Туношна (аэропорт)










































































Международный аэропорт Ярославль (Туношна)

ИАТА: IAR – ИКАО: UUDL– Внутр. код: ЯРТ
Информация
Тип
международный, гражданский, грузо-пассажирский, федерального значения
Страна
Россия
Расположение

Ярославская область, Ярославский район, Туношна-городок 26


57°33′38,40″ с. ш. 40°09′26,53″ в. д.HGЯO

Дата открытия
1998
Владелец
Правительство Ярославской области
Эксплуатант
ОАО «Аэропорт Туношна»
Высота НУМ

+93 м
Часовой пояс
UTC+3
Время работы
Круглосуточно
Сайт
iar.aero
Карта


IAR (Россия)

Airplane silhouette.svg

IAR



Расположение аэропорта на карте России

Взлётно-посадочные полосы












Номер
Размеры (м)
Покрытие
05/23
3010×44

асфальтобетон, ПАГ-14

Статистика
Годовой пассажиропоток
23 817 чел. (2017)




Международный аэропорт Ярославль (Ту́ношна)  — аэропорт Ярославля — центра Ярославской области. Является аэропортом федерального значения[1]. Расположен в Туношёнском сельском поселении Ярославского муниципального района Ярославской области в 2 км северо-восточнее посёлка Туношна, в 17 км юго-восточнее центра города Ярославля, в 51 км юго-западнее центра города Костромы, вблизи федеральной автомобильной дороги М8 «Холмогоры».




Содержание






  • 1 Уникальные особенности


  • 2 Перспективы развития


  • 3 Современное состояние


  • 4 Статус аэропорта


  • 5 Принимаемые и обслуживаемые типы воздушных судов


  • 6 Аэропортовые организации


  • 7 Показатели деятельности


  • 8 Маршрутная сеть (история и текущее состояние)


  • 9 История


  • 10 Происшествия и катастрофы


    • 10.1 Катастрофа самолёта МиГ-23УБ 6 сентября 1994 года


    • 10.2 Катастрофа самолёта Як-42 7 сентября 2011 года




  • 11 Другие аэродромы Ярославля


  • 12 Примечания


  • 13 Ссылки





Уникальные особенности |


Расположен в непосредственной близости от реки Волги и от федеральной автотрассы М8 Москва — Холмогоры (на участке Ярославль — Кострома). К аэропорту из Ярославля ходит автобус 183а.


Наиболее близко расположенный к московскому авиационному узлу аэродром категории Б (ИКАО: I, 4E).



Перспективы развития |


Согласно «Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2011 года № 1540-р (с изменениями на 26.12.2014)[2] указано, что на территории вокруг аэропорта Туношна должен быть создан крупный транспортно-логистический комплекс по обслуживанию авиационных, железнодорожных, речных и автомобильных грузопотоков.


В «Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года», утверждённой постановлением Правительства Ярославской области от 6 марта 2014 г. № 188-п (с изменениями на 01.02.2016)[3] указано, что проект Транспортно-пересадочный узел «Золотое кольцо» (объединение на базе аэропорта Туношна четырёх видов транспорта — воздушного, водного, железнодорожного и автомобильного) является одним из стратегических проектов (ключевых инициатив) развития Ярославской области.


Проектной организацией «НТПИ ТИ» разработан проект реконструкции искусственных покрытий аэродрома (взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок воздушных судов). Проект предполагает расширение ИВПП с существующих 44 до планируемых 60 метров (из них 45 метров – формальная ширина ИВПП по бетонной подушке и дополнительные укреплённые обочины - по 7,5 метров), строительство новых мест стоянок воздушных судов, повышение прочности искусственных покрытий. Проект получил положительное заключение государственной экспертизы.


Проектной организацией «Красаэропроект» разработан[4] проект строительства нового здания пассажирского терминала международного класса с расчетной пропускной способностью 450 пассажиров в час.



