Николаевское кавалерийское училище
Николаевское кавалерийское училище | |
---|---|
Фасад здания Николаевского кавалерийского училища, 2014 год | |
Годы существования | 1823—1924 (в эмиграции) |
Страна | Российская империя |
Тип | Среднее военное училище |
Функция | Подготовка командного состава |
Часть | эскадрон и казачья сотня |
Командиры | |
Известные командиры | П. П. Годейн 1823—1831 И. И. Чекатовский 1924—1926 |
Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 781720972170006 (ЕГРОКН) объект № 7810048000 (БД Викигида) |
Никола́евское кавалери́йское учи́лище — привилегированное военное училище Российской империи. Основано 9 мая 1823 года. Выпускниками училища были многие видные представители военной и культурной элиты России XIX — начала XX веков.
Содержание
1 История
2 Устройство и учебная программа
2.1 Система оценок
3 Форма и вооружение
4 Традиции «Славной школы»
5 Известные выпускники и учащиеся
6 Примечания
7 Ссылки
8 Литература
История |
9 мая 1823 года приказом императора Александра I в Санкт-Петербурге, в казармах лейб-гвардии Измайловского полка (набережная Фонтанки, 120), была основана Школа гвардейских подпрапорщиков для обучения молодых дворян, поступавших в гвардию из университетов или частных пансионов и не имевших военной подготовки. В её штате были начальник, 1 инспектор классов, 8 обер-офицеров в чине не ниже поручика и 120 слушателей. В Школе обучали юношей из дворянских семей, а затем выпускали их в полки гвардейской кавалерии.
1826 год — При школе сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, учебное заведение переименовано в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. С 1825 года школа располагалась в бывшем дворце графов Чернышёвых.
1859 год — В связи с упразднением звания подпрапорщика Школа переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров.
В 1864 году Школа преобразована в Николаевское кавалерийское училище, которое до конца своего существования располагалось в здании по адресу Лермонтовский (Ново-Петергофский) проспект, дом 54.
В 1890 году при училище сформирована казачья сотня — так называемая Царская сотня.
В октябре 1917 году училище было расформировано.
В феврале 1921 году училище было возрождено в Галлиполи на основе существовавшего в Крыму Учебного дивизиона. Впоследствии было эвакуировано в г. Белая Церковь (Югославия), где действовало до 1923 года. Произвело 4 выпуска (5 ноября 1922 года, 12 июля и 2 сентября 1923 года, перед закрытием — выпуск эстандарт-юнкеров, произведенных в корнеты 7 марта 1924 года) — всего 357 человек. Начальник — генерал-лейтенант А. В. Говоров.
В настоящее время в здании училища в Санкт-Петербурге располагается завод радиотехнического оборудования. В 2014 году после сноса здания соседней мебельной фабрики открылся вид на домовую церковь училища с барельефом на фасаде, уникальность которого в том, что это единственный в Петербурге памятник погибшим на Первой мировой войне[2]
Устройство и учебная программа |
С момента создания и до Февральской революции на службу в Николаевское кавалерийское училище принимали только потомственных дворян — преподавателей и юнкеров. Изначально, определённых стандартов среднего образования для поступления в училище юнкером рядового звания не существовало. Впоследствии в училище принимались наиболее успешные выпускники кадетских корпусов: необходимо было иметь не менее 9 баллов по наукам и 8 баллов за поведение[3].
В училище готовили офицеров как для регулярной кавалерии, так и для казачьих войск.[4] С 1890 года юнкера училища были административно поделены на эскадрон и сотню: 250 юнкеров в эскадроне, 120 — в сотне.
Курс обучения был двухгодичным, и его конечной целью была подготовка выпускников к полковой кавалерийской службе. Основными учебными предметами были тактика,[5]военное дело, топография, военная администрация,[6]иппология, артиллерия, фортификация, право, гигиена и черчение, из общеобразовательных предметов преподавались Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, механика, география, физика, химия, история, экономика, государствоведение и психология.
По окончании обучения юнкера эскадрона выпускались корнетами в гвардейскую и армейскую кавалерию, а юнкера сотни — хорунжими в казачью. Существовала возможность сдать экзамены за курс училища экстерном.
С 1864 года выпуск проводился после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после 1-го курса) был признан недостаточным. Первое время лучших выпускников направляли в артиллерию и инженерные войска, но вскоре выпуск в эти рода войск из общевойсковых училищ был прекращен.
Система оценок |
Знания оценивались по 12-балльной системе. Набравшие не ниже 9 баллов могли служить в гвардии, получившие средний балл ниже 9 баллов, могли выйти только в армию. Отметка ниже 6 баллов по любому предмету считалась неудовлетворительной. Получивший 5 баллов — проваливался.
