Христианский социализм

Multi tool use
Multi tool use













































Социализм

Red flag waving.svg


Идеи

Эгалитаризм

Общественная собственность

Плановая экономика

Смешанная экономика

Влияния

Анархизм

Демократия

Рабочее движение

Варианты

Утопический

Марксизм

Социальный анархизм

Коммунизм

Демократический

Либертарный

Революционный

Научный

Социал-демократия

Синдикализм

Народничество

Социализм XXI века

Муниципальный

Государственный

Религиозный

Реформизм

Социалистический феминизм

Ведический

Христианский

Исламский

Буддийский

Африканский

Арабский

Меланезийский

Аграрный

Экологический

[шаблон]
















Часть серии статей о христианстве
Социальное христианство
Christian cross.svg
Основные представители


  • Франциск Ассизский

  • Святой Антонин

  • Томас Мор

  • Томмазо Кампанелла

  • Вильгельм Эммануил фон Кеттелер

  • Лев XIII

  • Адольф Кольпинг

  • Эдвард Беллами

  • Маргарет Бенн

  • Филлип Берриман

  • Джеймс Хал Коун

  • Дороти Дэй

  • Лев Толстой

  • Камило Торрес

  • Густаво Гутиеррес

  • Оскар Ромеро

  • Эрнесто Карденаль

  • Элдер Камара

  • Абрахам Кёйпер

  • Даниель Берриган

  • Филип Берриган

  • Мартин Лютер Кинг

  • Вальтер Раушенбуш

  • Десмонд Туту

  • Томми Дуглас


Организации


  • Конфедерация христианских профсоюзов

  • Католическое рабочее движение


Ключевые концепции


  • Христианский анархизм

  • Христианский гуманизм

  • Христианский социализм

  • Христианский коммунизм

  • Марксизм

  • Школа праксиса

  • Теология освобождения

  • Субсидиарность

  • Человеческое достоинство

  • Социально-ориентированная рыночная экономика

  • Коммунитаризм

  • Дистрибутизм

  • Католическое социальное учение

  • Неокальвинизм

  • Неотомизм

  • Коммунализм

  • Закон посвящения

  • Объединённый Орден Еноха

  • Хранилище епископа


Ключевые документы



  • Rerum Novarum (1891)


  • Princeton Stone Lectures (1898)


  • Populorum Progressio (1967)


  • Centesimus Annus (1991)


  • Caritas in Veritate (2009)


Портал:Христианство

Христиа́нский социали́зм — направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску (объединяющее социалистическую модель экономики и традиционную христианскую этику) или «охристианить» социализм, то есть соединить христианство и социализм. Возник в первой половине XIX века. В числе родоначальников — Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Во второй половине XIX века Отто фон Бисмарк обозначал свою программу социальных реформ как «прикладное христианство» и «государственный социализм». Ряд принципов христианского социализма включён в социальную доктрину современного католицизма. В ряде стран существуют христианско-социалистические партии (Швейцария, Италия, Чили, Эквадор) и группы в социалистических партиях (Великобритания — в лейбористской партии[1]).


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


— Деян. 2:44—45





Капитализм — путь дьявола и эксплуатации. Если вы действительно хотите смотреть на вещи глазами Иисуса Христа — который, по-моему, был первым социалистом, — только социализм может действительно создать достойное общество.


— Уго Чавес[2]




Содержание






  • 1 Отношения с несоциалистическим христианством


  • 2 Отношения с нехристианским социализмом


  • 3 В РСФСР/СССР


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Исследования


  • 8 Ссылки





Отношения с несоциалистическим христианством |


Римско-католическая церковь в своем социальном учении изначально жёстко отвергала социализм (Rerum Novarum).


В своей современной социальной концепции РПЦ призывает к справедливому распределению продуктов труда[3] и осуждает «передел собственности с попранием прав её законных владельцев»[4].



Отношения с нехристианским социализмом |


Созданный Иосифом Дицгеном материалистический марксизм изначально находился в остром конфликте с христианским социализмом. Но, напротив, став коммунистами, Карл Маркс и Фридрих Энгельс отказались от своих ранних радикальных взглядов[5] на христианство и христианский социализм[6]. Как объяснял П. А. Кропоткин, это связано с тем, что учение о гегемонии пролетариата могло укрепиться и правильно пониматься только там, где люди воспитывались в культурной среде, проросшей из веры в гегемонию пролетария (плотника) Иисуса Христа. «То, как понимают коммунизм член Французской коммунистической партии Пабло Пикассо и товарищ Мао Цзэдун, — не одно и то же», — говорил позднее Н. С. Хрущёв. Точно так же и понимание взаимоотношений теории самого Карла Маркса и христианского социализма у Маркса и Энгельса, с одной стороны, и Хрущёва, с другой, — далеко не одно и то же.


Большевизм декларировал сотрудничество с христианами-социалистами, отрицая теорию христианского социализма.





Единство этой действительно революционной борьбы угнетённого класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе.


— В. И. Ленин[7]



В РСФСР/СССР |




Коллективный труд евангельских христиан (прохановцев). Обратите внимание на заметку ниже фотографии


Лидер евангельских христиан И. С. Проханов признавался, что ему были близки идеи социализма: «я полностью симпатизировал всем этим идеалам и желал, чтобы они осуществились как можно скорее»[8]. Разумеется, он не мог принять свойственного социализму отрицания Христа и вообще религии «потому что их идеи свободы, равенства и братства и социалистических принципов заимствовались часто из учения Христа и его религии»[8]. Как отмечал богослов А. Пузынин, по замыслу И. С. Проханова, христианство должно было дополнить социализм, «чтобы сделать его совершенным»[9].