Современное состояние |


Аэропорт Ярославль (Туношна) рассчитан на приём и обслуживание до 15-17 самолётов в сутки. Пассажирский терминал (общей площадью аэровокзала 1000 м²) в состоянии обеспечить прием и отправку до 180 пассажиров в час - на внутренних авиарейсах, до 100 пассажиров в час - на международных авиарейсах. Грузовой терминал (площадью 833 м²) обрабатывает до 150 тонн груза в сутки на внутренних и международных авиарейсах.


Аэродром класса Б, взлётно-посадочная полоса (ИВПП) 05/23, длина 3010 м × ширина 44 м, классификационное число прочности покрытия ИВПП РСN 38/R/С/Х/T - летом, РСN 51/R/С/Х/T - зимой[5]; 5 рулежных дорожек МРД, B, C, D, E; 16 мест стоянок воздушных судов.


При обслуживании пассажиров международных авиарейсов в аэровокзале действует реверсивная технология обслуживания (обслуживание только вылетающего рейса или только прилетающего рейса).


Обеспечивает обслуживание почты и грузов внутренних и международных воздушных перевозок, в том числе классов и категорий опасности: 1.4S; 2.2; 3; 4.1; 5.1; 6; 8; 9.





Статус аэропорта |


Аэропорт имеет I категорию ICAO, сертификат МАК № 091 А-М от 03.06.2013 (сертификат действует до 19.02.2018)[6], сертификат оператора аэродрома № ФАВТ.ОА-042 от 21.11.2016 согласно новым Федеральным авиационным правилам № 286 от 25 сентября 2015 года.


Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р[1] аэропорт Ярославль (Туношна) является:



  • аэропортом административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации;

  • аэропортом федерального значения;

  • международным аэропортом.


Аэропорт Ярославль (Туношна) открыт для международных полётов пассажирских и грузовых воздушных судов (распоряжением Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. № 2096-р, приказом Министерства транспорта РФ от 18 июня 2001 г. № 104) с разрешенными лимитами: пропуска через госграницу до 100 пассажиров в час, обработки международных грузов — до 150 тонн грузов в сутки. В аэропорту действует таможенный пост и грузо-пассажирский многосторонний воздушный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации (согласно распоряжениям Правительства РФ от 20.11.2008 № 1724-р, от 13.04.2015 № 641-р). Международные пассажирские рейсы осуществляются по разовым разрешениям Росавиации[7].



Принимаемые и обслуживаемые типы воздушных судов |


Согласно Свидетельству о регистрации аэродрома № 105 от 23 ноября 2015 года (с изменениями и дополнениями от 23 марта 2017 года), выданному Управлением аэропортовой деятельности Росавиации, аэродром Ярославль (Туношна) пригоден для приёма на регулярной основе следующих типов воздушных судов (днём и ночью, круглый год):




  • Airbus A319-100, Airbus A320;


  • Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-148;


  • ATR-42, ATR-72;


  • Boeing 737 (все модификации); Boeing 757-200; Boeing 767-200/300;


  • Bombardier CRJ 100/200;

  • Embraer ERJ-120, ERJ-135, ERJ-145, EMB 170-100/200;


  • Ил-62, Ил-76, Ил-96, Ил-114;

  • Let L-410;


  • M-101;


  • Saab 340, Saab 2000;


  • Superjet 100 (RRJ-95);


  • Ту-134, Ту-154, Ту-204;


  • Як-40, Як-42;

  • самолёты 3 и 4 классов всех типов.


  • вертолёты всех типов.


Приём иных самолётов 1 или 2 класса (таких, как Ан-124 «Руслан» и прочих, не указанных в Свидетельстве о регистрации аэродрома) осуществляется по разовым разрешениям Росавиации.



Аэропортовые организации |


Главным оператором (управляющей компанией) Международного грузопассажирского аэропорта Ярославль (Туношна) является ОАО «Аэропорт Туношна»[2].


