Христианский социализм
Социализм | |
Идеи | |
Эгалитаризм | |
Общественная собственность | |
Плановая экономика | |
Смешанная экономика | |
Влияния | |
Анархизм | |
Демократия | |
Рабочее движение | |
Варианты | |
Утопический | |
Марксизм | |
Социальный анархизм | |
Коммунизм | |
Демократический | |
Либертарный | |
Революционный | |
Научный | |
Социал-демократия | |
Синдикализм | |
Народничество | |
Социализм XXI века | |
Муниципальный | |
Государственный | |
Религиозный | |
Реформизм | |
Социалистический феминизм | |
Ведический | |
Христианский | |
Исламский | |
Буддийский | |
Африканский | |
Арабский | |
Меланезийский | |
Аграрный | |
Экологический | |
Христиа́нский социали́зм — направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску (объединяющее социалистическую модель экономики и традиционную христианскую этику) или «охристианить» социализм, то есть соединить христианство и социализм. Возник в первой половине XIX века. В числе родоначальников — Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Во второй половине XIX века Отто фон Бисмарк обозначал свою программу социальных реформ как «прикладное христианство» и «государственный социализм». Ряд принципов христианского социализма включён в социальную доктрину современного католицизма. В ряде стран существуют христианско-социалистические партии (Швейцария, Италия, Чили, Эквадор) и группы в социалистических партиях (Великобритания — в лейбористской партии[1]).
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Деян. 2:44—45
Капитализм — путь дьявола и эксплуатации. Если вы действительно хотите смотреть на вещи глазами Иисуса Христа — который, по-моему, был первым социалистом, — только социализм может действительно создать достойное общество.
— Уго Чавес[2]
Содержание
1 Отношения с несоциалистическим христианством
2 Отношения с нехристианским социализмом
3 В РСФСР/СССР
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Исследования
8 Ссылки
Отношения с несоциалистическим христианством |
Римско-католическая церковь в своем социальном учении изначально жёстко отвергала социализм (Rerum Novarum).
В своей современной социальной концепции РПЦ призывает к справедливому распределению продуктов труда[3] и осуждает «передел собственности с попранием прав её законных владельцев»[4].
Отношения с нехристианским социализмом |
Созданный Иосифом Дицгеном материалистический марксизм изначально находился в остром конфликте с христианским социализмом. Но, напротив, став коммунистами, Карл Маркс и Фридрих Энгельс отказались от своих ранних радикальных взглядов[5] на христианство и христианский социализм[6]. Как объяснял П. А. Кропоткин, это связано с тем, что учение о гегемонии пролетариата могло укрепиться и правильно пониматься только там, где люди воспитывались в культурной среде, проросшей из веры в гегемонию пролетария (плотника) Иисуса Христа. «То, как понимают коммунизм член Французской коммунистической партии Пабло Пикассо и товарищ Мао Цзэдун, — не одно и то же», — говорил позднее Н. С. Хрущёв. Точно так же и понимание взаимоотношений теории самого Карла Маркса и христианского социализма у Маркса и Энгельса, с одной стороны, и Хрущёва, с другой, — далеко не одно и то же.
Большевизм декларировал сотрудничество с христианами-социалистами, отрицая теорию христианского социализма.
Единство этой действительно революционной борьбы угнетённого класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе.
— В. И. Ленин[7]
В РСФСР/СССР |
Лидер евангельских христиан И. С. Проханов признавался, что ему были близки идеи социализма: «я полностью симпатизировал всем этим идеалам и желал, чтобы они осуществились как можно скорее»[8]. Разумеется, он не мог принять свойственного социализму отрицания Христа и вообще религии «потому что их идеи свободы, равенства и братства и социалистических принципов заимствовались часто из учения Христа и его религии»[8]. Как отмечал богослов А. Пузынин, по замыслу И. С. Проханова, христианство должно было дополнить социализм, «чтобы сделать его совершенным»[9].
После революции 1917 года И. С. Проханов стал вдохновителем движения христианской экономической кооперации (создания христианских коммун, артелей, товариществ и т. д.). Богословская и теоретическая база для христианской кооперации была создана им в брошюре «Евангельское христианство и социальный вопрос» (1918 год) и программной статье «Новая, или Евангельская жизнь» (1925 год)[10].