Форма и вооружение |
Форма юнкеров эскадрона, утверждённая Александром III
Повседневная: алая бескозырка с черными кантами, защитный китель, синие рейтузы с красным кантом при высоких хромовых сапогах и шпорах. Шашка, портупея и пояс надевались поверх кителя и серой, светлого тонкого сукна, шинели.
Парадная: мундир и кивер драгун наполеоновского времени с андреевской гвардейской звездой, чёрный мундир с красным лацканом, красно-чёрный пояс и длинные брюки-шоссеры с красными генеральскими лампасами при ботинках с прибивными шпорами, белая гвардейская портупея шашки и белые замшевые перчатки.
Вооружение эскадрона: шашки и винтовки драгунского образца
Форма казачьей сотни:
Со времени учреждении сотни юнкера носили форму своих войск и полков.
С 1907 года: китель с серебряным прибором и синие казачьи шаровары с красными лампасами и белым гвардейским снаряжением (пояс и портупея)
Вооружение казачьей сотни: казачий карабин без штыка, пика, шашка донского казачьего образца
Традиции «Славной школы» |
Николаевское кавалерийское училище, в память о прошлом именовашееся «Славной школой» или просто Школой, славилось своими традициями, так называемым цуком.
При поступлении в училище каждый мог выбрать вид службы: «по славной ли училищной традиции, или по законному уставу?».
"Училища, или как y нас принято было говорить— «в славной Школе», вел к строжайшей дисциплине и молодцеватости. Считалось, что кавалерист должен быть — лихой, ловкий, воспитанный в чисто воинском духе.
Подход к этому, издавна, велся в строгой субординации и точном подчинении не только начальству, но и старшим нашим товарищам — юнкерам старшего курса. Младший курс должен был видеть в них — свое ближайшее начальство. Младший курс считался еще не проникшимся воинским кавалерийским духом, юнкера коего назывались «сугубыми зверьми». Они должны были слушатъ и повиноваться юнкерам старшего курса, кои наставляли их в установленных в Школе традициях." Воспоминания генерал-лейтенанта Свечина М.А. (16 мая 1876, Санкт-Петербург — 15 апреля 1969, Ницца) о Николаевском Кавалерийском Училище
«По уставу» — выбрав службу по уставу, юнкер был избавлен от цука, но к нему переставали относиться как к товарищу. Его называли «красным» и бойкотировали, никто с ним не разговаривал. С ним поддерживали лишь чисто служебные официальные отношения. Однако самым существенным было то, что такого «красного» по окончании училища никогда бы не принял в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк, ибо в каждом полку были выходцы из Школы, всегда поддерживавшие связь с родным училищем, а потому до их сведения, конечно, доходило, кто из новых юнкеров — «красный». Следует отметить, что «красный» юнкер был очень редким явлением.
«По славной учлищной традиции» — служба «по традиции» подразумевала полное подчинение младших (1-й год обучения) старшим (2-й год обучения), но регулировалась исторически сложившимися правилами.
Юнкера младшего курса с момента появления в училище назывались «сугубыми зверями» и поступали в полное распоряжение старшего курса. В Школе были разные лестницы для старших («корнетов») и младших («зверей») юнкеров, из четырёх дверей, ведших в спальни эскадрона, где юнкера располагались повзводно, две были «корнетскими», равно как и половина зеркал-трюмо, там стоявших. Пользоваться ими младший курс не имел права. То же самое относилось и к курилке, где на полу имелась борозда, по преданию проведенная шпорой Лермонтова и потому именовавшаяся «Лермонтовской», за которую «зверям» доступ был запрещен.
Классика «цука»:
- приседания, выполнявшиеся во всех углах и при всех случаях для развития «шлюза» и «шенкелей»
- бесчисленные повороты направо, налево и кругом, чтобы довести «отчётливость» до совершенства
- старший мог задать младшему любой вопрос в любое время суток, например: «Молодой, пулей назовите имя моей любимой женщины», или «Молодой, пулей назовите полчок, в который я выйду корнетом», — «зверь» обычно отвечал на эти вопросы безошибочно, так как обязан был знать назубок, как имена женщин, любимых старшими, так и полки, в которые старшие намеревались поступить.
- «Молодой, пулей расскажите мне про бессмертие души рябчика», — командовал старший. И молодой, вытянувшись стрункой, рапортовал: «Душа рябчика становится бессмертной, когда попадает в желудок благородного корнета».
Регулирование взаимоотношений:
Согласно обычаю, «корнеты» не имели права задевать личного самолюбия «молодого».
Юнкер первого года обучения был обязан выполнить беспрекословно всё то, что выполняли до него юнкера младшего курса из поколения в поколение. Однако имел право обжаловать в «корнетский комитет» то, в чём можно усмотреть «издевательство над его личностью», а не сугубым званием «зверя».
