КОР-2
КОР-2 (Бе-4) | |
---|---|
Тип | Корабельный разведчик |
Разработчик | ЦКБ МС |
Производитель | Завод № 166 (Омск) Завод № 288 (Савелово) Завод № 477 (Красноярск) |
Главный конструктор | Г. М. Бериев |
Первый полёт | 21 октября 1940 года[1] |
Начало эксплуатации | осень 1941 года |
Конец эксплуатации | 1947 год |
Статус | снят с эксплуатации |
Эксплуатанты | ВВС ВМФ СССР |
Годы производства | август 1941—1945 год |
Единиц произведено | 44 |
Изображения на Викискладе |
КОР-2 (Бе-4) — палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в 1940 году ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Проходил испытания в 1942 году, в 1943—1945 выпускался малыми сериями.
Содержание
1 История создания
2 Производство
3 Конструкция
4 ТТХ
5 Примечания
6 Литература
История создания |
Первый вариант судостроительной программы СССР появился в 1937 году, затем его постоянно переделывали и корректировали. По проекту «Большого морского и океанского флота» к 1 января 1946 года должно было быть построено 15 линейных кораблей, 16 тяжелых и 28 легких крейсеров, два авианосца, 20 лидеров, 144 эсминца, 96 сторожевых кораблей, 204 тральщика, 28 минных и 14 сетевых заградителей, 6 мониторов и канонерских лодок, 348 торпедных катеров, 115 охотников за подводными лодками, 336 подводных лодок.
Основой будущего «Большого морского и океанского флота» должны были стать линейные корабли и тяжелые крейсера, которым требовались бортовые катапультные гидросамолеты разведчики.
Предназначением такого самолета было ведение разведки и корректировки артиллерийского огня, а также вести ближнюю морскую разведку.
Принятый к тому времени на вооружение КОР-1, не удовлетворял советский флот. Нужно было создавать новый катапультный разведчик-корректировщик, надо было параллельно со строительством кораблей. В конце 1938 года появилось задание на разработку перспективного катапультного гидросамолета для новых тяжелых кораблей получившего обозначение КОР-2. Свои эскизные проекты по этой теме, кроме Г. М. Бериева, представили такие конструкторы как И. В. Четвериков и В. Б. Шавров.
Но, уже 27 февраля 1939 года, совместным решением НКАП и НК ВМФ задание на проектирование и постройку КОР-2 передали Центрального Конструкторского бюро морского самолетостроения возглавляемому Г. М. Бериевым. Доводами в пользу этого послужило то, что ЦКБ МС обладало опытом проектирования и доводки КОР-1, и было знакомо как с катапультами, так и с проблемами катапультного старта.
Согласно тактико-технических требований КОР-2 должен был иметь полную длину не более 9,5 метров, размах крыльев не более 11,0 м (в сложенном положении ширина — 4,5 м). Полётный вес не должен был превышать 2600 кг. Дальность полета — 1200 км. Эскизный проект был разработан в двух вариантах — летающей лодки и поплавкового гидросамолета. В качестве основного предлагался лодочный вариант, с чем заказчик согласился, однако возражения вызвали линейные размеры самолета (длина 10,4 м, размах крыла 12,0 м, ширина со сложенным крылом 4,7 м). Представители флота настаивали на размерах указанных в ТЗ, однако Бериеву удалось отстоять свой вариант, мотивируя его тем, что иначе нельзя гарантировать достаточной мореходности КОР-2.
Утверждённое техническое задание на КОР-2 поступило в Таганрог 31 июля 1939 г. Далее разработка и строительство самолета получившего внутреннее обозначение ЦКБ МС-9, пошла в хорошем темпе. 7 августа был предъявлен эскизный проект, 21 января 1940 года был построен макет.
В окончательном варианте КОР-2 был выполнен в виде цельнометаллической двухреданной летающей лодки. Крыло состояло из центроплана и двух консолей, причем консоли складывались. В качестве силовой установки был выбран двигатель воздушного охлаждения М-63 мощностью 1100 л. с., однорядный звездообразный, с двухскоростным нагнетателем. Для снижения посадочной скорости самолет имел щитки Шренка. Экипаж состоял из двух человек — пилота и штурмана. Гидросамолет имел двойное управление расположенное в кабине пилота, причем правая ручка и педали были съемными.
Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести бомбы весом до 200 кг.
Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.
Производство |
Заводы | 1941 год | 1942 год | 1944 год | 1945 год | Всего |
---|---|---|---|---|---|
Завод № 288 (Савелово) | 4 | 2 | - | - | 6 |
Завод № 477 (Красноярск) | - | - | 20 | 18 | 38 |
Итого | 4 | 2 | 20 | 18 | 44 |
Конструкция |
КОР-2 — моноплан, крыло типа парасоль, установленное на пилоне. Двигатель М-62 установлен так, чтобы воздушный поток рассекался крылом, что позволило заметно снизить опрокидывающий момент. Винт трёхлопастный ВИШ-105-62 или АВ-24. Обшивка корпуса металлическая, за исключением элеронов и рулей.
Вооружение — один неподвижный ШКАС на носу и один в подвижной установке для стрелка. Бомбовое вооружение — четыре ФАБ-100 (в перегруженном варианте).
ТТХ |
- Технические характеристики
Экипаж: 2 чел
Длина: 10,5 м- Размах крыла: 12,0 м
Высота:- Площадь крыла: 25,5 м²
Масса пустого: 2082 кг- Масса снаряжённого: 2397 кг
Максимальная взлётная масса: 2760 кг
Силовая установка: 1 × М-62
Мощность двигателей: 1 × 850 л. с.
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 356 км/ч
- Практическая дальность: 550—1150 км
Практический потолок: 8100 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 х ШКАС
- Точки подвески: 4
Бомбы: 4 х ФАБ-100 (перегруженный вариант)
Примечания |
↑ Знаменательные даты октября в истории авиации (рус.) // Авиация и космонавтика. — М., 2015. — № 10. — С. 13.
Литература |
- Заблотский А., Сальников А. Корабельный разведчик для «большого морского и океанского флота» (рус.) // Авиация и Время : журнал. — Киев: АэроХобби, 2005. — № 1 (76). — С. 4-12.
- Шавров В. Б. История конструкции самолётов в СССР. 1938-1950. — 4-е изд.. — М.: Машиностроение, 2002. — 554 с. — ISBN 5-217-03103-4.