Джакарта
Город | |||||
Джакарта | |||||
---|---|---|---|---|---|
индон. Jakarta яв. Jakarta | |||||
| |||||
| |||||
6°10′ ю. ш. 106°48′ в. д.HGЯO | |||||
Страна | Индонезия | ||||
Регион | Ява | ||||
Внутреннее деление | 5 районов | ||||
Губернатор | Анис Басведан | ||||
История и география | |||||
Основан | 1527 | ||||
Прежние названия | до 1527 — Сунда Келапа до 1619 — Джаякарта до 1942 — Батавия | ||||
Город с | 1580 | ||||
Площадь | 664 км² | ||||
Высота НУМ | 8 м | ||||
Тип климата | субэкваториальный | ||||
Часовой пояс | UTC+7 | ||||
Население | |||||
Население | ▲ 9 607 787[1] человек (2010) | ||||
Плотность | 14469,56 чел./км² | ||||
Агломерация | 30 539 000 человек (оценка на 2015 г.) | ||||
Этнохороним | джакартец (муж. род) жительница Джакарты (жен. род) джакартцы (мн. ч.) | ||||
Цифровые идентификаторы | |||||
Телефонный код | +62 21 | ||||
Почтовый индекс | 10110–14540 и 19110–19130 | ||||
Автомобильный код | B | ||||
jakarta.go.id | |||||
Аудио, фото и видео на Викискладе |
Джака́рта (индон. Jakarta, яв. Jakarta; до 1527 года — Сунда Келапа, до 1619 года — Джаякарта, до 1942 года — Бата́вия[2]) — особый столичный округ, столица и крупнейший город Индонезии.
Расположена на северо-западе побережья острова Ява при впадении реки Чиливунг (Кали Бесар) в Яванское море.
Площадь — 664 км² (включая группу островов Пулау-Серибу). Население — 9 607 787 человек (2010, перепись). Плотность населения — 14 469,56 человек на км². Религиозный состав: 85,5 % — мусульмане, 5,2 % — протестанты, 4,8 % — католики, 3,5 % — буддисты, 1 % — индуисты.
Содержание
1 География
2 Климат
3 История
4 Демография
5 Административное деление
6 Экономика
7 Транспорт
8 Образование
9 Достопримечательности
10 Города-побратимы
11 См. также
12 Примечания
13 Литература
14 Ссылки
География |
Джакарта расположена на северо-западном побережье острова Ява, у залива Джакарты Яванского моря. В северной части территория Джакарты — ровная поверхность, приблизительно на 8 метров выше уровня моря. В 2012 году из-за активного потребления грунтовых вод проседание почвы идет со скоростью десять сантиметров в год. В частности это является причиной частых затоплений. По данным национальных СМИ, свыше половины территории столицы лежит ниже уровня моря, в связи с чем в сезон дождей многие районы Джакарты оказываются затопленными: мощные насосы, откачивающие воду, не справляются со своей работой. Между тем процесс проседания все ускоряется.[3][4] В южных частях территория города холмистая. Через Джакарту протекает около 13 рек, большинство из них течет через холмистые южные части города и впадает на севере в Яванское море. Реки: Чиливунг, Маланг, Ангке, Чиденг и др. Наиболее значимая река — Чиливунг, которая делит город на западный и восточный районы. Другими важными реками являются Песангграхан (Pesanggrahan) и Сунтер (Sunter).
Эти реки в сочетании с низким рельефом Джакарты, делают её склонной к наводнениям, вызванных подъемом рек в сезон дождей и высокими приливами на море[5]. Другими факторами является засорение канализационных труб и водных путей, обслуживающих растущее население, вырубка леса вместе с быстрыми темпами урбанизации местностей Богор и Депок в тылу Джакарты. Кроме того, Джакарта является городской местностью со сложными социально-экономическими проблемами, которые косвенно способствуют усилению наводнений[6]. Крупные наводнения произошли в 1996 году[7][8], когда были затоплены 5 000 гектаров земли[9] и в 2007 годах[10]. Убытки от повреждения инфраструктуры составляли, по крайней мере, 5 200 млрд рупий (572 млн долларов США) и не менее 85 человек погибли[11] и около 350 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома[12]. Около 70 % от общей площади Джакарты были затоплены водой, в некоторых районах города, достигала глубины до четырёх метров[13][14].
