Московская духовная академия













































Московская духовная академия Русской православной церкви
(МДА)
Russia-Sergiev Posad-Troitse-Sergiyeva Lavra-Iconostasis.jpg
Международное название
Moscow Theological Academy
Прежние названия
Троицкая лаврская семинария, Славяно-греко-латинская академия
Год основания
1814
Год закрытия
1919—1946
Тип
церковная
Ректор
архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
Расположение
Сергиев Посад, Московская область
Кампус
монастырский 0,5 га
Сайт
mpda.ru
Commons-logo.svg Изображения по теме на Викискладе

Моско́вская духо́вная акаде́мия (МДА)[1] — высшее учебное заведение Русской православной церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви.


Ведёт свою историю от Троицкой лаврской семинарии (1727 год) и Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 году. В 1814 году в исправленных и приспособленных зданиях Троицкой лаврской семинарии начала свою деятельность именно как Московская духовная академия[2]; в 1913 году, в числе трёх других, по случаю празднования 300-летия царствующего дома Романовых, получила звание Императорской[3]. После революции, в 1919 году, была закрыта. Воссоздана в 1946 году.


В структуре Академии находятся также регентская и иконописная школы.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Троицкая лаврская семинария


    • 1.2 Славяно-греко латинская академия


    • 1.3 Московская Духовная академия (синодальный период)


    • 1.4 Московская Духовная академия (советский период)


    • 1.5 Современное состояние




  • 2 Структура


    • 2.1 Отделения




  • 3 Ректоры


  • 4 Инспекторы


  • 5 Преподаватели


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





История |


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Московская духовная Академия, пребывающая в обители преподобного Сергия, открыта через пять с половиною лет после смерти великого представителя старого образования — митрополита Платона, на место которого вскоре вступил великий представитель образования нового в лице митрополита Филарета. В Академии Петербургской в 1814 году оканчивался первый курс, долженствовавший дать наставников для других, и для Семинарий, подлежавших реформе по новому проекту образования. После окончательного устройства Петербургской Академии введение нового Академического образования, по мысли высшего духовного начальства, должно было последовать в пределах древней столицы государства — Москвы, в которой отживала свой долгий век старая Академия — Славяно-греко-латинская.


[4]


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}




Троицкая лаврская семинария |



Троицкая лаврская семинария была основана по решению императрицы Анны Иоанновны 1738 года в стенах Троице-Сергиевой Лавры в 1742 году. Первые занятия начались 2 октября 1742 года. Первыми преподавателями были Семен Метенский и Иван Лелеяцкий.


Первоначально руководство и попечение семинарией возлагалось на наместника Лавры.


С 1742 года руководство семинарией было поручено интенданту Кириллу Ивановичу Павловскому (был нечто вроде инспектора и управляющего делами).


Первым префектом (1745 год) и ректором (1748 год) семинарии стал иеромонах Афанасий (Волховский).


В 1814 году на базе Троицкой лаврской семинарии была создана Московская Духовная Академия.[5]



Славяно-греко латинская академия |





Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам у собора Богоявленского монастыря





Заиконоспасский монастырь в Москве


В 1685 братья-монахи греки Иоанникий и Софроний Лихуды, прибыв в Москву по просьбе царя Фёдора Алексеевича, открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском — Спасские школы, в которых преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Впоследствии на базе школ была создана Славяно-греко-латинская академия со схоластическим направлением преподавания.


Начало школы совпадает со временем известного спора о пресуществлении Св. Даров, в котором видную роль играли её организаторы; памятниками их полемической и учебной деятельности служат многочисленные сочинения (Ф. Г. Миркович, «О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине XVII в.». Вильна 1886). Место Лихудов в школе заняли ученики их — Николай Семенов и Фёдор Поликарпов; латинский язык был изгнан из школы. Но с переходом школы в ведение Палладия Роговского академия склоняется к западному просвещению и остается таковой во всё продолжение второго периода (1700—1775). Сам руководитель школы окончил образование на Западе и был некоторое время униатом; этому направлению содействовала и воля Петра I, и сочувствие образованных людей того времени Стефан (Яворский) к западному образованию.


Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; преподавание велось на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал главным образом за наставниками и преподаванием, второй — за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, осуществляли испытание лиц, определяемых на места священно- и церковнослужителей, а также, как и ученики богословия проповедовали в церквах; проповеди эти были не свободны от схоластических приемов, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712—1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры.


Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет.


В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт (Горский), Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, М. В. Ломоносов.


Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона.



Московская Духовная академия (синодальный период) |


В 1814 году академия была открыта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в специально для неё исправленных и подготовленных помещениях Троицкой Лаврской Семинарии.[6] Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов.



Московская Духовная академия (советский период) |


В 1944 году открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве. В 1946 году Московский православный богословский институт был преобразован в Московскую духовную академию с четырёхлетним курсом обучения, которая размещалась первоначально в помещениях Новодевичьего монастыря. В 1947 году Московской патриархии была передана часть зданий Троице-Сергиевой лавры, а в 1949 году туда были возвращены духовная академия и семинария. 21 мая 1955 года патриарх Алексий I освятил восстановленный Покровский академический храм, и с 1955/1956 учебного года возобновилась традиция проводить годичный акт академии в день престольного праздника её храма, 14 (1) октября.


Огромное значение приобрёл заочный сектор при МДА, открытый в 1964 году (вместо ликвидированного несколькими годами ранее подобного сектора при Ленинградской духовной академии и семинарии), через который прошла едва ли не основная часть духовенства.


13 сентября 1989 года Священный синод благословил открытие иконописной школы при МДА[7].



Современное состояние |




Интерьер Покровского академического храма


Библиотека

В академической библиотеке хранится значительное число старинных рукописей, преимущественно славянских.


Научная работа

При академии существует Церковно-археологический кабинет, Греко-латинский кабинет, действует Миссионерский отдел.


Издательская деятельность

Издаётся академический научный журнал «Богословский вестник», а также студенческий журнал «Встреча».



Структура |



Отделения |



  1. Церковно-историческое

  2. Церковно-практическое

  3. Богословское

  4. Библейское



Ректоры |




Инспекторы |




Преподаватели |





См. также |



  • Славяно-греко-латинская академия

  • Санкт-Петербургская духовная академия

  • Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия



Примечания |





  1. Об Академии. Официальный сайт Московской духовной академии.


  2. Смирнов С. К. История Моск. Д. А. до её преобразования (1814—1870). — М., 1879.


  3. Правительственный вестник. — 21.2.1913. — № 43. — С. 3.


  4. Смирнов С. К. История Моск. Д. А. до её преобразования (1814—1870).-М.,1879.


  5. С.Смирнов. История Троицкой лаврской семинарии. М. 1867 г.


  6. Дела архив. Моск. дух. консистории 1814 г., № 998. Дело арх. Троиц. сем. 1814 г, № 180, 186, 197.


  7. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 1. — С. 32.


  8. Согласно «РБСП» с 4 марта 1836 по 19 апреля 1838 года в должности инспектора состоял Гедеон (Виноградов)




Литература |




  • Кедров Н. И. Московская духовная семинария, 1814—1889 гг. — М., 1889

  • Духовно-учебные заведения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Барсов Н. И.,. Академии духовные православные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Ванчугов В.В. Первый историк русской философии: Архимандрит Гавриил и его время. – М.: Мир философии. 2015. – 752 с. – (Русская философия). ISBN 978-5-9906502-0-6


  • Смирнов С. К. История Московской духовной академии до ее преобразования. (1814—1870). — М.: Унив. тип. (М. Катков), 1879. — 632, XIX с.;


  • Смирнов С. История московской Славяно-греко-латинской академии. — М.: в Тип. В. Готье, 1855. — 428 с.;


  • H. Каптерев, «О греко-латинских школах в Москве в XVII в. до открытия Славяно-греко-латинской акад.» («Прибавл. к твор. св. отцов», 1889, т. IV; ср. там же ст. И. Корсунского «Труды Моск. дух. академии по переводу св. Писания и творений св. отцов на русский язык»).


  • Богданова Т. А. Из академических «историй»: замещение кафедры церковного права в Московской Духовной академии в 1910 году //Вестник церковной истории. 2007. № 1(5). С. 31-77.


  • Маякова И. А. Численный и социальный состав студенчества Московской Духовной академии в годы Первой мировой войны (1914—1917 гг.)//Вестник церковной истории. 2008. № 4(12). С. 165—170.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Официальный сайт Московской Духовной академии

  • Хор Московской Духовной академии

  • Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии

  • «Встреча». Студенческий православный журнал МДА


  • Академия Московская духовная на сайте «Русское православие»









Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район