Эстонцы
Эстонцы | |
---|---|
Современное самоназвание | эст. eestlased |
Численность и ареал | |
Всего: около 1,055,000 (2000)[20] | |
Эстония: Исландия: 111[19] | |
Язык | эстонский язык, выруский диалект |
Религия | Лютеранство, Православие, Католицизм |
Входит в | прибалтийско-финские народы |
Родственные народы | финны, карелы, водь, ливы, ижора, вепсы, венгры |
Этнические группы | выру, сету |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Эстонцы на Викискладе |
Эсто́нцы (эст. eestlased) — прибалтийско-финский народ, большая часть которого проживает в Эстонии. Общая численность — примерно 1,1 млн человек, в том числе в Эстонии порядка 925 тыс. (2012). Основной язык — эстонский прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи.
До XVIII—XIX вв. эстонцы называли себя maarahvas, что буквально значит «народ земли», то есть занимающийся земледелием[21]. Термин eestlane пришёл из латыни (Aesti). Так назван Тацитом в «Германии» народ, населяющий дальний берег Балтийского моря[22]. В Средние века на Руси предков эстонцев называли чудью[23].
Антропологически относятся к восточно-балтийской и атланто-балтийской расам и переходным типам между ними[24]. По состоянию на начало XXI века большинство эстонцев атеисты[25]; верующие в основном лютеране и православные[26].
Содержание
1 Антропологический тип
2 История и этнография
2.1 Начало I-го тысячелетия
2.2 Железный век
2.3 Племена эстов
3 Эстонцы в России и СССР
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Антропологический тип |
Средневековое население Эстонии по своим краниологическим параметрам характеризуется выраженными европеоидными чертами. Наибольшую близость к нему демонстрируют позднесредневековая серия Вологды, а также финны, карелы и коми-зыряне, в целом резко выделяющиеся на фоне остальных финно-угорских групп. Данный феномен объясняется тем, что морфологический облик прибалтийских финнов определяет древнее мезолитическое население Восточной Европы.[27]
История и этнография |
Эсты сформировались в Восточной Прибалтике на основе смешения пришедших с востока в 1-м тысячелетии до нашей эры финно-угорских племён и древнего аборигенного населения. Позднее они вобрали восточно-финно-угорские, балтские, германские и славянские элементы.
Эстонские культурологи, такие как Уку Мазинг (Uku Masing), Яан Каплински (Jaan Kaplinski), а также президент и автор научно-популярных книг Леннарт Мери пытаются выявить в традициях современных эстонцев финно-угорское наследие.
Начало I-го тысячелетия |
Начиная с III века на территории Эстонии можно проследить формирование по археологическим данным отдельных этнических групп, которые совпадают с сохранившимися до сегодняшнего дня диалектными и этнографическими регионами: Северной, Южной, Западной Эстонией и островов. На Западную Эстонию заметное влияние оказывала Скандинавия. В Южной Эстонии древние культурные черты сохранялись дольше всего. Благодаря влиянию древнерусской народности сформировались особенности субэтноса эстонцев сету, а также на юго-востоке выру; наиболее ярко это выражено в постройках и одежде.
Железный век |
C V до IX века — период среднего железного века, хотя в Прибалтике до начала X века железо встречается крайне редко, и там сохраняется культура бронзового века. Начиная с IX века, в позднем железном веке стали формироваться деревни (несколько семей объединяли свои хозяйства). Вследствие этого произошло территориальное разделение на приходы и уезды. По сравнению с соседними странами деревенская культура Эстонии была малоразвитой — главным местом проживания древних эстов был хутор, где жила семья, которая считалась единицей общества.[28] Семья состояла из 8 — 10 человек. Все хуторские постройки возводились вокруг открытого двора, главное здание — жилая рига — фасадом во двор, с севера на юг.
В последний период железного века (IX — XIII вв.) быстро развивалось земледелие. Выращивали также пшеницу, овес, горох, бобы и лён, позже добавились капуста и брюква. Со второй половины XI века стали культивировать озимую рожь, что принесло с собой развитие трёхпольной системы полеводства. Стал применяться гончарный круг. Ремесленное дело не было так развито, как у соседей.
Племена эстов |
В XIII веке немецкие рыцари напали на прусские земли с запада и на территории проживания эстов, ливов а также куршей, земгалов, селонов, латгалов, со стороны Рижского залива. В ходе этой так называемой «Священной войны» происходило массовое убийство людей и полное разрушение и выжигание деревень.
К концу древнего времени (XIII в) на основе племён эстов, живущих на территории Эстонии, и их наречия сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя «народом земли»[29].
Самыми типичными древними элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, а также осеннее поминовение усопших (считалось, что в эти дни души умерших предков приходят домой) и особую форму народной музыки: так называемая руническая песня (regilaul) с кратким, но богатым вариациями мотивом.
