвергается сомнению некоторыми современными исследователями[6][7], поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от Евангелия от Иоанна и Иоанновых посланий. При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые могли быть позднейшей традицией объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский отмечает: «Если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму»[8].



Датировка |




Видение Иоанна Богослова. Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»


Откровение написано точно не позднее начала II века, так как его знал Папий Иерапольский[9]. Ириней Лионский датирует Откровение концом правления Домициана (81-96 года), эту версию разделяют многие современные библеисты[9]. В XIX веке возникла версия о создании книги в 60-х годах I века («ранняя датировка»), в XIX веке этой версии придерживалось большинство исследователей, однако в XX веке большинство библеистов вновь стало придерживаться «поздней датировки», то есть периодом правления Домициана[10].


Текст самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности одной из двух датировок. Главным аргументом «ранней» датировки служит начало 11 главы, где говорится об «измерении храма». Сторонники ранней датировки считают этот текст указанием на Иерусалимский Храм, разрушенный римлянами только в 70 году. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически[9].



Каноничность |


Упоминания и цитаты из книги Откровения Иоанна Богослова встречаются уже у христианских авторов II века, в том числе Иринея и Тертуллиана. Евсевий, излагая церковное предание по данному вопросу, относит написание Апокалипсиса к последним годам правления Домициана (81—96 годы). Ириней Лионский (около 180 года) говорит: «Оно было увидено не давно, а почти при жизни нашего поколения, в конце правления Домициана» («Против ересей», 5.30.3). Это свидетельство подтверждается Климентом Александрийским (который говорит о «тиране»), Оригеном и другими, более поздними авторами. Свидетельством в пользу подобной датировки являются упоминаемые в книге обстоятельства (упадок церквей, жестокие гонения). Кроме того, Иоанн сообщает, что откровение было получено им в ссылке на острове Патмос, а Домициан как раз был известен тем, что любил избавляться от неугодных ему людей именно таким способом.


Вопрос о каноничности Откровения долгое время оставался открытым. В IV веке некоторые авторы даже приписывали его еретику Керинфу. Среди Отцов Церкви, отрицавших каноничность Откровения, были святой Кирилл Иерусалимский и, видимо, святой Григорий Богослов, который вовсе не упоминает его в своём послании «О том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета». Отсутствует Апокалипсис и в списке канонических книг Библии, утверждённом (правило 60[11]) Лаодикийским поместным собором 364 года. На рубеже V века, однако, возобладало мнение Афанасия Великого о каноничности Апокалипсиса; оно было подтверждено поместными соборами Иппонским (383 год) и Карфагенским (419 год; правило 33[12]).


Древнейшим из известных к настоящему времени греческих манускриптов Откровения является папирус, датируемый серединой или второй половиной III века (т. н. третий папирус Честера Битти, обозначаемый в литературе как *P47). Изучение показало, что исходно этот папирусный кодекс состоял из 32 листов, но до наших дней сохранилось в слегка поврежденном виде лишь 10 листов из середины кодекса. Несколько ранних унциальных рукописей, в том числе Синайский кодекс, также содержат текст Откровения. Но в целом следует отметить, что Откровение Иоанна — наименее хорошо засвидетельствованная в греческих рукописях книга Нового Завета. Она сохранилась примерно в 300 списках, из них лишь 10 рукописей — унциальные, причём не все полные (для сравнения, общее число известных на сегодняшний день манускриптов, содержащих те или иные новозаветные тексты на греческом языке, превышает пять с половиной тысяч).



Богослужебное использование |


Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно, потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета (и в настоящее время, книга Откровения не читается во время богослужения в Православной церкви, за единственным исключением, о котором сказано ниже). Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников[13].


Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней)[14], отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствия в нём бдений как таковых) и Евергетидском уставах[15].


В Католической церкви в настоящее время читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».



Содержание |




Второе пришествие, изображенное на фреске новгородского собора святой Софии


По содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового Завета, там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света, Страшный суд. В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: апокалиптические всадники, вавилонская блудница, Жена, облечённая в солнце и др. В «Апокалипсисе» упомянуто Число зверя — 666, в ходе истории многократно предлагались различные расшифровки значения этого числа.


Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над дьяволом увенчает тяжёлую борьбу. В обновлённом творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «Ей, гряди, Господи Иисусе!», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.


Откровение подводит итог всему тому, что было сказано об этом в библейской традиции. Иоанн прибегает в нём к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения.