За этим строго следил «корнетский комитет» (возглавляемый выборным председателем), куда входили все юнкера старшего курса. Председатель корнетского комитета являлся верховным блюстителем и знатоком традиций Школы, компетенция его была неоспорима.
«Корнеты» не имели права с неуважением дотронуться хотя бы пальцем до юнкера младшего курса, уж не говоря об оскорблении. Это правило никогда не нарушалось ни при каких обстоятельствах.
За столкновения между собой юнкеров младшего курса с применением кулачной расправы и взаимных оскорблений обе стороны подлежали немедленному отчислению из училища независимо от обстоятельств, вызвавших столкновение.
Известные выпускники и учащиеся |
Лермонтов, Михаил Юрьевич (1834) — выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.
Лашкарёв, Александр Григорьевич (1843) — выпущен в Конно-гренадерский лейб-гвардии полк.
Лавров Василий Николаевич (1855) — выпущен прапорщиком в Конно-гренадерский лейб-гвардии полк.
Мусоргский, Модест Петрович (1856) — выпущен в лейб-гвардии Преображенский полк.
Каульбарс, Александр Васильевич (1861) — выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Гатчинский полк.
Брянчанинов, Александр Семёнович (1866) — выпущен корнетом в Кавалергардский полк.
Сухомлинов, Владимир Александрович — выпущен корнетом в Уланский Его Величества лейб-гвардии полк.
Клейгельс Николай Васильевич (1868) — выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Драгунский полк.
Плеве, Павел Адамович (1870) — выпущен в корнетом лейб-гвардии Уланский Его Величества полк.
Косоговский, Владимир Андреевич (1876) — выпущен корнетом в 12-й гусарский Ахтырский полк.
Самсонов, Александр Васильевич (1877) — выпущен корнетом в 12-й гусарский Ахтырский полк.
Яковлев, Леонид Георгиевич — выпущен в лейб-гвардии Уланский Её Величества полк.
Вогак, Константин Ипполитович (1878) — выпущен корнетом в Уланский Его Величества лейб-гвардии полк.
Замятнин, Александр Николаевич (1878) — выпущен корнетом в 11-й драгунский Изюмский Его Королевского Высочества Наследного Принца Фридриха Вильгельма Прусский полк.
Альфтан, Владимир Алексеевич (1881) — выпущен корнетом в лейб-гвардии Уланский Его Величества полк.
Леонтьев, Фёдор Иванович (1882) — выпущен корнетом в Стародубовский 12-й драгунский полк.
Марков, Василий Евгеньевич (1884) — выпущен корнетом в Конно-гренадерский лейб-гвардии полк.
Миллер, Евгений Карлович (1886) — выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк.
Безладнов, Степан Львович (1886) — выпущен хорунжим в 1-й Хопёрский казачий полк Кубанского казачьего войска.
Павлов, Александр Александрович (1887) — выпущен в корнетом лейб-гвардии Гусарский полк.
Джукаев, Евгений Семёнович (1888) — выпущен корнетом в Астраханский 22-й драгунский полк.
Маннергейм, Карл Густав Эмиль (1889) — выпущен корнетом в 15-й Александрийский драгунский полк.
Мамонтов, Константин Константинович (1890) — выпущен корнетом в Конно-гренадерский лейб-гвардии полк.
Эрдели, Иван Георгиевич (1890) — выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.
Гудзенко, Анатолий Николаевич (1891) — выпущен корнетом в 46-й драгунский Переяславский Императора Александра III полк.
Богаевский, Африкан Петрович (1892) — выпущен в чине хорунжего в лейб-гвардии Атаманский Полк.
Земцов, Сергей Иванович (1892) — выпущен хорунжим в 1-й Лабинский казачий полк Кубанского казачьего войска.
Сычев, Константин Иванович (1892)— выпущен хорунжим в комплект Донских казачьих полков.
Каджар, Фейзулла Мирза (1893) — выпущен корнетом в 43-й драгунский Тверской полк
Мадчавариани, Александр Заалович (1896) — выпущен корнетом в 23-й Вознесенский драгунский полк.
Борис Владимирович (великий князь) (1896) — выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.
Бискупский, Василий Викторович (1897) — выпущен корнетом в лейб-гвардии конный полк.
Елецкий, Леонид Васильевич (1897) — выпущен корнетом в Уланский Его Величества лейб-гвардии полк.
Улагай, Сергей Георгиевич (1897) — выпущен в 1-й Хопёрский казачий полк Кубанского казачьего войска с производством в чин хорунжего.