Единственным акционером ОАО «Аэропорт Туношна» является Правительство Ярославской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области[3].


Оператором топливозаправочного комплекса является ЗАО «ТЗК Славнефть-Туношна»[4].


Функции диспетчерской службы аэропорта исполняет Ярославское отделение Тверского центра ФГУП «Госкорпорация ОрВД»[5].


На территории аэропорта компания ЗАО «Авиа-Тверь-Сервис»[6] осуществляет периодическое техническое обслуживание воздушных судов Ан-12, Ан-22, Ан-32, Ан-74, Як-40, Ил-76.



Показатели деятельности |


Аэропорт занимает в рейтинге аэропортов России по грузопотоку: 18-е место по итогам 2014 и 2015 годов[8], 23-е место по итогам 2016 года[9].





































































Потоки пассажиров и грузов (в год):


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009
2010 2011[10] 2012[10]
2013[11]

2014[12]

2015[13]

2016

2017
Пассажиропоток тыс. пассажиров










6,72 10,2 12,2
11,82
15,19
15,846
23,817
Грузопоток, тыс. тонн
0,192
0,365
2,526
2,743
7,050
18,790
17,410
15,260
12,263
8,932
9,003
10,528
12,650
8,612
7,589
7,326
3,788
5,812


Маршрутная сеть (история и текущее состояние) |


До 2005 года из Туношны отправлялись воздушные суда малой авиации в населённые пункты северо-запада Ярославской области[14]. Последний из существовавших маршрутов: Туношна — Брейтово — Захарино. В 2005 году внутреннее воздушное сообщение в Ярославской области было прекращено и более не возобновлялось.


Со 2 сентября 2009 года в Туношну из Домодедово выполняла регулярные рейсы авиакомпания «Регион-Авиа» на самолётах Embraer 120. Выполняются международные грузовые перевозки из ближнего и дальнего зарубежья, стран СНГ.


С конца 2009 года и до апреля 2011 года регулярные рейсы Туношна — Домодедово были прекращены [7].


С 18 апреля 2011 года из аэропорта Туношна выполняются регулярные пассажирские рейсы по маршрутам:


  • Ярославль — Санкт-Петербург (Пулково) — Ярославль.[15]

C 23 января 2012 года из аэропорта Туношна выполнялись регулярные рейсы в Москву и Санкт-Петербург на самолёте Saab 340b авиакомпании «Полёт».


С 2013 года программу регулярных пассажирских перевозок из аэропорта Туношна выполняет авиакомпания «РусЛайн».


В 2014 году авиакомпания «Оренбургские авиалинии» планировала открыть новый рейс Ярославль-Сочи с 7 июня по 20 сентября. Программа регулярных рейсов по этому маршруту была отменена по решению авиакомпании.[16]


С 8 августа 2015 года из аэропорта Туношна, авиакомпания «Грозный-Авиа» открывает регулярные рейсы в Симферополь, с вылетом/прилётом по воскресеньям. Позже, если пассажиропоток увеличится, будут организованы дополнительные рейсы. Полёты выполняются на самолётах Як-42.


С 15 сентября 2015 года авиакомпания Псковавиа-Нордавиа выполняет по вторникам рейс в/из Архангельска, аэропорт «Талаги».


С 1 июня 2016 года лоукостер «Победа» открывает рейс из Ярославля в Сочи, рейс будет выполнятся самолётом Boeing 737—800


С 13 июня 2016 года авиакомпания Алроса открывает рейс из Ярославля в Симферополь, рейс будет выполнятся самолётом Boeing 737—800


С 15 апреля 2016 года Костромское авиапредприятие выполняла рейсы из Ярославля в Санкт-Петербург, рейсы выполнялись на самолёте Ан-26 3 раза в неделю.


Со 2 октября 2016 года авиакомпания «РусЛайн» возобновляет авиасообщение Санкт-Петербургом и Ярославлем на самолёте CRJ-200 три раза в неделю.