С XI—XIII веков появляются ранние сообщения об одежде эстов. Основной одеждой женщины были льняная сорочка и шерстяной сюртук. Вокруг бедер обматывали шерстяную юбку, которую закрепляли поясом. Льняную одежду отбеливали добела, верхняя одежда была овчинно-белого или чёрного цвета. Шерсть для юбки красили растительными травами; самым распространенным красителем был калган, из которого получали красный цвет.
Знания о религии древних эстов основываются на археологических находках, древних и средневековых хрониках и фольклорных материалах XIX века. Эсты считали, что у каждого животного, дерева и камня есть душа; верили в духов-хранителей, которые жили в камнях, ручьях и деревьях. Чтобы задобрить духов, им приносили жертвы. В большинстве своем религиозные обряды и ритуалы не отличались сложностью, профессиональных жрецов не было. Жертвенными местами считались, прежде всего, священные дубравы — небольшие отдельно стоящие перелески, в которых нельзя было рвать листья с деревьев или подбирать что-либо с земли — а также камни, ручьи и источники. В связи с развитием земледелия в мифологическом мировоззрении эстов на первый план вышли боги и персонификации погодных явлений и неба. Главным небесным богом считался Уку (эст. Uku, Ukko) — дед. Увеличилась популярность магии плодородия, богов-покровителей поля и зерна. В солнцестояние разжигали костры, так как считалось, что огонь отгоняет злых духов. Существовали колдуны, волхвы и знахари, к которым обращались за помощью во время болезни и при других бедах. Древние эсты верили в силу слова: охотники и рыбаки не называли свою добычу по её принадлежности к определённому виду (медведь, олень, окунь), а употребляли специальные «псевдонимы».
Поздней осенью поминали всех умерших — верили, что их души посещают свои бывшие дома. Для них накрывали столы и топили баню, повсюду царила тишина и покой. Слово velnias, которое используется у балтийских народов в качестве названия дьявола или злого духа, образовалось от обозначения умершего, который возвращался и начинал угрожать живым. Главным небесным богом считался Уку (эст. «дед»)[30].
Согласно самым древним мифам, о которых упоминается в народных песнях, предки эстонцев верили, что мир возник из яйца. Млечный Путь представлялся стволом древа Мира или дорогой, по которой птицы сопровождали души покойных в иной мир.
Эстонцы в России и СССР |
Эстонцы-сету компактно проживали на территории, контролировавшейся с X века Псковом.
Массовое переселение эстонцев на территорию современной России (Ленинградская область) произошло в первой половине XVIII века, после присоединения Прибалтики к Российской империи в ходе Великой Северной войны и в связи с необходимостью освоения новых территорий в Ингерманландии.
В XIX веке большое количество эстонцев из-за малоземелья переехало на малоосвоенные земли Сибири, Северного Кавказа, Крыма и Дальнего Востока, эстонские крестьяне активно нанимались работать на промышленные предприятия Риги, Петербурга и его пригородов[31]. В 1860 году для нужд эстонской общины в Петербурге была построена лютеранская церковь Святого Иоанна.
В 1920-е годы существовали эстонские национальные сельсоветы в Ленинградской области и Сибири[32]. Но в 1936—1937 годах эти сельсоветы были упразднены, а большое количество эстонцев репрессировано[33].
После присоединения Эстонии к Советскому Союзу несколько тысяч эстонцев были сосланы в Коми АССР, Кировскую область и Казахстан. Кроме того, с началом Великой Отечественной войны несколько тысяч эстонцев было эвакуировано в восточные районы СССР. В 1949 году из Эстонии была проведена депортация 20 535 человек[34], большинство которых были эстонцами.
После 1955 года началась массовая реабилитация эстонцев и их возвращение в Эстонскую ССР. Численность эстонского населения РСФСР стала сокращаться — с 78,5 тыс. в 1959 году до 46,4 тыс. в 1989 году[35].
После распада СССР численность эстонцев в России резко сократилась по ряду причин — репатриация в Эстонию, снижение рождаемости, ассимиляция с русским населением. По переписи населения 2010 года в России проживало 17 875 эстонцев — граждан России (28 113 чел. по переписи 2002 года).
Субъект федерации | Численность эстонцев в 2002 году, чел.[36] | Численность эстонцев в 2010 году, чел.[37] |
---|---|---|
Красноярский край | 4 104 | 2 346 |
Омская область | 3 095 | 2 082 |
Санкт-Петербург | 2 266 | 1 534 |
Ленинградская область | 1 409 | 772 |
Новосибирская область | 1 399 | 891 |
Москва | 1 244 | 1 072 |
Краснодарский край | 1 136 | 668 |
Псковская область | 1 122 | 625 |
Томская область | 751 | 528 |
Челябинская область | 504 | 353 |
Новгородская область | 307 | 171 |
Калининградская область | 282 | 185 |
Свердловская область | 437 | 275 |
Республика Карелия | 257 | 156 |
Примечания |
↑ Population by ethnic nationality (неизв.). Statistics Estonia. Проверено 30 марта 2016.
