Данте Алигьери
Данте Алигьери | |
---|---|
итал. Dante Alighieri | |
Портрет работы Сандро Боттичелли (1495) | |
Имя при рождении | итал. Durante di Alighiero degli Alighieri |
Дата рождения | не ранее 21 мая 1265 и не позднее 1 июня 1265 |
Место рождения |
|
Дата смерти | 14 сентября 1321[1][2](56 лет) |
Место смерти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | прозаик, поэт |
Годы творчества | 1292—1321 |
Язык произведений | староитальянский, латинский |
Произведения в Викитеке | |
Файлы на Викискладе | |
Цитаты в Викицитатнике |
Да́нте Алигье́ри (итал. Dante Alighieri, полное имя Дуранте дельи Алигьери, последняя декада мая.mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em} 1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321) — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры[3].
Содержание
1 Биография
1.1 Во Флоренции
1.2 Годы изгнания
1.3 Смерть
1.4 Краткая хронология жизни и творчества
2 Личная жизнь
3 Творчество
3.1 «Новая жизнь»
3.2 «Пир»
3.3 «Божественная комедия»
3.3.1 Анализ
3.3.2 Влияние на культуру
4 Библиография
4.1 Сочинения
4.2 Русские переводы
4.2.1 «Божественная комедия»
5 В искусстве
6 Память
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Биография |
Во Флоренции |
Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов, вернулся в родной город в 1266 году, после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто. Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.
Точная дата рождения Данте неизвестна. По свидетельству Бокаччо[комм. 1], Данте родился в мае 1265 года. Сам Данте сообщал о себе (Комедия, Рай, 22), что родился под знаком Близнецов, который начинается с 21 мая. В современных источниках чаще всего приводятся даты второй половины мая[комм. 2]1265 года. Также известно, что Данте был крещён 25 марта[4] 1266 года (в первую страстную субботу) под именем Дуранте.
Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, неизвестно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.
С достаточно большой степенью достоверности предполагается, что в 1286—1287 годах Данте жил несколько месяцев в Болонье поблизости от сохранившихся доныне башен Гаризенда и Азинелли. В отсутствие каких-либо документальных подтверждений исследователи допускают, что наиболее вероятной причиной его пребывания в этом городе могло быть обучение в знаменитом университете[5].
Ближайшим другом Данте был поэт Гвидо Кавальканти. Ему Данте посвятил множество стихов и фрагментов поэмы «Новая жизнь».
Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или 1301 году он был избран приором.
В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции вместе со своей партией белых гвельфов[6]. Он никогда более не увидел своего родного города и умер в изгнании.
Годы изгнания |
Годы изгнания были для Данте годами скитальчества. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля» — Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др. Его «La Vita Nuova (Новая жизнь)» уже была написана; изгнание сделало его более серьёзным и строгим. Он затевает свой «Пир» («Convivio»), аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам. Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги, и латинский трактат о народном языке, или красноречии («De vulgari eloquentia»).
В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно. Рай дописывался в Равенне, и нет ничего невероятного в рассказе Боккаччо, что после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат.
О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии.
Позднее он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, в 1308—1309 гг. очутился в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Именно в Париже Данте застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию (вероятно, в 1310-м либо в начале 1311 года), чая ей обновления, себе — возвращения гражданских прав. Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно скончался (1313), а 6 ноября 1315 г. Раньери ди Заккария из Орвьетто, наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев.
С 1316—1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая.
Смерть |
Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 г. Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый.
Внешние изображения | |
---|---|
Данте | |
(Посмертная маска) | |
Изображение |
Краткая хронология жизни и творчества |
1265 — рождение.
1274 — первая встреча с Беатриче.
1283 — вторая встреча с Беатриче.
1290 — смерть Беатриче.
1292 — создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»).
1296/97 — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле.
1298 — женитьба на Джемме Донати.
1300/01 — приор Флоренции.
1302 — изгнан из Флоренции.
1304—1307 — Трактат «Пир».- 1304—1306 — трактат «О народном красноречии».
- 1306—1321 — создание «Божественной комедии».
1308/09 — Париж.
1310/11 — возвращение в Италию.
1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции.
1316—1317 — поселился в Равенне.