С 30.05.2018 года в аэропорту действует следующее расписание:























Авиакомпания Пункты назначения Тип ВС

Россия S7 (авиакомпания)
Санкт-Петербург (Пулково) - по понедельникам и пятницам - с 01.01.2018 по 24.10.2018
Embraer E-175

Россия S7 (авиакомпания)
Санкт-Петербург (Пулково) - по средам - с 02.05.2018 по 24.10.2018
Embraer E-175

Россия ЮВТ Аэро
Казань - по вторникам и четвергам - с 26.03.2018 по 14.06.2018
Bombardier CRJ200


История |


Создан на базе бывшего военного аэродрома, передан в собственность Ярославской области распоряжением Правительства РФ от 13.08.1998 № 1038-р[17].


В 2003 году аэродром реконструирован, установлено светосигнальное оборудование — огни высокой интенсивности (ОВИ) «Transcon» с магнитным курсом посадки 234, огни малой интенсивности (ОМИ) «Transcon» с курсом 54.


Аэровокзальный комплекс введен в эксплуатацию в 2002 г., реконструирован в 2013 году.


В период с 02.11.1998 по 09.07.2004[18] оператором аэропорта являлось Государственное унитарное предприятие Ярославской области «Аэропорт Туношна» (в указанный период ГУП ЯО «Аэропорт Туношна» было преобразовано в Государственное бюджетное учреждение Ярославской области ЯО «Аэропорт Туношна»). Правопреемником ГБУ ЯО «Аэропорт Туношна» с 9 июля 2004[19] года является ОАО «Аэропорт Туношна».


В период с 29 по 31 мая 2015 года на базе аэропорта состоялся Авиатурслет «Золотое Кольцо».


В период с 27 по 29 мая 2016 года на базе международного аэропорта Ярославль (Туношна) состоялся Авиасалон «АВИАРЕГИОН-2016» и Аэротур «Золотое Кольцо».



Происшествия и катастрофы |



Катастрофа самолёта МиГ-23УБ 6 сентября 1994 года |


6 сентября 1994 г. днём в простых метеоусловиях экипаж в составе лётчиков Зарипова Ю. и Костенич А. выполнял перегон самолёта на авиаремзавод Ржев для последующей утилизации. Вместо отхода по маршруту экипаж выполнил проход над городком на высоте 50 м с покачиванием с крыла на крыло. После второго прохода на высоте 50 м и приборной скорости 735 км/ч экипаж выполнил бочку. В перевёрнутом положении самолёт перешёл на снижение, с выводом из которого экипаж не справился. Самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб. [20]


Причинами катастрофы явились:



  • нарушение полётного задания, выразившееся в выполнении манёвра на предельно малой высоте, с выводом из которого экипаж не справился;

  • непринятие командиром полка и руководителем полётов мер по предотвращению нарушений полётного задания экипажем.



Катастрофа самолёта Як-42 7 сентября 2011 года |



7 сентября 2011 года при взлёте в аэропорту Туношна потерпел катастрофу самолёт Як-42, перевозивший хоккейную команду «Локомотив» (Ярославль) на матч КХЛ, который должен был состояться в Минске[21]. На самолёте летели 45 человек (37 участников команды «Локомотив», остальные — члены экипажа). В авиакатастрофе выжили два человека: хоккеист Александр Галимов (позже, 12 сентября, он скончался в больнице) и инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию самолётов Александр Сизов.



Другие аэродромы Ярославля |



  • Левцово — ныне аэродром авиации общего назначения (индекс UUBX). Имеет асфальтовую ВПП 06/24 размерами 650х22 м. [22] Основан в 1982 году как аэропорт местных воздушных линий. Здесь базировался Ярославский объединённый авиаотряд Управления гражданской авиации центральных районов: около 30 самолётов Ан-2, более 20 вертолётов (Ми-2, Ми-4, Ми-8). В 1990-х годах авиаотряд был ликвидирован. С послевоенных лет до 1982 года в Ярославле функционировал аэропорт местных воздушных линий Дядьково.

