Су-15




















































Су-15
Su-15 Flagon.jpg
Су-15TM Войск ПВО СССР в полёте, 1989 год.
Тип
истребитель-перехватчик
Разработчик
Флаг СССР ОКБ Сухого
Производитель
Флаг СССР Завод № 153 (Новосибирск)
Главный конструктор
Н. Г. Зырин
Первый полёт
30 мая 1962
Начало эксплуатации
30 апреля 1965[1]
Конец эксплуатации
1996[2]
Статус
снят с вооружения
Эксплуатанты
Союз Советских Социалистических Республик СССР
см. на вооружении

Годы производства
1966—1981[2][3]
Единиц произведено
~ 1 300[2][4]
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Су-15 (по кодификации НАТО: Flagon — «графин», обозначение прототипа — Т-58) — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и участвовал во множестве происшествий, связанных с полётами иностранных самолётов над территорией СССР.


Наиболее известное такое происшествие с участием Су-15 случилось в 1983 году, когда Су-15, пилотируемый Геннадием Осиповичем, сбил южнокорейский пассажирский самолёт Боинг 747. Также Су-15 прервал полёт южнокорейского пассажирского самолёта Боинг 707 над Кольским полуостровом в 1978 году.




Содержание






  • 1 История создания и производства


  • 2 Модификации


  • 3 Тактико-технические характеристики


  • 4 Состоял на вооружении


  • 5 Сохранившиеся экземпляры


  • 6 Потери


  • 7 Галерея


  • 8 См. также


  • 9 Примечания


  • 10 Литература


  • 11 Ссылки





История создания и производства |


Самолёт предназначался для перехвата воздушных целей с диапазоном скоростей 500—3000 км/ч и высот 500—23000 метров. Вывод перехватчика в район встречи с целью и до обнаружения её бортовой РЛС выполнялся с помощью наземного комплекса автоматизированного наведения «Воздух-1». Перехват цели, прицеливание и наведение ракеты с РГС осуществлялось БРЛС. Ракеты с ИКГСН имели иной принцип наведения — инфракрасное (тепловое) излучение, которое они воспринимали, шло непосредственно от цели.


Первый предсерийный Су-15 был собран в Новосибирске. В марте 1966 года первый полёт на нём совершил заводской лётчик-испытатель И. Ф. Сорокин, которому впоследствии, во многом именно за эти испытания, было присвоено звание Героя Советского Союза. Третий полет на самолете 15 марта 1966 года выполнил летчик-испытатель ОКБ В. С. Ильюшин. Затем летные испытания самолета продолжили летчики-испытатели Ю. Н. Харченко, В. М. Морозов, В. А. Дыров, Е. С. Соловьев, Е. К. Кукушев и другие. В июле 1967 года истребитель был показан широкой публике на воздушном параде в Домодедово.


Серийное производство началось в 1966 году. С 1971 по 1975 год было выпущено 450 Су-15ТМ, наиболее совершенной модификации перехватчика. В 1976—1981 годах строился модернизированный учебно-тренировочный Су-15УМ. Всего за время серийного производства было выпущено около 1300 Су-15 всех модификаций[5].



Модификации |



































Название модели Краткие характеристики, отличия.

Су-15 
Серийный перехватчик.

Су-15бис 
Опытная модель перехватчика с улучшенным БРЭО и двигателями.

Су-15ВД 
Экспериментальный самолёт для отработки подъёмных ТРД.

Су-15Т 
Первая модификация.

Су-15ТМ 
Самая совершенная модификация.

Су-15УТ 
Двухместный учебно-тренировочный самолёт.

Су-15УМ 
Модернизированный учебно-тренировочный самолёт.


Тактико-технические характеристики |




Три проекции Су-15ТМ


Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Су-15ТМ:


Источник данных: «Уголок неба»[6], «Sukhoi Interceptors»[7]


Технические характеристики



  • Экипаж: 1 пилот


  • Длина: 22,03 м

  • Размах крыла: 9,34 м


  • Высота: 4,843 м

  • Площадь крыла: 36,6 м²


  • Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 55°/45°


  • База шасси: 5,942 м


  • Колея шасси: 4,79 м


  • Масса пустого: 10 874 кг

  • Нормальная взлётная масса: 17 194 кг


  • Максимальная взлётная масса: 17 900 кг


  • Посадочная масса: 12 060 кг

  • Масса топлива во внутренних баках: 5 550 кг


  • Объём топливных баков: 8675 л

  • Силовая установка: 2 × ТРДФ Р-13Ф-300

    • Бесфорсажная тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)


    • Форсажная тяга: 2 × 6600 кгс (64,7 кН)




Лётные характеристики


  • Максимальная скорость:  


    • у земли: 1300 км/ч


    • на высоте: 2230 км/ч на 13 000 м (М=2,16)




  • Скорость отрыва: 370 км/ч


  • Посадочная скорость: 285–295 км/ч

  • Боевой радиус: 725 км

  • Практическая дальность: 1380 км

  • Перегоночная дальность: 1700 км


  • Практический потолок: 18 500 м


  • Скороподъёмность: 228 м/с

  • Нагрузка на крыло: 397 кг/м²


  • Тяговооружённость: 0,82

  • Длина разбега: 1000–1100 м

  • Длина пробега:  


    • без тормозного парашюта: 1050–1150 м


    • с тормозным парашютом: 850–950 м 




  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5 g


    • с ракетами Р-98: +3,0 g


    • с ракетами Р-60: +5,0 g




Вооружение


  • Точки подвески: 6

  • Боевая нагрузка: 1500 кг

  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-98М и 2 × Р-60М могли применяться и более старые ракеты типа Р-8М или Р-8М-1, но только при перехвате цели в ЗПС