↑ Tilastokeskus - Population (неизв.). Проверено 4 мая 2015.
↑ Total ancestry categories tallied for people with one or more ancestry categories reported 2013 American Community Survey 1-Year Estimates (неизв.). United States Census Bureau. Проверено 2 сентября 2014.
↑ Canada-Estonia Relations (неизв.). Проверено 17 марта 2015.
↑ Eestlased Rootsis (неизв.).
↑ Всероссийская перепись населения 2010 года
↑ 2054.0 Australian Census Analytic Program: Australians' Ancestries (2001 (Corrigendum)) (неизв.). Australian Bureau of Statistics (2001). Проверено 17 сентября 2011.
↑ Pressemitteilungen - Ausländische Bevölkerung - Statistisches Bundesamt (Destatis) (неизв.). www.destatis.de.
↑ "Immigrants and Norwegian-born to immigrant parents, 1 January 2016". Statistics Norway. Accessed 01 May 2016.
↑ United Kingdom (неизв.). Ethnologue. Проверено 12 мая 2016.
↑ The distribution of the population by nationality and mother tongue (неизв.). State Statistics Committee of Ukraine (2001). Архивировано 5 декабря 2008 года.
↑ Persons usually resident and present in the State on Census Night, classified by place of birth and age group (неизв.). Central Statistics Office Ireland. Архивировано 6 августа 2011 года.
↑ Estemb in Belgium and Luxembourg (неизв.). Проверено 17 марта 2015.
↑ [1] (недоступная ссылка)
↑ Statistikbanken (неизв.). www.statistikbanken.dk.
↑ Перепись населения 2009
↑ Согласно конституции Грузии, Абхазия входит в состав Грузии как автономная республика. Фактически, Абхазия является частично признанным государством, территория которого Грузией не контролируется.
↑ Этнокавказ. Этносостав Абхазии по переписи 2011 г.
↑ Dialog (неизв.). rannsokn.hagstofa.is.
↑ Rahvuskaaslased välismaal (неизв.) (недоступная ссылка — история). Проверено 20 июня 2009. Архивировано 9 сентября 2009 года.
↑ Ariste, Paul (1956). Maakeel ja eesti keel. Eesti NSV Teaduste Akadeemia Toimetised 5: 117-24; Beyer, Jürgen (2007). Ist maarahvas (‚Landvolk‘), die alte Selbstbezeichnung der Esten, eine Lehnübersetzung? Eine Studie zur Begriffsgeschichte des Ostseeraums. Zeitschrift für Ostmitteleuropa-Forschung 56: 566—593.
↑ Аналогичным образом тацитовский этноним «фенны» (Fenni) был распространён на суоми, породив современное название «финны».
↑ Эстонцы — статья из Большой советской энциклопедии.
↑ Атланто-балтийская раса // БРЭ. Т.2. М.,2005.
↑ РИА Новости: Эстония оказалась самой атеистической страной мира
↑ Интервью с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием (Якобсом)
↑ Моисеев В. Г., Широбоков И. Г., Крийска А., Хартанович В. И. Краниологическая характеристика средневекового населения Эстонии // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г. СПб., 2013. C. 71-79.
↑ В старом эстонском языке слово «семья» (pere) имело то же значение, что и «хутор» (talu)
↑ эст. maarahvas «народ земли; сельский, деревенский народ».
↑ Финно-угорская мифология
↑ Toivo U. Raun. Estonia and the Estonians. 2nd ed. Hoover Press, 2001. Page 72.
↑ Национальные меньшинства Ленинградской области. П. М. Янсон. — Л.: Орготдел Ленинградского Облисполкома, 1929. — С. 22-24. — 104 с.
↑ Многонациональная Ленинградская область.
↑ Александр Дюков: Эстонский миф о «советской оккупации», 5. Депортация 1949 года
↑ Приложение. Справочник статистических показателей // Демоскоп Weekly
↑ Всероссийская перепись населения 2002 года
↑ [Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года]
Литература |
- M. E.,. Эсты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Эстонцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
- Эстонцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивировано 29 ноября 2014 года.
- Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 114
Ссылки |
Эстонцы Энциклопедия народов мира Etnolog.ru
Эстонцы в России, сайт посольства ЭР в РФ
Французский историк: Эстонцы осознают себя нацией посредством языка — Постимеэс, 7 сентября 2009 года
- Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН