Казахстанские железные дороги


































































АО «НК «Казакстан темір жолы»
Railway Map of Kazakhstan (kk).png
Тип
Акционерное общество

Листинг на бирже

KASE: TMJL
Основание
1997
Расположение
КазахстанFlag of Kazakhstan.svg Казахстан: Астана
Ключевые фигуры
Сауат Мынбаев (председатель правления)

Отрасль
Железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки
Продукция
Услуги железнодорожной инфраструктуры
Оборот
760,5 млрд тенге (2015)[1]
Чистая прибыль
(убыток)
- 460,0 млрд тенге (2015)[1]

Число сотрудников
145 901 чел. (2015)[2]
Материнская компания
АО «ФНБ „Самрук-Казына“» (100 %)
Дочерние компании
АО «Алматинский вагоноремонтный завод»,
АО «Военизированная железнодорожная охрана»,
АО «Вокзал-сервис»,
АО «Казтранссервис»,
АО «Қазтеміртранс»,
АО «KTZ Express» (включая AMG),
АО «Локомотив»,
АО «Локомотивный сервисный центр»,
АО «Ремлокомотив»,
АО «Пассажирские перевозки»,
АО «Теміржолсу»,
АО «Транстелеком»,
АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт»,
АО «Центр транспортного сервиса»,
ТОО «Лесозащита»,
АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»,
ТОО «Акжайык-Запад 2006»,
ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта»,
ТОО «Ремонтная корпорация «Камкор»,
АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций»,
Logistic System Management B.V. (LSM B.V.),
АО «Досжан темір жолы»,
АО «Теміржол жондеу»,
АО «Каскор-Транссервис»

Аудитор
«Делойт» (2015)
Сайт
www.railways.kz
Commons-logo.svg Казахстанские железные дороги на Викискладе




Главный офис КТЖ среди новой застройки.


«Казахстан темир жолы» (КТЖ; каз. Қазақстан темір жолы — Казахстанские железные дороги; KASE: TMJL) — крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана. Полное наименование — Акционерное общество «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“»[3][4].
Главный офис КТЖ — в Астане.




Содержание






  • 1 Собственники и финансовое положение


    • 1.1 Единственный акционер


    • 1.2 Финансовое положение




  • 2 Показатели деятельности


    • 2.1 Инфраструктура и подвижной состав




  • 3 Крупные проекты


    • 3.1 Высокоскоростное движение




  • 4 Стыки


  • 5 Интересные факты


  • 6 Ссылки


  • 7 Примечания





Собственники и финансовое положение |



Единственный акционер |


Единственным акционером компании является национальный фонд «Самрук-Казына», 100% акций которого контролируется Правительством Республики Казахстан (через Комитет государственного имущества и приватизации в составе Министерства финансов РК).



Финансовое положение |


На 31 декабря 2016 года общая задолженность КТЖ перед кредиторами составляла 1 239 679 774 000 тенге (эквивалент $3,6 млрд). Обслуживание кредита и других обязательств превышают доходы от пассажирских перевозок[5][6]. Перед девальвацией в августе 2015 года сумма задолженности превышала $6 млрд[7][8]. Также рассматриваются варианты оплаты долгов КТЖ за счёт пенсионных накоплений из ЕНПФ[9].



Показатели деятельности |




Поезд № 022Ц сообщением Кызылорда — Семей, с тепловозом 2ТЭ10У


Объем капитальных вложений в 2012 году составил 499 млрд 515 млн тенге, что в 1,3 раза больше 2011 года. Грузооборот превысил уровень 2011 года на 5,4 % и составил 235,7 млрд тонно-км. По итогам 2012 года пассажирооборот пассажирооборот составил 16,7 млрд пассажиро-км, что на 14 % выше показателя 2011 года. Чистый доход сложился на уровне 116,7 млрд тенге, что почти в 2 раза превышает уровень 2008 года. Производительность труда в 2012 году достигла 5,3 млн тенге на одного человека, что выше 2011 года на 15,2 %.



Инфраструктура и подвижной состав |


Протяжённость магистральных железнодорожных путей составляет более 14 тысяч км. Парк грузовых вагонов — более 120000 единиц, парк локомотивов — более 1500 единиц. Тяговый подвижной состав включает в себя тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование. Нетяговый подвижной состав — различные вагоны (пассажирские, грузовые, вагоны-цистерны).



Крупные проекты |


В число крупных индустриальных проектов, реализуемых КТЖ, входят две транзитные магистрали стратегического значения (Хоргос — Жетыген и Узень — госграница с Туркменистаном) и четыре крупных машиностроительных предприятия (локомотивосборочный завод, завод по сборке электровозов в Астане, завод по производству пассажирских вагонов в Астане и завод по сборке грузовых вагонов в Экибастузе).


3 июля 2012 года в Казахстане началось строительство сразу двух новых магистралей внутригосударственного сообщения[10]: Аркалык — Шубарколь (214 км) и Жезказган — Саксаульская (517 км) — Шалкар — Бейнеу (496 км). Строительство линий было завершено в августе 2014 года[11].


Также через Казахстан планируется сооружение из Китая международной высокоскоростной магистрали «Евразия» в Россию и далее в Европу и международной магистрали в Киргизию и Узбекистан и далее в Иран, Турцию и Европу.




  1. ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» (КВК). Проектная мощность завода составит до 3000 полувагонов в год. В 2011 году выпущено 250 первых полувагонов. Казахстанское содержание по проекту составляет 92 %.


  2. Жетыген — Коргас. Протяжённость дороги составляет более 293 км с сопутствующей инфраструктурой: 4 промежуточные станции, 10 разъездов, мосты (в том числе мост через Или длиной 950 м) и перегрузочный комплекс на станции Алтынколь. Ожидается, что по этой железнодорожной ветке ежегодно будет проходить до 13 млн тонн грузов. Ввод первого пускового комплекса линии состоялся 9 декабря 2011 года[12].

  3. Магистраль Узень — государственная граница с Туркменистаном. Это 146-километровый участок международного проекта Узень — Кызылкая — Берекет — Этрек — Горган, реализуемый Казахстаном, Ираном и Туркменистаном. Данный маршрут позволит сократить путь из центра Евразии до иранских морских портов более чем на 600 км. Планируемый грузооборот линии до 10 млн тонн в год. Казахский участок дороги был открыт 9 декабря 2011 года[13].

  4. Завод по производству современных электровозов в г. Астане «Электровоз құрастыру зауыты». Открытие завода состоялось в декабре 2012 года. Alstom-TMX поставит оборудование для производственной линии, мощность которой составляет 50-80 электровозов в год. В дальнейшем предполагается поэтапная локализация производства комплектующих для электровозов на территории Казахстана. Казахстанское содержание при этом поднимется до 72 %.

  5. Завод по выпуску пассажирских вагонов «Тұлпар-Тальго» в г. Астане. Проектная мощность предприятия — 150 вагонов в год, на начальных этапах производства — от 30 до 140 вагонов в год. Конструкционная скорость вагонов — 200 км/ч, что позволяет использовать их в скоростном движении. Уровень казахстанского содержания в производстве к 2015 году достигнет 56 %.


  6. Центр технологий на транспорте в г. Астане. В сентябре 2012 года в Астане был открыт Центр технологий на транспорте — современное учебное заведение для работников производственного профиля и менеджеров железнодорожного транспорта. В среднем, ежегодно более 90 000 работников (56 % всего персонала) проходят обучение, в том числе в странах ближнего и дальнего зарубежья. С вводом в эксплуатацию Центра технологий на транспорте планируется, что процент обучаемых достигнет 66. Центр рассчитан на обучение до 15 000 человек в год. В целом по данной программе, рассчитанной до 2020 года, планируется обучить около 6 000 работников Компании.


  7. Строительство сети ТЛЦ на территории Казахстана — инвестиционный проект, предполагающий создание сети современных транспортно-логистических центров в наиболее перспективных с точки зрения логистического потенциала регионах Казахстана. В настоящее время проект находится на стадии разработки ТЭО, осуществляемой казахстанской компанией ТОО «ЖасампазАлем» с участием международных экспертов.[14]



Высокоскоростное движение |


В феврале 2011 года в Пекине между КТЖ и Министерством железных дорог КНР состоялось подписание меморандума о сотрудничестве в области строительства первой в стране, второй в Центральной Азии (после Узбекистана) и третьей СНГ (после также России) высокоскоростной железной дороги (ВСМ) Астана — Алма-Ата через Караганду длиной 1011 км с высокоскоростными поездами Talgo, скоростные варианты которых пока ходят в стране по обычным линиям. Планируемая скорость поезда — 250 км/ч, время проезда — 5 ч. Начало строительство линии было запланировано на 2014 год, ведутся работы над ТЭО.


Казахстан будет участвовать в создании международной ВСМ «Евразия» Пекин — Москва, которая пройдёт через Астану в уральскую и центральную части России, а в перспективе в Европу.



Стыки |




Железные дороги Казахстана по состоянию на январь 2016 года


Казахстанская железная дорога граничит:



  • с Приволжской ЖД России (на западе):

    • по ст. Кигаш — на линии {Волгоград} — Аксарайская — Макат,

    • по ст. Озинки — на линии Саратов — Ершов — Уральск;



  • с Южно-Уральской ЖД России (на севере):

    • по ст. Илецк-1 — на линии Оренбург — Илецк — {Кандагач},

    • по ст. Никельтау — на линии Никель — Никельтау — {Кандагач},

    • по ст. Тобол — на линии Карталы — Тобол — Есиль — Астана,

    • по ст. Каерак — на линии Челябинск — Троицк — Каерак — Костанай,

    • по ст. Пресногорьковская — на линии Курган — Пресногорьковская — Новоишимская,

    • по ст. Петропавловск — на линии Курган — Петропавловск — Омск;



  • с Западно-Сибирской ЖД России (на северо-востоке):

    • по ст. Кулунда — на линии Барнаул — Кулунда — Павлодар,

    • по ст. Локоть-Алтайский — на линии Барнаул — Рубцовск — Локоть — Семей (Семипалатинск);



  • с Ланьсиньской железной дорогой (Китай) (на востоке):

    • по ст. Достык (Дружба) — на трансграничном переходе Достык (Дружба) — Алашанькоу на линии Актогай — Достык (Дружба) — Алашанькоу — Дзингхэ (КНР),

    • по ст. Коргас — на трансграничном переходе Коргас — Хоргос на линии Жетыген — Алтынколь — Коргас (РК) — Хоргос (КНР)- Цзинхэ (этот новый трансграничный переход открыт 22.12.2013 г.);



  • с железной дорогой Киргизии (на юго-востоке):
    • по ст. Луговая — на линии Луговая — Каинды — Бишкек — Токмак;


  • с Узбекистанской железной дорогой (на юге):

    • по ст. Сары-Агач — на линии Арысь — Сары-Агач — Ташкент,

    • по ст. Оазис — на линии Макат — Бейнеу — Оазис — Кунград;



  • с Туркменской железной дорогой (на юго-западе):
    • по ст. Болашак — на линии Жанаозен — Болашак (Казахстан) — Серхетяка (Туркменистан) — Кызылкая — Берекет — Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран) железнодорожного коридора Казахстан—Туркменистан—Иран.



Казахстанский участок Жанаозен — Болашак — госграница (с Туркменистаном) коридора Казахстан—Туркменистан—Иран открыт в мае 2013 года. По состоянию на 1.1.2014 весь железнодорожный коридор от Казахстана до Ирана ещё не открыт.



Интересные факты |



  • КТЖ является самой многочисленной компанией в Казахстане: около 1 % населения страны занято в железнодорожной отрасли.

  • Казахская железная дорога, образованная в 1958 году, протяжённостью свыше 11 тысяч км, была самой крупной в СССР.

  • Самый длинный маршрут поезда в Казахстане — Алма-Ата — Мангышлак (3269 км, в пути 70 часов 13 минут).

  • 20 февраля 1986 года в Казахской ССР был поставлен мировой рекорд: по Целинной железной дороге был проведён состав в 440 вагонов общим весом 43,4 тысячи тонн и длиной 6,5 км.

  • Является генеральным спонсором футбольного клуба «Астана»[15] и хоккейного клуба «Барыс»[16].

  • 40-этажный 174-метровый главный офис КТЖ является одним из самых высоких зданий в Астане, Казахстане и Центральной Азии.



Ссылки |



  • Казахстан: итоги работы железнодорожного транспорта в 2006 году

  • Развитие железных дорог


  • Шар — Усть-Каменогорск: новая жизнь региона (недоступная ссылка)

  • Пущена Алтынсарино — Хромтау

  • Расписание электричек, поездов Республики Казахстан




Примечания |





  1. 12 Консолидированная финансовая отчётность 2015


  2. Годовой отчёт 2015


  3. Устав акционерного общества «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“»  (рус.)  (Проверено 4 мая 2011)


  4. Согласно уставу общества официальное наименование на русском языке — АО «Национальная компания „Қазақстан темір жолы“».


  5. http://www.kase.kz/files/emitters/TMJL/tmjlfm1_2017_cons_rus.pdf


  6. http://www.kase.kz/files/emitters/TMJL/tmjlf5m1_2017_cons_rus.pdf


  7. Долги КТЖ перед кредиторами достигли 6 млрд долларов | NUR.KZ


  8. Долг КТЖ — почти 6 миллиардов долларов — 365info.kz


  9. 200 млрд тенге из пенсионного фонда пойдут на долги КТЖ - эксперты - новости на Informburo.kz


  10. Дан старт строительству железных дорог «Жезказган-Бейнеу» и «Аркалык-Шубарколь»


  11. Работа дорог "Жезказган-Бейнеу" и "Аркалык-Шубарколь" будет определять жизнь нескольких регионов (неопр.). zakon.kz: Новости Казахстана на сегодня, последние новости мира, законодательство Казахстана. Проверено 12 марта 2016.


  12. Состоялось открытие железной дороги Жетыген — Коргас


  13. В Мангистауской области состоялось открытие проекта «Узень — Государственная граница с Туркменистаном»


  14. Официальный сайт консалтинговой компании ЖасампазАлем (недоступная ссылка)


  15. Генеральный спонсор


  16. Официальный сайт Хоккейного клуба «Барыс» Астана — Барыс Архивная копия от 4 мая 2012 на Wayback Machine














Popular posts from this blog

Steve Gadd

Лира (музыкальный инструмент)

Сарыагашский район