Авиационные РЛС






БРЛС под обтекателем самолёта Dassault Falcon 900


Авиационная бортовая радиолокационная станция (БРЛС) — система бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), предназначенная для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов методом радиолокации, а также для определения их дальности, размерности и вычисления параметров движения. Бортовые авиационные РЛС условно делятся на метеонавигационные локаторы, РЛС обзора земной или водной поверхности и радиолокационные прицелы (функции часто совмещаются). По направленности действия — на РЛС переднего, бокового или заднего обзора. В конструкции бортовых РЛС могут применяться гиростабилизированные платформы.


К авиационным бортовым РЛС предъявляются противоречивые требования высоких ТТХ при минимальном весе и габаритах, высокой надёжности в условиях перепадов давления, температуры и знакопеременных ускорений. Их характеризует высокая техническая сложность, плотная компоновка монтажа, большая стоимость.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Великобритания


    • 1.2 США


    • 1.3 CCCР


    • 1.4 Германия


    • 1.5 Япония




  • 2 Основные типы бортовых РЛС


    • 2.1 Станции предупреждения об облучении


    • 2.2 Метеонавигационные локаторы


    • 2.3 Радиолокационные прицелы


    • 2.4 РЛС заднего обзора, радиолокационные прицелы


    • 2.5 РЛС бокового обзора


    • 2.6 РЛС обзора земной поверхности


    • 2.7 РЛС поиска надводных целей


    • 2.8 Радиолокационные навигационно-прицельные комплексы




  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





История |


Сведения о новейших авиационных РЛС всегда относились к особо секретным, поэтому в конкурирующих странах эта тематика, как правило, развивалась независимо[1].



Великобритания |


Исследования возможности применения радиолокации на борту самолёта начались в середине 1930-х годов в Великобритании. Опытный образец БРЛС впервые был испытан в 1937 году на самолёте Avro Anson, продемонстрировав дальность около 1 мили (1,6 км) в режиме «воздух — воздух» и до 3 миль по кораблям в океане[2]. Первая серийная БРЛС «AI Mk. IV»[en] появилась в июле 1940 года на лёгких бомбардировщиках Bristol Blenheim. Она работала в диапазоне метровых волн и позволяла обнаружить аналогичный самолёт на расстоянии от 500 м до 6 км с точностью наведения ±5°. Комплект аппаратуры весил около 100 кг[3][4].



США |


В середине 1941 года БРЛС «AI Mk. IV» была продемонстрирована представителям американских ВВС. В небольшом количестве под обозначением «SCR-540» она производилась по лицензии компанией Western Electric и устанавливалась на тяжёлые ночные истребители Douglas P-70, однако к моменту готовности серийного производства в США эта БРЛС уже устарела[5]. В мае 1942 года в воздух впервые был поднят американский ночной истребитель Northrop P-61 Black Widow, специально рассчитанный на использование поисково-прицельной БРЛС типа SCR-720A (развитие наземной SCR-268)[3][6].



CCCР |


В 1940 году генерал инженерно-авиационной службы С. А. Данилин, несколько лет занимавшийся вопросами создания систем радионавигации и слепой посадки самолётов, предложил использовать радиолокационные принципы в бортовой аппаратуре для обнаружения бомбардировщиков противника и ведения по ним прицельного огня независимо от условий оптической видимости. В начале 1941 года под руководством А. Б. Слепушкина в НИИ радиопромышленности был создан лабораторный макет первой БРЛС «Гнейс-1», работавшей в сантиметровом диапазоне (длина волны 15—16 см)[7][8].


После начала войны проектирование бортовой станции пришлось переключить на излучатели метрового диапазона — они были значительно лучше освоены промышленностью. Под руководством А. А. Фина, затем — В. В. Тихомирова, ранее создавших стационарную РЛС ПВО «Пегматит», была создана БРЛС «Гнейс-2». Она работала на волне 1,5 м с мощностью излучения до 10 кВт, длительностью импульса 2—2,5 мкс и частотой посылок 900 Гц. С её помощью самолёт-бомбардировщик мог быть обнаружен за 3,5—4 км с точностью наведения ±5° по угловым координатам. В конце 1942 года БРЛС «Гнейс-2» была впервые применена в боях под Москвой и под Сталинградом, а 16 июня 1943 года её приняли на вооружение. К концу 1944 года выпущено более 230 комплектов «Гнейс-2»[7][8][9].