1321 — как посол Равенны отправляется в Венецию.- В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну.
Личная жизнь |
В поэме «Новая жизнь» Данте воспел свою первую юношескую любовь — Беатриче Портинари, которая умерла в 1290 году в 24-летнем возрасте. Данте и Беатриче стали символом любви, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.
В 1274 году девятилетний Данте залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари — это его первое биографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты.
Семья Данте держала сторону флорентийской партии Черки, враждовавшей с партией Донати. Но Данте женился на Джемме Донати, дочери Манетто Донати. Точная дата его женитьбы неизвестна. Известно, что в 1301 году у него уже было трое детей (Пьетро, Якопо и Антония)[7]. Когда Данте был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с детьми, сохраняя остатки отцовского достояния.
В дальнейшем, когда Данте слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. В последние годы он жил в Равенне; вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, поэты, будущие его комментаторы, и дочь Антония; только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо, один из первых биографов Данте, обобщил всё это: будто Данте женился по принуждению и уговорам, а потому в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену. Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания — его общественные и политические взгляды и их архаизм.
Творчество |
Данте Алигьери, мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиального основания всему, что происходило в нём самом и вокруг него, именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определённости, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности.
Любовь к Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ею каждое произведение. Её идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами. В 1292 году им была написана повесть об обновившей его любви «Новая жизнь» («La Vita Nuova»), составленная из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. «Новая жизнь» считается первой в истории мировой литературы автобиографией. Уже в изгнании Данте пишет трактат «Пир» (Il convivio, 1304—1307).
Создавал Алигьери и политические трактаты. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»). Данное произведение — своеобразный апофеоз императора-гуманиста, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик. Данте-поэт отразился в произведениях «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия».
«Новая жизнь» |
В этом первом в Европе психологическом романе чувство любви приобретает небывалую еще высоту и духовность. Это первое воплощение того простого и вместе необыкновенно сложного, чреватого многими последствиями чувства, которое определило развитие заветнейших сторон дантовской души. Любовь Данте трогательна по своей наивности и свежести, однако вместе с тем в ней чувствуются веяние сурового и внимательного к себе духа, рука художника, думающего сразу о многом, переживающего сложнейшие драмы сердца. Образные описания добродетелей и достоинств Беатриче, проникновенный анализ экстатического обожания Данте своей возлюбленной придают яркость и одухотворенность его схематическим литературным приемам.[8].
«Пир» |
В «Пире» (между 1304 и 1307 гг.) — и это весьма характерно для исторического своеобразия периода Предвозрождения, эстетически реализованного в творчестве Данте, — политика органически соединяется не только с этикой, но и с поэтикой и лингвистикой[9].
Ренессансные теории стиля у Данте предваряет идея о важности духовной опоры на «образцовых», «правильных поэтов». Данте по-гуманистически верил в безграничность созидательных сил отдельной творческой личности, черпающей вдохновение в народной культуре и близкой народным нуждам и мировоззрению, воплощающей его истинные, «разумные» стремления в поэзии, ее стиле и языке. Грамматически организованный народный язык новой литературы и культуры, который в трактате «О народном красноречии» провозглашается «исконным» и именуется «блистательной итальянской народной речью», должен был сформироваться из живой разговорной речи регионов Италии под влиянием культурной и литературной деятельности писателей. Первый трактат «Пира» заканчивается мыслью о том, что этот язык станет «новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное; и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12)[9].
В «Пире» между новыми идеями и поисками нового стиля и языка есть прочная связь. Когда Данте создает новый итальянский литературный язык и «прекрасный стиль», он заботится и об их соответствии с требованиями «благородной дамы», именуемой им (в начале третьей канцоны) «мадонной философией». В канцоне и в сопровождающих ее рассуждениях Данте углубляет и демократизирует антисословные представления о благородстве как своего рода благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу; его концепция «божественности» человека приобретает, безусловно, гуманистическую суть. Благородство у Данте предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии в всемирной и единодержавной империи, ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством, и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо, ибо он рожден для счастья» («Пир», IV, IV, 4)[9].