После революции 1917 года И. С. Проханов стал вдохновителем движения христианской экономической кооперации (создания христианских коммун, артелей, товариществ и т. д.). Богословская и теоретическая база для христианской кооперации была создана им в брошюре «Евангельское христианство и социальный вопрос» (1918 год) и программной статье «Новая, или Евангельская жизнь» (1925 год)[10].


В брошюре Проханов сослался на библейский пример Иерусалимской общины, как первой христианской коммуны (Деян. 4:32)[11]. Он предложил три формы христианской кооперации: всеобщина, полувсеобщина и простая община. Всеобщина предполагала полное обобществление всего имущества, полувсеобщеобина — земель и орудий производства и, наконец, простая община предусматривала объединение только при продаже продукции, а также общем содержании заводов, маслобоен, мельниц и т. п[11]. Он также составил типовой Устав трудовой христианской общины и дал детальные рекомендации по её устройству, функционированию и быту[12].


В статье «Новая, или Евангельская жизнь» И. С. Проханов развил свои идеи и ярко изобразил будущий протестантский «Город Солнца». По мнению историка-богослова А. Пузынина, представления Проханова о будущей жизни перекликались с ожиданиями христиан наступления Тысячелетнего Царства[13].


В 1927 году Проханов приступил к воплощению своей идеи создания образцовых религиозно-трудовых поселений, начав реализацию проекта Евангельск.
Однако из-за ужесточения политики СССР в отношении протестантов, проект не был реализован, само движение христианской кооперации свёрнуто, христианские сельскохозяйственные коммуны («сектантские колхозы») — ликвидированы[14][15].



См. также |



  • Богостроительство

  • Братья Карамазовы (роман)

  • Браун, Гордон

  • Иоанн XXIII (папа римский)

  • Кампанелла, Томмазо

  • Католический социализм

  • Кинг, Мартин Лютер

  • Кингсли, Чарльз

  • Кюнг, Ханс

  • Льюис, Джон

  • Мюнцер, Томас

  • Мор, Томас

  • Религиозный социализм

  • Теология освобождения

  • Толстовство

  • Торрес Рестрепо, Камило

  • Христианская демократия

  • Христианский коммунизм

  • Чавес, Уго



Примечания |





  1. Христианско-социалистическое движение (англ.)


  2. Tim Padgett, Time magazine, 2006-09-22. Chavez: «Bush Has Called Me Worse Things». Accessed 2007-07-22.


  3. Труд и его плоды // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви


  4. Собственность // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви





  5. Христианский социализм — это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа.


    — Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии, ч. 3.1.1.




  6. Фридрих Энгельс. К истории первоначального христианства. 1894 [уточнить]


  7. Ленин В. И. Социализм и религия


  8. 12 Проханов, 1992.


  9. Пузынин, 2010, с. 239.


  10. Попов, 1990, с. 49-50.


  11. 12 Попов, 1990, с. 49.


  12. Попов, 1990, с. 50.


  13. Пузынин, 2010, с. 314-315.


  14. Попов, 1990, с. 51.


  15. Крапивин, 2003, с. 131-134.




Литература |




  • Джонсон Х. Христиане и коммунизм. — М., 1957 (то же — «Христианство и коммунизм»).


  • Булгаков С. Н. Христианский социализм. — Новосибирск, Наука, 1991.


  • Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. — М., Азбука, 2000. — Стр. 39—48 (чтение первое).


  • Флорель Рифейский. О бедности Христа и апостолов.

  • Попов В. А. Христианские коммуны Проханова // Наука и религия : журнал. — 1990. — № 7. — С. 48-51. — ISSN 0130-7045.

  • Проханов И. С. В котле России. — Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан, 1992. — С. 111.

  • Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. — 523 с. — ISBN 978-5-89647-235-3.

  • Крапивин М. Ю., Лейкин А. Я., Далгатов А. Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 — конец 1930-х годов) / Рецензенты д. и. н. В. С. Измозик, д. и. н. В. В. Молзинский. — СПб.: С-Петербургского университета, 2003. — 308 с. — ISBN 5-288-02851-6.



Исследования |



  • М. М. Шенман, «Христианский социализм» (глава III), М., Наука, 1969

  • Р. Обер, «Социальное христианство». М., 1970

  • М. Я. Домнич, «Очерки истории христианского синдикализма», М., 1976

  • Е. Шацкий, «Утопия и традиция», М., 1990

  • А. Е. Штекли, «Утопии и социализм», М., 1993


  • Эткинд А. Выдержки из книги Хлыст (Секты, литература и революция) — М., 1998

  • Шеррер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. N 12. С. 88-135.

  • И. Ю. Новиченко, «Чарльз Кингсли и английский христианский социализм середины XIX века», М., РОССПЭН, 2001



Ссылки |


  • Христианский социализм как русская идея








4Pb hg xok Uswn3H7xLw0Iea
wF,Jv9ENE CJA8wD,5 9g6,puRmoM3nYNKry6b9eK1MVIAso0p,gG Qy0Wvm,RGTx9VbarZoNx0hOV5cQVyEA Ola0T Y HwZ QWO1,vHN

Popular posts from this blog

Steve Gadd

Подольск

Simulcast