Последовательность видений |




«Семь труб и ангел с кадилом». Миниатюра из «Бамбергского Апокалипсиса»[de]. Между 1000 и 1020 годами, Государственная библиотека Бамберга



  • Сын Человеческий, облечённый в подир, находящийся посреди семи светильников и держащий в руке семь звёзд.

  • Вознесение Иоанна к небесному престолу, видение Сидящего на нём. Престол окружают двадцать четыре старца (πρεσβυτέρων, пресвитеры) в белых одеждах и четверо животных (ζῴων), непрестанно поклоняющиеся Богу.

  • Снятие Агнцем закланным семи печатей(σφραγῖσιν) с запечатанной книги (βιβλίον):

    • первая печать — конь белый (ἵππος λευκός) со всадником-победителем, имеющим в руках лук;

    • вторая печать — конь рыжий (ἵππος πυρρός) со всадником, взявшим с земли мир (εἰρήνην);

    • третья печать — конь вороной (ἵππος μέλας) со всадником, несущим на землю голод;

    • четвёртая печать — конь бледный (ἵππος χλωρός) со всадником по имени «смерть»;

    • пятая печать — убиенные за Слово Божие облачаются в белые одежды;

    • шестая печать — день гнева: великое землетрясение (σεισμὸς), падение звёзд с неба, небо становится как свиток (βιβλίον), луна как кровь, солнце как власяница;

    • седьмая печать — сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.



  • И семь Ангелов, имеющие семь труб (Seven trumpets), приготовились трубить:

    • первый Ангел — град (χάλαζα, халаза) и огонь, смешанные с кровью; и третья часть деревьев сгорела, и вся трава зелёная сгорела;

    • второй Ангел — большая гора, пылающая огнём, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла;

    • третий Ангел — упала с неба большая звезда («Полынь»); и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки;

    • четвёртый Ангел — затмилась третья часть солнца, луны, звезд, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи;

    • пятый Ангел — звезда, падшая с неба на землю, отворила кладязь (φρέαρ) бездны; и вышла саранча; и дано ей мучить пять месяцев только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих;

    • шестой Ангел — и освобождены были четыре Ангела, связанные при великой реке Евфрат, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Явление всадников на конях с львиными головами. Автору даётся книга, сладкая в устах, но горькая в чреве.
      Два человека Божьих 1260 дней свидетельствуют, после чего выходит зверь и убивает их. Через 3,5 дня они воскресают.


    • Седьмой Ангел — голоса сообщают, что царство мира сделалось царством Господа и Христа Его. Открытие Храма Божьего с ковчегом на небе.



  • Явление жены, облечённой в солнце, которую преследует красный дракон. Война на небесах между Архангелом Михаилом и драконом.

  • Из моря выходит зверь с семью главами и десятью рогами, которому дана власть на 42 месяца. Появление другого зверя с агнчьими рогами. Принятие людьми начертания зверя в виде числа 666.

  • Явление Агнца на горе Сион с 144 000 искупленных (14:1);

    • явление Ангела, благовествовавшего вечное Евангелие (14:6);

    • явление Ангела, сообщающего о падении Вавилона (14:8);

    • явление Третьего Ангела, сообщающего о том, что те, кто приняли начертание змея, будут мучимы в огне и сере;

    • явление Ангела, который срезает гроздья винограда и бросает их в точило гнева Божия.




  • Семь чаш гнева (Seven bowls):

    • эпидемия язв;

    • кровавое море;

    • кровавые реки;

    • сильный зной от солнца;

    • помрачение царства зверя;

    • иссушение реки Евфрат (16:12);

    • гибель Вавилона.





Текст |


Откровение святого Иоанна Богослова (Синодальный перевод)



Значение |


Энгельс считал Откровения Иоанна лучшим источником для суждения о том, чем было христианство в момент его зарождения[16].



В культуре |



  • Серия шпалер со сценами «Откровения» «Анжерский апокалипсис» (XIV век) в городе Анже, Франция.


  • 15 гравюр-ксилографий Альбрехта Дюрера к изданию «Откровения» Кобергером (1498), принесших европейскую известность немецкому художнику из-за всеобщего страха конца света в 1500 году.

  • Цикл из 28 гравюр со сценами «Откровения», выполненный Жаном Дюве (1546—1555).

  • «Краткая повесть об Антихристе» Вл. Соловьева (1900).

  • Серия британских фильмов «Омен» (1976—2006) основана на сюжете «Откровения».

