Московская духовная академия
Московская духовная академия Русской православной церкви (МДА) | |
---|---|
Международное название | Moscow Theological Academy |
Прежние названия | Троицкая лаврская семинария, Славяно-греко-латинская академия |
Год основания | 1814 |
Год закрытия | 1919—1946 |
Тип | церковная |
Ректор | архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) |
Расположение | Сергиев Посад, Московская область |
Кампус | монастырский 0,5 га |
Сайт | mpda.ru |
Изображения по теме на Викискладе |
Моско́вская духо́вная акаде́мия (МДА)[1] — высшее учебное заведение Русской православной церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви.
Ведёт свою историю от Троицкой лаврской семинарии (1727 год) и Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 году. В 1814 году в исправленных и приспособленных зданиях Троицкой лаврской семинарии начала свою деятельность именно как Московская духовная академия[2]; в 1913 году, в числе трёх других, по случаю празднования 300-летия царствующего дома Романовых, получила звание Императорской[3]. После революции, в 1919 году, была закрыта. Воссоздана в 1946 году.
В структуре Академии находятся также регентская и иконописная школы.
Содержание
1 История
1.1 Троицкая лаврская семинария
1.2 Славяно-греко латинская академия
1.3 Московская Духовная академия (синодальный период)
1.4 Московская Духовная академия (советский период)
1.5 Современное состояние
2 Структура
2.1 Отделения
3 Ректоры
4 Инспекторы
5 Преподаватели
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
История |
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Московская духовная Академия, пребывающая в обители преподобного Сергия, открыта через пять с половиною лет после смерти великого представителя старого образования — митрополита Платона, на место которого вскоре вступил великий представитель образования нового в лице митрополита Филарета. В Академии Петербургской в 1814 году оканчивался первый курс, долженствовавший дать наставников для других, и для Семинарий, подлежавших реформе по новому проекту образования. После окончательного устройства Петербургской Академии введение нового Академического образования, по мысли высшего духовного начальства, должно было последовать в пределах древней столицы государства — Москвы, в которой отживала свой долгий век старая Академия — Славяно-греко-латинская.
[4]
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
Троицкая лаврская семинария |
Троицкая лаврская семинария была основана по решению императрицы Анны Иоанновны 1738 года в стенах Троице-Сергиевой Лавры в 1742 году. Первые занятия начались 2 октября 1742 года. Первыми преподавателями были Семен Метенский и Иван Лелеяцкий.
Первоначально руководство и попечение семинарией возлагалось на наместника Лавры.
С 1742 года руководство семинарией было поручено интенданту Кириллу Ивановичу Павловскому (был нечто вроде инспектора и управляющего делами).
Первым префектом (1745 год) и ректором (1748 год) семинарии стал иеромонах Афанасий (Волховский).
В 1814 году на базе Троицкой лаврской семинарии была создана Московская Духовная Академия.[5]
Славяно-греко латинская академия |
В 1685 братья-монахи греки Иоанникий и Софроний Лихуды, прибыв в Москву по просьбе царя Фёдора Алексеевича, открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском — Спасские школы, в которых преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Впоследствии на базе школ была создана Славяно-греко-латинская академия со схоластическим направлением преподавания.
Начало школы совпадает со временем известного спора о пресуществлении Св. Даров, в котором видную роль играли её организаторы; памятниками их полемической и учебной деятельности служат многочисленные сочинения (Ф. Г. Миркович, «О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве, во второй половине XVII в.». Вильна 1886). Место Лихудов в школе заняли ученики их — Николай Семенов и Фёдор Поликарпов; латинский язык был изгнан из школы. Но с переходом школы в ведение Палладия Роговского академия склоняется к западному просвещению и остается таковой во всё продолжение второго периода (1700—1775). Сам руководитель школы окончил образование на Западе и был некоторое время униатом; этому направлению содействовала и воля Петра I, и сочувствие образованных людей того времени Стефан (Яворский) к западному образованию.
Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; преподавание велось на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал главным образом за наставниками и преподаванием, второй — за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, осуществляли испытание лиц, определяемых на места священно- и церковнослужителей, а также, как и ученики богословия проповедовали в церквах; проповеди эти были не свободны от схоластических приемов, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712—1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры.
Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет.
В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт (Горский), Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, М. В. Ломоносов.
Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона.
Московская Духовная академия (синодальный период) |
В 1814 году академия была открыта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в специально для неё исправленных и подготовленных помещениях Троицкой Лаврской Семинарии.[6] Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов.