В мае 2011 года, Джакартское агентство по управлению окружающей средой (англ. Jakarta Environmental Management Agency) классифицировали все загрязненные реки в Джакарте; 71 % из них были сильно загрязнены, 20 % были частично загрязнены и 9 % были легко загрязнены[15].
Восточный противопаводковый канал в восточной части Джакарты был национальным проектом, который начался в 2003 г. и на конец 2009 года достиг Яванского моря и завершение которого планировалось на 2011 год. После завершения его длина составит 23,5 километра, и связывает он пять рек: Чипинанг (Cipinang), Сунтер (Sunter), Буаран (Buaran), Джати Крамат (Jati Kramat) и Чакунг (Cakung). Он снизит силу наводнений, а также один из его участков длиной 2 км должен служить как место для гребного спорта[16]. Для ослабления наводнений, в Джакарте построят подземный канал от реки Чиливунг (Ciliwung) до реки Чипинанг, который далее выходит в Восточный противопаводковый канал. Это снизит наводнения в районах Чаванг (Cawang), Кампунг Мелаю (Kampung Melayu), Букит-Дури (Bukit Duri) и Кебун Бару (Kebun Baru). Длина его составит один километр, и строительство планируется завершить в 2016 году[17].
Кроме наводнений из рек, Джакарта также погружается на примерно от 5 до 10 сантиметров в год и до 20 сантиметров в материковой части северной Джакарты. Для решения этого вопроса, Нидерланды предоставят $ 4 млн на техническую документацию по созданию плотины вокруг залива Джакарты. Кольцо дамбы будет обеспечено системой откачки и удержания воды, будет регулировать и контролировать морскую воду а также использоваться в качестве дополнительных платных дорог. Проект будет реализован до 2025 года[18].
Город граничит с провинцией Западная Ява на востоке, и с провинцией Бантен на западе. Территория архипелага «Тысячи островов», которые административно подчиняются Джакарте, находится в одноименном заливе севернее от основной части города.
Климат |
Климат города субэкваториальный, жаркий, с чётко выраженным сухим сезоном с июня по август и сезоном дождей остальную часть года. Осадков выпадает 400 мм в январе и 70 мм в июне — июле. Влажность 73 %. Среднегодовое количество осадков — 2000 мм.
Климат Джакарты | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 36,0 | 34,6 | 35,6 | 35,2 | 35,6 | 37,4 | 36,2 | 35,0 | 36,4 | 36,8 | 37,0 | 35,4 | 37,4 |
Средний максимум, °C | 29,4 | 29,6 | 30,6 | 31,3 | 31,7 | 31,2 | 31,2 | 31,4 | 31,5 | 31,5 | 31,3 | 30,5 | 30,9 |
Средняя температура, °C | 27,2 | 27,2 | 27,9 | 28,5 | 28,9 | 28,6 | 28,3 | 28,5 | 28,7 | 28,6 | 28,2 | 27,7 | 28,2 |
Средний минимум, °C | 25,1 | 25,1 | 25,6 | 25,9 | 26,4 | 26,1 | 25,7 | 26,2 | 26,1 | 26,1 | 25,9 | 25,8 | 25,8 |
Абсолютный минимум, °C | 20,2 | 20,3 | 21,0 | 20,7 | 20,1 | 19,4 | 20,0 | 20,8 | 20,2 | 19,0 | 19,0 | 22,0 | 19,0 |
Норма осадков, мм | 283 | 231 | 160 | 119 | 105 | 62 | 44 | 47 | 49 | 87 | 111 | 161 | 1459 |
Температура воды, °C | 29 | 29 | 29 | 29 | 29 | 29 | 28 | 28 | 28 | 29 | 28 | 28 | 29 |
Источник: Погода и Климат, Туристический портал |
История |
Первое известное название поселения на месте расположения Джакарты — Сунда Келапа. Наиболее раннее упоминание этой территории, как столицы, относится к периоду существования индонезийского королевства Тарумы в IV веке нашей эры. В 397 году царь Пурнаварман основал Сунда Пура, как новую столицу государства, расположенного на северном побережье острова Ява[19]. Пурнаварман поставил семь мемориальных камней с надписями, распростряняющими его правление на территорию, включающую современные территории провинций Бантен и Западной Явы. Надпись на Тугу считается наиболее старой из всех[20].
Официальной датой основания считается 22 июня 1527 года (отмечается как День города), когда войска султаната Демак одержали победу над португальским флотом и, захватив поселение Сунда-Келапа, где португальцы собирались создать форт, назвали его Джаякертой («город победы»).
В 1619 году Джаякерта была осаждена англичанами, а после их ухода — разрушена голландцами. Ян Питерсон Кун основал на этом месте форт Батавия, названный так в честь предков голландцев — батавов.
С 1621 года это название получил и выросший вокруг форта город, ставший центром Голландской Ост-Индии. То место, в районе причала порта, ныне представляет собой северную часть Джакарты, называемую Нижним городом. В 1808 году город начал расширяться на юг, и в районе нынешней центральной площади Медан Мердека выросла часть Батавии называемая Верхним городом. В конце XIX века в Нижнем городе размещались различные деловые учреждения, в Верхнем городе проживала большая часть европейцев, между этими двумя частями Батавии размещался китайский квартал. В Верхнем городе существовала также армянская церковь Батавской епархии[21][22].
С начала японской оккупации в 1942 году городу возвращено название Джакарта.
Демография |
Население Джакарты растет очень быстро — с 1930 года оно увеличилось почти в 17 раз. К началу 1950-х годов население составляло 823 тысячи жителей, в 1961 году — 2,9 млн жителей, в 1971 году — 4,6 млн, в 1980 — 6,5 млн. В 1980-х гг. плотность населения в среднем составляла 8 тыс. жителей на 1 км², в р-не Сенен (Центральная Джакарта) — 50 тыс. жителей на 1 км², Танах-Абанг (Центральная Джакарта) — 25-30 тыс. жителей на 1 км², р-нах Гамбир (Центральная Джакарта) и Гроголь (Западная Джакарта) — 10-15 тыс. жителей на 1 км².
Ныне[когда?] в городской агломерации Джакарты проживает 23 миллиона человек.
Год | Население (млн человек) |
---|---|
1930 | 0,533 |
1960 | 2,9 |
1970 | 4,6 |
1980 | 6,5 |
2006 | 9 |
Административное деление |
Официально Джакарта является не городом [источник не указан 1569 дней], а провинцией со статусом столицы, поэтому управляется не мэром, а губернатором. Как провинция, Джакарта делится на пять городских муниципалитетов (kota) (ранее муниципалитетов — kotamadya), каждый из которых возглавляет мэр (walikota) и один округ (кабупатен), управляемый бупати (bupati).
В августе 2007 года, в Джакарте провели первые в её истории выборы губернатора, тогда как ранее губернаторы города назначались местной палатой представителей. Выборы являются частью общегосударственной кампании по децентрализации, что позволяет проводить прямые местные выборы в ряде регионов[23].
Список городских муниципалитетов Джакарты (2009):
Центральная Джакарта (Jakarta Pusat) — это самый маленький муниципалитет Джакарты, где располагаются большинство административно-политических учреждений Джакарты. Он характеризуется большими парками и голландскими колониальными зданиями. Достопримечательности включают Национальный монумент (Монас), мечеть Истикляль, собор Джакарты и различные музеи[24]
Восточная Джакарта (Jakarta Timur) характеризуется различными отраслями промышленности, построенными в этом районе. Также здесь есть районы болот и рисовых полей[25].
Северная Джакарта (Jakarta Utara) является единственным муниципалитетом в Джакарте, который граничит с морем. Здесь располагается порт Танджунг-Приок, сосредоточены большие и средние предприятия. Северная Джакарта содержит часть Старого города Джакарты, который с 17-го века был известен как Батавия и был центром торговой деятельности ГОК в Голландской Ост-Индии. Кроме того, расположенная в Северной Джакарте Анколе Дримленд (Ancol Dreamland) (Тамань Impian Джая Ancol), в наше время является крупнейшей интегрированной туристической площадью в Юго-Восточной Азии[26].
Южная Джакарта (Jakarta Selatan) первоначально планировалась как город-спутник, в наше время является местом расположения крупных высококлассных торговых центров и богатых жилых районов. Джакарта Селатан функционирует в качестве буфера грунтовых вод в Джакарте[27], но в последнее время зеленые зоны района находятся под угрозой новых строек. Большая часть делового района Джакарты сосредоточена в Сети-Буде (Setia Budi) в Южной Джакарте, на границе с районом Танах-Абанг Центральной Джакарты.
Западная Джакарта (Jakarta Barat) имеет самую высокую концентрацию малых предприятий в Джакарте. Область включает Китайский квартал Джакарты и некоторые достопримечательности, включающие Китайский дом Ланггам (Langgam) и здание Токо Мэра (Toko Merah). Западная Джакарта содержит часть Старого города Джакарты[28].
Округ Тысячи Островов (Kepulauan Seribu), ранее входивший в состав Северной Джакарты, представляет собой россыпь из 105 небольших островов, расположенных в Яванском море. Забота о его сохранении имеет особое значение из-за уникальной экосистемы. Морской туризм, в частности дайвинг, водные велосипеды и виндсерфинг, является важнейшей туристической деятельностью на этой территории. Основным транспортом между этими островами являются скоростные лодки или небольшие паромы[29].
Экономика |
Крупнейший промышленный центр страны (свыше 27 тыс. предприятий, в том числе более 8 тыс. кустарных). Автосборочная, текстильная, швейная, обувная, электронная, пищевая, химическая, фармацевтическая, полиграфическая, стекольная, бумажная, деревообрабатывающая, судоремонтная судостроительная, металлообрабатывающая промышленность. Активно осваиваются новые промышленные зоны (Пуло-Гадунг, Анчол, Пуло-Мас, Чемпака-Путих, Гандариа, Плуит).
Транспорт |
Важный узел шоссейных и железных дорог, воздушного и морского сообщения. Международный аэропорт Сукарно-Хатта в Ченкаренге. В 13 км к северу находится порт Танджунгприок (1877—1883) — основной контейнерный терминал страны. Вывоз чая, коры хинного дерева, кассавы, кофе, каучука, копры, пальмового масла и др.
Общественный транспорт представлен в основном автобусами. Из традиционных видов транспорта распространен баджадж. До запрета в начале 1970-х гг. были распространены велорикши-бечаки[30].
В настоящее время начинается сооружение двух линий городского метро (которые частично пройдут по поверхности). Несмотря на многочисленные отсрочки, вызванные недостатком средств, первые контракты на строительство 15 км линий были подписаны в 2013 году. В целом проект предусматривает строительство 170 км линий.[31][32]
Образование |
В Джакарте расположены более ста академий и высших учебных заведений, в том числе 18 университетов, из которых Университет Индонезии является крупнейшим[33].
Стовия была первой средней школой в Джакарте, создана в 1851 году[34]. Как в крупнейшем городе и столице, в Джакарте находится большое количество студентов из разных районов Индонезии, многие из которых проживают в общежитиях или в арендованных помещениях. Для базового образования, есть целый ряд начальных и средних школ, государственных, частных и международных. Две крупнейших международных школы, расположенные в Джакарте, это Международная школа Джакарты и Британская международная школа. Другие международные школы включают Международную корейскую школу Джакарты, Джакартский Международную мультикультурную школу[35], Австралийскую Международную Школу[36], Новозеландскую Международную Школу[37], Международную школу Сингапура и христианскую школу Секола-пелитовые-Гарапан (Sekolah Pelita Harapan)[38].
Достопримечательности |
- Национальный музей (1778)
Исторический музей Джакарты (1707)
Морской музей (1977)
Музей Ваянг (1975)- Музей вооружённых сил «Ксатрия Мандала» (1972)
- Музей «Пурна Бхакти Пертиви» (подарок президенту, 1993)
- Планетарий (1964)
Зоопарк Рагунан (1864)- Сафари (1990)
Национальная галерея Индонезии (1999)
Индонезийский музей (1975)- Парк Прекрасная Индонезия в миниатюре (1975)
- Парк грёз в Анчоле (1966)
- Памятники голландской колониальной архитектуры (район «Кота»)
- Национальный монумент
- Дворец «Мердека» (1816) — официальная резиденция президента Индонезии
Стадион «Сенаян» (1962, 100 тыс. мест, построен с помощью СССР)- Телецентр
- Самая большая в Юго-Восточной Азии мечеть Истикляль
- Самый высокий небоскрёб в Индонезии — Wisma 46.
