Христианский социализм













































Социализм

Red flag waving.svg


Идеи

Эгалитаризм

Общественная собственность

Плановая экономика

Смешанная экономика

Влияния

Анархизм

Демократия

Рабочее движение

Варианты

Утопический

Марксизм

Социальный анархизм

Коммунизм

Демократический

Либертарный

Революционный

Научный

Социал-демократия

Синдикализм

Народничество

Социализм XXI века

Муниципальный

Государственный

Религиозный

Реформизм

Социалистический феминизм

Ведический

Христианский

Исламский

Буддийский

Африканский

Арабский

Меланезийский

Аграрный

Экологический

[шаблон]
















Часть серии статей о христианстве
Социальное христианство
Christian cross.svg
Основные представители


  • Франциск Ассизский

  • Святой Антонин

  • Томас Мор

  • Томмазо Кампанелла

  • Вильгельм Эммануил фон Кеттелер

  • Лев XIII

  • Адольф Кольпинг

  • Эдвард Беллами

  • Маргарет Бенн

  • Филлип Берриман

  • Джеймс Хал Коун

  • Дороти Дэй

  • Лев Толстой

  • Камило Торрес

  • Густаво Гутиеррес

  • Оскар Ромеро

  • Эрнесто Карденаль

  • Элдер Камара

  • Абрахам Кёйпер

  • Даниель Берриган

  • Филип Берриган

  • Мартин Лютер Кинг

  • Вальтер Раушенбуш

  • Десмонд Туту

  • Томми Дуглас


Организации


  • Конфедерация христианских профсоюзов

  • Католическое рабочее движение


Ключевые концепции


  • Христианский анархизм

  • Христианский гуманизм

  • Христианский социализм

  • Христианский коммунизм

  • Марксизм

  • Школа праксиса

  • Теология освобождения

  • Субсидиарность

  • Человеческое достоинство

  • Социально-ориентированная рыночная экономика

  • Коммунитаризм

  • Дистрибутизм

  • Католическое социальное учение

  • Неокальвинизм

  • Неотомизм

  • Коммунализм

  • Закон посвящения

  • Объединённый Орден Еноха

  • Хранилище епископа


Ключевые документы



  • Rerum Novarum (1891)


  • Princeton Stone Lectures (1898)


  • Populorum Progressio (1967)


  • Centesimus Annus (1991)


  • Caritas in Veritate (2009)


Портал:Христианство

Христиа́нский социали́зм — направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску (объединяющее социалистическую модель экономики и традиционную христианскую этику) или «охристианить» социализм, то есть соединить христианство и социализм. Возник в первой половине XIX века. В числе родоначальников — Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Во второй половине XIX века Отто фон Бисмарк обозначал свою программу социальных реформ как «прикладное христианство» и «государственный социализм». Ряд принципов христианского социализма включён в социальную доктрину современного католицизма. В ряде стран существуют христианско-социалистические партии (Швейцария, Италия, Чили, Эквадор) и группы в социалистических партиях (Великобритания — в лейбористской партии[1]).


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


— Деян. 2:44—45





Капитализм — путь дьявола и эксплуатации. Если вы действительно хотите смотреть на вещи глазами Иисуса Христа — который, по-моему, был первым социалистом, — только социализм может действительно создать достойное общество.


— Уго Чавес[2]




Содержание






  • 1 Отношения с несоциалистическим христианством


  • 2 Отношения с нехристианским социализмом


  • 3 В РСФСР/СССР


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Исследования


  • 8 Ссылки





Отношения с несоциалистическим христианством |


Римско-католическая церковь в своем социальном учении изначально жёстко отвергала социализм (Rerum Novarum).


В своей современной социальной концепции РПЦ призывает к справедливому распределению продуктов труда[3] и осуждает «передел собственности с попранием прав её законных владельцев»[4].



Отношения с нехристианским социализмом |


Созданный Иосифом Дицгеном материалистический марксизм изначально находился в остром конфликте с христианским социализмом. Но, напротив, став коммунистами, Карл Маркс и Фридрих Энгельс отказались от своих ранних радикальных взглядов[5] на христианство и христианский социализм[6]. Как объяснял П. А. Кропоткин, это связано с тем, что учение о гегемонии пролетариата могло укрепиться и правильно пониматься только там, где люди воспитывались в культурной среде, проросшей из веры в гегемонию пролетария (плотника) Иисуса Христа. «То, как понимают коммунизм член Французской коммунистической партии Пабло Пикассо и товарищ Мао Цзэдун, — не одно и то же», — говорил позднее Н. С. Хрущёв. Точно так же и понимание взаимоотношений теории самого Карла Маркса и христианского социализма у Маркса и Энгельса, с одной стороны, и Хрущёва, с другой, — далеко не одно и то же.


Большевизм декларировал сотрудничество с христианами-социалистами, отрицая теорию христианского социализма.





Единство этой действительно революционной борьбы угнетённого класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе.


— В. И. Ленин[7]



В РСФСР/СССР |




Коллективный труд евангельских христиан (прохановцев). Обратите внимание на заметку ниже фотографии


Лидер евангельских христиан И. С. Проханов признавался, что ему были близки идеи социализма: «я полностью симпатизировал всем этим идеалам и желал, чтобы они осуществились как можно скорее»[8]. Разумеется, он не мог принять свойственного социализму отрицания Христа и вообще религии «потому что их идеи свободы, равенства и братства и социалистических принципов заимствовались часто из учения Христа и его религии»[8]. Как отмечал богослов А. Пузынин, по замыслу И. С. Проханова, христианство должно было дополнить социализм, «чтобы сделать его совершенным»[9].


После революции 1917 года И. С. Проханов стал вдохновителем движения христианской экономической кооперации (создания христианских коммун, артелей, товариществ и т. д.). Богословская и теоретическая база для христианской кооперации была создана им в брошюре «Евангельское христианство и социальный вопрос» (1918 год) и программной статье «Новая, или Евангельская жизнь» (1925 год)[10].


В брошюре Проханов сослался на библейский пример Иерусалимской общины, как первой христианской коммуны (Деян. 4:32)[11]. Он предложил три формы христианской кооперации: всеобщина, полувсеобщина и простая община. Всеобщина предполагала полное обобществление всего имущества, полувсеобщеобина — земель и орудий производства и, наконец, простая община предусматривала объединение только при продаже продукции, а также общем содержании заводов, маслобоен, мельниц и т. п[11]. Он также составил типовой Устав трудовой христианской общины и дал детальные рекомендации по её устройству, функционированию и быту[12].


В статье «Новая, или Евангельская жизнь» И. С. Проханов развил свои идеи и ярко изобразил будущий протестантский «Город Солнца». По мнению историка-богослова А. Пузынина, представления Проханова о будущей жизни перекликались с ожиданиями христиан наступления Тысячелетнего Царства[13].


В 1927 году Проханов приступил к воплощению своей идеи создания образцовых религиозно-трудовых поселений, начав реализацию проекта Евангельск.
Однако из-за ужесточения политики СССР в отношении протестантов, проект не был реализован, само движение христианской кооперации свёрнуто, христианские сельскохозяйственные коммуны («сектантские колхозы») — ликвидированы[14][15].



См. также |



  • Богостроительство

  • Братья Карамазовы (роман)

  • Браун, Гордон

  • Иоанн XXIII (папа римский)

  • Кампанелла, Томмазо

  • Католический социализм

  • Кинг, Мартин Лютер

  • Кингсли, Чарльз

  • Кюнг, Ханс

  • Льюис, Джон

  • Мюнцер, Томас

  • Мор, Томас

  • Религиозный социализм

  • Теология освобождения

  • Толстовство

  • Торрес Рестрепо, Камило

  • Христианская демократия

  • Христианский коммунизм

  • Чавес, Уго



Примечания |





  1. Христианско-социалистическое движение (англ.)


  2. Tim Padgett, Time magazine, 2006-09-22. Chavez: «Bush Has Called Me Worse Things». Accessed 2007-07-22.


  3. Труд и его плоды // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви


  4. Собственность // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви





  5. Христианский социализм — это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа.


    — Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии, ч. 3.1.1.




  6. Фридрих Энгельс. К истории первоначального христианства. 1894 [уточнить]


  7. Ленин В. И. Социализм и религия


  8. 12 Проханов, 1992.


  9. Пузынин, 2010, с. 239.


  10. Попов, 1990, с. 49-50.


  11. 12 Попов, 1990, с. 49.


  12. Попов, 1990, с. 50.


  13. Пузынин, 2010, с. 314-315.


  14. Попов, 1990, с. 51.


  15. Крапивин, 2003, с. 131-134.




Литература |




  • Джонсон Х. Христиане и коммунизм. — М., 1957 (то же — «Христианство и коммунизм»).


  • Булгаков С. Н. Христианский социализм. — Новосибирск, Наука, 1991.


  • Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. — М., Азбука, 2000. — Стр. 39—48 (чтение первое).


  • Флорель Рифейский. О бедности Христа и апостолов.

  • Попов В. А. Христианские коммуны Проханова // Наука и религия : журнал. — 1990. — № 7. — С. 48-51. — ISSN 0130-7045.

  • Проханов И. С. В котле России. — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан, 1992. — С. 111.

  • Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3.

  • Крапивин М. Ю., Лейкин А. Я., Далгатов А. Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 — конец 1930-х годов) / Рецензенты д. и. н. В. С. Измозик, д. и. н. В. В. Молзинский. — СПб.: С-Петербургского университета, 2003. — 308 с. — ISBN 5-288-02851-6.



Исследования |



  • М. М. Шенман, «Христианский социализм» (глава III), М., Наука, 1969

  • Р. Обер, «Социальное христианство». М., 1970

  • М. Я. Домнич, «Очерки истории христианского синдикализма», М., 1976

  • Е. Шацкий, «Утопия и традиция», М., 1990

  • А. Е. Штекли, «Утопии и социализм», М., 1993


  • Эткинд А. Выдержки из книги Хлыст (Секты, литература и революция) — М., 1998

  • Шеррер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. N 12. С. 88-135.

  • И. Ю. Новиченко, «Чарльз Кингсли и английский христианский социализм середины XIX века», М., РОССПЭН, 2001



Ссылки |


  • Христианский социализм как русская идея








Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район