Московская Духовная академия (советский период) |
В 1944 году открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве. В 1946 году Московский православный богословский институт был преобразован в Московскую духовную академию с четырёхлетним курсом обучения, которая размещалась первоначально в помещениях Новодевичьего монастыря. В 1947 году Московской патриархии была передана часть зданий Троице-Сергиевой лавры, а в 1949 году туда были возвращены духовная академия и семинария. 21 мая 1955 года патриарх Алексий I освятил восстановленный Покровский академический храм, и с 1955/1956 учебного года возобновилась традиция проводить годичный акт академии в день престольного праздника её храма, 14 (1) октября.
Огромное значение приобрёл заочный сектор при МДА, открытый в 1964 году (вместо ликвидированного несколькими годами ранее подобного сектора при Ленинградской духовной академии и семинарии), через который прошла едва ли не основная часть духовенства.
13 сентября 1989 года Священный синод благословил открытие иконописной школы при МДА[7].
Современное состояние |
- Библиотека
В академической библиотеке хранится значительное число старинных рукописей, преимущественно славянских.
- Научная работа
При академии существует Церковно-археологический кабинет, Греко-латинский кабинет, действует Миссионерский отдел.
- Издательская деятельность
Издаётся академический научный журнал «Богословский вестник», а также студенческий журнал «Встреча».
Структура |
Отделения |
- Церковно-историческое
- Церковно-практическое
- Богословское
- Библейское
Ректоры |
Рафаил (Краснопольский) (1703—1704)
Сильвестр (Крайский) (1704—1705)
Феофилакт (Лопатинский) (1706—1722)
Гедеон (Вишневский) (1723—1728)
Герман (Копцевич) (1728—1731)
Стефан (Калиновский) (1734—1735)
Митрофан (Слотвинский) (? — 1738)
Порфирий (Крайский) (1743—1748)
Геннадий (Драницын) (12 мая 1757—1758)
Гедеон (Сломинский) (1758—1761)
Гавриил (Петров-Шапошников) (1761 — 6 декабря 1763)
Геннадий (Границкий) (1764—1768)
Антоний (Герасимов-Зыбелин) (1768)
Феофилакт (Горский) (1769—1774)
Амвросий (Подобедов) (1774—1778)
Дамаскин (Семенов-Руднев) (24 мая 1778 — ?)
Павел (Пономарёв) (1782—1783)
Аполлос (Байбаков) (17 декабря 1783 — ?)
Мефодий (Смирнов) (1791—1794)
Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794—1795)
Евлампий (Введенский) (1795—1799)
Серафим (Глаголевский) (28 сентября 1798—1799)
Владимир (Третьяков) (1799—1801)
Августин (Виноградский) (25 декабря 1801—1804)
Моисей (Близнецов-Платонов) (1804—1807)
Сергий (Крылов-Платонов) (1808—1810)
Филарет (Амфитеатров) (16 марта 1816 — 1 июня 1819)
Кирилл (Богословский-Платонов) (1819—1824)
Поликарп (Гайтанников) (1824—1835)
Филарет (Гумилевский) (14 декабря 1835—1841)
Евсевий (Орлинский) (1841—1847)
Алексий (Ржаницын) (1847—1853)
Евгений (Сахаров) (31 августа 1853—1857)
Сергий (Ляпидевский) (4 октября 1857 — 21 января 1861)
Савва (Тихомиров) (21 января 1861 — 4 ноября 1862)
Горский, Александр Васильевич (1862—1875)
Михаил (Лузин) (11 февраля 1876 — декабрь 1876)
Смирнов, Сергей Константинович (1878—1886)
Христофор (Смирнов) (30 июля 1886 — 13 декабря 1890)
Антоний (Храповицкий) (1890—1895)
Лаврентий (Некрасов) (17 июля 1895 — 13 марта 1898)
Арсений (Стадницкий) (13 марта 1898 — 5 декабря 1903)
Евдоким (Мещерский) (1903—1906)
Феодор (Поздеевский) (август 1906 — 13 марта 1917)
Иларион (Троицкий) (март — сентябрь 1917) (и. о.)
Орлов, Анатолий Петрович (10 сентября 1917 — апрель 1922)
---
Чепурин, Николай Викторович (23 октября 1946 — 7 февраля 1947)
Гермоген (Кожин) (28 октября 1947 — 11 августа 1949)
Смирнов, Александр Павлович (15 августа 1949 — 19 сентября 1950)
Вертоградов, Владимир Семенович (1950—1951), и. о.
Ружицкий, Константин Иванович (август 1951 — 18 ноября 1964)
Филарет (Денисенко) (22 декабря 1964 — 14 мая 1966)
Филарет (Вахромеев) (14 мая 1966 — 18 апреля 1973)
Владимир (Сабодан) (18 апреля 1973 — 16 июля 1982)
Александр (Тимофеев) (16 июля 1982 — 12 августа 1992)
Филарет (Карагодин) (12 августа 1992 — 17 июля 1995)
Евгений (Решетников) (17 июля 1995 — 14 июля 2018)
Амвросий (Ермаков) (14 июля 2018 — н.в.)