Города-побратимы |
Берлин (нем. Berlin), Германия (1993)
Пекин (кит. 北京), Китай (8 октября 1992)
Будапешт, Венгрия
Стамбул, Турция
Джидда, Саудовская Аравия
Лос-Анджелес, США
Манчестер, Великобритания
Манила, Филиппины
Нави Мумбаи, Индия
Новый Южный Уэльс (штат), Австралия
Париж, Франция (город-партнёр)
Роттердам, Нидерланды
Сеул, Южная Корея
Токио, Япония
Пхеньян, Северная Корея
См. также |
- Взрыв фондовой биржи в Джакарте
Примечания |
↑ Официальный сайт Центрального статистического агентства Индонезии Архивировано 4 марта 2012 года.
↑ Батавия // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
↑ Три города Индонезии «тонут» из-за быстрого расходования грунтовых вод
↑ Three Indonesian Cities Declared Subsidence ‘Red Zones’ Архивная копия от 18 ноября 2012 на Wayback Machine
↑ Хидайят, Маюри Мей Лин, Рафки. Почему тонет Джакарта, один из самых густонаселенных городов мира? (англ.), BBC News Русская служба (13 августа 2018). Проверено 16 августа 2018.
↑ (англ.)Key to Jakarta's floods: Basin flood management. The Jakarta Post (22 March 2008). Проверено 14 марта 2011. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ (англ.)Asian News. Asiaviews. Проверено 27 апреля 2010. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ (англ.)Floods in DKI Jakarta Province, updated 19 February 2007 Emergency Situation Report No. 6 (недоступная ссылка — история). ReliefWeb (19 February 2007). Архивировано 10 мая 2007 года.
↑ (англ.)1996 2007 Global Register of Major Flood Events. Dartmouth Flood Observatory. Dartmouth College.
↑ (англ.)Asia. Bloomberg (4 February 2007). Проверено 27 апреля 2010. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ (англ.)Three killed, 90,000 evacuated in Jakarta floods: officials — Yahoo! News
↑ (англ.)Disease fears as floods ravage Jakarta
↑ (англ.)Jakarta Flood Feb 2007 " (Geo) Information for All
↑ (англ.)2007 Global Register of Major Flood Events, Dartmouth Flood Observatory, 1 May 2008
↑ (англ.)Jakartans lament the sorry state of the capital’s rivers Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine. The Jakarta Post, Jakarta. May, 20, 2011
↑ (индон.)Minister: Jakarta East Flood Canal accomplished in 2011. Waspada.co.id (30 November 2010). Retrieved on 12 June 2011.
↑ (индон.):: Wartakotalive.com | Berita : Kali Ciliwung Disodet Архивировано 26 марта 2012 года.. Wartakota.co.id (14 April 2010). Retrieved on 12 June 2011.
↑ (англ.) http://www.thejakartapost.com/news/2011/07/27/dutch-study-new-dike-jakarta-bay.html
↑ Sundakala: cuplikan sejarah Sunda berdasarkan naskah-naskah “Panitia Wangsakerta” Cirebon. — Yayasan Pustaka Jaya, Jakarta, 2005.
↑ The Sunda Kingdom of West Java From Tarumanagara to Pakuan Pajajaran with the Royal Center of Bogor. — Yayasan Cipta Loka Caraka, 2007.
↑ Джакарта
↑ Под тропиками // Пять континентов / Н. И. Вавилов. Под тропиками Азии / А. Н. Краснов. — М.: Мысль, 1987. — С. 182—183.
↑ (англ.)Jakarta holds historic election, BBC News, BBC (8 August 2007).
↑ (англ.)Central Jakarta Profile. The City Jakarta Administration (недоступная ссылка — история). Jakarta.go.id. Проверено 19 декабря 2009. Архивировано 19 ноября 2004 года.