Мысль о том, что счастье заключается в земном существовании человека, и «что цель каждой добродетели в том, чтобы сделать нашу жизнь радостней» (там же, I, VIII, 12), несомненно революционна; можно вспомнить, что в «Пире» идея общественной мировой гармонии — «каждый человек каждому другому человеку от природы — друг» (I, I, 8) — обоснована идеей гармоничности отдельного индивидуума, обычного земного человека. Истинное, духовное благородство у Данте предполагает телесную красоту, благородство плоти (IV, XXV, 12—13). Такого рода идеи предвосхищают жизнеутверждающее миропонимание итальянского Возрождения и также служат предпосылками для формирования ренессансного стиля[9].
«Божественная комедия» |
Анализ |
По форме «Божественная комедия» — загробное видение, распространенный жанр в средневековой литературе. Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершенных на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений[комм. 3]. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие[комм. 4]. Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии[комм. 5] (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей рассказчика спасает Вергилий — разум[комм. 6], посланный к поэту Беатриче (которая здесь предстает как символ божественного провидения[комм. 7]). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать (Беатриче в пер. с ит. — благодатная) ведет к вечному блаженству.
«Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник многих зол[10]. Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная — Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды). Терцины «Чистилища», сопутствующие появлению Сорделло (Чистилище, Песнь VI) — это хвалебный гимн гибеллинизму. Далее Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в рай (Рай, Песнь VI); эти самые значительные деятели Римской державы должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры, и в частности для Генриха VII Люксембургского, которого Данте призывал вторгнуться в Италию и объединить ее на феодальных началах. К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть; некоторые папы оказываются в аду. Вера Данте — католичество, хотя в неё вторгается уже личный элемент, враждебный старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, принимаемые со всей страстью, также резко отклоняются от собственно католицизма. Его философия — теология, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Идеалы аскетизма в Данте ещё не мертвы, и поэтому он почитает грехом свободную любовь (Ад, Песнь V, эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом[комм. 8]. Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». Дух пытливости, стремление раздвинуть свой кругозор, открывать новое, соединяемое с «добродетелью», побуждающее к героическим дерзаниям, превозносится, как идеал.
Своё видение Данте создавал из кусков реальной жизни. Конструкция загробного мира составлена из отдельных уголков Италии[11], размещенных в нём чёткими графическими контурами. В поэме изображено столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, столько выразительных и впечатляющих сцен, эпизодов, что искусство и в последующие века, и даже в наше время продолжает черпать оттуда[8]. Смотря на огромную галерею исторических деятелей и лиц, изображенных Данте в «Комедии», заключаешь, что нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. В эпоху Данте Флоренция переживала эру напряжённого экономического и культурного расцвета. То необычное по остроте ощущение человека и пейзажа в «Комедии», которому мир учился у Данте, было возможно только в общественной обстановке Флоренции XIV века, стоявшей тогда в авангарде европейского прогресса. Отдельные эпизоды, такие, как Франческа и Паоло, Фарината в своей раскалённой могиле, Уголино с детьми, Капаней и Улисс, очень не похожие на античные образы, Чёрный Херувим с тонкой дьявольской логикой, Сорделло на своём камне, и теперь производят сильное впечатление.[12].
Влияние на культуру |
Как указывается в Новейшем философском словаре, поэзия Данте «сыграла большую роль в оформлении ренессансного гуманизма и в разворачивании европейской культурной традиции в целом, оказав значительное воздействие не только на поэтико-художественную, но и на философскую сферы культуры (от лирики Петрарки и поэтов Плеяды до софиологии B.C. Соловьева)»[13].