В брошюре Проханов сослался на библейский пример Иерусалимской общины, как первой христианской коммуны (Деян. 4:32)[11]. Он предложил три формы христианской кооперации: всеобщина, полувсеобщина и простая община. Всеобщина предполагала полное обобществление всего имущества, полувсеобщеобина — земель и орудий производства и, наконец, простая община предусматривала объединение только при продаже продукции, а также общем содержании заводов, маслобоен, мельниц и т. п[11]. Он также составил типовой Устав трудовой христианской общины и дал детальные рекомендации по её устройству, функционированию и быту[12].
В статье «Новая, или Евангельская жизнь» И. С. Проханов развил свои идеи и ярко изобразил будущий протестантский «Город Солнца». По мнению историка-богослова А. Пузынина, представления Проханова о будущей жизни перекликались с ожиданиями христиан наступления Тысячелетнего Царства[13].
В 1927 году Проханов приступил к воплощению своей идеи создания образцовых религиозно-трудовых поселений, начав реализацию проекта Евангельск.
Однако из-за ужесточения политики СССР в отношении протестантов, проект не был реализован, само движение христианской кооперации свёрнуто, христианские сельскохозяйственные коммуны («сектантские колхозы») — ликвидированы[14][15].
См. также |
- Богостроительство
- Братья Карамазовы (роман)
- Браун, Гордон
- Иоанн XXIII (папа римский)
- Кампанелла, Томмазо
- Католический социализм
- Кинг, Мартин Лютер
- Кингсли, Чарльз
- Кюнг, Ханс
- Льюис, Джон
- Мюнцер, Томас
- Мор, Томас
- Религиозный социализм
- Теология освобождения
- Толстовство
- Торрес Рестрепо, Камило
- Христианская демократия
- Христианский коммунизм
- Чавес, Уго
Примечания |
↑ Христианско-социалистическое движение (англ.)
↑ Tim Padgett, Time magazine, 2006-09-22. Chavez: «Bush Has Called Me Worse Things». Accessed 2007-07-22.
↑ Труд и его плоды // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
↑ Собственность // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
↑
Христианский социализм — это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа.
— Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии, ч. 3.1.1.
↑ Фридрих Энгельс. К истории первоначального христианства. 1894 [уточнить]
↑ Ленин В. И. Социализм и религия
↑ 12 Проханов, 1992.
↑ Пузынин, 2010, с. 239.
↑ Попов, 1990, с. 49-50.
↑ 12 Попов, 1990, с. 49.
↑ Попов, 1990, с. 50.
↑ Пузынин, 2010, с. 314-315.
↑ Попов, 1990, с. 51.
↑ Крапивин, 2003, с. 131-134.
Литература |
Джонсон Х. Христиане и коммунизм. — М., 1957 (то же — «Христианство и коммунизм»).
Булгаков С. Н. Христианский социализм. — Новосибирск, Наука, 1991.
Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. — М., Азбука, 2000. — Стр. 39—48 (чтение первое).
Флорель Рифейский. О бедности Христа и апостолов.
- Попов В. А. Христианские коммуны Проханова // Наука и религия : журнал. — 1990. — № 7. — С. 48-51. — ISSN 0130-7045.
- Проханов И. С. В котле России. — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан, 1992. — С. 111.
- Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3.
- Крапивин М. Ю., Лейкин А. Я., Далгатов А. Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 — конец 1930-х годов) / Рецензенты д. и. н. В. С. Измозик, д. и. н. В. В. Молзинский. — СПб.: С-Петербургского университета, 2003. — 308 с. — ISBN 5-288-02851-6.
Исследования |
- М. М. Шенман, «Христианский социализм» (глава III), М., Наука, 1969
- Р. Обер, «Социальное христианство». М., 1970
- М. Я. Домнич, «Очерки истории христианского синдикализма», М., 1976
- Е. Шацкий, «Утопия и традиция», М., 1990
- А. Е. Штекли, «Утопии и социализм», М., 1993
Эткинд А. Выдержки из книги Хлыст (Секты, литература и революция) — М., 1998- Шеррер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. N 12. С. 88-135.
- И. Ю. Новиченко, «Чарльз Кингсли и английский христианский социализм середины XIX века», М., РОССПЭН, 2001
Ссылки |
- Христианский социализм как русская идея