Колокольня








Колокольня Ивана Великого в Москве, XVI—XVII вв.


Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».




Содержание






  • 1 Назначение


  • 2 История


    • 2.1 Романская архитектура


    • 2.2 Готика


    • 2.3 Возрождение




  • 3 Самые высокие колокольни


    • 3.1 Русь


    • 3.2 Московское зодчество




  • 4 Беффруа


  • 5 См. также


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Назначение |


Как правило, в колокола звонят для призыва на церковную службу, отмечания времени и особых событий, таких как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре.


Кроме колоколов на колокольне может иметься карильон, особенно в Европе. В современных постройках вместо тяжелых колоколов для извлечения звуков иногда устанавливают небольшие металлические прутья, вибрация от которых усиливается с помощью электроники и выводится через громкоговорители. Звукоотражающие пластины, устанавливаемые на колокольне, называются абасонами.



История |




Колокольня (1245 год) в монастырском ансамбле Ахпат, входящем в список всемирного наследия ЮНЕСКО.





Теруэль.


Первые колокольни представляли собой круглые башни, стоявшие отдельно от здания храма. Самые древние колокольни, известные истории, располагались при соборе Св. Иоанна Крестителя на Латеранском холме и в соборе Святого Петра в Риме.


В VI века в Равенне рядом с базиликами Сант-Аполлинаре-Нуово и Сант-Аполлинаре-ин-Классе были возведены высокие колокольни-ротонды. Башни — круглые, фасады расчленены карнизами, этажи обозначены окнами, которые освещают внутренние лестницы. Оконные проёмы нижних этажей окаймлены простыми полуциркульными арками, верхних — двойными и тройными.


C начала XI века В Западной Европе колокольни начали возводить повсеместно в качестве дозорных башен, с которых, в случае опасности, была возможность наблюдать приближение неприятеля и предупредить жителей.



Романская архитектура |




Сант-Аполлинаре-ин-Классе


Иметь колокольню при церкви стало считаться признаком силы и власти. Если ранее колокольни возводились отдельно, то со временем её стали воздвигать в единстве со зданием храма, над его главным входом. Позже появилось две башни: с обеих сторон притвора либо на концах боковых нефов, примыкающих к трансепту. Иногда башню располагали над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих местах одновременно. Таких храмов со множеством колоколен много в Нормандии, где небольшие церкви имеют три, большие соборы — пять, а некоторые — большее число башен. Так, в реймсском соборе семь колоколен, а в ланском — девять.


Форма башен менялась во времени и зависела от местности и зодчих. Изначально колокольни были круглыми в плане. После они трансформировались в четырёх- и восьмигранные, сужающиеся кверху.
Обычно башня была в несколько ярусов, в каждом из которых делались отверстия для пропускания звука и света. Эти отверстия и окна обрамлялись двулопастнымы и трёхлопастными арками и создавался трифорий, что было обычным явлением в романской архитектуре.


Крыши башен часто покрывались свинцом, но иногда каменными плитами и черепицей. Формой покрытия башен был остроконечный конус, но чаще форма была четырёхгранной или восьмигранной пирамидкой, у основания которой по углам башни ставились четыре небольшие главки или балдахина.



Готика |





Кампанила собора Святого Марка выстроена в стиле, переходном от готики к ренессансу. 1514 год


При переходе к готике изменяется общий вид колоколен и их количество уменьшается. Теперь колокольня остаётся одна — посередине главного фасада, либо две — симметрично по обе стороны главного, западного фасада.


Готические колокольни имеют в плане квадрат, состоят из нескольких этажей, постепенно суживающихся кверху. Высота этажа зависит от удаления от земли — чем дальше, тем выше. На каждой стороне каждого этажа имеется одно- или двухчастное стрельчатое сложное окно.


Тело колокольни незаметно переходит в восьмигранную пирамидальную остроконечную крышу. В поздней готике кровля становится сквозной, состоящей из каменных плотных узорных рёбер с резными промежутками. Самый верх колокольни увенчивался либо крестом, либо фигурой петуха, которая является эмблемой христианского бодрствования, либо флероном или крестоцветом.


Многие готические колокольни были настолько сложны, что так и остались недостроенными из-за недостатка времени и финансирования.