  • В телесериале «Сверхъестественное» (США, 2005) теме Апокалипсиса посвящены 3-й, 4-й и 5-й сезоны.

  • В телесериале «Декстер» главный антагонист 6-го сезона имитировал сцены из Откровения.

  • В романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» даётся оригинальная трактовка личности Иоанна и событий на острове Патмос, приведших к написанию «Откровения».

  • Полнометражный художественный фильм «Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова»



Интересные факты |


Известна по меньшей мере ещё одна книга (апокриф), носящая то же название - "Откровение Иоанна Богослова", она также исполнена апокалиптических видений, но является книгой значительно меньшего объёма (см.: Откровение Иоанна Богослова, в кн.: "Новозаветные апорифы".СПб. Амфора. 2016, с. 403 - 412)



См. также |




  • Библейские пророчества

  • Зверь Апокалипсиса

  • Зверь, вышедший из моря

  • Армагеддон

  • Аваддон

  • Апокалиптическая литература

  • День воскресения в исламе

  • Рагнарёк

  • Прорицание вёльвы




Примечания |





  1. Rev. 1:1, 4, 9; 22:8


  2. Rev 1:9; 4:1-2


  3. Откровение глава 1, стихи 9-11. Синодальный перевод. Проверено 11 декабря 2012. Архивировано 16 декабря 2012 года.


  4. Митрополит Иларион об Апокалипсисе в телепрограмме «Церковь и мир»


  5. Толковая Библия Лопухина


  6. А. Мень в книге «Читая Апокалипсис» отмечает: «Согласно одной из церковных традиций, этот таинственный Иоанн, сосланный на Патмос, был любимый ученик Иисуса Иоанн Зеведеев… Не все теологи и специалисты по Библии разделяют эту точку зрения… Споры ученых о том, кто же автор книги, не прекращаются и поныне».


  7. Д. Гатри в книге «Введение в Новый Завет» подробно разбирает аргументы и сторонников и противников авторства Иоанна Богослова


  8. Церковная история. Кн. 3, гл. 39, 5.


  9. 123 «Иоанна Богослова Откровение» //Православная энциклопедия. Т. 24, С. 705—745


  10. Robert H. Mounce. The Book of Revelation, pg. 15-16. Cambridge: Eerdman’s


  11. КАНОН — Поместный Собор — Лаодикийский


  12. Поместный Собор — Карфагенский


  13. Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета. Москва, 1996. С. 30—35.


  14. Типико́н, си́речь, изображе́ние церко́внаго после́дования во Иерусали́ме святы́я ла́вры преподо́бнаго и богоно́снаго отца́ на́шего Са́ввы


  15. В. П. Виноградов. Уставные чтения (проповедь книги). Сергиев Посад, 1914


  16. Э. Д. Фролов и др. Христианство: античность, Византия, Древняя Русь. Л., 1988. litmir.info/br/?b=198986&p=6




Литература |




  • Владимир Соловьёв. Три разговора


  • Юлия Вознесенская. Паломничество Ланселота


  • Омен, серия романов



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Аудиобиблия. Откровение Ионанна Богослова в мп3


  • Откровение Иоанна (Апокалипсис) на греческом языке с русским подстрочным переводом.

  • Русский синодальный перевод Апокалипсиса с комментариями


  • Апокалищісъ Стагw їwaнна fєол0га (церк.-слав.)

  • Апокалиψiсъ

  • Апокалипсис на греческом языке с подстрочным русским переводом

  • Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова

  • Чарльз Генри Уэлч. Толкование книги Откровение (Апокалипсис)

  • Чарльз Гомер Гиблин. Апокалипсис Иоанна. Открытая книга пророчеств


Исследования


  • Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. [написано между 563 и 614 годами, первое из святоотеческих комментариев Апокалипсиса, оказало огромное влияние на последующих богословов]


  • Лев Тихомиров. Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира, Сергиев Посад, 1907

  • о. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна

  • о. А. Мень. Читая Апокалипсис (лекция)

  • о. А. Мень. Читая Апокалипсис (книга)

  • о. А. Мень. Откровение св. Иоанна Богослова (статья)

  • Д. Гатри. Введение в Новый Завет: Книга Откровения

  • Аверкий (Таушев), Серафим (Роуз). Толкование Апокалипсиса. — М., 2008.


  • Архиепископ Аверкий (Таушев). Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова. СПб.: «Акация», 1998.

  • д-р. О. В. Бинюков http://apokalipsis.ucoz.ua/ Толкование Откровения Иоанна Богослова (1-3 гл.)











Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район