  • Бомбы: 2 × ФАБ-250 (вместо ПТБ)


  • Пушечные контейнеры: 2 × УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (по 250 снарядов)


Авионика



  • РЛС: «Тайфун-М»


    • Дальность обнаружения цели:


      • на большой высоте: 65 км


      • на малой высоте: 15 км




    • Дальность захвата цели:


      • на большой высоте: 45 км


      • на малой высоте: 10 км




    • Угол сканирования:


      • по углу места: +30°/−10°


      • по азимуту: ±70°






Состоял на вооружении |




  • СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны


  • РоссияFlag of Russia.svg Россия — снят с вооружения в 1994 году[2]


  • УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина — после распада СССР получила около 70 Су-15ТМ и некоторое количество Су-15УМ, которые стояли на вооружении 62-го ИАП ПВО (Бельбек) и 636-го ИАП ПВО (Краматорск)[8][9]. Снят с вооружения в 1996 году[2].



Сохранившиеся экземпляры |
















































































































































































































Потери |


Представленные данные не полные и не окончательные.




















































Дата
Страна
Место аварии
Жертвы
Краткое описание
1970

Союз Советских Социалистических Республик

Союз Советских Социалистических Республик г. Вайнёде Латвия
1/1
Самолёт 54 гвИАП. Разбился при взлёте по тревоге. Погиб капитан Юмашев.
07.05.1971

Союз Советских Социалистических Республик
Арциз
1
Самолет 90 ИАП совершал упражнение посадки на чужой аэродром (Арциз - Стрый). При возвращении назад самолет упал в Карпатах. Летчик Сайфуллин, и.о. командира 1-й эскадрилии погиб,
07.12.1977

Союз Советских Социалистических Республик

Союз Советских Социалистических Республик Клин
1/1+1/1+1/1+1
Три катастрофы в течение 17 минут. Среди погибших — генерал В. Кадышев, главный штурман авиации ПВО СССР, замкомандира АП лётчик-снайпер п-к Фомин, комзвена м-р Тищенко и местный житель.[11][12]
12.10.1979

Союз Советских Социалистических Республик

Союз Советских Социалистических Республик Цивильский район Чувашская ССР
1/1
Самолёт 681 ИАП, аэродром Данилово под Йошкар-Олой. Разбился во время ночного учебно-тренировочного полёта. Погиб лейтенант Скамейкин Сергей Владимирович[13].

18.07.1981

Союз Советских Социалистических Республик

Союз Советских Социалистических Республик Армянская ССР
1/0+4
Самолёт 166 ИАП, аэродром Сандар, Марнеули, Грузинская ССР. Участвовал в перехвате аргентинского транспортного самолёта Canadair CL-44 и вынужден был совершить таран. В результате машина получила повреждения, лётчик катапультировался[14].
16.08.1983

Союз Советских Социалистических Республик

Союз Советских Социалистических Республик Краматорск
0/1+0/1
Над Старым городом при заходе на посадку столкнулись два Су-15 — один местный, другой — из Моршанска. Причина — ошибки служб радиосвязи. Один самолёт упал на ул. Мичурина, разрушен дом в частном секторе, лётчик катапультировался. Другой — с повреждениями осуществил посадку на аэродром. Жертв нет.


Галерея |




См. также |




  • Флаг СССР МиГ-25


  • Флаг Канады Avro Canada CF-105 Arrow


  • Флаг США Convair F-102 Delta Dagger


  • Флаг США Convair F-106 Delta Dart


  • Флаг Великобритании English Electric Lightning


  • Флаг Франции Dassault Mirage III


  • Флаг Швеции Saab 35 Draken


  • Флаг Китайской Народной Республики Shenyang J-8



Примечания |





  1. Су-15. «Уголок неба.»


  2. 12345 Су-15 на сайте ОКБ Сухой


  3. Истребитель ПВО Су-15ТМ


  4. М.А.Левин, В.Е. Ильин. Современные истребители. — «Хоббикнига», 1994. — С. 122-129 стр. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.


  5. http://aviamuseum.com.ua/ekspozitsiya/kb-suhogo/istrebitel-pvo-su-15tm-t-58tm.html


  6. Су-15ТМ «Уголок неба»


  7. Yefim Gordon. Sukhoi Interceptors. — MIDLAND, 2004. — P. 76-77, 98-105. — 127 p. — ISBN 1-85780-180-6.


  8. 62-й истребительный авиационный полк ПВО


  9. 636-й истребительный авиационный полк ПВО


  10. ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация


  11. В ОТВЕТЕ ЗА ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО СССР


  12. Микоян С. А. Мы — дети войны: Воспоминания военного лётчика-испытателя


  13. Истребитель из полёта не вернулся (неизв.). Советская Чувашия (15 октября 2009). Проверено 11 апреля 2014.


  14. Горячее небо «холодной войны». Часть 3. // Мир авиации : журнал. — М., 1996. — № 2 (12). — С. 38—42.




Литература |


  • Павлов В. Классика второго поколения (рус.) // Авиация и Время : журнал. — Киев: АэроХобби, 2003. — № 1 (62). — С. 4-20, 33-39.


Ссылки |



  • Фотографии Су-15 из Полтавы, Украина

  • Фотографии Су-15 из Одессы, Украина

  • Фотографии Су-15ТМ из Киева, Украина









Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район