Железнодорожные войска Российской Федерации






















































Железнодорожные войска
(ЖДВ)
Флаг Железнодорожных войск Российской Федерации
Флаг ЖДВ ВС РФБольшая эмблема Железнодорожных войск Российской Федерации
Большая эмблема ЖДВ ВС РФ
Средняя эмблема Железнодорожных войск Российской Федерации
Средняя эмблема ЖДВ ВС РФ
Годы существования
6 августа 1851 — н. в.[1]
Страна
РоссияFlag of Russia.svg Россия
Подчинение
Россия Минобороны России
Входит в
Материально-техническое обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации МТО ВС РФ
Тип
род войск (специальные войска)
Функция
тыловое обеспечение
Численность
28 500 человек
Дислокация
Российская Федерация
Участие в



  • Вооружённый конфликт в Приднестровье (1992),


  • Чеченский конфликт (1994—2009)


    • Первая Чеченская война (1994—1996),


    • Вторая Чеченская война (1999—2009),



  • Военные действия в Абхазии (2008)



Командиры
Действующий командир
генерал-лейтенант
Олег Косенков
Известные командиры
см. список



Строительство железной дороги Бухарест — Зимница, железнодорожные части (ЖДЧ) Русской императорской армии.




Строительство железной дороги Бухарест — Зимница, ЖДЧ Русской императорской армии.




Строительство железной дороги Бухарест — Зимница, ЖДЧ Русской императорской армии.


Железнодорожные войска (ЖДВ)[2] — род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации[3] (с 2005 до 2010 года — в составе Тыла Вооружённых Сил Российской Федерации), входящий в систему обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства.


Железнодорожные войска ВС России являются одним из родов специальных войск тылового обеспечения, и предназначены для выполнения задач железнодорожного обеспе́чения: подготовки, строительства, восстановления и заграждения (препятствие использованию противником) объектов железнодорожных путей сообщения.


Первые подразделения железнодорожных войск в мире были созданы в России в 1851 году, в составе инженерных войск Русской императорской армии.


В других государствах такие войска могут называться транспортными войсками.





Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Имперский период


    • 1.2 Советский период


    • 1.3 Федеральный период


    • 1.4 Знаки различия




  • 2 Состав


    • 2.1 Имперский период


    • 2.2 Советский период


    • 2.3 Федеральный период




  • 3 Учебные заведения


  • 4 Руководители Железнодорожных войск


  • 5 Техническое оснащение


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





История |



Имперский период |




Группа офицеров 2-го Закаспийского железнодорожного батальона в День батальонного праздника, город Мерв, 15 мая 1894 года




Строительство пути. Воинский поезд Русской императорской армии в Азии, иллюстрация из «Патриота», 6 марта 1904 года.




Выполнение земляных работ железнодорожными частями с использованием парового экскаватора, январь 1915 года.


Железнодорожные войска впервые были учреждены 6 августа 1851 года по приказу императора Николая I. В соответствии с документом «Положения о составе управления С.-Петербурго — Московской железной дороги» было сформировано:



  • 14 отдельных военно-рабочих рот

  • две кондукторские роты

  • одна телеграфическая рота.


Общая численность достигла 4340 человек личного состава. Задачей первых военно-железнодорожных подразделений стала поддержка рабочего состояния железнодорожных путей, переездов, мостов, а также их охрана.


Железнодорожные части (ЖДЧ) вошли в состав инженерных войск начиная с момента их создания в 1870 году. Сначала в виде железнодорожных команд, а с 1876 года — железнодорожных батальонов.


Во время русско-турецкой войны (1877—1878 годов), личный состав ЖДЧ Русской императорской армии обеспечивал непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими же железнодорожному участку Бендеры — Галац.


Железнодорожные части входили в состав инженерных войск вплоть до 1908 года включительно. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе военных сообщений (ВОСО) Генерального штаба.


В ходе Первой мировой войны, личным составом частей и соединений, было построено около 300 километров (км) ширококолейных железных дорог и до 4000 км узкоколейных, восстановлено более 4600 км верхнего строения пути и почти 5000 км телефонно-телеграфных линий железнодорожной связи. Пример знаков различия 1-го Уссурийского железнодорожного батальона:


































Описание Знаки различия 1-го Уссурийского железнодорожного батальона (1904—1909 гг.)