↑ (англ.)East Jakarta Profile. The City Jakarta Administration (недоступная ссылка — история). Jakarta.go.id. Проверено 19 декабря 2009. Архивировано 19 ноября 2004 года.
↑ (англ.)North Jakarta Profile. The City Jakarta Administration (недоступная ссылка — история). Jakarta.go.id. Проверено 19 декабря 2009. Архивировано 19 ноября 2004 года.
↑ (англ.)South Jakarta Profile. The City Jakarta Administration (недоступная ссылка — история). Jakarta.go.id. Проверено 19 декабря 2009. Архивировано 18 ноября 2004 года.
↑ (англ.)West Jakarta Profile. The City Jakarta Administration (недоступная ссылка — история). Jakarta.go.id. Проверено 24 февраля 2010. Архивировано 19 ноября 2004 года.
↑ (англ.)"Thousand Island" Profile. The City Jakarta Administration (недоступная ссылка — история). Jakarta.go.id. Проверено 19 декабря 2009. Архивировано 18 ноября 2004 года.
↑ Traditional transport in Jakarta
↑ Sita W. Dewi, 'MRT board given month to begin', The Jakarta Post, 25 March 2013.
↑ 'Jakarta metro contracts signed', Railway Gazette, 13 June 2013.
↑ (англ.)Profile | Universitas Indonesia. Ui.ac.id. Проверено 27 апреля 2010. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ (англ.)Print Artikel (недоступная ссылка — история). Majalah-farmacia.com. Проверено 27 апреля 2010. Архивировано 14 июля 2011 года.
↑ (англ.)Jakarta International Multicultural School. Jimsch.org. Проверено 14 марта 2011. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ (англ.)Welcome to Australian International School Indonesia. Ais-indonesia.com. Проверено 14 марта 2011.
↑ (англ.)Welcome to New Zealand International School. Nzis.net. Проверено 14 марта 2011. Архивировано 1 февраля 2013 года.
↑ (англ.)Sekolah Pelita Harapan (недоступная ссылка — история). Sph.edu. Проверено 14 марта 2011. Архивировано 20 июля 2011 года.
Литература |
- Fauzi Bowo: Grundlagen und Leitlinien für die Entwicklung des Metropolraumes Jakarta. Indonesien. Universität Kaiserslautern, Dissertation im Fachbereich Architektur/Raum- und Umweltplanung/Bauingenieurwesen. 1999.
- Bernd Brunnengräber: Stadtverkehr in Jakarta: Eine Untersuchung von Akteuren und Entscheidungsbedingungen, Verlag für Entwicklungspolitik, Saarbrücken, 2001, ISBN 3-88156-749-6.
- Martin Heintel, Heinz Nissel, Christof Parnreiter, Günter Spreitzhofer, Karl Husa (Herausgeber), Helmut Wohlschlägl (Hrsg.): Megastädte der Dritten Welt im Globalisierungsprozess. Mexico City, Jakarta, Bombay — Vergleichende Fallstudien in ausgewählten Kulturkreisen. Universität Wien, 2000, ISBN 3-900830-40-1.
- Jacqueline Knörr: Kreolität und postkoloniale Gesellschaft. Integration und Differenzierung in Jakarta. Campus Verlag, Frankfurt am Main & New York 2007, ISBN 978-3-593-38344-6.
- Marion Markham: Höflichkeit und Hierarchie bei den in Jakarta lebenden Javanern. Peter-Lang-Verlag, Frankfurt am Main, 1995, ISBN 3-631-47744-9.
- Bodo Schulze: Nicht-staatliche Akteure und territoriale Kontrolle. Zur Produktion von (Un-)Sicherheit in Jakarta (PDF) Universität Hamburg, Forschungsstelle Kriege, Rüstung und Entwicklung, 2009.
- Günter Spreitzhofer, Martin Heintel: Metro-Jakarta: Zwischen Nasi und Nike. Peter Lang, Europäischer Verlag der Wissenschaften, 2000, ISBN 3-631-35992-6.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Джакарта на Викискладе | |
Джакарта в Викиновостях | |
Джакарта в Викигиде |
- Официальный сайт
- Jakarta Official Travel Website