В другом конструкторском бюро НИИ РП под руководством В. В. Мигулина и П. Н. Куксенко велась альтернативная разработка БРЛС «ПНБ» («прибор ночного боя»). На испытаниях в начале 1943 года она показала максимальную дальность 3—5 км при «мёртвой» зоне 150—250 м. Из-за меньшей технологичности «ПНБ» не передавалась в производство, но некоторые её решения были реализованы в БРЛС «Гнейс-2М»[9].


В 1944 году была предъявлена на испытания БРЛС «Гнейс-5» (руководитель разработки Г. А. Зонненштраль). Она показала дальность обнаружения 7 км при высоте полёта цели 8000 м («мёртвая» зона 150—200 м), точность наведения ±2—4° в горизонтальной плоскости и угол обзора 160° в вертикальной плоскости. Кроме того, с расстояния до 90 км она обеспечивала привод своего истребителя к специальному маяку. «Гнейс-5» работала на волне 1,43 м с мощностью излучения 30 кВт, комплект аппаратуры весил 95 кг. Специальный индикатор, установленный в кабине пилота и дублирующий данные воздушной обстановки, позволял ему самостоятельно выводить самолёт в атаку. Во второй половине 1945 года «Гнейс-5» была принята на вооружение и поставлена на серийное производство. По инициативе генерала Е. Я. Савицкого были организованы летающие радиолокационные классы — аппаратура «Гнейс-5» устанавливалась на военно-транспортном самолёте, и группа лётчиков могла одновременно тренироваться в лётных условиях[10].



Германия |




Антенны БРЛС «Лихтенштейн» FuG-202 на самолёте Junkers Ju 88


В Германии с середины 1941 года испытывались БРЛС серии «Лихтенштейн»[en] компании Telefunken, предназначенные исключительно для воздушного перехвата. Первая версия, FuG-202 (Lichtenstein B/C), работала в дециметровом диапазоне (490 МГц) и требовала относительно больших антенн, состоящих из 32 дипольных элементов. Имея импульсную излучаемую мощность 1,5 кВт, она позволяла обнаружить самолёт на расстоянии до 4 км с точностью 100 м и ±2,5°[11]. В 1943 году была выпущена версия FuG-212 (Lichtenstein C-1) с большей дальностью и более широким углом обзора, которая работала примерно на тех же частотах (от 420 до 480 МГц). Однако благодаря перебежчикам англичане смогли разработать систему противодействия радарам этого диапазона, и немцы были вынуждены отказаться от их использования. В конце 1943 года началось производство улучшенных БРЛС FuG-220 (Lichtenstein SN-2). Они работали на частотах 72—90 МГц, и антенная система должна была быть значительно увеличена, что уменьшало максимальную скорость ночного истребителя более чем на 50 км/ч. В качестве временного альтернативного решения применялись БРЛС серии «Нептун»[en] (FuG-216…218) компании Siemens, работавшие в диапазоне 125—187 МГц. К концу войны немцы разработали БРЛС FuG-228 (Lichtenstein SN-3), в котором антенны были почти полностью скрыты под деревянным коническим обтекателем.


В ночь со 2 на 3 февраля 1943 года вблизи Роттердама немецкие войска сбили британский бомбардировщик Short Stirling, на котором была установлена сверхсекретная БРЛС обзора земной поверхности H2S[en]. В руки инженеров компании Telefunken попало устройство неизвестного назначения, которое они назвали «Rotterdam Gerät». Это был магнетрон, использовавшийся британцами как генератор излучения сантиметрового диапазона. На его основе была построена БРЛС FuG-240 «Берлин»[en] с параболической антенной, которая полностью скрывалась за фанерным обтекателем. Имея выходную мощность 15 кВт (модель N-2), она позволяла обнаружить самолёт на расстоянии до 9 км. Однако её первые промышленные экземпляры были готовы только в апреле 1945 года, незадолго до окончания войны.