1903uzb01-p06.png

1903uzb01-p07.png

1903uzb01-p09.png

1903uzb01-p10.png

1903uzb01-p11.png

1903uzb01-p12.png

1903uzb01-p13.png
Погоны

Чин
/ звание
Полковник Подполко́вник Капитан Штабс-капитан Пору́чик Подпору́чик
Пра́порщик
Группа

Штаб-офицеры

Обер-офицеры



























Описание Знаки различия 1-го Уссурийского железнодорожного батальона (1904—1909 гг.)
Погоны

1903uzb01-p17.png

1903uzb01-p18.png

1903uzb01-p19.png

1903uzb01-p20.png

1903uzb01-p21.png
Воинское
звание
Фельдфебель Старший
унтер-офицер
Младший
унтер-офицер
Ефрейтор Рядовой
Группа

Унтер-офицеры

Рядовые


Советский период |



За время Гражданской войны (с 1918 года по 1921 год) восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 000 км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов.


В 1926 году военнослужащие Отдельного корпуса железнодорожных войск РККА начали проводить топографическую разведку будущей трассы Байкало-Амурской магистрали (БАМ).





Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».


Обеспечивали боевые действия РККА в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 году), в районе озера Хасан (1938 году) и реки Халхин-Гол (1939 году).



В 1935 году советский военачальник В. К. Блюхер на совещании командного состава РККА[4] сетовал, что на Дальнем Востоке:






« … подготовка наших железнодорожных войск и подготовка железнодорожника вообще, восстановление железных дорог никуда не годится. Это самый консервативный, отсталый род войск… »

В 1939 году, при подготовке наступательной операции, восточнее реки Халхин-Гол, в условиях пустынно-степной местности, за 76 рабочих дней, была построена 324-километровая железная дорога Борзя — Баин — Тумен.


В ходе Советско-финской войны, в 1940 году, за 47 рабочих дней, в исключительно тяжелых зимних погодных условиях, была построена 132-километровая железная дорога Петрозаводск — Суоярви.


В годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения СССР было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6901 км, станционных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того было построено и восстановлено 2720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7990 станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений.



  • Советская гвардия Из приказа Народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1942 г. № 127:



    « 28-я отдельная железнодорожная бригада показала образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Ведя непрерывные бои с немецко-фашистскими захватчиками, указанная часть нанесла огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожила живую силу и технику противника, беспощадно громила немецких захватчиков. За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразовать 28-ю железнодорожную бригаду в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду. »


За период с 1946 года по 1950 год, было выполнено 37 000 000 м3 земляных работ, уложено 6230 км пути, капитально восстановлено 2632 моста, 227 локомотивных депо, 57 вокзалов (среди них один из красивейших в стране — вокзал в городе Сочи), построено 437 000 м2 жилой площади.


21 марта 1989 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 10224-XI[5] железнодорожные войска (вместе с пограничными войсками КГБ СССР и внутренними войсками МВД СССР) исключены из состава ВС СССР, и впоследствии были вновь включены в Вооружённые Силы лишь в федеральный период — в 2005 году.



Федеральный период |


В связи с реорганизацией союзных министерств, находящихся на территории Российской Федерации, Указом Президента РФ от 18.04.1992 № 392 «О железнодорожных войсках Российской Федерации»[6] Главное управление железнодорожных войск, соединения, части, учреждения, военно-учебные заведения и предприятия железнодорожных войск, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, были приняты под юрисдикцию Российской Федерации. На базе железнодорожных войск, дислоцирующихся на территории Российской Федерации, были образованы железнодорожные войска Российской Федерации, а на базе Главного управления железнодорожных войск — Главное управление железнодорожных войск при Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.


Указом Президента РФ от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти»[7] Главное управление железнодорожных войск при Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации было реорганизовано в Федеральное управление железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации.


07.08.1995 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.1995 № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации»[8]. Указом Президента РФ от 7 сентября 1995 года № 903[9] Федеральное управление железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации было реорганизовано в Федеральную службу железнодорожных войск Российской Федерации (ФСЖВ России).



Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[10] Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации была упразднена, а её функции переданы Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны России). Положения данного указа, касающиеся Федеральной службы железнодорожных войск России, вступили в силу после вступления в силу соответствующего федерального закона (ФЗ от 29.06.2004 № 58-ФЗ).


После окончания процесса ликвидации ФСЖВ России, и передачи её железнодорожных частей и их органов управления в состав Минобороны России, в начале 2005 года железнодорожные войска вошли в состав Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) — в подчинение Тыла ВС РФ[11]. Было образовано Командование Железнодорожных войск ВС РФ[12].