Инспекторы |
Гермоген (Сперанский) (16.2.1816 — 29.7.1818)
Михаил (Добров) (12.09.1819 — 1821)
Илиодор (Чистяков) (5.09.1822 — 1823)
Иосиф (Богословский) (19 марта 1829 — 13 ноября 1834)
Евсевий (Орлинский) (25.11.1834 — 1838[8])
Игнатий (Рождественский) (13.12.1850 — 1857)
Никодим (Белокуров) (16.12.1858 — 1861)
Сергий (Спасский) (30.12.1861 — 25.10.1863)
Симеон (Линьков) (1867—1872)
Михаил (Лузин) (24 марта 1861 — 11 февраля 1876)
Борис(Плотников) (октябрь 1886 — лето 1888)
Ястребцов, Сергей Захарович (16.10.1898 — ?)
Савва (Базюк) (23.08.1995 — ?)
Вассиан (Змеев) (до 09.2015)
Даниил (Василенко) (с 01.09.2015)
Преподаватели |
- Айвазов, Иван Георгиевич
- Гермоген (Сперанский)
- протоиерей Александр Задорнов
- Профессор Вертоградов, Владимир Семенович (28.05.1888 - 10.07.1964)
- Доцент Виноградов, Михаил Николаевич (1887-1956)
- Волков, Александр Александрович
Георгиевский, Алексей Иванович (доцент; 14.01.1904 – 4.12.1984)- Голубинский, Дмитрий Фёдорович
- Доброцветов Павел Кириллович
- Елеонский Николай Александрович
- Доцент Иванов, Алексей Иванович (12.05.1890 – 03.10.1976)
- Кириллин Владимир Михайлович
Константин Владимирович Нечаев (диакон; 8 января 1926 — 4 ноября 2003)- Конь Роман Михайлович
- Доцент Лебедев, Николай Михайлович (1879-1967)
- протоиерей Леонид Грилихес
- Осипов Алексей Ильич
- Ромашков, Димитрий Иванович
- Светозарский Алексей Константинович
Соколов Николай Кириллович (1835—1874)- Доцент Талызин, Владимир Иванович (19.07.1904, Рязань — 4.10.1967, Москва)
- священник Феодор Людоговский
См. также |
- Славяно-греко-латинская академия
- Санкт-Петербургская духовная академия
- Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Примечания |
↑ Об Академии. Официальный сайт Московской духовной академии.
↑ Смирнов С. К. История Моск. Д. А. до её преобразования (1814—1870). — М., 1879.
↑ Правительственный вестник. — 21.2.1913. — № 43. — С. 3.
↑ Смирнов С. К. История Моск. Д. А. до её преобразования (1814—1870).-М.,1879.
↑ С.Смирнов. История Троицкой лаврской семинарии. М. 1867 г.
↑ Дела архив. Моск. дух. консистории 1814 г., № 998. Дело арх. Троиц. сем. 1814 г, № 180, 186, 197.
↑ Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 1. — С. 32.
↑ Согласно «РБСП» с 4 марта 1836 по 19 апреля 1838 года в должности инспектора состоял Гедеон (Виноградов)
Литература |
Кедров Н. И. Московская духовная семинария, 1814—1889 гг. — М., 1889- Духовно-учебные заведения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Барсов Н. И.,. Академии духовные православные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ванчугов В.В. Первый историк русской философии: Архимандрит Гавриил и его время. – М.: Мир философии. 2015. – 752 с. – (Русская философия). ISBN 978-5-9906502-0-6
Смирнов С. К. История Московской духовной академии до ее преобразования. (1814—1870). — М.: Унив. тип. (М. Катков), 1879. — 632, XIX с.;
Смирнов С. История московской Славяно-греко-латинской академии. — М.: в Тип. В. Готье, 1855. — 428 с.;
H. Каптерев, «О греко-латинских школах в Москве в XVII в. до открытия Славяно-греко-латинской акад.» («Прибавл. к твор. св. отцов», 1889, т. IV; ср. там же ст. И. Корсунского «Труды Моск. дух. академии по переводу св. Писания и творений св. отцов на русский язык»).
Богданова Т. А. Из академических «историй»: замещение кафедры церковного права в Московской Духовной академии в 1910 году //Вестник церковной истории. 2007. № 1(5). С. 31-77.
Маякова И. А. Численный и социальный состав студенчества Московской Духовной академии в годы Первой мировой войны (1914—1917 гг.)//Вестник церковной истории. 2008. № 4(12). С. 165—170.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
МДА на Викискладе |
- Официальный сайт Московской Духовной академии
- Хор Московской Духовной академии
- Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии
- «Встреча». Студенческий православный журнал МДА
Академия Московская духовная на сайте «Русское православие»