Библиография |
Сочинения |
1292 «Новая жизнь» (итал. Vita nuova)
1306—1321 «Божественная комедия» — (итал. Divina Commedia):
- Ад,
- Чистилище,
- Рай
1304—1307 «Пир» (итал. Convivio)
1304—1306 «О народном красноречии», трактат (dubia лат. De vulgari eloquentia libri duo)
- «Эклоги» (лат. Egloghe)
- «Послания» (лат. Epistulae)
- «Цветок» (итал. Il fiore)), поэма из 232 сонетов, основанная на «Романе о Розе» (Roman de la Rose) фр. аллегорический роман XIII века
1310—1313 «Монархия», трактат (лат. Monarchia )- «Detto d’Amore» поэма, также основанная на «Романе о Розе» (фр. Roman de la Rose)
- «Вопрос о воде и земле», трактат (dubia лат. Quaestio de aqua et de terra)
- «Стихотворения» (итал. Rime (Canzoniere))
- Стихотворения флорентийского периода:
- Сонеты
- Канцоны
- Баллады и стансы
- Стихотворения написанные в изгнании:
- Сонеты
- Канцоны
- Стихи о каменной даме
- Письма
Русские переводы |
«Божественная комедия» |
- А. С. Норов, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30);
Ф. Фан-Дим, «Ад», перевод с итальянского (Санкт-Петербург, 1842-48; прозой);- Д. Е. Мин «Ад», перевод размером подлинника (Москва, 1856);
- Д. Е. Мин, «Первая песнь Чистилища» («Русск. вест.», 1865, 9);
- В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, Санкт-Петербург, 1871, 3-е издание 1872; перев. только «Ад»);
Д. Минаев, «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами); переиздание — М., 2006
П. И. Вейнберг, «Ад», песнь 3-я, «Вестн. Евр.», 1875, № 5);
В. В. Чуйко, «Божественная комедия», прозаический перевод, три части изданы отдельными книгами, СПб., 1894;- М. А. Горбов, Божественной комедии часть вторая : С объясн. и примеч. М., 1898. («Чистилище»);
- Голованов Н. Н., «Божественная комедия» (1899—1902);
Чюмина О. Н., «Божественная комедия». СПб., 1900, перев. не с подлинника (переиздание — М., 2007). Половинная Пушкинская премия (1901)
М. Л. Лозинский, «Божественная комедия» (1946, Сталинская премия)[14];
Б. К. Зайцев, «Божественная комедия. Ад», подстрочный перевод (прозой, 1913—1918, первая публикация отдельных песен в 1928 и 1931, первая полная публикация в 1961)[15];
А. А. Илюшин (создавался с 1960-х по 1980, первая частичная публикация в 1988, полное издание в 1995)[16];
В. С. Лемпорт, «Божественная комедия» (закончен в 1997)[17];
В. Г. Маранцман, (Санкт-Петербург, 2006)
В искусстве |
См. Отражение в культуре (Божественная комедия).
Память |
- В 1970 году именем Данте был назван кратер на обратной стороне Луны.
- В 2008 году вышла компьютерная игра Dante’s Inferno, являющаяся вольной трактовкой одной из частей Божественной комедии.
- В 2010 году вышел анимационный мультфильм Ад Данте:Анимированный эпос[18].
- В 2015 году Банк России выпустил монеты (в обычном и специальном исполнении), посвященные 750-летию со дня рождения Данте Алигьери[19].
- В 2015 году в его честь в России был выпущен почтовый конверт.
См. также |
- Возрождение
- (2999) Данте
Примечания |
- Комментарии
↑ Голенищев-Кутузов И. Н., 1968: Бокаччо получил сведения от нотариуса Пьеро Джардини.
↑ Философский энциклопедический словарь (2010) приводит дату 30 мая. Новая философская энциклопедия (В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001) указывает дату рождения между 18 мая и 17 июня. Роберт Холландер в статье «Данте» («Dictionary of the Middle Ages», 4 том, 1984) пишет, что Данте Алигьери родился «вероятно, в конце мая». И. Н. Голенищев-Кутузов (Голенищев-Кутузов И. Н., 1968) указывает на вторую половину мая.
↑ См. комментарий М. Лозинского к строке 13, Песнь I, Ад
↑ См. комментарий М. Лозинского к строкам 31-60, Песнь I, Ад
↑ Cм. трактат Данте «О монархии»
↑ См. комментарий М. Лозинского к строке 62, Песнь I, Ад
↑ См. комментарий М. Лозинского к строке 70, Песнь II, Ад
↑ Cм. «Новую жизнь» Данте
- Примечания
↑ 123 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118523708 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>
↑ AA.VV. Dizionario Biografico degli Italiani — 1960.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1128537"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q2818964"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1986"></a>
↑ А. Дживелегов. ДАНТЕ АЛИГИЕРИ.
↑ Голенищев-Кутузов И. Н., 1968.