  • Карачиха — спортивный аэродром (индекс XUDA), где проводит полёты Ярославский областной АСК ДОСААФ России. Имеет грунтовую ВПП 18/36 размерами 700х50 м. [23]



Примечания |





  1. 12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения» [1]


  2. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2011 года №1540-р (с изменениями на 26.12.2014) (неизв.).


  3. Постановление Правительства Ярославской области от 06 марта 2014 года №188-п "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (с изменениями на 01.02.2016) (неизв.). docs.cntd.ru. Проверено 10 июня 2016.


  4. Проекты - Сибаэропроект (неизв.). krasaeroproject.ru. Проверено 11 сентября 2016.


  5. Справочник «Аэропорты и Авиакомпании, Авиапоставщики 2015 (СНГ и Балтия)». — М.: Авиатека, 2015. — 640 с. — ISBN 978-5-9905032-3-6.


  6. Сертификаты - ОАО Аэропорт Туношна (неизв.). www.yaravia.ru. Проверено 6 июля 2016.


  7. "Туношна" осуществляет международные пассажирские рейсы по разрешениям Росавиации (неизв.). 360yaroslavl.ru. Проверено 30 ноября 2015.


  8. Росавиация. Объемы перевозок через аэропорты Российской Федерации за январь - декабрь 2014-2015 гг. (по форме №15 ГА «Сведения об объеме перевозок через аэропорты») (неизв.).


  9. Росавиация. Обслуживание пассажиров и грузовой клиентуры в аэропортах России в январе-декабре 2015-2016 гг. (По Форме №15 ГА «Сведения об объеме перевозок через аэропорты») (неизв.).


  10. 12 Аэровокзал ярославского аэропорта «Туношна» к 2016 будет модернизирован


  11. Годовой отчёт аэропорта Туношна


  12. Пассажиропоток 2014 (неизв.).


  13. 12.01.2016 - ОАО Аэропорт Туношна (неизв.). www.yaravia.ru. Проверено 15 июня 2016.


  14. Расписания движения самолётов из аэропорта Туношна


  15. Расписание рейсов аэропорта Ярославля


  16. 07.03.2014 — ОАО Аэропорт Туношна


  17. Распоряжение Правительства РФ от 03.08.1998 № 1038-р (неизв.). poisk-zakona.ru. Проверено 26 августа 2016.


  18. Аэропорт Туношна, ГУП Туношна-городок 26, реквизиты, e-mail, юридический адрес, телефон, схема проезда (неизв.). sbis.ru. Проверено 21 декабря 2016.


  19. Аэропорт Туношна, ОАО Туношна-городок 26, реквизиты, e-mail, юридический адрес, телефон, схема проезда (неизв.). sbis.ru. Проверено 21 декабря 2016.


  20. Мнение сослуживцев погибших лётчиков дополнило картину: «Все самолёты уже перегнали. Осталась последняя спарка. Костенич ночью вернулся с предыдущего перегона. По какой-то причине надо было срочно перегнать эту спарку. Видимо, никого не нашлось, кроме Костенича и Зарипова (он уже был уволен, ждал приказа). По согласованию с командованием надо было сделать прощальный проход. Прошли над гарнизоном, выскочили на аэродром поперёк полосы, на предельно малой и крутанули бочку. Но сделали неграмотно, без задира, в горизонтальном полёте, что привело к „зарыванию“ и столкновению с землёй. Упали на глазах у всех практически по центру лётного поля».


  21. «Локомотив» разбился (недоступная ссылка)


  22. Аэродром Левцово


  23. Аэродром Карачиха




Ссылки |


  • www.iar.aero — официальный сайт ОАО «Аэропорт Туношна» (Ярославль) (неизв.).









Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район