В 2010 году, в ходе реорганизации структур Тыла ВС РФ в систему Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации (МТО ВС РФ), в составе новой структуры Командование ЖДВ было преобразовано в Главное управление начальника железнодорожных войск[13][14][3].


Неоднократно Российские железнодорожные войска восстанавливали мосты и пути сообщения за рубежом, разрушенные в результате военных действий (например, в Абхазии в 2008 г.). С весны 2015 года ведут строительство двухпутной электрифицированной железной дороги в обход Украины на участке Журавка — Миллерово[15][16].


Кроме того железнодорожные войска принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).



Знаки различия |




Состав |



Имперский период |





  • Железнодорожная бригада.

  • 1-я железнодорожная бригада.

  • 2-я железнодорожная бригада.

  • 3-я железнодорожная бригада.

  • 5-я железнодорожная бригада.


  • 6-я железнодорожная бригада.

  • 9-я железнодорожная бригада.


  • Заамурская пограничная железнодорожная бригада.

  • Отдельная Кавказская железнодорожная бригада.

  • Туркестанская железнодорожная бригада.


  • 1-я парковая железнодорожная бригада.

  • 2-я парковая железнодорожная бригада.

  • 3-я парковая железнодорожная бригада.


  • 1-я Кавказская парковая конно-железнодорожная бригада.

  • 3-я Сибирская парковая конно-железнодорожная бригада.


  • Собственный Его Императорского Величества железнодорожный полк — гвардейская часть русской императорской армии, обеспечивавшая все железнодорожные поездки императорской фамилии, обслуживавшая и охранявшая императорский поезд и царскую железнодорожную ветку.


  • 1-й железнодорожный батальон.

  • 2-й железнодорожный батальон — сформирован 25.04.1877 года, в составе 2-х строительных и 2-х эксплуатационных рот. Включен в состав 2-й саперной бригады.

  • 3-й железнодорожный батальон.

  • 4-й железнодорожный батальон.

  • 5-й железнодорожный батальон.


  • 6-й железнодорожный батальон.

  • 7-й железнодорожный батальон.

  • 8-й железнодорожный батальон.

  • 9-й железнодорожный батальон.

  • 10-й железнодорожный батальон.

  • 11-й железнодорожный батальон.

  • 12-й железнодорожный батальон.

  • 13-й железнодорожный батальон.

  • 14-й железнодорожный батальон.

  • 15-й железнодорожный батальон.

  • 16-й железнодорожный батальон.

  • 17-й железнодорожный батальон.


  • 18-й железнодорожный батальон.

  • 20-й железнодорожный батальон.

  • 21-й железнодорожный батальон.

  • 22-й железнодорожный батальон.

  • 24-й железнодорожный батальон.

  • 25-й железнодорожный батальон.

  • 26-й железнодорожный батальон.

  • 27-й отдельный учебный железнодорожный батальон.

  • Сводный железнодорожный батальон.


  • 1-й Заамурский железнодорожный батальон.

  • 2-й Заамурский железнодорожный батальон.

  • 3-й Заамурский железнодорожный батальон.

  • 4-й Заамурский железнодорожный батальон.


  • 6-й Заамурский железнодорожный батальон.

  • 1-й Закаспийский железнодорожный батальон.

  • 2-й Закаспийский железнодорожный батальон.

  • 2-й Кавказский железнодорожный батальон.

  • 1-й Сибирский железнодорожный батальон.

  • 2-й Сибирский железнодорожный батальон.

  • 3-й Сибирский железнодорожный батальон.

  • 4-й Сибирский железнодорожный батальон.

  • 5-й Сибирский железнодорожный батальон.


  • 1-й Уссурийский железнодорожный батальон.


  • 1-й тепловозный железнодорожный батальон.


  • 2-й отдельный тепловозный железнодорожный батальон.


  • 1-й конно-железнодорожный батальон.

  • 10-й конно-железнодорожный батальон.


  • 6-й армейский узкоколейный железнодорожный батальон.


  • Отдельный узкоколейный конно-железнодорожный батальон.


  • 1-й железнодорожный рабочий батальон.

  • 3-й рабочий железнодорожный батальон.

  • 4-й железнодорожный рабочий батальон.

  • 5-й железнодорожный рабочий батальон.


  • Иркутский охранный железнодорожный батальон.


  • 2-я полевая железнодорожная рота.


  • Кушкинская полевая железнодорожная рота.


  • 1-й коренной парк полевых конных железных дорог.

  • 2-й коренной парк полевых паровых железных дорог.

  • 3-й коренной парк полевых конных железных дорог.

  • 5-й коренной парк полевых конных железных дорог.

  • 6-й коренной парк полевых конных железных дорог.


  • Кавказский коренной парк полевых конных и паровых железных дорог.

  • Парк полевых железных дорог Румынского фронта.

  • Управление Барановическими парковыми железнодорожными ротами.


  • 1-я эксплуатационная бригада.

  • 3-я эксплуатационная бригада.


  • 1-й эксплуатационный батальон.

  • 2-й эксплуатационный батальон.

  • 3-й эксплуатационный батальон.

  • 4-й эксплуатационный батальон.

  • 6-й эксплуатационный батальон.

  • 7-й эксплуатационный батальон.

  • 10-й эксплуатационный батальон.

  • 12-й эксплуатационный батальон.


  • Офицерская железнодорожная школа существовала с конца 90-х годов до 1908 года при Среднеазиатской железной дороге. Одновременно действовал офицерский курс при Асхабадском железнодорожном техническом училище.




Советский период |






Путеукладчик ПБ-3М железнодорожных войск ВС СССР, производившийся серийно с 1971 года (экспозиция техники железнодорожных войск Барановичского музея железнодорожной техники).


В Вооружённых Силах СССР (ВС СССР) к началу 1990-х годов имелось 4 железнодорожных корпуса (ждк)[21], два из которых принимали участие в строительстве БАМа:



  • 35-й железнодорожный корпус (штаб г. Тында);

  • 1-й железнодорожный корпус (штаб пгт. Чегдомын);

  • 4-й железнодорожный корпус (штаб г. Свердловск);

  • 2-й железнодорожный корпус (штаб г. Киев).


В стадии формирования находился 76-й железнодорожный корпус (управление корпуса в г. Волгоград)[21].


Также существовало Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознамённое училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе [ЛВУ ЖДВ и ВОСО], готовившее офицерские кадры для железнодорожных войск и органов военных сообщений.



Федеральный период |




Вручение знамени Железнодорожных войск Российской Федерации директору ФСЖВ России — командующему Железнодорожными войсками Российской Федерации генерал-полковнику Г. И. Когатько. Соборная площадь, Кремль, город Москва (21 февраля 2002 года).




Наплавной железнодорожный мост НЖМ-56.


После распада СССР в состав Железнодорожных войск Российской Федерации вошли 4 железнодорожных корпуса, дислоцировавшиеся на территории России, и просуществовавшие до 2010 года:



  • 35-й железнодорожный корпус (штаб г. Смоленск), до июня 1992 года — г. Тында, после — передислокация в г. Смоленск, посёлок Красный Бор, в 1994 году — передислокация в Промышленный район г. Смоленска;

  • 76-й железнодорожный корпус (штаб г. Волгоград);

  • 4-й железнодорожный корпус (штаб г. Екатеринбург);

  • 1-й железнодорожный корпус (штаб г. Хабаровск).


В 2009 году, в ходе реорганизации Тыла ВС РФ в систему МТО ВС РФ[22], на основе управлений вышеупомянутых железнодорожных корпусов были сформированы 4 территориальные командования[23]. На них замкнули 10 бригад постоянной готовности:


7-е территориальное командование (г. Смоленск)



  • 29-я отдельная железнодорожная Варшавская орденов Кутузова и Красной Звезды бригада, в/ч 33149 (п. Красный Бор);


  • 34-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 01855 (г. Рыбное);

  • 38-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 83497 (г. Ярославль).


8-е территориальное командование (г. Волгоград)


  • 37-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 51473 (г. Волгоград);


  • 39-я отдельная ордена Жукова железнодорожная бригада, в/ч 01228 (г. Керчь и г. Тимашёвск);

  • 333-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон, в/ч 2148 (г. Волгоград);


6-е территориальное командование (г. Екатеринбург)



  • 5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознаменная бригада, в/ч 01662 (г. Абакан);

  • 43-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 61207 (г. Екатеринбург);

  • 48-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 55026 (г. Омск);


5-е территориальное командование (г. Хабаровск)


  • 7-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 45505 (г. Комсомольск-на-Амуре);

  • 50-я отдельная железнодорожная бригада, в/ч 03415 (г. Свободный);

  • 118-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон, в/ч 29420 (г. Хабаровск).



Учебные заведения |


Продолжает функционировать высшее военно-учебное заведение по подготовке офицерские кадров для железнодорожных войск и органов военных сообщений, преемник ЛВУ ЖДВ и ВОСО[24]:



  • с 1 января 1994 — Военно-транспортный институт Железнодорожных войск и военных сообщений [ВТИ ЖДВ и ВОСО];

  • с 22 октября 1997 — Военно-транспортный университет Железнодорожных войск Российской Федерации [ВТУ ЖДВ РФ];

  • с 1 октября 2009 — Военно-транспортный институт Железнодорожных войск и военных сообщений [ВТИ ЖДВ и ВОСО] Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВАТТ][25];

  • с 1 июля 2011 — Филиал Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург, г. Петродворец)[26];

  • с 15 марта 2012 — Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВАТТ][27];

  • с 21 июня 2012 года — Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО].


Подготовкой младших военных специалистов занимается 857-й учебный центр железнодорожных войск (в/ч 11300)[28]



Руководители Железнодорожных войск |




Копёрный агрегат УКА.




  • 1918—1919 — И. И. Фёдоров


  • 1919—1920 — Е. Ф. Домнин

  • 1942—1944 — генерал-лейтенант В. А. Головко


  • 1944—1945 — генерал-лейтенант Н. А. Просвиров


  • 1945—1968 — генерал-полковник П. А. Кабанов


  • 1968—1983 — генерал-полковник А. М. Крюков


  • 1983—1992 — генерал-полковник М. К. Макарцев


  • 1992—2008 — генерал-полковник Г. И. Когатько


  • 2008—2010 — генерал-лейтенант С. В. Климец

  • с 2010 — начальник Главного управления начальника железнодорожных войск генерал-лейтенант О. И. Косенков



Техническое оснащение |




Автопоезд специальный АПС-1 с секциями понтонов наплавного железнодорожного моста НЖМ-56.


В распоряжении железнодорожных войск имеются высокопроизводительные комплексы машин и инструментов, совершенные конструкции и приспособления для восстановления и строительства железных дорог.
В комплексы входят:




  • путеукладчик МоАЗ-6442[29] и другие путевые машины типа ВПРМ-600[29], ММПМ[29], КПУ-1[30]


  • бульдозеры ТМ10.11 ГСТ20[31]

  • сваебойное (УСА-2)[32][32] и буровзрывное оборудование

  • мостовые краны


  • автомобильные краны КС-55729-7М[33], КС-55729-5В[34].


  • копёрные агрегаты УКА[35]

  • буровые тракторные станки БТС-150Б[36]

  • железнодорожные краны

  • сборно-разборные пролётовые строения и опоры

  • сборно-разборные консольные краны СРК-50[37]

  • инвентарные сборно-разборные мосты-эстакады РЭМ-500[38] и ИМЖ-500[39]

  • тракторные тягачи-дозировщики ТТД-1, ТТД-2[29]

  • подвижные ремонтные комплексы ПРК-1М[29]

  • путепрокладочные поезда ПБ-3М[40]

  • автопоезда АНС-10У[41]

  • специализированное имущество наплавных мостов НЖМ-56[42], МЛЖ-ВФ-ФТ[43]


А также самосвалы КамАЗ-6522, бортовые автомашины КамАЗ-5350, КамАЗ-53501, и седельные тягачи КамАЗ-54112[44], КамАЗ-65116-010-62[45].



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Железнодорожные войска

  • День железнодорожных войск



Примечания |





  1. Железнодорожным войскам – 160 лет (рус.). Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны (06.08.2011). Проверено 26 февраля 2018.


  2. См. сведения о постоянных корреспондентах газеты «Красная звезда» в выходных данных на С. 2. каждого еженедельного выпуска [1] Архивная копия от 13 декабря 2013 на Wayback Machine, [2] Архивная копия от 13 декабря 2013 на Wayback Machine и др.


  3. 12 Материально-техническое обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации. О системе МТО (неизв.). Интернет-портал Минобороны России. — Mil.ru. Проверено 21 сентября 2017.


  4. Доклады и выступления по итогам боевой подготовки РККА за 1935 г. и задачи на 1936 г. (Стенограмма утреннего заседания 9 декабря 1935 г.). Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Декабрь 1935 г.: Документы и материалы. — М.: «РОССПЭН», 2008. С. 127—188.


  5. Указ Президиума ВС СССР от 21 марта 1989 года № 10224-XI. «О выведении из состава Вооружённых Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск» (неизв.). Утверждён Законом СССР от 31 июля 1989 года (Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 9, ст. 202). Российский Правовой Портал «Семёрка». — 7LAW.info. Проверено 21 июля 2017.


  6. Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1992 № 392 «О Железнодорожных войсках Российской Федерации».


  7. Указ Президента РФ от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти».


  8. Федеральный закон от 05.08.1995 № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации».


  9. Указ Президента Российской Федерации от 7.09.1995 № 903 «О Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации»


  10. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».


  11. Начальники тыла ВС РФ // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net)  (Проверено 13 декабря 2013)


  12. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2005 года № 70. «Об утверждении Положения о Командовании Железнодорожных войск» (неизв.). Вместе с «Положением о Командовании Железнодорожных войск». Военное право России. — Voenprav.ru. Проверено 21 сентября 2017.


  13. Переход к единой системе материально-технического обеспечения вооружённых сил : Армия России: новый облик // Красная звезда : газ. — 2010. — 29 декабря.


  14. Главное управление начальника железнодорожных войск (неизв.). Структура. Интернет-портал Минобороны России. — Mil.ru. Проверено 21 сентября 2017.


  15. Заместители Министра обороны России дали старт строительству железнодорожного пути в Воронежской области в обход Украины : Министерство обороны Российской Федерации.


  16. Минобороны и РЖД построят железную дорогу в обход Украины.


  17. Введена 31 января 1922 года Приказом РВСР № 322 для железнодорожных частей РККА (при этом копируя уже существовавшую с 1909 года аналогичную эмблему царской армии). Впоследствии неоднократно вновь утверждалась Приказами РВС СССР № 807 от 20.06.1924 (в связи с введением петлиц нового образца были уменьшены размеры эмблемы) и НКО СССР № 33 от 10.03.1936 (петличная эмблема стала единой для ЖДВ и ВОСО).
    31 августа 1936 года Приказом НКО СССР № 165 петличная эмблема ЖДВ и ВОСО была заменена на другую, в дальнейшем с незначительными изменениями просуществовавшую вплоть до современного периода (см. след. рис.).



  18. Приказ НКО СССР от 31 августа 1936 года № 165.


  19. 12 Приказ Директора Федеральной службы железнодорожных войск — командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации от 28 декабря 1998 года № 384 «Об учреждении военного геральдического знака — эмблемы Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации».


  20. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2007 года № 330 «О военных геральдических знаках Железнодорожных войск».


  21. 12 Гл. 11 : Приложение к главе 11 // Вооружённые Силы СССР после Второй мировой войны : от Красной Армии к Советской / В. И. Феськов [и др.] ; под науч. ред. В. И. Голикова ; Томская обл. общественная орг. ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов ; ТГУ. — Томск : Изд-во НТЛ, 2013. — Т. Ч. 1 : Сухопутные войска. — 638, [1] с. — ISBN 978-5-89503-530-6.


  22. День Тыла Вооружённых Сил. Досье (неизв.). ТАСС (1 августа 2016). Проверено 26 сентября 2017.


  23. Сергей Бунтман, Анатолий Ермолин. Военный совет. В гостях: Андрей Козлов, командир 7-го территориального командования Железнодорожных войск, генерал-майор (неизв.). Сайт радиостанции. «Эхо Москвы» (7 августа 2010). Проверено 19 сентября 2017.


  24. История ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net)  (Проверено 13 декабря 2013)


  25. Присоединён к академии в форме обособленного структурного подразделения Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р.


  26. Преобразован в филиал ВАТТ Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2009 года № 1695-р.


  27. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации».


  28. Подмосковный учебный центр железнодорожных войск отметил свое 95-летие (неизв.). Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны (07.10.2013). Проверено 20 апреля 2018.


  29. 12345 Военные железнодорожники ЮВО восстановят условно разрушенные мосты на юге России (рус.). Пресс-служба Южного военного округа (31.03.2017). Проверено 1 апреля 2017.


  30. Военные железнодорожники возвели подъездные пути к арсеналу комплексного хранения на Урале (рус.). Пресс-служба Центрального военного округа (13.11.2017). Проверено 14 ноября 2017.