Дутов, Александр Ильич (1899) — выпущен хорунжим в 1-й Оренбургский казачий полк.
Фицхелауров, Александр Петрович (1899) — выпущен хорунжим в комплект Донских казачьих полков.
Балабин, Евгений Иванович (1900) — выпущен хорунжим в Лейб-Гвардии Казачий Его Величества Полк.
Секретев, Александр Степанович (1901) — выпущен в Атаманский лейб-гвардии полк в чине хорунжего.
Глазенап, Петр Владимирович (1903) — выпущен корнетом в 13-й драгунский Военного Ордена генерал-фельдмаршала графа Миниха полк.
Науменко, Вячеслав Григорьевич (1903) — выпущен хорунжим в 1-й Полтавский казачий полк Кубанского казачьего войска.
Каппель, Владимир Оскарович (1903) — выпущен в корнетом 54-й Новомиргородский драгунский полк.
Толстов, Владимир Сергеевич (1905) — выпущен хорунжим во 2-й Уральский казачий полк.
Князь императорской крови Романов, Иоанн Константинович (1907) — выпущен корнетом в лейб-гвардии конный полк.
Шапрон дю Ларре, Алексей Генрихович — выпущен в л.-гв. Кирасирский Его Величества полк
Шкуро, Андрей Григорьевич (1907) — выпущен хорунжим в 1-й Уманский казачий полк Кубанского казачьего войска.
Бабиев, Николай Гаврилович (1909) — выпущен хорунжим в 1-й Лабинский казачий полк Кубанского казачьего войска.
Эльфенгрен, Юрьё (1910) — выпущен в Лейб-гвардии Кирасирский Её Величества полк
Болдырев, Сергей Владимирович(1911) — выпущен хорунжим в 1-й Донской казачий полк.
Лебедев, Олег Иванович (1912) — выпущен хорунжим в 1-й Екатеринодарский казачий полк Кубанского казачьего войска.
Литтауэр, Владимир Станиславович (1913) — выпущен корнетом в Сумский 1-й гусарский полк.
Марков, Анатолий Львович (1914) — выпущен прапорщиком в 8-й Запасный кавалерийский полк.
Байло, Сергей Ильич (1914) — выпущен корнетом в Приморский драгунский полк.
Яновский, Василий Васильевич — депутат Государственной думы Российской империи I созыва.
Вонсяцкий, Анастасий Андреевич (1917) — выпущен досрочно в чине юнкера.
Леонтьев, Николай Степанович — выпущен досрочно «по болезни» в Лейб-гвардии Уланский полк.
Примечания |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Николаевское кавалерийское училище на Викискладе |
↑ Илл. 39. Военно-Учебные заведения. Фельдфебель Николаевского Инженерного Училища и Юнкер Николаевского Кавалерийского Училища в парадной и обыкновенной форме вне строя. Юнкер 1-го Павловского Военного Училища в парадной и обыкновенной строевой форме (прик. по воен. вед. 1882 г. № 91.) // Иллюстрированное описание перемен в обмундировании и снаряжении войск Императорской Российской армии за 1881–1900 гг.: в 3 т.: в 21 вып.: 187 рис. / Сост. в Техн. ком. Гл. интендантского упр. — СПб.: Картографическое заведение А.Ильина, 1881–1900.
↑ Барельеф в память о героях Первой мировой нашли на петербургском заводе
↑ Шкуро А. Г. Записки белого партизана.
↑ Здесь нужно понимать, что казачья кавалерия с 1875 года административно также была регулярной — первоочередные полки до 1917 года на льготу не распускались; речь идёт о различиях в тактике драгун и казаков, преподаваемой слушателям.
↑ Тяжелой, средней, лёгкой кавалерии и казачьих войск; с 1883 до 1924 года — драгунских и казачьих войск.
↑ http://dlib.rsl.ru/viewer/01004002293#?page=219
Ссылки |
- Николаевское кавалерийское училище
- Форма кадетов времен Первой мировой войны
Литература |
Шкуро А. Г. Записки белого партизана
Маннергейм К. Г. Мемуары
Трубецкой В. С. Записки кирасира
Марков А. Кадеты и юнкера
Вадимов Евгений. Корнеты и звери («Славная школа»): очерки. — Белград: Издание Н. З. Рыбинского, 1929.
Исторический очерк Николаевского кавалерийского училища. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 1823—1873. — Николаев, 1873. — 344 с.
Литтауэр В. С. Русские гусары. Мемуары офицера императорской кавалерии. 1911—1920 гг.
Общество бывших юнкеров Николаевского кавалерийского училища. / Сб. — Париж, 1935.
Памятка Николаевского кавалерийского училища. / Сб. — Париж: Изд. б. юнкеров НКУ, 1969.