Япония |


Первая японская БРЛС «Type H-6» была испытана в августе 1942 года, однако её серийное производство было налажено только в 1944 году. Она работала на волне 2 м с пиковой мощностью 3 кВт и позволяла обнаружить одиночный самолёт на расстоянии до 70 км, а группу самолётов — до 100 км. Комплект весил 110 кг. Было выпущено 2000 экземпляров, они устанавливались на летающие лодки H8K «Emily» и средние торпедоносцы G4M2 «Betty»[12].



Основные типы бортовых РЛС |



Станции предупреждения об облучении |


РЛС, реализующие методы пассивной радиолокации. Предназначены для обнаружения излучения РЛС других типов. Примеры:




  • Л-150 «Пастель» — Су-27, Су-35, Ка-52[источник? (обс.)];


  • Л-006 «Берёза» (СПО-15ЛМ) — Су-25, Су-27.



Метеонавигационные локаторы |


РЛС для определения грозовых образований и радионавигации. Примеры:




  • «Гроза-24» — Ан-24

  • «Гроза-26» — Ан-12БКЦ, Ан-26

  • «Гроза-40» — Як-40

  • «Гроза-62» — Ил-62

  • «Гроза-142» — Ту-142МР

  • «Гроза-154» — Ту-154

  • «Буран-72» — Ан-72

  • «Буран-74» — Ан-74

  • «Контур−10Ц» — Ми-8 и его модификации, Ми-26Т, Ан-38, Ан-72, Ил-76ТД, Л-410, Ту-134

  • «Контур-10» — Бе-32К, В-3, Ан-28

  • РПСН-3 «Эмблема» — Ил-18

  • «Обзор-МР» — Ту-22МР



Радиолокационные прицелы |


Специализированные РЛС для обнаружения и определения параметров цели и выполнения бомбометания или наведения управляемых авиационных средств поражения. Примеры применения:



  • «Гнейс-2» — Пе-2, Пе-3, Дуглас А-20

  • «Алмаз-3» — СМ-6, Т-3

  • «Арбалет» — Ка-52

  • «Копьё-21И» — МиГ-21-93

  • «Копьё-25» — Су-25

  • «Коршун» — МиГ-17

  • «Москит-23» — МиГ-23-98

  • «Орион-А» — Су-24

  • «Оса» — МиГ-21, МиГ-29УБТ

  • «Сокол-2» — Як-27

  • Н001 «Меч» (РЛПК-27) — Су-27

  • Н001ВП «Панда» — Су-27

  • Н002 — Як-141

  • Н002 «Аметист» («Сапфир-23МЛ-А») — МиГ-23МЛА

  • Н006 «Аметист» («Сапфир-23МП») — МиГ-23МП

  • Н008 «Аметист» («Сапфир-23МЛ-2А») — МиГ-23МЛД


  • Н-010 «Жук» — МиГ-29, Су-27


  • Н-011 «Барс» — Су-27М

  • Н011М «Барс» — Су-30МКИ/МКМ

  • Н025 — Ми-28Н


  • Н-035 «Ирбис» — Су-35С


  • Н-036 «Белка» — ПАК ФА

  • РП-1 «Изумруд» — МиГ-17П/ПФ, МиГ-19П

  • РП-1Д «Изумруд-3» — Як-25

  • РП-1У «Изумруд-2» — МиГ-17ПФУ, Як-25К

  • РП-5 «Изумруд-5» — МиГ-17ПФ, МиГ-19П

  • РП-6 «Сокол» — Як-25М

  • РП-9У — Су-9

  • РП-9-21 — МиГ-21ПФ

  • РП-11 «Орёл» — Су-11

  • РП-15 «Орёл-Д-58» — Су-15

  • РП-21 (ЦД-30ТП-21) — МиГ-21П/ПФ

  • РП-21М — МиГ-21ПФМ

  • РП-21МА — МиГ-21М/МФ

  • РП-21МИ — МиГ-21ПФМ

  • РП-22 «Сапфир-21» — МиГ-21С

  • РП-22С «Сапфир-21» — МиГ-21С

  • РП-22СМ «Сапфир-21» — МиГ-21СМ, СМТ, бис

  • РП-22СМА «Сапфир-21» — МиГ-21бис

  • РП-23 «Сапфир-23» — МиГ-23

  • РП-23 «Сапфир-23» — МиГ-23С/МС

  • РП-23Д (323-Д «Сапфир-23Д») - МиГ-23М и МиГ-23МФ

  • РП-23МЛ (323-МЛ «Сапфир-23МЛ») - МиГ-23МЛ

  • РП-25 «Сапфир-25» (Н-005) — МиГ-25ПД

  • РП-26 «Тайфун»/«Тайфун-М» — Су-15Т/ТМ

  • РП-29 «Рубин» (Н-019, «Сапфир-29») — МиГ-29

  • РП-29М/МП «Топаз» (Н-019М/МП) — МиГ-29С/СМТ


  • РП-31 «Заслон» (Н-007) — МиГ-31

  • РП-35 — МиГ-35

  • РП-С «Смерч» — Ту-128

  • РП-СА «Смерч-А» — МиГ-25П

  • РПС-1 «Аргон» — Бе-10, Ту-16

  • СПРС-1 — Як-25МР

  • ЦД-30 — Су-15

  • «Инициатива-1Ш» - Ту-134Ш-2

  • «Инициатива-2» — Ан-8, Ту-124

  • «Инициатива-2Б» — Бе-12, Бе-12

  • «Инициатива-2К» — Ка-25ПЛ

  • «Инициатива-2КМ» — Ка-27ПЛ

  • «Инициатива-2М» — Ми-14ПЛ

  • «Инициатива-2Р» — Як-28Р

  • «Инициатива-2Я» — Як-28И

  • «Инициатива-3» — Як-28Р

  • «Инициатива-4» — Ан-12БК

  • «Инициатива-4-100» — Ан-22

  • «Инициатива-И» — Ту-128

  • «ПН» — Ту-22К

  • «ПНА» — Ту-22М

  • «ПНА-Б» — Ту-95К-22

  • ПСБН-М — Бе-6, Ли-2, Ту-14, Як-26

  • РБП-2 — Ан-10, Ан-12

  • РБП-3 — Ан-8, Ан-12Б/БП, Як-27Р, Як-28Б

  • РБП-4 «Рубидий» — М-4, Ту-16, Ту-95, Ту-96, Ту-116

  • РБП-6 «Люстра» — Ту-16

  • У-008 «Обзор-К» — Ту-160

  • У-009 «Обзор-МС» — Ту-95МС

  • «ЯД» — Ту-95К



РЛС заднего обзора, радиолокационные прицелы |


Предназначены для обзора пространства в задней полусфере и ведения прицельной стрельбы из пушечной установки ночью и в облаках.



  • ПРС-1 «Аргон-1» — стрелковый прицел М-4, Ту-16

  • ПРС-3 «Аргон-2» — стрелковый прицел Ту-22, Ту-107

  • ПРС-4 «Криптон» — стрелковый прицел Ту-22М, Ил-76, Ту-95/142

  • Н-012 — РЛС обзора задней полусферы Су-34

  • Н-014 — РЛС обзора задней полусферы Су-27М



РЛС бокового обзора |


Устанавливается на самолёты-разведчики, самолёты ДРЛО, самолёты для мониторинга земной поверхности.