  31. Новейшие бульдозеры поступили в железнодорожный батальон (неизв.). Муниципальная новостная лента (10 декабря 2018). Проверено 10 декабря 2018.


  32. 12 В текущем году военные железнодорожники ЮВО восстановили и отремонтировали более 20 км железнодорожных путей // Министерство обороны Российской Федерации


  33. В Приамурское железнодорожное соединение ВВО поступили новейшие военные краны


  34. Военные железнодорожники ЮВО в Ставропольском крае получили новейшие сваебойные агрегаты УСА-2 (неизв.). Пресс-служба Южного военного округа (11.05.2018). Проверено 13 мая 2018.


  35. В ВВО прошли соревнования специалистов железнодорожных войск : Министерство обороны Российской Федерации


  36. Современный буровой станок поступил в железнодорожный батальон ЮВО (рус.). Телеканал «Звезда» (13.12.2018). Проверено 13 декабря 2018.


  37. В учебном центре железнодорожных войск в Волгограде начались занятия с курсантами весеннего призыва // Министерство обороны Российской Федерации


  38. В ЗВО проведено тактико-специальное учение с понтонно-мостовым железнодорожным батальоном (рус.). Пресс-служба Западного военного округа (08.04.2017). Проверено 8 апреля 2017.


  39. Военные железнодорожники испытали новый мост-эстакаду ИМЖ-500 на полигоне под Ярославлем (неизв.). Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны (28.08.2013). Проверено 20 апреля 2018.


  40. В Западном военном округе прошел первый этап конкурса среди военных железнодорожников (неизв.). Пресс-служба Западного военного округа (14.05.2017). Проверено 17 апреля 2018.


  41. 980-метровую паромную переправу навели и прикрыли от условных диверсантов железнодорожники ЦВО на учении в Свердловской области // Министерство обороны Российской Федерации


  42. Военные железнодорожники ЦВО готовятся навести 150-метровый наплавной мост через Троицкое озеро в Самарской области // Министерство обороны Российской Федерации


  43. Соединения железнодорожных войск ЗВО до конца 2015 года получат новую мостовую технику // Министерство обороны Российской Федерации


  44. Железнодорожные соединения ВВО получат в 2013 г. более 110 новых автомобилей «КамАЗ» // Министерство обороны Российской Федерации


  45. В соединение железнодорожных войск ВВО, дислоцированное в Амурской области, поступила партия новой техники (рус.). Пресс-служба Восточного военного округа (24.11.2016). Проверено 22 июля 2017.




Литература |



  • Железные дороги, в техническом отношении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / гл. ред. Н. С. Конарев. — М.: Большая Российская энциклопедия,

  • Железнодорожные войска / Крюков А. М. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.



Ссылки |



  • Главное управление начальника железнодорожных войск // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (stat.mil.ru)  (Проверено 13 декабря 2013)

  • Железнодорожные войска // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (www.mil.ru) (неизв.) (недоступная ссылка — история). Проверено 13 декабря 2013. Архивировано 12 августа 2010 года.

  • Официальный сайт Железнодорожных войск (www.zdvoiska.ru) (неизв.) (недоступная ссылка — история). Проверено 13 декабря 2013. Архивировано 14 ноября 2011 года.

  • Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения // Сайт Министерства обороны Российской Федерации (mil.ru)  (Проверено 13 декабря 2013)

  • ВИ (ЖДВ и ВОСО) ВА МТО // Сайт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации (vamto.net)  (Проверено 13 декабря 2013)

  • Главная // Сайт Военно-транспортного университета железнодорожных войск (www.vtugdv.ru)  (Проверено 13 декабря 2013)

  • Исторические сведения о железнодорожных войсках // Веб-сайт, посвящённый войсковой части 10905 (www.gdv10905.ru)  (Проверено 13 декабря 2013)

  • Железнодорожные Войска // Сайт «Анализ Вооруженых Сил России WARFARE.BE»  (Проверено 13 декабря 2013)


  • Созаев-Гурьев Е. Минобороны поставило «Уралы» на рельсы / видео: Егор Созаев-Гурьев, Георгий Сарсеков, Евгений Лешин / Сайт Infox.ru, телестудия ЖДВ Минобороны РФ // Сайт «Infox.ru» (www.infox.ru) 28.11.2009


  • Гаврилов Ю. Бригады — в готовности. Железнодорожные войска стали меньше, но мобильнее // «Российская газета», 29.01.2010. — Федеральный выпуск № 5097 (18)




Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район