↑ Marco Santagata, 2015, pp. 73—74.
↑ Malcolm Moore «Dante’s infernal crimes forgiven», Daily Telegraph, June 17, 2008. Retrieved on June 18, 2008.
↑ Siro A. Chimenz. ALIGHIERI, Dante (итал.). Dizionario Biografico degli Italiani - Volume 2. Treccani (1960). Проверено 18 марта 2016.
↑ 12 Комментарий Б. Кржевского к «Божественной комедии»
↑ 1234 Голенищев-Кутузов И. Н., Хлодовский Р. И. Данте Алигьери // Литература Италии : Литература XIII-XIV вв. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М. : Наука, 1985. — Т. 3. — С. 57—58 из 51—68. — (История всемирной литературы : в 9 т. ; 1983—1994).
↑ И. Н. Голенищев-Кутузов «Данте и мировая культура»/Данте в России, с. 490
↑ Все места Италии в «Божественной комедии»
↑ ФЭБ:Данте Алигиери/Литературная энциклопедия, Т. 3 — 1930
↑ Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
↑ И. Н. Голенищев-Кутузов «Данте и мировая культура»/Данте в России
↑ «Русский Ад Бориса Зайцева»
↑ Данте размером подлинника
↑ Новый перевод Данте
↑ «Ад Данте:Анимированный эпос» (англ.) на сайте Internet Movie Database
↑ Пресс-релиз Банка России от 29.06.2015
Литература |
- Баренбойм П. Д. «Конституционные идеи Данте», Законодательство и экономика, № 6, 2005, C. 64—69
- Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки. — 1991. — № 8. — С. 132—170.
- Голенищев-Кутузов И. Н. Данте. — Молодая Гвардия, 1967. — (Жизнь замечательных людей).
- Голенищев-Кутузов И. Н. Жизнь Данте и его малые произведения // Данте Алигьери. Малые произведения. — М., 1968. — С. 419—447.
- Голенищев-Кутузов И. Н. Данте в России ; Данте в советской культуре // Творчество Данте и мировая культура. — М., 1971. — С. 454—486, 487 — 515.
- Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура / Под редакцией и послесловием академика В. М. Жирмунского. — Наука, 1971.
- Голенищев-Кутузов И. Н., Хлодовский Р. И. Данте Алигьери // Литература Италии : Литература XIII-XIV вв. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М. : Наука, 1985. — Т. 3. — С. 51—68. — (История всемирной литературы : в 9 т. ; 1983—1994).
- Данте и всемирная литература. М., 1967.
Дживелегов А. К. Данте, 1933. — 176 с. (Жизнь замечательных людей)
Доброхотов А. Л. Данте Алигьери.- М.: Мысль, 1990.- 207,[1]c.-(Мыслители прошлого) ISBN 5-244-00261-9
Елина Н. Г. Данте. М., 1965.
Зайцев Б. К. Данте и его поэма. М., 1922.
Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения. М., 1985.- Santagata M. Dante. Il romanzo della sua vita. — Milano: Oscar Mondadori, 2015. — 467 p. — ISBN 978-88-04-63182-8.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Данте Алигьери в Викицитатнике | |
Данте Алигьери в Викитеке | |
Данте Алигьери на Викискладе | |
Данте Алигьери в Викиновостях |
- Данте Алигьери. Монархия
- Данте Опера Омниа
- World of Dante
Божественная комедия с комментариями Лозинского и иллюстрациями Гюстава Доре в библиотеке mobook.ru (недоступная ссылка)
- Божественная Комедия с комментариями Лозинского и иллюстрациями Гюстава Доре on line .RU
- Поэма на русском языке
- Поэма на итальянском и английском языках
- DANTE E GLI STUDI DANTESCHI Пильщиков: Аннотированный каталог сетевых ресурсов по Данте и дантоведению
- Создатель «Божественной комедии» обрел лицо
- Данте Алигьери
В библиотеке РГИУ (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-05-2013 [2017 дней])
- Елена Сизова. Фридрих II Гогенштауфен и его династия в зеркале литературы. Историко-искусствоведческий портал "Монсальват". Архивировано 21 августа 2011 года.
Эту статью следует викифицировать. |