  • «Торос» — Ан-24

  • М-101 «Штык» — Су-24МР

  • «Булат» — Як-28БИ

  • «Игла-1» — Ил-20М, Ил-24Н

  • «Нить-К» — Ил-24Н

  • «Нить-С» — Ан-24

  • «Нить С1-СХ» — Ту-134СХ

  • «Сабля-Е» — Миг-25 РБС

  • «Шомпол» — Миг-25 РБШ

  • «Вираж» — Миг-25 РБВ

  • «Тангаж» — Миг-25 РБТ

  • «Куб-3»/«Куб-3М» — Миг-25 РБК



РЛС обзора земной поверхности |



  • «ЕН-Д» — Ту-16К-10 (дальностью обнаружения цели порядка 400 км.[13]), Ту-16РМ

  • «Кобальт» — Ил-12, Ту-4, Ту-16КС (Станция «Кобальт -1М» обнаруживала цель на 160 км)[13]

  • РОЗ-1А — Ту-134УБЛ

  • РОЗ-3 — Ан-12

  • «Рубин-1» — Ту-22, Ту-134Ш, Ту-126, Ту-16К-16 (Цель обнаруживалась с помощью РЛС носителя «Рубин-1К» на расстоянии до 350 км, её координаты передавались в РЛС ракеты; «Рубин-1М» на расстоянии до 450 км)[13]

  • КП-3А — Ил-76



РЛС поиска надводных целей |


Предназначены для обзора водной и земной поверхности, а также местоположения выставленных РГБ и радиомаяков.



  • «Курс» — Ми-4М, Р-1

  • «Курс-М» — Бе-10

  • «Рубин-В» — Ми-4МР/ПС



Радиолокационные навигационно-прицельные комплексы |


Комплекс радиоэлектронного взаимосвязанного оборудования, решающий широкий круг задач радионавигации и боевого применения.



  • «Купол-2» — Прицельно-навигационный пилотажный комплекс Ил-76

  • «Купол-3-76МФ» — Прицельно-навигационный пилотажный комплекс Ил-76МФ

  • «Купол-22» — Прицельно-навигационный пилотажный комплекс Ан-22

  • «Гребешок-3» — Панорамная радиолокационная станция обнаружения и ретрансляции Ми-4ГР

  • «Осьминог» — поисково-прицельный комплекс Ка-27ПЛ.

  • «Беркут» — Радиолокационный поисково-прицельный комплекс Ту-142 и Ил-38

  • «Коршун» — Радиолокационный поисково-прицельный комплекс Ту-142М/МЗ

  • «Новелла» — поисково-прицельный комплекс на Ил-38Н



См. также |



  • РЛС

  • Радиолокация

  • Радиоизлучение

  • Радиоэлектронная борьба



Примечания |





  1. Смирнов С. А., Зубков В. И. Самолётные РЛС / Краткие очерки истории ВНИИРТ, «Вестник ПВО»


  2. Bowen, 1998.


  3. 12 Parker, 2013.


  4. SCR Series Radars (англ.) Alternate Wars


  5. Microwave Radar & The MIT Rad Lab (англ.) The Wizard War: WW2 & The Origins Of Radar


  6. Galati, 2016, p. 174.


  7. 12 Пе-2 Гнейс, Уголок неба


  8. 12 Лобанов, 1975.


  9. 12 Лобанов, 1982, РЛС «Гнейс-2»для ИА ПВО.


  10. Лобанов, 1982, Самолетная РЛС «Гнейс-5».


  11. Holpp, 2000.


  12. Japanese Radar Equipment in WWII (англ.)


  13. 123 Легендарный Ту-16 (неизв.). Проверено 16 сентября 2016.




Литература |



  • М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники. — М.: Воениздат, 1982. — 239 с.

  • М. М. Лобанов. Самолётные станции «Гнейс-2», ПНБ и «Гнейс-5» // Начало советской радиолокации. — М.: Советское радио, 1975. — 288 с.

  • Bowen, Edward George. Radar Days. — CRC Press, 1998. — ISBN 9780750305860.

  • Parker, Dana T. Building Victory: Aircraft Manufacturing in the Los Angeles Area in World War II. — Cypress, CA, 2013. — ISBN 978-0-9897906-0-4.

  • Galati, Gaspare. 100 Years of Radar. — Springer, 2016. — ISBN 978-3-319-00583-6.

  • Holpp, Wolfgang. The Century of Radar. — EADS Deutschland GmbH, 2000.



Ссылки |


  • Современная авиация России








Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район