Возрождение |


В эпоху Возрождения колокольни утратили первенствующее значение в формировании силуэтов храмов, уступив главенство куполам. Колокольни возводились, как правило, в слиянии с храмом.



Самые высокие колокольни |



  • колокольня Кёльнского собора — 157,38 м;

  • колокольня Страсбургского собора — 142 м;

  • колокольня Собора Св. Стефана — 136,44 м;

  • колокольня Собора Св. Михаила в Гамбурге — 132,1 м.

  • колокольня Собора Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге — 122,5 м.



Русь |




На Руси домонгольского и монгольского периодов о строительстве колоколен ничего не известно. Первые упоминания о помещениях для размещения колоколов появляются в летописях начиная с XVI века. Подобные помещения носили названия «персь» или «перш», были временными типа козел, деревянными.




Типичная псковская звонничка — предок русской колокольни


Немного позже деревянные столбы заменили каменными и устроили более прочные перекрытия и покрытия. Подобные сооружения были предками звонниц. Наиболее простым и экономически выгодным вариантом размещения церковных колоколов является псковская звонница, выполненная в вид перекладины, укреплённой на невысоких столбах над землёй, что даёт возможность звонарю работать непосредственно с земли. Недостатком такого размещения является быстрое затухание звука, и колокол потому слышен на недостаточно большом расстоянии. Небольшие звонницы распространены в церквях Новгорода и Пскова.


В русской церковной традиции первоначально был распространён архитектурный прием, когда специальную башню — колокольню устанавливали отдельно от здания церкви. Это позволяло заметно увеличить дальность слышимости звука.
В более позднее время появилась тенденция пристраивать колокольню к уже имеющемуся зданию церкви, что нередко производилось формально, без учёта архитектурного облика церковного здания. Примером этого является Успенский собор во Владимире, по поводу которого местные жители острили, говоря, что наконец-то «к древнему собору прицепили паровоз».


До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удалённых уголках большого города.



Московское зодчество |


На иконах XVI века встречаются изображения деревянных восьмигранных колоколен. В московский период начали возводить из камня. После восьмиугольной начали делать четырёхугольные и круглые, имеющие в завершении шатёр либо шести- или восьмигранную пирамиду. Но всегда здание колокольни возводилось отдельностоящим либо с примыканием к какой-либо стороне здания храма. Высота колокольни была незначительной.
К исключениям можно отнести колокольню Ивана Великого в Московском Кремле, семиярусную колокольню Новоиерусалимского монастыря, 72-метровую колокольню Новодевичьего монастыря.




Беффруа |





Беффруа Антверпенского собора



В Брюгге, Ипре, Генте, Лилле, Турне и Дуэ стоят знаменитые беффруа — высокие колокольни, которые доминировали в панораме средневековых фландрских городов и служили символами городского благосостояния и независимости. В 1999 тридцать две бельгийские беффруа были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2005 в список добавлены ещё одна бельгийская и 23 французских звонницы. Большинство из них прикреплены к гражданским постройкам, в основном к городским ратушам, лишь несколько из них стоят при церквях.



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «колокольня»


  • Звонница

  • Иже под колоколы

  • Малиновый звон

  • Перебор

  • Кампанила

  • Минарет

  • Православные звоны[en]

  • Список самых высоких православных храмов и колоколен



Литература |



  • Колокольня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • А. Г. Мельник. Колокольня XVI в. ростовского Успенского собора // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого. Выпуск 7. — Ярославль, 1995. — С. 163-170. — ISBN 5-85975-037-4.

  • А. Г. Мельник. О звоннице Борисоглебского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого. Выпуск 7. — Ярославль, 1995. — С. 215-226. — ISBN 5-85975-037-4.

  • А. Г. Мельник. О ростовских колокольнях середины XVIII - начала XX вв. // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого. Выпуск 7. — Ярославль, 1995. — С. 190-214. — ISBN 5-85975-037-4.

  • А. Г. Мельник. Четыре утраченные ростовские колокольни XVII в. // Сообщения Ростовского музея. Колокола и колокольни Ростова Великого. Выпуск 7. — Ярославль, 1995. — С. 178-190. — ISBN 5-85975-037-4.


  • Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 39-78.



Ссылки |


  • Колокольни и звонницы Русской Православной Церкви



Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район